7 небанальных игр на развитие речи в старшей группе
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Оригинальные игры, которые помогут развить речь , мелкую моторику, воображение, фантазию, и мышление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_razvitie_rechi.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семь небанальных игр на развитие речи в старшей группе
«Продавец и покупатель»
Цель: Развитие словаря и фразовой речи.
Оборудование: Коробки с горохом и различной крупой.
Описание игры. Один ребёнок – продавец. Перед ним две коробки (затем число их можно увеличить до четырёх-пяти), в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти её. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Воспитатель, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает продукты в коробку, встряхивает и дает возможность детям прислушаться. К издаваемому каждым продуктом звуку.
«Скажи, что звучит»
Цель: Развитие слухового внимания.
Оборудование: Колокольчик, барабан, дудочка и пр.
Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.
«Улиточка»
Цель: Узнать товарища по голосу.
Описание игры: Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:
Улиточка, улиточка,
Высунь-ка рога,
Дам тебе я сахару,
Кусочек пирога,
Угадай, кто я.
Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.
«Угадай, чей голосок»
Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений.
Описание игры:
Играющие сидят. Один из них становится (по назначению педагога) в центре круга и закрывает глаза. Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто назвал его. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Педагог предлагает детям разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг» дети занимают свои места в кругу. Один ребёнок остается в центре круга.
Дети идут по кругу и говорят:
Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай!
Игра повторяется несколько раз.
«Что мы делали – не скажем, а что делали – покажем»
Цель: Развитие дыхания, сообразительности и наблюдательности детей.
Оборудование: Шары.
Описание игры: выбирают водящего, он выходит за дверь. Оставшиеся дети сговариваются, какое движение они будут выполнить. Потом приглашают водящего. Он говорит:
Здравствуйте, дети!
Где вы были,
Что вы видели?
Дети хором отвечают:
Где мы были – не скажем,
А что делали – покажем.
Если водящий отгадал выполняемое детьми движение, то выбирается новый водящий. Если не смог отгадать, снова водит.
Игра проводится несколько раз. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз в тексте и имитационных упражнениях. Могут быть использованы следующие варианты.
Дети могут:
- делать утреннюю гимнастику. Подняться на носки, руки вверх – вдох, опускаясь – выдох. Поднять руки над головой – вдох, опускаясь – выдох. Развести руки в стороны – вдох, опускаясь – выдох. Вытянуть руки вперед перед собой – вдох, опустить по бокам – выдох. Руки на поясе. Обвести локти назад – вдох, поставить руки в исходное положение – выдох;
- лепить снежную бабу. А потом греть озябшие руки: дышать на руки;
- раздувать угасающий костёр. Для этого дети садятся на корточки вокруг «костра» и дуют (набрать воздух через нос и медленно выдыхать через рот, надувая щеки);
- готовится к празднику. Надувать шары;
- пилить дрова. Для этого дети становятся парами, перекрещивают руки и имитируют пилку дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох;
- рубить дрова. Дети поднимают и сцепляют руки над головой – вдох, наклоняясь вперед – выдох.
«Придумай фразу»
Цель: Развитие фразовой речи. Правильное построение предложений.
Оборудование: Сюжетные картинки из лото «Что мы делаем».
Описание игр: Показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из двух-трех слов), затем предлагает детям дополнить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребёнок удлиняет фразу ещё на одно слово.
Например, педагог говорит: Таня играет. Ребёнок повторяет предложение: Таня играет и добавляет на улице. Следующий повторяет Таня играет на улице и добавляет в песочнице.
Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы (три-четыре слова) произносятся на одном выдохе, а длинные – с паузой через три-четыре слова. Когда дети овладеют правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.
Речевое упражнение «Кто это? Что это? Отвечай быстро.»
Цель: 1. Формировать быструю реакцию на слово.
2. Развивать умение разгадывать загадки.
3. Развивать воссоздающее воображение.
4. Освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо.
Ход игры: воспитатель произносит начало фразы, дети четко и быстро продолжают:
Звонкий, быстрый, веселый - мяч
Старательный, послушный, вежливый – ребёнок/мальчик
Вкусный, алый, сочный - арбуз
Зеленый, продолговатый, сочный - огурец
Желтые, красные, осенний - листья
Аккуратная, послушная, веселая - девочка
Холодный, белый, пушистый - снег
Задиристый, драчливый, взъерошенный - воробей/хулиган
Бурый, косолапый, неуклюжий - медведь
Белое, пушистое, легкое - одеяло
Желтые, красные, зеленые - фонарики
Маленькая, серенькая, пугливая - мышка
Ветвистая, зеленая, колючая - ёлка
Новая, интересная, библиотечная - книга
Старый, кирпичный, двухэтажный – дом
Красное, спелое, сладкое - яблоко
Чистое, голубое, горное - озеро
Белый, пушистый, лесной - снег
Пугливая, беленькая, маленькая - зайка
Белоствольная, высокая, стройная - берёза
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...
Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...