Рекомендации для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 5-6 лет
материал по развитию речи (старшая группа)
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно своевременно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech.docx | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 5-6 лет
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно своевременно. Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Своевременное формирование грамматического строя языка ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.
Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребёнок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятным другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.
Чтобы наши дети уверенно владели речью необходимо проводить следующее:
- Всевозможные игры, упражнения,
- развивать мелкую моторику,
- слуховое внимание,
- речевое дыхание,
- развивать диалогическую речь.
Чтобы полученные знания закреплялись, родителям нужно больше общаться со своими детьми везде. На 5-6 году жизни мы рекомендуем использовать следующие игры и упражнения:
«Размытое письмо» ( взрослыми составляется письмо, некоторые слова в котором пропускаются, дети самостоятельно дополняют предложение).
«Где я был?» (называются слова, которые могут быть объединены, а ребёнок отгадывает, где могут встретиться эти слова, например, медузы, морские коньки, акулы).
«Я умею считать» (ребёнок считает, сколько у него пальцев, глаз, карандашей и т.д.).
«Разговор по телефону» (ребёнок передаёт телефонный разговор, а взрослый помогает, если тот затрудняется).
«Узнай по звуку» (звучат музыкальные инструменты, а ребёнок отгадывает этот инструмент).
«Киоск открыт» (подбираются открытки, а ребёнок отбирает и называет те открытки, которые хочет приобрести, описывая, что на них изображено).
«Отгадайте кличку» (взрослый описывает игрушку, а ребёнок должен отгадать, что это за игрушка, например, лисёнок пушистый, шубка у него рыжая).
«Почта» (один становится почтальоном, проводится диалог с ребёнком, например,
- Динь, динь, динь.
- Кто там?
- Почта.
- Откуда? И т.д.)
«Кузовок» ( в кузовок /корзинку/ собираются слова на –« ок», например, хохолок, поплавок, уголок и т. д.).
Успех нашей деятельности зависит от вас. Больше читайте детям.
Разучивание стихотворений
Разучивание стихов,пересказ рассказов, басен, просмотренных кино- и мультфильмов способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, развивается произвольная словесная память.
ПЕРЕСКАЗ И РАССКАЗ
Эффективным способом развития связной речи является и регулярно провоцируемый взрослым рассказ ребенка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня: в школе, на улице, дома. Такого рода задания помогают развивать у ребенка внимание, наблюдательность, память.
Если детям трудно дается пересказ прочитанного текста, рекомендуется предложить разыграть в лицах прочитанный рассказ или сказку. После второго прочтения детям предлагается инсценировать прочитанное. Этот способ развития умения пересказывать основан на том, что, получив какую-то роль, ребенок будет воспринимать текст с иной мотивационной установкой, что способствует выделению и запоминанию основного смысла, содержания прочитанного.
На развитие выразительной, грамматически правильно построенной речи существенное влияние оказывает прослушивание ребенком аудиозаписей детских сказок, спектаклей и пр. в исполнении актеров, владеющих мастерством художественного слова.
СКОРОГОВОРКИ являются эффективным средством развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи, а также могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей. Придумывайте рифмовки к словам (например, солнце – донце, трава – мурава и т.д.); описывайте предметы и др. ( например, это слон - животное, живёт в жарких странах, у него есть голова, туловище, ноги и т.д.) ; в разных видах деятельности показывать различные качества предметов (бумага в воде размокает, железо тяжёлое и в воде тонет и т.д.); многое детям показывайте и возите на экскурсии; рассматривайте отдельные предметы и игрушки; при посещении магазинов и др. мест обобщайте значение понятий «овощи» (то, что растёт на грядке и т.д.), «фрукты» (то, что растёт на дереве и т.д.), «игрушки» ( то с чем играют и т.д.)
- У пеньков опять пять опят.
- Водовоз вез воду из-под водопровода.
- Мокрая погода размокропогодилась.
- Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.
- Нисколько не скользко, не скользко нисколько.
- Ехал грека через реку,
Видит грека: в реке – рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку грека – цап!
- Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
- По утрам у Айболита, до обеденной поры,
лечат зубы: зебры, зубры, тигры, выдры и бобры.
- Шел Егорка по пригорку
И учил скороговорку.
Он учил скороговорку
Про Егорку и про горку.
А когда сбежал под горку,
Позабыл скороговорку.
И теперь в скороговорке
Нет ни горки, ни Егорки.
Рекомендуется читать всевозможные сказки и рассказы, обязательно после чего объяснить непонятные слова и побеседовать о прочитанном , об отношении ребёнка к узнанному. Так же нашим деткам не помешает и русское слово- потешки, поговорки, пословицы. Не пропустите мимо не одно событие, пусть ребёнок будет в курсе всего. И следите за своей речью. Если вы заметили, что у ребёнка есть дефекты речи, вам нужно обратиться к специалисту – логопеду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации учителя – логопеда для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 4-5 лет
В материале представленфы игры, направленные на речевое развитие детей 4-5 лет...
Рекомендации учителя – логопеда для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 4-5 лет
В материале представлены игры, направленные на речевое развитие детей 4-5 лет...
Рекомендации для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 5-6 лет
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развив...
Рекомендации для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 4-5 лет
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась пра...
Рекомендации для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 5-6 лет
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась пра...
статья " Рекомендации для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 5-6 лет"
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ре...
Рекомендации для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 4-5 лет
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась пра...