Рекомендации для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 5-6 лет
материал по развитию речи (старшая группа)

Коваль Галина Николаевна

      Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно своевременно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 5-6 лет

      Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно своевременно. Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

     Своевременное формирование грамматического строя языка ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.

     Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребёнок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятным другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

         Чтобы наши дети уверенно владели речью необходимо проводить следующее:

-  Всевозможные игры, упражнения,

- развивать мелкую моторику,

- слуховое внимание,

- речевое дыхание,

- развивать диалогическую речь.

  Чтобы полученные знания закреплялись, родителям нужно больше общаться со своими детьми везде.  На 5-6 году жизни мы рекомендуем использовать следующие игры и упражнения:

«Размытое письмо» ( взрослыми составляется письмо, некоторые слова в котором пропускаются, дети  самостоятельно дополняют предложение).

«Где я был?» (называются слова, которые могут быть объединены, а ребёнок отгадывает, где могут встретиться эти слова, например, медузы, морские коньки, акулы).

«Я умею считать» (ребёнок считает, сколько у него пальцев, глаз, карандашей и т.д.).

«Разговор по телефону» (ребёнок передаёт телефонный разговор, а взрослый помогает, если тот затрудняется).

«Узнай по звуку» (звучат музыкальные   инструменты, а ребёнок отгадывает  этот инструмент).

«Киоск открыт» (подбираются открытки, а ребёнок отбирает и называет  те открытки, которые  хочет приобрести, описывая, что на них изображено).

«Отгадайте кличку» (взрослый описывает игрушку, а ребёнок должен отгадать, что это за игрушка, например, лисёнок пушистый, шубка у него рыжая).

«Почта» (один становится почтальоном, проводится диалог с ребёнком, например,

- Динь,  динь,  динь.

- Кто там?

- Почта.

- Откуда? И т.д.)

«Кузовок» ( в кузовок /корзинку/ собираются  слова на –« ок», например, хохолок, поплавок, уголок и т. д.).

 Успех нашей деятельности зависит от вас.  Больше читайте детям.

Разучивание стихотворений

Разучивание стихов,пересказ  рассказов, басен, просмотренных кино- и мультфильмов способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, развивается произвольная словесная память.

ПЕРЕСКАЗ И РАССКАЗ     

     Эффективным способом развития связной речи является и регулярно провоцируемый взрослым рассказ ребенка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня: в школе, на улице, дома. Такого рода задания помогают развивать у ребенка внимание, наблюдательность, память.

     Если детям трудно дается пересказ прочитанного текста, рекомендуется   предложить разыграть в лицах прочитанный рассказ или сказку.  После второго прочтения детям предлагается инсценировать прочитанное. Этот способ развития умения пересказывать основан на том, что, получив какую-то роль, ребенок будет воспринимать текст с иной мотивационной установкой, что способствует выделению и запоминанию основного смысла, содержания прочитанного.

      На развитие выразительной, грамматически правильно построенной речи существенное влияние оказывает прослушивание ребенком аудиозаписей детских сказок, спектаклей и пр. в исполнении актеров, владеющих мастерством художественного слова.

СКОРОГОВОРКИ   являются эффективным средством развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи, а также  могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей. Придумывайте рифмовки к словам (например, солнце – донце, трава – мурава и т.д.); описывайте предметы и др. ( например, это слон - животное, живёт в жарких странах, у него есть голова, туловище, ноги и т.д.) ;   в разных видах деятельности показывать различные качества предметов (бумага в воде размокает, железо тяжёлое и в воде тонет и т.д.); многое детям показывайте и возите на экскурсии; рассматривайте отдельные предметы и игрушки; при посещении магазинов и др. мест обобщайте значение понятий «овощи» (то, что растёт на грядке и т.д.), «фрукты» (то, что растёт на дереве и т.д.), «игрушки» ( то с чем играют и т.д.)  

  • У пеньков опять пять опят.
  • Водовоз вез воду из-под водопровода.
  • Мокрая погода размокропогодилась.
  • Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.
  • Нисколько не скользко, не скользко нисколько.
  • Ехал грека через реку,

               Видит грека: в реке – рак.

               Сунул грека руку в реку,

               Рак за руку грека – цап!

  • Карл у Клары украл кораллы,

               А Клара у Карла украла кларнет.

  • По утрам у Айболита, до обеденной поры,

               лечат зубы: зебры, зубры, тигры, выдры и бобры.

  • Шел Егорка по пригорку

               И учил скороговорку.

              Он учил скороговорку

              Про Егорку и про горку.

              А когда сбежал под горку,

              Позабыл скороговорку.

              И теперь в скороговорке

              Нет ни горки, ни Егорки.

 

      Рекомендуется  читать всевозможные сказки и рассказы, обязательно после чего  объяснить непонятные слова и побеседовать о прочитанном , об отношении ребёнка к узнанному. Так же нашим деткам не помешает и русское  слово- потешки, поговорки, пословицы. Не пропустите мимо не одно событие, пусть ребёнок будет в курсе всего.  И следите за своей речью. Если вы заметили, что у ребёнка есть дефекты речи, вам нужно обратиться к специалисту – логопеду. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 5-6 лет

    Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развив...

Рекомендации для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 4-5 лет

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась пра...

Рекомендации для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 5-6 лет

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась пра...

статья " Рекомендации для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 5-6 лет"

    Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ре...

Рекомендации для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 4-5 лет

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась пра...