статья " Рекомендации для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 5-6 лет"
материал по развитию речи (старшая группа)

Лебедева Т.А.

      Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно своевременно. Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

     Своевременное формирование грамматического строя языка ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.

     Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми , снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребёнок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятным другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

         Чтобы наши дети уверенно владели речью необходимо проводить следующее:                                                                                                                                всевозможные игры, упражнения,

- развивать мелкую моторику,

- слуховое внимание,

- речевое дыхание,

- развивать диалогическую речь.

  Чтобы полученные знания закреплялись, родителям нужно больше общаться со своими детьми везде.  На 5-6 году жизни мы рекомендуем использовать следующие игры и упражнения:

«Размытое письмо» ( взрослым составляется письмо, некоторые слова в котором пропускаются  , дети  самостоятельно дополняют предложение).

«Где я был?» (называются слова, которые могут быть объединены, а ребёнок отгадывает, где могут встретиться эти слова, например, медузы, морские коньки, акулы).

«Я умею считать» (ребёнок считает, сколько у него пальцев, глаз, карандашей и т.д.).

«Разговор по телефону» (ребёнок передаёт телефонный разговор, а взрослый помогает , если тот затрудняется).

«Узнай по звуку» (звучат муз. инструменты, а ребёнок отгадывает  этот инструмент).

«Киоск открыт» ( подбираются открытки, а ребёнок отбирает и называет  те открытки, которые  хочет приобрести, описывая, что на них изображено).

«Отгадайте кличку» ( взрослый описывает игрушку, а ребёнок должен отгадать, что это за игрушка, например, лисёнок пушистый, шубка у него рыжая).

«Почта» ( один становится почтальоном, проводится диалог с ребёнком, например,

- Динь,  динь,  динь.

- Кто там?

- Почта.

- От куда ?

И т.д.)

«Кузовок» ( в кузовок /корзинку/ собираются  слова на –« ок», например, хохолок, поплавок, уголок и т. д.).

 Успех нашей деятельности зависит от вас.  Больше читайте детям;

Разучивание стихотворений

Разучивание стихов способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, помогает развивать произвольную словесную память.

ПЕРЕСКАЗ И РАССКАЗ

     Пересказ рассказов, басен, просмотренных кино- и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и развитию произвольной словесной памяти.

     Эффективным способом развития связной речи является и регулярно провоцируемый взрослым рассказ ребенка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня: в школе, на улице, дома. Такого рода задания помогают развивать у ребенка внимание, наблюдательность, память.

     Если детям трудно дается пересказ прочитанного текста, рекомендуется применять следующий прием – предложить разыграть в лицах прочитанный рассказ или сказку. При этом первый раз просто читают литературный текст, а перед вторым прочтением распределяют роли между учащимися (этот прием можно с успехом применять на уроке). После второго прочтения детям предлагается инсценировать прочитанное. Этот способ развития умения пересказывать основан на том, что, получив какую-то роль, ребенок будет воспринимать текст с иной мотивационной установкой, что способствует выделению и запоминанию основного смысла, содержания прочитанного.

      На развитие выразительной, грамматически правильно построенной речи существенное влияние оказывает прослушивание ребенком аудиозаписей детских сказок, спектаклей и пр. в исполнении актеров, владеющих мастерством художественного слова.

 

СКОРОГОВОРКИ

  • У пеньков опять пять опят.
  • Водовоз вез воду из-под водопровода.
  • Мокрая погода размокропогодилась.
  • Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.
  • Нисколько не скользко, не скользко нисколько.
  • Около кола колокола колоколят.

               Три дровосека, три дроворуба

                на дворе дрова топорами рубят.

  • Была у Фрола – Фролу на Лавра наврала.

               Пойдет к Лавру – Лавру на Фрола наврет.

  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Всех скороговорок

               Не перескороговоришь.

               Да не перевыскороговоришь!

  • Сшит колпак не по-колпаковски.

              Слит колокол, да не по-колоколовски.

              Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

              Надо колокол переколоколовать, перевыколоковать.

  • Ехал грека через реку,

               Видит грека: в реке – рак.

               Сунул грека руку в реку,

               Рак за руку грека – цап!

  • Карл у Клары украл кораллы,

               А Клара у Карла украла кларнет.

  • По утрам у Айболита, до обеденной поры,

               лечат зубы: зебры, зубры, тигры, выдры и бобры.

  • Смотрит зайка косой,

              Как девчонка с косой,

              За речною косой

              Травы косит косой.

  • Кукушка кукушонку

               Купила капюшон.

               Надел кукушонок капюшон,

               Как в капюшоне кукушонок смешон.

  • Шел Егорка по пригорку

               И учил скороговорку.

              Он учил скороговорку

              Про Егорку и про горку.

              А когда сбежал под горку,

              Позабыл скороговорку.

              И теперь в скороговорке

              Нет ни горки, ни Егорки.

 

Скороговорки являются эффективным средством развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Скороговорки могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей.

 Придумывайте рифмовки к словам (например, солнце – донце, трава – мурава и т.д.); описывайте предметы и др. ( например, это слон - животное, живёт в жарких странах, у него есть голова. Туловище. Ноги и т.д.) ;   в разных видах деятельности показывать различные качества предметов (бумага в воде размокает, железо тяжёлое и в воде тонет и т.д.); многое детям показывайте и возите на экскурсии; рассматривайте отдельные предметы и игрушки; при посещении магазинов и др. мест обобщайте значение понятий «овощи» (то, что растёт на грядке и т.д.), «фрукты» (то, что растёт на дереве и т.д.), «игрушки» ( то с чем играют и т.д.) ; после просмотра сказок, фильмов помочь ребёнку подобрать глаголы (Иван – царевич выстрелил, коту дали шляпу и он пошёл охотиться и т.д.) , раскрывающие действия понравившегося персонажа; «Мальчик, девочка» и  другие темы, подбирайте антонимы(скажи наоборот, например, высокий – низкий ит.д.) «Волшебная палочка» (прикосновением палочки увеличивать в количестве, изменять слова, например, один стул, два стула и т.д.); «Великий Нехочуха» (ребёнку говорят глаголы, а он отказывается, говоря, я не хочу сидеть и т. д.); «Представь и опиши» и др.

      Рекомендуется  читать всевозможные сказки и рассказы, обязательно после чего  объяснить непонятные слова и побеседовать о прочитанном , об отношении ребёнка к узнанному. Так же нашим деткам не помешает и русское слово потешек, поговорок , пословиц. Не пропустите мимо не одно событие, пусть ребёнок будет в курсе всего.  И следите за своей речью. Если вы заметили, что у ребёнка есть дефекты речи, вам нужно обратиться к специалисту – логопеду.

 

Игры по развитию речи:

 

игра «Молоток и дудочка»

 Цель: Учить детей дифференцировать в словах звуки [д] и [т].

 Ход игры: Воспитатель постукивает деревянным молоточком по столу и говорит:

 «Тук – тук – тук,

 Ток – ток – ток,

 Бей покрепче молоток.

 У дудочки песенка звонкая, она начинается со звука [д]. А песенка молоточка незвонкая. Она начинается со звука [т]».

 У каждого ребенка предметная картинка. Ребенок четко проговаривает слово, интонационно выделяет звук [д] или [т]. Кладет картинку к дудочке, если в слове слышится звук [д], а к молоточку, если в слове звук [т].

игра «Какой звук заблудился»

 Цель: Развивать фонематический слух детей, умение дифференцировать в словах звуки.

 Ход: Воспитатель предлагает детям отгадать, какой звук «заблудился» и исправить ошибку сказать правильно.

 Вот колючий, серый ешик.

 На крылечке сидит кожечка.

 На травинку села красивая стрекоса.

 Мама намазала хлеб мазлом.

Игры для развития лексической стороны речи

(обогащение словарного запаса)

 

«Наоборот»

Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

 Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.

 Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

 Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо - налево, вверх-вниз, под - над, далеко - близко, высоко - низко,  внутри - снаружи, дальше - ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя  хором произносят нужное слово.

«Скажи по-другому»

 Цель:  Учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.

 Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.

 «Большой» - предлагает воспитатель. Дети называют слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.

 «Красивый» - «пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

 «Мокрый» - «сырой, влажный» и т.д.

«Добавь слова»

Цель: научить составлять распространенные предложения.

 Ход игры. «Сейчас я скажу предложение.  Например,  «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое).  Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.

 Предложения для игры:

Девочка кормит собаку

Пилот управляет самолётом.

Мальчик пьёт сок.

     «Подбери слово»

Цель: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

 Ход игры.  Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить?» Ответы детей: «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т.д. «Штопать – носки, чулки, варежки, шарф».  «Завязывать – шнурки, веревочку, шарф, завязки». «Надвигать – шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, будёновку». «Надеть пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки» и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_razvitiyu_rechi.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 5-6 лет

      Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно своевременно. Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

     Своевременное формирование грамматического строя языка ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.

     Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми , снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребёнок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятным другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

         Чтобы наши дети уверенно владели речью необходимо проводить следующее:                                                                                                                                всевозможные игры, упражнения,

- развивать мелкую моторику,

- слуховое внимание,

- речевое дыхание,

- развивать диалогическую речь.

  Чтобы полученные знания закреплялись, родителям нужно больше общаться со своими детьми везде.  На 5-6 году жизни мы рекомендуем использовать следующие игры и упражнения:

«Размытое письмо» ( взрослым составляется письмо, некоторые слова в котором пропускаются  , дети  самостоятельно дополняют предложение).

«Где я был?» (называются слова, которые могут быть объединены, а ребёнок отгадывает, где могут встретиться эти слова, например, медузы, морские коньки, акулы).

«Я умею считать» (ребёнок считает, сколько у него пальцев, глаз, карандашей и т.д.).

«Разговор по телефону» (ребёнок передаёт телефонный разговор, а взрослый помогает , если тот затрудняется).

«Узнай по звуку» (звучат муз. инструменты, а ребёнок отгадывает  этот инструмент).

«Киоск открыт» ( подбираются открытки, а ребёнок отбирает и называет  те открытки, которые  хочет приобрести, описывая, что на них изображено).

«Отгадайте кличку» ( взрослый описывает игрушку, а ребёнок должен отгадать, что это за игрушка, например, лисёнок пушистый, шубка у него рыжая).

«Почта» ( один становится почтальоном, проводится диалог с ребёнком, например,

- Динь,  динь,  динь.

- Кто там?

- Почта.

- От куда ?

И т.д.)

«Кузовок» ( в кузовок /корзинку/ собираются  слова на –« ок», например, хохолок, поплавок, уголок и т. д.).

 Успех нашей деятельности зависит от вас.  Больше читайте детям;

Разучивание стихотворений

Разучивание стихов способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, помогает развивать произвольную словесную память.

ПЕРЕСКАЗ И РАССКАЗ

     Пересказ рассказов, басен, просмотренных кино- и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и развитию произвольной словесной памяти.

     Эффективным способом развития связной речи является и регулярно провоцируемый взрослым рассказ ребенка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня: в школе, на улице, дома. Такого рода задания помогают развивать у ребенка внимание, наблюдательность, память.

     Если детям трудно дается пересказ прочитанного текста, рекомендуется применять следующий прием – предложить разыграть в лицах прочитанный рассказ или сказку. При этом первый раз просто читают литературный текст, а перед вторым прочтением распределяют роли между учащимися (этот прием можно с успехом применять на уроке). После второго прочтения детям предлагается инсценировать прочитанное. Этот способ развития умения пересказывать основан на том, что, получив какую-то роль, ребенок будет воспринимать текст с иной мотивационной установкой, что способствует выделению и запоминанию основного смысла, содержания прочитанного.

      На развитие выразительной, грамматически правильно построенной речи существенное влияние оказывает прослушивание ребенком аудиозаписей детских сказок, спектаклей и пр. в исполнении актеров, владеющих мастерством художественного слова.

СКОРОГОВОРКИ

  • У пеньков опять пять опят.
  • Водовоз вез воду из-под водопровода.
  • Мокрая погода размокропогодилась.
  • Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.
  • Нисколько не скользко, не скользко нисколько.
  • Около кола колокола колоколят.

               Три дровосека, три дроворуба

                на дворе дрова топорами рубят.

  • Была у Фрола – Фролу на Лавра наврала.

               Пойдет к Лавру – Лавру на Фрола наврет.

  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Всех скороговорок

               Не перескороговоришь.

               Да не перевыскороговоришь!

  • Сшит колпак не по-колпаковски.

              Слит колокол, да не по-колоколовски.

              Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

              Надо колокол переколоколовать, перевыколоковать.

  • Ехал грека через реку,

               Видит грека: в реке – рак.

               Сунул грека руку в реку,

               Рак за руку грека – цап!

  • Карл у Клары украл кораллы,

               А Клара у Карла украла кларнет.

  • По утрам у Айболита, до обеденной поры,

               лечат зубы: зебры, зубры, тигры, выдры и бобры.

  • Смотрит зайка косой,

              Как девчонка с косой,

              За речною косой

              Травы косит косой.

  • Кукушка кукушонку

               Купила капюшон.

               Надел кукушонок капюшон,

               Как в капюшоне кукушонок смешон.

  • Шел Егорка по пригорку

               И учил скороговорку.

              Он учил скороговорку

              Про Егорку и про горку.

              А когда сбежал под горку,

              Позабыл скороговорку.

              И теперь в скороговорке

              Нет ни горки, ни Егорки.

Скороговорки являются эффективным средством развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Скороговорки могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей.

 Придумывайте рифмовки к словам (например, солнце – донце, трава – мурава и т.д.); описывайте предметы и др. ( например, это слон - животное, живёт в жарких странах, у него есть голова. Туловище. Ноги и т.д.) ;   в разных видах деятельности показывать различные качества предметов (бумага в воде размокает, железо тяжёлое и в воде тонет и т.д.); многое детям показывайте и возите на экскурсии; рассматривайте отдельные предметы и игрушки; при посещении магазинов и др. мест обобщайте значение понятий «овощи» (то, что растёт на грядке и т.д.), «фрукты» (то, что растёт на дереве и т.д.), «игрушки» ( то с чем играют и т.д.) ; после просмотра сказок, фильмов помочь ребёнку подобрать глаголы (Иван – царевич выстрелил, коту дали шляпу и он пошёл охотиться и т.д.) , раскрывающие действия понравившегося персонажа; «Мальчик, девочка» и  другие темы, подбирайте антонимы(скажи наоборот, например, высокий – низкий ит.д.) «Волшебная палочка» (прикосновением палочки увеличивать в количестве, изменять слова, например, один стул, два стула и т.д.); «Великий Нехочуха» (ребёнку говорят глаголы, а он отказывается, говоря, я не хочу сидеть и т. д.); «Представь и опиши» и др.

      Рекомендуется  читать всевозможные сказки и рассказы, обязательно после чего  объяснить непонятные слова и побеседовать о прочитанном , об отношении ребёнка к узнанному. Так же нашим деткам не помешает и русское слово потешек, поговорок , пословиц. Не пропустите мимо не одно событие, пусть ребёнок будет в курсе всего.  И следите за своей речью. Если вы заметили, что у ребёнка есть дефекты речи, вам нужно обратиться к специалисту – логопеду. 

Игры по развитию речи:

игра «Молоток и дудочка»

 Цель: Учить детей дифференцировать в словах звуки [д] и [т].

 Ход игры: Воспитатель постукивает деревянным молоточком по столу и говорит:

 «Тук – тук – тук,

 Ток – ток – ток,

 Бей покрепче молоток.

 У дудочки песенка звонкая, она начинается со звука [д]. А песенка молоточка незвонкая. Она начинается со звука [т]».

 У каждого ребенка предметная картинка. Ребенок четко проговаривает слово, интонационно выделяет звук [д] или [т]. Кладет картинку к дудочке, если в слове слышится звук [д], а к молоточку, если в слове звук [т].

игра «Какой звук заблудился»

 Цель: Развивать фонематический слух детей, умение дифференцировать в словах звуки.

 Ход: Воспитатель предлагает детям отгадать, какой звук «заблудился» и исправить ошибку сказать правильно.

 Вот колючий, серый ешик.

 На крылечке сидит кожечка.

 На травинку села красивая стрекоса.

 Мама намазала хлеб мазлом.

Игры для развития лексической стороны речи

(обогащение словарного запаса)

«Наоборот»

Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

 Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.

 Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

 Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо - налево, вверх-вниз, под - над, далеко - близко, высоко - низко,  внутри - снаружи, дальше - ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя  хором произносят нужное слово.

«Скажи по-другому»

 Цель:  Учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.

 Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.

 «Большой» - предлагает воспитатель. Дети называют слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.

 «Красивый» - «пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

 «Мокрый» - «сырой, влажный» и т.д.

«Добавь слова»

Цель: научить составлять распространенные предложения.

 Ход игры. «Сейчас я скажу предложение.  Например,  «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое).  Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.

 Предложения для игры:

Девочка кормит собаку

Пилот управляет самолётом.

Мальчик пьёт сок.

     «Подбери слово»

Цель: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

 Ход игры.  Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить?» Ответы детей: «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т.д. «Штопать – носки, чулки, варежки, шарф».  «Завязывать – шнурки, веревочку, шарф, завязки». «Надвигать – шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, будёновку». «Надеть пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 5-6 лет

    Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развив...

Рекомендации для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 4-5 лет

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась пра...

Рекомендации для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 5-6 лет

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась пра...

Рекомендации для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 4-5 лет

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась пра...

Рекомендации для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 5-6 лет

    Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ре...