Конспект открытого занятия в средней группе (4-5 лет) "Обучение рассказыванию с помощью схем и модулей"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью. Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. Приемы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_rasskazyvaniyu.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад «Теремок»
Открытое занятие в средней группе
Тема: «Обучение рассказыванию с помощью схем и модулей»
Воспитатель: Некрасова Е. В.
Программное содержание: Воспитывать у детей, используя разные приемы и педагогические ситуации, интерес к различным по содержанию художественных произведений.
Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи.
Расширять знания детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно.
Развивать воображение и стимулировать способность к использованию схем, заместителей предметов.
Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (цвет).
Формировать у детей правильную осанку во время всех частей занятия, способствовать двигательной активности детей.
Материал и оборудование: Книжка «Заюшкина избушка», мягкая игрушка - Зайка. Иллюстрации с изображением: зайца, лисы, собаки, и медведя. На каждого ребенка – конверты с набором условных заместителей к сказке «Заюшкина избушка», в которых кружки одинаковой величины, но разного цвета, по 2 квадрата – избушки (ледяная (голубой) и лубяная (коричневый). Магнитная доска с крупными условными заместителями персонажей сказки, магниты.
Предварительная работа: Чтение сказки «Заюшкина избушка», драматизация сказки, аппликация «Избушка ледяная и лубяная», обучение рассказыванию по схеме, обыгрывание сказок при помощи предметов – заместителей на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.
Дети стоят полукругом. Звучит магнитофонная запись. Раздается стук в дверь. Появляется зайка. Здоровается с детьми, говорит, что он заблудился, просит детей помочь ему вернуться в свою сказку.
- Поможем нашему Зайке? («Да!»). Для того, чтобы Зайка вернулся в свою сказку нужно выполнить несколько заданий.
Первое задание: сейчас вы услышите рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года в нем говорится.
«Растянулись по небу серые тучи и ну давай покрывать землю белым пушистым снегом.
Побелели дорожки, тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, словно в сказке.
Сосны и ели оделись в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучили белоснежные шапки. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их словно детишек, тоже в белые шубки одели.
Солнце на небо вышло, заискрились снежинки, дети выбежали на санках да на коньках кататься, в снежки играть, и такая тут потеха пошла, что мороз не мороз».
- О каком времени года рассказ? Как вы догадались? (Ответы детей)
- Что за шубы и шапки на деревьях? (Ответы детей) Молодцы.
- Второе задание: надо по схеме рассказать о разных животных.
Кто хочет рассказать про зайчика, какой он?
Дети рассказывают по схеме.
Название животного? | Дикое оно или домашнее? | Какие части тела есть, их особенности? |
Как называется его дом? | Как называются детеныши животного? |
Чем питается животное? |
- Молодец. Кто хочет рассказать про лисичку (Медведя, собаку)?
- Молодцы, ребята, правильно все рассказали.
Игра –Танец «Изобрази героя».
Детям предлагается потанцевать под вальсовую, или плясовую музыку. Станцуй как «Зайчик», «Лисичка», «Медведь». Ребёнок должен выразить в танце образ.
Дети садятся за столы
-Я знаю, вы любите сказки. В каких сказках действия происходят зимой?
(«Рукавичка», « По-щучьему веленью», «Заюшкина избушка»)
- Какими словами можно начать сказку?
(Жили – были, это было зимой)
- А закончить сказку?
(Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец; и стали они жить – поживать, добра наживать).
- И последнее задание: мы с вами, ребята, должны рассказать и показать сказку.
- Я предлагаю рассказать и показать сказку «Заюшкина избушка».
- Давайте вспомним, героев этой сказки.
(Зайчик, лиса, собака, медведь, петух).
- Ребята, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет). Какая лиса в этой сказке? (Хитрая, коварная, умная, бессердечная и т.д.)
- А какой зайчик? (Добрый, доверчивый, горемыка).
- Почему не помогли зайчику собака и медведь? (Они струсили и убежали).
- Кто оказался настоящим героем-помощником? Какой он? (Петушок – он смелый, храбрый).
- Возьмите конверт, на котором нарисован круг. Достаньте все, что есть в конверте. (Дети выполняют задание).
- Какие геометрические фигуры у вас? (Круги). Чем они похожи? Чем отличаются? (Одинаковые по размеру, разные по цвету). Какие цвета у кругов? (Оранжевый, белый, серый, коричневый, красный).
-Для каждого героя сказки – круг определенного цвета. Для зайца – белый, почему? Лиса – какой круг, почему? Собака– какой круг, почему? Медведь – какой круг, почему? И петушок – какой круг, почему? (Дети объясняют, почему круги разного цвета, каждый цвет соотносят с «нарядом» животного).
- Кроме кружков разного цвета, есть избушки, тоже разного цвета, какого? Почему? (Избушка лисы – ледяная (голубая), зайца – лубяная (коричневая, из бревен) и есть еще кустик). А теперь слушаем сказку и составляем картинку.
Рассказываю сказку, а дети составляют, используя двигательный вид моделирования.
- Ребята, кто хочет рассказать сказку самостоятельно. Может не целиком - но так, чтобы наш герои узнал свою сказку и вернулся в нее. Хорошо? («Да»).
Заяц хвалит детей, говорит, что они молодцы, правильно справились с заданием, рассказали и показали сказку, ответили полно на вопросы по содержанию сказки, и теперь он смело может вернуться в свою сказку, в избушку и жить там, поживать, нас с вами в гости поджидать.
Заяц уходит, дети его провожают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в средней группе по теме «столовый этикет» «Поможем Федоре Егоровне»
История этикета очень интересна, и её значение принесет нам, воспитателям, несомненную пользу. Ведь детям мало сказать:" Делай так, а не иначе". Надо объяснить. почему, и умело объяснить. В противном ...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи (обучение грамоте) .
ТЕМА: « ЗВУК И БУКВА «М».Образовательные задачи:Познакомить детей с механизмом образования и характеристикой звуков [м] - [м\'], буквой ЭМ.Формировать умение различать звуки [м] - [м\'] по акустич...
«Дом в котором ты живешь» Конспект открытого занятия в средней группе для родителей в рамках «Дней открытых дверей» на базе МАДОУ № 86
Тип: Обучающий.Вид: Художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное.Тема: «Дом, в котором ты живёшь» Цель: Учить ...
Конспект открытого занятия в младшей группе по теме: "Чтение художественной литературы с помощью ИКТ"
Конспект открытого занятия в младшей группе по теме: "Чтение художественной литературы с помощью ИКТ"...
Конспект открытого занятия в средней группе. Интегрированная НОД для детей средней группы с учетом ФГОС «Веселое путешествие»
Развивать активность и любознательность детей среднего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности....
Конспект открытого занятия в средней группе. Интегрированная НОД для детей средней группы с учетом ФГОС «Веселое путешествие»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и музыки. Цель: Развивать активность и люб...
Конспект открытого занятия в средней группе №1 по духовно-нравственному воспитанию Тема занятия: Путешествие в « Страну Добра»
Углублять представление детей о доброте - как о ценном качестве человека. Расширять представления детей о нормах поведения, вызвать желание совершать положительные поступки. Воспитание...