Конспект занятия по развитию речи "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект интегрированного занятия в подотовительной группе "Перелётные птицы""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Перелётные и зимующие птицы»

Цель: Развитие устной речи, обогащение словарного запаса по теме «Птицы», развитие познавательного интереса и  расширение  представления о перелётных и зимующих птицах.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать совершенствовать монологическую форму речи;

Совершенствовать диалогическую речь, воспитывать культуру речевого общения, развивать умение вести диалог со сверстниками и воспитателем;

Учить замечать птиц в ближайшем окружении;

Уточнить и расширить представления детей о перелётных и зимующих птицах, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособленности их к среде обитания.

Воспитательные:

Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, радоваться результатам коллективного труда;

 Воспитывать интерес и любовь к природе; бережное, заботливое отношение к птицам.

Развивать умение сопереживать.

          Развивающие:

Развивать логическое мышление, память, внимание.

   Материал и оборудование: Презентация ИКТ,  кормушка, материалы для изготовления кормушек. Разнос с кормом: сырые семечки подсолнечника, зерно овса, пшено, просо, горох, сухофрукты, орехи, кукуруза, крошки хлеба, кусочки сала.

Ход занятия:

Организационный момент:

 Воспитатель собирает детей в круг.  Просит взяться всех за руки.

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

- Доброе утро! Солнцу и птицам.

- Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, я улыбалась хорошему дню, улыбалась птичкам, которые щебетали на ветках. И вдруг увидела одну очень грустную птичку, которая летала вокруг кормушки, но почему-то не ела из неё. Я подошла поближе и увидела, что кормушка сломана. Вот почему птичка была грустная – она была голодная, но не смогла поесть! Я принесла   сломанную кормушку к нам в группу. Как вы думаете, почему могла сломаться кормушка?

(ответы детей)

Воспитатель: Что же нам теперь сделать с этой кормушкой?

(ответы детей)

Воспитатель: Отремонтировать эту кормушку нам вряд ли удастся, предлагаю сделать новую. Ребята, прежде чем сделать новую кормушку, давайте вспомним, какие птицы прилетают поесть к кормушке.

Воспитатель: Какие птицы изображены на слайде?

(2 слайд, на котором изображены зимующие птицы)

Воспитатель: Верно, как их можно назвать одним словом? (зимующие) 

Воспитатель: Почему мы называем их «зимующими»? (они остаются у нас зимовать или прилетают к нам на зиму).

Воспитатель: Предлагаю вам вспомнить особенности зимующих птиц.

(У зимующих птиц есть подпушек, чтобы не замёрзнуть  зимой в морозы. У них очень твёрдый клюв, он нужен для того, чтобы расколоть замерзшую кору и достать насекомых, расщеплять  шишки, для поедания зёрен, замерших ягод, крошек.)

Воспитатель: А какие птицы изображены на этом слайде?

 (3 слайд, изображение перелетных птиц)

Воспитатель: Как мы называем этих птиц одним словом? (перелётные)

Воспитатель: Назовите отличие перелетных птиц от зимующих (Они боятся сильных холодов. Осенью улетают в тёплые края в поисках привычной пищи: они питаются ягодами, зёрнами, летающими насекомыми. Многие перелётные птицы живут возле водоёмов, которые на зиму замерзают.)

Воспитатель: Я вижу, что вы очень много знаете о птицах. Это поможет нам сделать кормушку. Но пока я вам предлагаю поиграть.

Игра «Угадай птицу» (4 слайд)

Воспитатель загадывает загадку, если дети отгадывают, на слайде появляется изображение птицы, которую дети отгадали.

Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку? (Кукушка)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар!

– Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением… (Ворона).

Тук да тук, тук да тук,
Что в лесу за странный стук?
Это леса врачеватель.

Трудится весёлый (Дятел)

Птичка в домике живет,

Часто песенки поет.

Всем известен, сей певец.

А зовут его… (Скворец)

Воспитатель: Какие птицы из наших загадок остаются с нами зимовать? (Ворона и дятел)

Воспитатель: Вы очень внимательные.  А сейчас мы с вами на несколько минут сами превратимся в птичек (воспитатель просит детей стать в круг).

Физкультминутка.

Маленькие птички, птички невелички

 (дети машут руками, как крылышками)

По лесу летают, песни распевают

(дети бегут по кругу, поднимая руки вверх и опуская их вниз)

Буйный ветер налетел,

(дети останавливаются, делают глубокий вдох и длинный выдох)

Птичек унести хотел

(обнимают себя руками и раскачиваются)

Птички спрятались в дупло

(приседают на корточки, закрывают голову руками)

Там не тронет их никто

(«грозят»  пальчиком)

Воспитатель: Какие замечательные птички из вас получились! А сейчас посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием о птицах.

Игра со словами.

Воспитатель: Я произношу слова, а вы заменяете одним словом.

Например: Стая журавлей – какая? – журавлиная.

Теперь сами:

Перо вороны – воронье;

Песня соловья – соловьиная;

Взгляд орла – орлиный;

Полёт сокола – соколиный;

Гнездо сороки  –  сорочье;

Клюв утки – утиный;

След глухаря – глухариный.

Воспитатель: Молодцы.  Вот сколько интересных слов вы знаете!

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам угадать, чьи следы на картинке (Слайд 5).

Воспитатель: Молодцы, вы угадали, где и чьи следы. А чьих следов, которые видим сейчас на слайдах, мы не сможем увидеть морозной зимой на снегу? (Следов человека и утки. Человек не ходит зимой босиком. Утки – перелётные птицы, зимой улетают в теплые края).

Воспитатель: Какие вы наблюдательные! Теперь мы можем приступить к созданию кормушки. Для каких птиц мы будем делать с вами  кормушку? (для зимующих).

Объясните, почему вы считаете, что именно для зимующих птиц нужны кормушки? (зимой много снега и птицам трудно добывать еду, им надо помочь). Какой она должна быть? (прочной, чтобы птицы клювом не повредили её; устойчивой, чтобы могла выдержать нескольких птиц; вместительной, чтобы как можно больше корма вошло для птиц).

Воспитатель: Мастерить кормушку удобнее вдвоем. На столах можно найти все необходимое.

Рассматривают приготовленные материалы, обговаривают, какая кормушка должна получиться, работают в парах или в подгруппах. Воспитатель  подходит к каждой паре или подгруппе, интересуется, как и что они будут делать. И, если им нужна помощь, дети поднимают руку.

(Дети показывают свои кормушки друг другу, радуясь, какие замечательные они у них получились.)

 Воспитатель раздаёт детям корм для птиц, спрашивает,  какая птица может прилететь к их кормушке, если насыпать в кормушку рябину (снегири),  крошки (воробей, голубь), зёрнышки (все птички любят), кусочки сала (синица).

Итог:

Воспитатель: Вот и заканчивается наше занятие. Какое задание вам понравилось больше всего? Какое задание было самым сложным?

Сегодня мы с вами сделали кормушки.  Как вы думаете, мы помогли птицам? Какие птицы будут вам говорить на своём птичьем языке «спасибо!»? (зимующие)

Сюрпризный момент

Воспитатель: пока вы делали кормушки,  маленькая птичка, которую я встретила сегодня утром, подглядывала в окошко и оставила для вас письмо. Давайте откроем и его и прочитаем:

Воспитатель читает:

Висит кормушка за окном на радость вам и птицам.

И каждый день по сто друзей в окно твоё стучится.

Синицы, галки, воробьи – тихони и задиры –

Стучатся дружно по утрам в окно твоей квартиры.

Какая радость видеть птиц и слышать трель синичек!

Я каждый раз встречаю их, как дорогих сестричек.

Воспитатель: Вот видите! Птички уже вас поблагодарили. Теперь мы с вами на прогулке развесим кормушки на деревьях, чтобы все зимующие птицы могли к нам прилетать и с удовольствием клевать еду из таких замечательных кормушек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Птицы.»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ«Птицы.»...

План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи "Птицы зимой".

План-конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе....