«Культура речи педагога ДОУ»
консультация по развитию речи
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.
Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Поэтому начать необходимо, прежде всего, с себя, как говорил Сократ« Каков человек, такова его речь »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Семинар-практикум
«Культура речи педагога ДОУ»
Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Ханиева Г.Г.
Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.
Задачи:
- уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи педагога;
- совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;
- способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
Работа педагога публична, мы всегда на виду, нас слушают не только дети, но и родители. По роду своей деятельности мы много говорим, общаемся.
Поэтому сегодня мы поговорим о речевой культуре педагога.
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
Проблема развития речи является одной из актуальных. В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ. Речь воспитателя, родителей, называющего то, что дети видят, является единственным источником обогащения их лексики, своеобразным стимулятором развития их речи, диалогической и монологической. Во время непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой основным источником обогащения речи детей становится текст художественного произведения, который воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительным источником остается речь самого воспитателя, комментирующего текст.
Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.
Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Поэтому начать необходимо, прежде всего, с себя, как говорил Сократ« Каков человек, такова его речь »
К компонентам профессиональной речи педагога относятся:
- качество языкового оформления речи;
- ценностно-личностные установки педагога;
- коммуникативная компетентность;
- четкий отбор информации для создания высказывания;
- ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
- Правильность
- Точность
- Логичность
- Чистота
- Выразительность
- Богатство
- Уместность
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешной работы по речевому развитию детей в ДОУ.
Практическая часть.
1.Игра «Вежливые слова» - ведущий бросает мяч участнику- тот называет вежливое слово. Ведущий по ходу меняет тематику вежливых слов: только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
2. «Разминка» (устно, кто первый позвонит в колокольчик)
1.ОО «Речевое развитие включает» … (развитие речи, художественная литература)
2. Назовите направления работы по развитию речи (развивающая речевая среда, формирование словаря, ЗКР, грамматический строй речи, связная речь, подготовка к обучению грамоте.)
3.Назовите формы речи (диалогическая, монологическая)
4.Что такое диалог и монолог? (диалог - Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией, монолог – речь одного собеседника, обращенная к слушателям)
5.Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий (описание).
6.Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается во времени (повествование).
3. «Пословицы» (устно, кто первый позвонит в колокольчик)
Замените предложения пословицей (кто быстрее).
- Учись всю жизнь (век живи, век учись) .
- Нужно беречь время (делу время, потехе – час) .
- Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смолоду) .
- Не болтай (держи язык за зубами) .
- Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех) .
- Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело – гуляй смело) .
Исправьте ошибки в пословицах. (на листочках)
- После драки много хромых (Храбрых).
- Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
- Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
- Пришел, увидел, купил (Победил).
- У каждого своя голова на шее (Плечах).
- Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
- Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).
- На всякий урок (час) ума не напасешься.
- Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).
- Испокон века телевизор (Книга) растит человека.
4. Орфоэпическая правильность (на листочках)
Расставить ударение и прочесть слова:
звонит, красивее, баловать, избалованный, ободрить , сливовый, свекла, торты, согнутый, принудить, включим, принял, согнутый.
5. «Проверьте свою грамотность» (на листочках)
Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:
Окна занавешены (тюль) –тюлем
Лицо скрыто (вуаль) - вуалью
Крышу кроют (толь) -толем
Вымою голову (шампунь) - шампунем
Голова покрыта (шаль) – шалью
Я встала, сняв ребенка с (колени) - коленей.
В саду много (яблони, вишни) - яблонь, вишен.
Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки) – двадцать двое суток.
Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли) - грабель.
6. « Исправить предложение»:
Он полный невежа в вопросах искусства. (Он полный невежда в вопросах искусства).
Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.( Мальчик надел пальто и шапку и пошел гулять).
Коля является ведущим лидером нашей группы. (Коля является лидером нашей группы).
Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады. (Когда я вернулся к своим друзьям, все были очень рады).
Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.( Беседа с детьми подошла к завершению).
Все дети своевременно выполнили заданное задание.( Все дети своевременно выполнили задание).
Врачиха выписала детям лекарство. ( Врач выписала детям лекарство).
(О некоторых глаголах… Надеть – одеть Глагол НАДЕТЬ обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом на) по отношению к другому лицу либо предмету: надеть пальто, туфли, перчатки, очки, кольцо; надеть шубу на ребенка, надеть чехол на кресло, надеть наволочку на подушку. Глагол ОДЕТЬ обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (т.е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога): одеть ребенка, одеть куклу.
О некоторых глаголах… Есть – кушать Глагол КУШАТЬ стилистически ограничен в своем употреблении. В современной литературной норме слово кушать не употребляется в форме 1 лица (нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем; надо: я ем, мы едим. В 3-м лице этот глагол обычно употребляется только по отношению к ребенку для выражения ласки. Возможно также использование его при вежливом приглашении к еде (кушай, кушайте, пожалуйста), где формы ешь, ешьте, звучат несколько фамильярно.)
7. Конкурс: «Знатоки русской речи».
Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.
Педагоги получают бланки со словами, в произношении которых наиболее часто встречаются ошибки в речи русскоязычного населения в целом и педагогов, в частности. Это ошибки, которые в своем большинстве признаются грубыми и в силу это недопустимы в речи педагогов, т.к. на его речь ориентируются воспитанники, их родители и просто окружающие.
Задание: Вам предлагаются пары слов. В каждой паре только один вариант правильный (1 или 2). Нужно выбрать правильный ответ и отметить его в соответствующей графе.
Опросный лист.
1. асиммЕтрия – асимметрИя 2
1. бАнты – бантЫ 2
1. вклЮчит – включИт 2
1. газопрОвод – газопровОд 2
1. диспАнсер – диспансЕр 2
1. ломОта – ломотА 2
1. дремОта – дремотА 2
1. зАдать – задАть 2
1. зАнять – занЯть 2
1. звОнит – звонИт 2
1. катАлог – каталОг 2
1. красИвее – красивЕе 2
1. кУхонный – кухОнный 2
1. меньшИнства – меньшинствА 2
1 мусоропрОвод – мусоропровОд 2
1. никчЕмный – никчЁмный 2
1. обеспЕчение – обеспечЕние 2
1. обОдрить – ободрИть 2
1. осУжденный – осуждЁнный 2
1. плЕсневеть – плесневЕть_ 2
1. полигрАфия – полиграфИя 2
1. пОнял – понЯл 2
1. премИровать – премировАть 2
1 принУдить – принудИть 2
1. слИвовый – сливОвый 2
1. тУфля – туфлЯ 2
1. углУбленное изучение – углублЁнное 2
1. хАос – хаОс 2
Закончить нашу с вами встречу я хочу словами французского философа и писателя Вольтера: «Выучить несколько языков – дело одного-двух лет, а чтобы научиться говорить на своем родном языке как следует, надо полжизни!»
Говорите правильно!
1. асиммЕтрия – асимметрИя 2
1. бАнты – бантЫ 2
1. вклЮчит – включИт 2
1. газопрОвод – газопровОд 2
1. диспАнсер – диспансЕр 2
1. ломОта – ломотА 2
1. дремОта – дремотА 2
1. зАдать – задАть 2
1. зАнять – занЯть 2
1. звОнит – звонИт 2
1. катАлог – каталОг 2
1. красИвее – красивЕе 2
1. кУхонный – кухОнный 2
1. меньшИнства – меньшинствА 2
1 мусоропрОвод – мусоропровОд 2
1. никчЕмный – никчЁмный 2
1. обеспЕчение – обеспечЕние 2
1. обОдрить – ободрИть 2
1. осУжденный – осуждЁнный 2
1. плЕсневеть – плесневЕть_ 2
1. полигрАфия – полиграфИя 2
1. пОнял – понЯл 2
1. премИровать – премировАть 2
1 принУдить – принудИть 2
1. слИвовый – сливОвый 2
1. тУфля – туфлЯ 2
1. углУбленное изучение – углублЁнное 2
1. хАос – хаОс 2
1. асиммЕтрия – асимметрИя 2
1. бАнты – бантЫ 2
1. вклЮчит – включИт 2
1. газопрОвод – газопровОд 2
1. диспАнсер – диспансЕр 2
1. ломОта – ломотА 2
1. дремОта – дремотА 2
1. зАдать – задАть 2
1. зАнять – занЯть 2
1. звОнит – звонИт 2
1. катАлог – каталОг 2
1. красИвее – красивЕе 2
1. кУхонный – кухОнный 2
1. меньшИнства – меньшинствА 2
1 мусоропрОвод – мусоропровОд 2
1. никчЕмный – никчЁмный 2
1. обеспЕчение – обеспечЕние 2
1. обОдрить – ободрИть 2
1. осУжденный – осуждЁнный 2
1. плЕсневеть – плесневЕть_ 2
1. полигрАфия – полиграфИя 2
1. пОнял – понЯл 2
1. премИровать – премировАть 2
1 принУдить – принудИть 2
1. слИвовый – сливОвый 2
1. тУфля – туфлЯ 2
1. углУбленное изучение – углублЁнное 2
1. хАос – хаОс 2
1. асиммЕтрия – асимметрИя 2
1. бАнты – бантЫ 2
1. вклЮчит – включИт 2
1. газопрОвод – газопровОд 2
1. диспАнсер – диспансЕр 2
1. ломОта – ломотА 2
1. дремОта – дремотА 2
1. зАдать – задАть 2
1. зАнять – занЯть 2
1. звОнит – звонИт 2
1. катАлог – каталОг 2
1. красИвее – красивЕе 2
1. кУхонный – кухОнный 2
1. меньшИнства – меньшинствА 2
1 мусоропрОвод – мусоропровОд 2
1. никчЕмный – никчЁмный 2
1. обеспЕчение – обеспечЕние 2
1. обОдрить – ободрИть 2
1. осУжденный – осуждЁнный 2
1. плЕсневеть – плесневЕть_ 2
1. полигрАфия – полиграфИя 2
1. пОнял – понЯл 2
1. премИровать – премировАть 2
1 принУдить – принудИть 2
1. слИвовый – сливОвый 2
1. тУфля – туфлЯ 2
1. углУбленное изучение – углублЁнное 2
1. хАос – хаОс 2
1. асиммЕтрия – асимметрИя 2
1. бАнты – бантЫ 2
1. вклЮчит – включИт 2
1. газопрОвод – газопровОд 2
1. диспАнсер – диспансЕр 2
1. ломОта – ломотА 2
1. дремОта – дремотА 2
1. зАдать – задАть 2
1. зАнять – занЯть 2
1. звОнит – звонИт 2
1. катАлог – каталОг 2
1. красИвее – красивЕе 2
1. кУхонный – кухОнный 2
1. меньшИнства – меньшинствА 2
1 мусоропрОвод – мусоропровОд 2
1. никчЕмный – никчЁмный 2
1. обеспЕчение – обеспечЕние 2
1. обОдрить – ободрИть 2
1. осУжденный – осуждЁнный 2
1. плЕсневеть – плесневЕть_ 2
1. полигрАфия – полиграфИя 2
1. пОнял – понЯл 2
1. премИровать – премировАть 2
1 принУдить – принудИть 2
1. слИвовый – сливОвый 2
1. тУфля – туфлЯ 2
1. углУбленное изучение – углублЁнное 2
1. хАос – хаОс 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ: Речь педагога – основной источник развития речи детей. Требования к культуре речи педагога.
Речь воспитателя как образец для подражания дошкольников....
Консультация для педагогов "Культура речи педагога"
Культура речи педагога...
Консультирование для педагогов "Культура речи педагога".
Развитие грамотной речи и повышение её культуры в педагогическом коллективе....
Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"
Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"...
Рекомендации для педагогов "Культура речи педагога"
В данных рекомендациях определены требования, предъявляемые к речи педагога, предложены основные "правила" слушания собеседника, а так же советы психологов Р.С. Немова, А.И. Новикова по овла...
консультация для педагогов "Культура речи педагога"
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в пов...