«Культура речи педагога ДОУ»
консультация по развитию речи

        Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Поэтому начать необходимо, прежде всего, с себя, как говорил Сократ« Каков человек, такова его речь »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

Семинар-практикум

«Культура речи педагога ДОУ»

                                                                                Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории                                                                        Ханиева Г.Г.

   Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.

  Задачи:

- уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи педагога;

- совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;

- способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

    Работа педагога публична, мы всегда на виду, нас слушают не только дети, но и родители. По роду своей деятельности мы много говорим, общаемся.

Поэтому сегодня мы поговорим о речевой культуре педагога.

 Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

       Проблема развития речи является одной из актуальных. В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

      В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ. Речь воспитателя, родителей, называющего то, что дети видят, является единственным источником обогащения их лексики, своеобразным стимулятором развития их речи, диалогической и монологической. Во время непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой основным источником обогащения речи детей становится текст художественного произведения, который воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительным источником остается речь самого воспитателя, комментирующего текст.

Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

        Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Поэтому начать необходимо, прежде всего, с себя, как говорил Сократ« Каков человек, такова его речь »

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

  • качество языкового оформления речи;
  • ценностно-личностные установки педагога;
  • коммуникативная компетентность;
  • четкий отбор информации для создания высказывания;
  • ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

  • Правильность 
  • Точность 
  • Логичность 
  • Чистота 
  • Выразительность 
  • Богатство 
  • Уместность 

     Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешной  работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Практическая часть.

1.Игра «Вежливые слова» - ведущий бросает мяч  участнику- тот называет вежливое слово. Ведущий по ходу меняет тематику вежливых слов: только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

     2.  «Разминка» (устно, кто первый позвонит в колокольчик)

1.ОО «Речевое развитие включает» … (развитие речи, художественная литература)

2. Назовите направления работы по развитию речи (развивающая речевая среда, формирование словаря, ЗКР, грамматический строй речи, связная речь, подготовка к обучению грамоте.)

3.Назовите формы речи (диалогическая, монологическая)

4.Что такое диалог и монолог? (диалог - Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией, монолог – речь одного собеседника, обращенная к слушателям)

5.Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий (описание).

6.Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается во времени (повествование).

   3. «Пословицы» (устно, кто первый позвонит в колокольчик)

Замените предложения пословицей (кто быстрее).

- Учись всю жизнь (век живи, век учись) .

- Нужно беречь время (делу время, потехе – час) .

- Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смолоду) .

- Не болтай (держи язык за зубами) .

- Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех) .

- Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело – гуляй смело) .

Исправьте ошибки в пословицах.  (на листочках)

  • После драки много хромых (Храбрых).
  • Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
  • Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
  • Пришел, увидел, купил (Победил).
  • У каждого своя голова на шее (Плечах).
  • Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
  • Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).
  • На всякий урок (час) ума не напасешься.
  • Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).
  • Испокон века телевизор (Книга) растит человека.

4. Орфоэпическая правильность  (на листочках)

Расставить ударение и прочесть слова:

звонит, красивее, баловать,  избалованный, ободрить , сливовый, свекла,                         торты, согнутый, принудить, включим, принял, согнутый.

5. «Проверьте свою грамотность»  (на листочках)

Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:

Окна занавешены (тюль) –тюлем

Лицо скрыто (вуаль) - вуалью

Крышу кроют (толь) -толем

Вымою голову (шампунь) - шампунем

Голова покрыта (шаль) – шалью

Я встала, сняв ребенка с (колени)  - коленей. 

В саду много (яблони, вишни) -  яблонь, вишен. 

Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки) – двадцать двое суток.

 Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли) - грабель.

6. « Исправить предложение»:

 Он полный невежа в вопросах искусства. (Он полный невежда в вопросах искусства).

Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.( Мальчик надел пальто и шапку и пошел гулять).

 Коля является ведущим лидером нашей группы. (Коля является лидером нашей группы).

Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады. (Когда я вернулся к своим друзьям, все были очень рады).

Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.( Беседа с детьми подошла к завершению).

 Все дети своевременно выполнили заданное задание.( Все дети своевременно выполнили задание).

 Врачиха выписала детям лекарство.  ( Врач выписала детям лекарство).

(О некоторых глаголах… Надеть – одеть Глагол НАДЕТЬ обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом на) по отношению к другому лицу либо предмету: надеть пальто, туфли, перчатки, очки, кольцо; надеть шубу на ребенка, надеть чехол на кресло, надеть наволочку на подушку. Глагол ОДЕТЬ обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (т.е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога): одеть ребенка, одеть куклу.


О некоторых глаголах… Есть – кушать Глагол КУШАТЬ стилистически ограничен в своем употреблении. В современной литературной норме слово кушать не употребляется в форме 1 лица (нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем; надо: я ем, мы едим. В 3-м лице этот глагол обычно употребляется только по отношению к ребенку для выражения ласки. Возможно также использование его при вежливом приглашении к еде (кушай, кушайте, пожалуйста), где формы ешь, ешьте, звучат несколько фамильярно.)


   7.  Конкурс: «Знатоки русской речи».

 

Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.

 

Педагоги получают бланки со словами, в произношении которых наиболее часто встречаются ошибки в речи русскоязычного населения в целом и педагогов, в частности. Это ошибки, которые в своем большинстве признаются грубыми и в силу это недопустимы в речи педагогов, т.к. на его речь ориентируются воспитанники, их родители и просто окружающие.

 

Задание: Вам предлагаются пары слов. В каждой паре только один вариант правильный (1 или 2).  Нужно выбрать правильный ответ и отметить его в соответствующей графе.

 

           

Опросный лист. 

1. асиммЕтрия – асимметрИя  2

1. бАнты – бантЫ  2

1. вклЮчит – включИт 2

1. газопрОвод – газопровОд 2

1. диспАнсер – диспансЕр 2

1. ломОта – ломотА 2

1. дремОта – дремотА 2

1. зАдать – задАть 2

1. зАнять – занЯть 2

1. звОнит – звонИт 2

1. катАлог – каталОг 2

1. красИвее – красивЕе 2

1. кУхонный – кухОнный 2

1. меньшИнства – меньшинствА 2

1  мусоропрОвод – мусоропровОд 2

1. никчЕмный – никчЁмный 2

1. обеспЕчение – обеспечЕние 2

1. обОдрить – ободрИть 2

1. осУжденный – осуждЁнный 2

1. плЕсневеть – плесневЕть_ 2

1. полигрАфия – полиграфИя 2

1. пОнял – понЯл 2

1. премИровать – премировАть 2

1 принУдить – принудИть 2

1. слИвовый – сливОвый 2

1. тУфля – туфлЯ 2

1. углУбленное изучение – углублЁнное 2

1. хАос – хаОс 2

 Закончить нашу с вами встречу я хочу словами французского философа и писателя Вольтера: «Выучить несколько языков – дело одного-двух лет, а чтобы научиться говорить на своем родном языке как следует, надо полжизни!»

Говорите правильно!

1. асиммЕтрия – асимметрИя  2

1. бАнты – бантЫ  2

1. вклЮчит – включИт 2

1. газопрОвод – газопровОд 2

1. диспАнсер – диспансЕр 2

1. ломОта – ломотА 2

1. дремОта – дремотА 2

1. зАдать – задАть 2

1. зАнять – занЯть 2

1. звОнит – звонИт 2

1. катАлог – каталОг 2

1. красИвее – красивЕе 2

1. кУхонный – кухОнный 2

1. меньшИнства – меньшинствА 2

1  мусоропрОвод – мусоропровОд 2

1. никчЕмный – никчЁмный 2

1. обеспЕчение – обеспечЕние 2

1. обОдрить – ободрИть 2

1. осУжденный – осуждЁнный 2

1. плЕсневеть – плесневЕть_ 2

1. полигрАфия – полиграфИя 2

1. пОнял – понЯл 2

1. премИровать – премировАть 2

1 принУдить – принудИть 2

1. слИвовый – сливОвый 2

1. тУфля – туфлЯ 2

1. углУбленное изучение – углублЁнное 2

1. хАос – хаОс 2

1. асиммЕтрия – асимметрИя  2

1. бАнты – бантЫ  2

1. вклЮчит – включИт 2

1. газопрОвод – газопровОд 2

1. диспАнсер – диспансЕр 2

1. ломОта – ломотА 2

1. дремОта – дремотА 2

1. зАдать – задАть 2

1. зАнять – занЯть 2

1. звОнит – звонИт 2

1. катАлог – каталОг 2

1. красИвее – красивЕе 2

1. кУхонный – кухОнный 2

1. меньшИнства – меньшинствА 2

1  мусоропрОвод – мусоропровОд 2

1. никчЕмный – никчЁмный 2

1. обеспЕчение – обеспечЕние 2

1. обОдрить – ободрИть 2

1. осУжденный – осуждЁнный 2

1. плЕсневеть – плесневЕть_ 2

1. полигрАфия – полиграфИя 2

1. пОнял – понЯл 2

1. премИровать – премировАть 2

1 принУдить – принудИть 2

1. слИвовый – сливОвый 2

1. тУфля – туфлЯ 2

1. углУбленное изучение – углублЁнное 2

1. хАос – хаОс 2

1. асиммЕтрия – асимметрИя  2

1. бАнты – бантЫ  2

1. вклЮчит – включИт 2

1. газопрОвод – газопровОд 2

1. диспАнсер – диспансЕр 2

1. ломОта – ломотА 2

1. дремОта – дремотА 2

1. зАдать – задАть 2

1. зАнять – занЯть 2

1. звОнит – звонИт 2

1. катАлог – каталОг 2

1. красИвее – красивЕе 2

1. кУхонный – кухОнный 2

1. меньшИнства – меньшинствА 2

1  мусоропрОвод – мусоропровОд 2

1. никчЕмный – никчЁмный 2

1. обеспЕчение – обеспечЕние 2

1. обОдрить – ободрИть 2

1. осУжденный – осуждЁнный 2

1. плЕсневеть – плесневЕть_ 2

1. полигрАфия – полиграфИя 2

1. пОнял – понЯл 2

1. премИровать – премировАть 2

1 принУдить – принудИть 2

1. слИвовый – сливОвый 2

1. тУфля – туфлЯ 2

1. углУбленное изучение – углублЁнное 2

1. хАос – хаОс 2

1. асиммЕтрия – асимметрИя  2

1. бАнты – бантЫ  2

1. вклЮчит – включИт 2

1. газопрОвод – газопровОд 2

1. диспАнсер – диспансЕр 2

1. ломОта – ломотА 2

1. дремОта – дремотА 2

1. зАдать – задАть 2

1. зАнять – занЯть 2

1. звОнит – звонИт 2

1. катАлог – каталОг 2

1. красИвее – красивЕе 2

1. кУхонный – кухОнный 2

1. меньшИнства – меньшинствА 2

1  мусоропрОвод – мусоропровОд 2

1. никчЕмный – никчЁмный 2

1. обеспЕчение – обеспечЕние 2

1. обОдрить – ободрИть 2

1. осУжденный – осуждЁнный 2

1. плЕсневеть – плесневЕть_ 2

1. полигрАфия – полиграфИя 2

1. пОнял – понЯл 2

1. премИровать – премировАть 2

1 принУдить – принудИть 2

1. слИвовый – сливОвый 2

1. тУфля – туфлЯ 2

1. углУбленное изучение – углублЁнное 2

1. хАос – хаОс 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультирование для педагогов "Культура речи педагога".

Развитие грамотной речи и повышение её культуры в педагогическом коллективе....

Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"

Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"...

Рекомендации для педагогов "Культура речи педагога"

В данных рекомендациях определены требования, предъявляемые к речи педагога, предложены основные "правила" слушания собеседника, а так же советы психологов Р.С. Немова, А.И. Новикова по овла...

консультация для педагогов "Культура речи педагога"

          Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в пов...