Конспект ОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи
Деревья и кустарники
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_po_razvitiyu_rechi_derevya_i_kustarniki.docx | 7.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «КРАСНОМАЯКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Аспидова А.А.
Конспект НОД по развитию речи «Деревья и кустарники» для детей старшей группы.
Программное содержание:
Уточнить и закрепить у детей названия деревьев, строение, внешние признаки.
Формировать умение образовывать прилагательные от существительных.
Продолжать совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно – образовательным суффиксом, подбирать слова – антонимы.
Закрепить употребление предлогов в предложениях.
Развивать и обогащать словарь по теме, связную речь, внимание, мышление.
Воспитывать бережное отношение к природе, желание заниматься.
Словарь: дерево, лес, липа, береза, сосна, листья, хвоя, лесник.
Признаки: дубовый, березовый, липовый, сосновый, рябиновый, лиственный, хвойный
Глаголы: шумит, трясется, растет, опадают, качаются, шелестят.
Материал. Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением деревьев, листьев, кустарников.
Ход.
1. Организационный момент.
Загадать загадку.
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки. (Дерево.)
2. Беседа о деревьях.
Все растения можно разделить на три группы: деревья, кустарники и травы. Деревья - это самые крупные и самые долгоживущие представители живой природы. Они бывают высотой с десятиэтажный дом.
Дерево состоит из трёх основных частей.
Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы.
Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке.
Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.
Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья осенью сбрасывают листья, а весной листочки появляются снова. К лиственным деревьям относятся ива, липа, клён, дуб, берёза, тополь.
У хвойных деревьев вместо листьев - длинные тонкие иголочки, которые называются хвоинками, и они их осенью не сбрасывают, а остаются с хвоинками весь год. Весной у хвойных деревьев наряду со старыми хвоинками появляются новые молодые хвоинки. Вот почему хвойные деревья всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся пихта, ель, сосна.
Кустарники похожи на маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков, соединяющихся вместе у основания.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ, ПОЛЬЗА ОТ ДЕРЕВЬЕВ:
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.
БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
Какие деревья вы знаете?(Лиственные и хвойные).
Где растут деревья?
Какие бывают леса?
(Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный.
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный.
Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес смешанный.
Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.
Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.
Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.)
Почему они так называются?
Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)
Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?
Деревья живые или неживые?
Кто (или что) им помогает расти?
3. Работа по картинкам. Рассматриваем по картинкам деревья и рассказываем о каждом дереве.
— Как называется это дерево? Какой у нее ствол, ветки, листья?
БЕРЕЗА – ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы.
РЯБИНА – ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть ягоды.
ТОПОЛЬ – ствол высокий, серого цвета, лист овальной формы, почки липкие.
ДУБ – могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.
ИВА – ствол темно-зеленого цвета, листья зеленые, продолговатые
КЛЕН – ствол темно-серый, лист имеет форму звездочки.
ОСИНА – ствол серый, листья по форме круглые.
Всё это лиственные деревья.
СОСНА – ствол толстый, стройный, коричневый, вместо листьев иголки, на дереве висят маленькие шишки.
ЕЛЬ – ствол коричневого цвета, вместо листьев иголки, шишки большие.
Это хвойные деревья.
4. Физкультминутка.
Во дворе стоит сосна.
Во дворе стоит сосна, к небу тянется она.
Стоя на одной ноге, подтянуться – руки вверх. То же самое на другой ноге.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Наклоны корпуса вперед-назад.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Рывки руками перед грудью.
Ветки гнутся взад-вперед,
Будем вместе приседать –
Раз, два, три, четыре, пять.
Приседания.
Мы размялись от души
И на место вновь спешим.
Дети идут на места.
5. Подбор слов – действий.
Деревья что делают?
Деревья – качаются, стоят, шумят, растут.
Листья – желтеют, осыпаются, увядают шелестят.
6. Игра «Какой листок?»
— Лист клена. Лист какой? – Кленовый. (Лист березы, дуба, осины, липы).
— Как называется явление в природе, когда падают листья?
6. Дидактическая игра «Скажи ласково»
Береза – березка, березонька.
Дуб – будок, дубочек.
Осина – осинка.
Рябина – рябинка, рябинушка.
Ель – елочка.
Яблоня – яблонька.
И т.д.
7. Упражнение «Скажи наоборот».
Цель: Упражнять в подборке антонимов.
У сосны иглы длинные, а у ели - …
У клена листья большие, а у березы - …
У березы ствол светлый, а у клена - …
У дуба ствол толстый, а у березы - …
Дерево высокое, а куст - …
И т.д.
8. Итог.
— Чем мы сегодня занимались?
— Какие деревья вы знаете?
— где они растут?
— А зачем нам нужны деревья?
Оценка деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного сло...