Потешки для развития речи детей дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи
Программные педагогические задачи: познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, развивать умения практического использования в игровой деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_poteshki_nebylitsy_schitalochki.docx | 32.99 КБ |
kartoteka_poteshek_v_rezhimnykh_momentakh.docx | 37.89 КБ |
Предварительный просмотр:
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – ПОТЕШКИ, НЕБЫЛИЦЫ, СЧИТАЛОЧКИ
Программные педагогические задачи: познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, развивать умения практического использования в игровой деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Планируемые результаты: проявляет интерес к устному народному творчеству; эмоционально откликается на юмор в русских народных потешках, небылицах; овладевает навыками заучивания считалки и ее практического использования в игре.
Словарная работа: небылица, считалочка, потешки, песенки, устное народное творчество.
Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, потешкам; потешки, небылицы, считалочки.
Подготовительная работа: заучивание считалок, проговаривание потешек, рассматривание иллюстраций о творчестве народа.
С о д е р ж а н и е д е я т е л ь н о с т и
Бабушка Арина встречает детей и приглашает на выставку, где представлены персонажи сказок, иллюстрации к потешкам.
- В каких сказках живут эти герои?
- Почему эти сказки называют русские народные?
- Как они появились? (Рассуждения детей.)
- Жила-была в деревне бабушка Арина. Совсем уж старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает.
Вот выросла ее внучка Машенька, у нее уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама еще что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала.
А тут уж и Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у нее народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да еще и сама присочинит, чтобы интересней было.
Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки народ русский – вот и получились русские народные сказки, до того
- Какие у вас любимые сказки?
- Но не только сказки народ русский складывал. Послушайте загадки, которые я вам загадаю, да найдите-ка на своем столе отгадку – картинку.
Воспитатель загадывает 3–4 русские народные загадки, дети показывают картинки-отгадки.
- Загадки эти, ребята, тоже русский народ придумал, поэтому о них также говорят «русские народные».
- Какие загадки знаете вы?
- А еще на Руси всегда любили песни. Когда я была маленькая, мне бабушка пела:
Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю,
Придет серенький волчок, Таню схватит за бочок
И потащит во лесок, Под ракитовый кусток. А там пташки поют, Тане спать не дают.
- А вам мамы и бабушки какие песни поют? (Предложить детям спеть.)
- Все эти песни тоже придумал народ. И не только колыбельные. Были еще песни хороводные.
Бабушка Арина зовет всех встать в хоровод «На зеленом лугу». После хоровода предлагает детям пройтись по комнате, в разных местах которой расположены иллюстрации к русским народным потешкам.
Вышла кисонька на мост, Четыре лапы, пятый хвост, Бархатная спинка,
В лапке хворостинка.
- Кисонька-мурысонька, Откуда ты пришла?
- Целый день я, кисонька, Гусят пасла!
- Кто вспомнил потешки, прочтите их.
- Потешки – это небольшие стихи, которые русский народ придумывал.
- А как вы думаете, для чего народ придумывал эти потешки? (Чтобы развлекать, потешать детей.)
- А скажите мне, дети, чем загадки отличаются от потешек, сказок? (В загадке всегда содержится вопрос. На загадку всегда надо найти отгадку.)
- А теперь сядьте поудобнее вокруг меня и послушайте, что я вам прочту: Жив-здоров – лежу в больнице.
Сыт по горло – есть хочу, Хоть корову проглочу.
- А почему вы смеетесь?
Разобрать с детьми перевертыш построчно, находя в нем противоречия.
- Вот такие забавные стишки народ назвал перевертышами, потому что все в них перевернуто. А ведь мы с вами тоже перевертыши придумывать умеем. Правда, они пока у нас еще нескладные.
Предложить детям придумать несколько перевертышей (по методике Джанни Родари в обработке А. Страунинг).
- Скажите наоборот: «Щенок лежит на коврике», «Маша ест за столом, а Мурка под столом». (Дети придумывают.)
- Вот какие мы с вами сочинители!
- А еще, дети, на Руси часто придумывали для веселья небылицы. Это такие маленькие стишки, в которых говорится о том, чего на самом деле не бывает. Они очень похожи на перевертыши. В них всё как будто перевернуто, и поэтому всем смешно.
- Послушайте:
Рано утром вечерком, Поздно на рассвете Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
Вместе с детьми определяется, что же здесь «перевернуто».
- Еще послушайте:
Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота. Выхватил телегу он из-под кнута И давай дубасить ею в ворота.
Крыши испугались, сели на ворон, Лошадь погоняет мужика кнутом.
- А что я вам сейчас прочитала? Небылицу.
Чтение детьми знакомых небылиц.
- Ну а теперь пора поиграть.
Дети встают в круг и вспоминают известные им считалки. После прочтения считалки выбранный ребенок-водящий предлагает поиграть в народную игру.
- Русские дети знали много считалочек. Считалочки – это такие стишки, которые использовали и используют до сих пор для распределения ролей в играх. В них часто рассказывалось о жизни детей, о наказаниях. Например:
«Меня тятька увидал, за волосы оттрепал…». Часто считалочки были похожи на небылицы. Например, вот эта:
Раз, и два, и три, четыре. Меня грамоте учили – Не читать, не писать – Только по полу скакать.
Я скакала да скакала, Себе ноженьку сломала. Меня мама увидала
И веревкой отхлестала.
Меня папа увидал
И за доктором послал. Доктор едет на коне, Балалайка на спине, А гитара на носу,
Доктор любит колбасу.
– При расчете хитрость заключается в том, что на каждого человека приходится одно слово. А мы с вами сейчас выучим сказочную считалку.
Дети встают в круг. Бабушка Арина читает считалку «На златом крыльце сидели…», рассчитывает детей. Считалку разучивают, ребята упражняются в расчете.
На златом крыльце сидели: Царь, царевич,
Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей –
Не задерживай
Добрых и честных людей!
– Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и перевертыши. Все это называется устным народным творчеством. Устное
– потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда
– устное. Народное – потому что народ придумывал; творчество – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество.
Предварительный просмотр:
Картотека потешек в режимных моментах
ЦЕЛЬ: Вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание потешек; развивать чувство ритма, мелкую моторику рук; стимулировать речь детей, упражнять в звукоподражании; побуждать и поощрять принятие роли с помощью взрослого; воспитывать интерес к совместной игровой деятельности.
Потешки для утреннего приветствия
Здравствуйте, девочки,
Здравствуйте, мальчики,
Рады мы видеть вас
В детском садике.
***
Здравствуйте, друзья,
Здравствуйте, подружки.
Вас встречают весело
В садике игрушки.
***
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою.
С добрым утром!
С ясным днем!
Вот как славно мы поем!
Потешки во время и перед умыванием
Водичка-водичка,
Умой мое личико:
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Знаем, знаем – да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!
***
Руки надо с мылом мыть,
Рукава нельзя мочить,
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.
***
Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
Будет мыло пениться,
Грязь куда-то денется
***
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем,
Перед каждою едою,
После сна и перед сном.
Щечки мыли?
Глазки мыли?
Ручки мыли?
ДА!
И теперь мы чистые-
Зайчики пушистые.
Водичка серебристая
Струится из-под крана.
И мыло есть душистое,
Совсем как в нашей ванной.
***
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
Брызги- вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым,
Вытрем ручки очень быстро.
***
Закатаем рукава,
Открываем кран - вода.
Моем глазки, моем щечки,
Моем уши и ладошки!
Посмотрите, крошки,
На свои ладошки.
Ах, какие ладошки!
Чистые ладошки!
***
«Вытиралочка»
Полотенчико попросим
С нами в прятки поиграть.
Прячьте глазки, прячьте носик.
Где ребятки? Не видать!
Будем, будем полотенцем
Наши щёчки вытирать!
И с ладошек маленьких
Вытрем капли-капельки.
Вот и кончилась игра
Вы сухие, детки? - Да!
(Николаева Елена, 2009)
***
«Умывалочка»
Добрая водичка! Помоги немножко:
Вымой у ребяток грязные ладошки!
Ты, кусочек мыла, мыль нас не жалея,
Станут наши ручки чище и белее!
(Николаева Елена, 2009)
***
Чтобы ручки мыть,
Сперва закатаем рукава.
Тянем, тянем рукавок,
Показался локоток.
И другой подтянем тоже,
Вот теперь и мыться можно!
(Николаева Елена, 2011)
***
«Мыло»
Мыло скользкое, постой!
Подружи нас с чистотой!
Мы вот так тебя потрём,
В пену мыльную собьём,
А потом, а потом
Наши ручки сполоснём.
(Николаева Елена,2011)
***
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана.
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
Эх, водичка хороша,
Хороша водичка!
Пусть умоет малыша,
Чтоб сияло личико!
***
Это что стоит? Горшок!
Раз-два-три-четыре-пять -
Будем мы штаны снимать!
Присядем аккуратно.
Знают все детишки:
Очень неприятно
Писаться в штанишки!
***
Тёма, Тёма-малышок!
Ты садись-ка на горшок,
Не ходи угрюмый,
Посиди-подумай!
Потешки во время еды.
Каша манная варилась:
Всё пыхтела, пузырилась.
Из кастрюльки убежала,
На тарелочки попала.
Мы её поймаем ложкой,
И попробуем немножко.
Ай да каша! Как вкусна!
Всю съедим её до дна!
(Николаева Елена, 2009)
***
Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
С аппетитом мы едим,
Большими вырасти хотим.
***
Вот и полдник подошел,
Сели дети все за стол.
Чтобы не было беды,
Вспомним правила еды:
Наши ноги не стучат,
Наши язычки молчат.
***
А у нас есть ложки,
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа.
***
Тили-час, тили-час, вот обед у нас сейчас,
Скушаем за маму ложку, скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку, воробей стучит в окошко,
Дайте ложечку и мне... Вот и кончился обед.
***
Утка утенка,
Кошка котенка,
Мышка мышонка
Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
****
Кушай кашку, девочка,
Девочка-припевочка,
Кушай кашку, подрастай,
Всем на радость вырастай!
***
На того, кто ест опрятно,
И смотреть всегда приятно,
Мы едим всегда красиво,
После скажем все «Спасибо»
***
«На плите сварилась каша,
Где большая ложка наша?»
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
Потешки во время утренней
гимнастики
Большие ноги
Шагали по дороге:
ТОП, ТОП, ТОП!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ!
***
Каждый день, что мы встречаем,
Мы с зарядки начинаем!
Дружные ребятки
Вышли на зарядку!
***
Малыши-крепыши
Вышли на площадку,
Малыши-крепыши
Делают зарядку!
Раз-два,
Три-четыре.
Руки выше!
Ноги шире!
Потешки при одевании на прогулку и на прогулке
Полезен воздух для детей –
Скорее одевайся!
Зови гулять с собой друзей,
Прогулкой наслаждайся!
***
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нетупальчика, пропал,
В свой домишко не попал! –
Маша варежку сняла:
- Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь.
Здравствуй, пальчик!
Как живёшь?
***
Осенью на ножки
Обули мы сапожки.
В красненьких сапожках
Шагаем по дорожке:
Камешки пинаем,
В лужи наступаем.
Хороши сапожки!
Не промокнут ножки!
***
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми
Точно так же натяни.
А теперь скорей вставай
И штанишки надевай.
***
Руки спрячем в рукавички —
Разноцветные сестрички.
Сможем дольше мы опять
На морозе погулять!
***
Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
***
Мы собираемся гулять,
Пора одежду надевать.
Надели шапку, шарф, пальто,
Не опоздал из нас никто!
Все одеты, все готовы,
Идем мы на прогулку снова!
***
Мы снимаем тапки, надеваем шапки,
Шарфики, штанишки, сапоги, пальтишки,
Надеваем куртки - готовы для прогулки.
***
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай.
***
У девочек и мальчиков
Зимою мерзнут пальчики.
Чтобы пальчики согреть,
Что на ручки нам одеть?!
На дворе большой мороз,
Отморозит кукла нос,
Теплый шарфик нужен ей,
Чтоб укрыться потеплей.
Потешки перед сном, при пробуждении,расчёсывании
Спят медведи и слоны,
Заяц спит и ежик.
Все давно уж спать должны,
Наши дети тоже.
***
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.
***
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
***
В детском садике у нас наступает «тихий час».
Дети глазки закрывают и тихонько засыпают.
Баю-баю-баиньки, в огороде заиньки.
Зайки травушку едят, малым деткам спать велят.
***
Тишина у пруда,
Не качается вода.
Не шумят камыши,
Засыпают малыши.
***
Ай, люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стали детки засыпать.
***
Бай, бай, бай, бай,
Ты, собаченька, не лай
И в гудочек не гуди –
Наших деток не буди.
Наши детки будут спать
Да большими вырастать.
Они поспят подольше,
Вырастут побольше.
***
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
***
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик уж вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит.
***
Баю-баю-байки,
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Наших деток усыплять.
***
Не забудь после сна
Причесаться, детвора.
К зеркалу все подойдите,
И прическу наведите.
Ровным будет пусть рядок,
К волосочку волосок.
***
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!
***
Просыпайся, лежебока.
В небе солнышко высоко
Наше Солнышко встает,
На зарядку всех зовет.
Глазки открываются,
Глазки просыпаются,
Потягушки-ножки,
Потягушки-пяточки,
Ручки и ладошки,
Сладкие ребяточки!
***
Мы проснулись, потянулись
Вместе солнцу улыбнулись
Здравствуй солнышко - колоколнышко.
***
Встали мы с подушечки, ручки потягушечки,
Ножки — побегушечки, вместе — порастушечки.
***
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
***
Потянушки-потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Это кто же тут проснулся,
И всем деткам улыбнулся?
***
Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки!
Мы потянемся, потянемся,
Маленькими не останемся!
Вот уже растем, растем, растем!
И с кроваток все встаем
Потешки для тех, кто плачет или шумит
Что ты плачешь,
«ы» да «ы»,
Слезы поскорей утри.
Будем мы с тобой играть,
Песни петь и танцевать
***
.Придет киска неспеша
И погладит малыша,
Мяу-мяу – скажет киска
Наша детка хороша.
****
Послушай, что тебе скажу:
Давай не будем плакать!
А то услышит наш сосед,
Сосед, которому сто лет, -
И нам подарит лапоть!
Куда мы в нем с тобой пойдем?
Разок шагнем и упадем.
***
(на коленях)
Мы поскачем, скачем, скачем,
Скачем на лошадке!
Мы совсем уже не плачем,
Все у нас в порядке.
***
Маленькая мышка,
Утешь мою малышку.
Не будет Маша плакать
Не будет горевать.
Пойдем мы по дорожке
На встречу к тете кошке.
Потешки для наблюдения в природе
***
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Ждут тебя деточки,
Ждут малолеточки!
***
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек мочить!
***
Мы цветочки рвать не будем,
Пусть растут на радость людям!
Красные и голубые,
Все красивые такие!
***
Всем зверушкам, птичкам, рыбкам
И жучкам мы шлем улыбки.
Всех, друзья, вас очень любим.
Обижать мы вас не будем!
***
Ты всех любишь, ты всех греешь,
Всех ласкаешь и жалеешь,
Наше Солнышко, наш свет,
Все тебе мы шлем привет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий по теме: "Использование методики "слово-движение" для развития речи детей дошкольного возраста"на примере потешки «Кошка».
В данной работе представлен материал, на котором дети обучаются эмоциональной образной речи на примере разучивания стихотворения. Каждое (или почти каждое) слово сопровождается движением, демонстрирую...
Консультация "Роль потешки в развитии речи детей младшего возраста"
Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные качасетва, развивающих речь во всех её аспектах - является русский народный фольклор. Потешка - малый жанр устноо народного творчест...
консультация "Роль потешки в развитии речи детей раннего возраста."
Консультация "Роль потешки в развитии речи детей раннего возраста " Койносова Елена Станиславовна Воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №14 г.Кропоткин...
Потешки в развитии речи детей раннего возраста.
Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.Особую роль в развитии детей младшего дошкольного в...
Потешки в развитии речи детей раннего возраста
Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.Особую роль в развитии детей младшего дошкольного в...
Консультация для родителей. Потешки в развитии речи детей раннего возраста.
Потешка – жанр устного народного творчества, она не только развивает речь, но и учит движениям, воспитывает, вводит ребенка в окружающий мир. Взрослый читает потешки эмоционально, меняя интонаци...
«Роль потешки в развитии речи детей раннего возраста» Консультация для родителей
Период раннего возраста имеет огромное значение в овладении ребенком речью и гармоничном развитии всех его психических структур. Именно с речью связано развитие восприятия и мышления, развитием речи о...
- Мне нравится (1)