Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в Книгоград»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: «Путешествие в Книгоград»
Цель: Закрепление знаний о книге, о назначении книги.
Задачи:Образовательные: Расширить и систематизировать знания детей о книгах, об истории создания книги. Формировать предпосылки интеллектуальной и поисковой деятельности. Обогащать речь, расширять кругозор детей, пополнять активный и пассивный словарный запас.
Развивающие: Развивать речевое творчество. Способствовать развитию индивидуальных способностей к речевой активности. Развивать творческие способности, воображение, слуховое и зрительное восприятие, мышление, навыки сравнения, наблюдательность, умение рассуждать. Развивать фонематический слух;
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к книге, развивать положительное отношение ребёнка к себе, к другим людям и окружающему миру, уверенность в себе и своих возможностях, активность, инициативность, самостоятельность.
Материалы и оборудование: Проектор, книжный центр группы, книги, картинки, портфель, аудиозапись, бумага, ватные палочки, масло, посуда для воды, салфетки.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Предварительная работа: рассматривание книг, подклеивание книг, разучивание пословиц о книге, чтение сказок и рассказов, работа с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_kniga.docx | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
в старшей группе
Тема: «Путешествие в Книгоград»
Составила и провела:
воспитатель Сафина Р.Р.
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в Книгоград»
Тема: «Путешествие в Книгоград»
Цель: Закрепление знаний о книге, о назначении книги.
Задачи:Образовательные: Расширить и систематизировать знания детей о книгах, об истории создания книги. Формировать предпосылки интеллектуальной и поисковой деятельности. Обогащать речь, расширять кругозор детей, пополнять активный и пассивный словарный запас.
Развивающие: Развивать речевое творчество. Способствовать развитию индивидуальных способностей к речевой активности. Развивать творческие способности, воображение, слуховое и зрительное восприятие, мышление, навыки сравнения, наблюдательность, умение рассуждать. Развивать фонематический слух;
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к книге, развивать положительное отношение ребёнка к себе, к другим людям и окружающему миру, уверенность в себе и своих возможностях, активность, инициативность, самостоятельность.
Материалы и оборудование: Проектор, книжный центр группы, книги, картинки, портфель, аудиозапись, бумага, ватные палочки, масло, посуда для воды, салфетки.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Предварительная работа: рассматривание книг, подклеивание книг, разучивание пословиц о книге, чтение сказок и рассказов, работа с родителями.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент: Приветствие. (Дети становятся в круг)
Вот собрался наш кружок,
Улыбнись скорей дружок.
Рука другу, рука другу
Передаём тепло по кругу.
Воспитатель:- Здравствуйте ребята, я очень рада всех вас видеть. Давайте друг к другу повернемся, и друг другу улыбнемся!
Обратить внимание детей на портфель.
- Подумайте, что там может быть? (предположения детей). Поможет вам загадка, послушайте:
Загадка:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, всегда ли у людей были книги? Как вообще появилась книга? А хотели бы узнать? (ответы детей). Внимание на экран. Слайды из истории книги…
-Было время, когда не было книг и наши предки рисовали рисунки на скалах. По ним мы можем узнать, как они жили, охотились. Позднее научились делать дощечки из глины, и писали уже на них. Прошло время, и люди придумали выделывать шкуру молодых телят и на ней писали, называли эти свитки пергаментом. Египтяне спустя время догадались писать на папирусе. Папирус - это растения с большими листьями, их складывали под пресс, выдерживали и писали затем на них. Китайцы пошли еще дальше, они придумали бумагу и сейчас на бумаге печатают замечательные книги. В наше время книги печатаются в типографиях, на печатных станках. У книг прочные картонные переплеты, яркая обложка и красочные иллюстрации. Вот какой долгий путь проделала наша книга.
Сообщение темы, цели.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите сделать свою книгу? Для этого нам нужно
с вами отправиться в путешествие в страну книг. Путешествуя нам предстоит выполнить задания, и собрать материал для нашей книги. Как вы думаете, главный город этой страны как будет называтся? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, «Книгоград». Путешествуя по улицам города, выполнив задания, мы получим листы для нашей книги. Помните об этом? А я помогу вам, ребята, чтобы вы были веселыми, любознательными и остроумными. Но будет множество препятствий, вам помогут только ваши знания. Не испугались? Готовы? Начинаем!
Основная часть
Воспитатель: Отправляемся в путь. Повторяем за мной слова: (чистоговорка)
Ра-ра-ра- вот высокая гора
Ры-ры-ры-за горою комары
Ро-ро-ро - едем в поезде в метро.
Воспитатель: - А вот и город «Книгоград». Все мы знаем,что в каждом городе есть библиотека. А мы с вами прибыли в библиотеку города «Книгоград».Слайд
(Обратить внимание на выставку книг)
-А что такое «библиотека»? (Место, здание, где хранятся книги).
-Кто работает в библиотеке? (Библиотекарь).
-Если мы придём в библиотеку, кем мы будем? (Читатели).
Воспитатель: Есть такая пословица «Книга – наш друг». Почему так говорят? (Ответы детей).
Воспитатель: - Правильно, с самого детства книги сопровождают нас всю жизнь. Книги учат нас, помогают разобраться в самых разных вопросах. А еще они могут развеселить и развлечь нас. Из книг мы узнаем много нового.
Воспитатель: - Ребята, а какие еще книги могут быть в Детской библиотеке? (рассказы, энциклопедии, журналы, книжки-загадки).
Воспитатель: Молодцы. Скажите, а кто пишет рассказы, сказки? (Ответы детей: писатели, авторы, народ).
Воспитатель: А каких писателей вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, есть правила поведения в библиотеке. Я думаю, в библиотеке нельзя шуметь. А ты как думаешь? (Ответы детей: аккуратно обращаться с книгами, не перегибать книгу, не рвать, не мять, не писать на ней, всегда возвращать их в срок).
Воспитатель: Молодцы, справились. Вот первый лист для нашей книги готов. Ну, что продолжаем путешествие по городу «Книгоград».
Вот и улица «Слоговая»Слайд
1 задание: Назовите первый звук в слове книга? (…)последний?(…)
- Сколько слогов в слове книга?(…)
Воспитатель: Вам нужно назвать предмет и разделить на слоги, а проверять вы будете друг друга сами.
(Дети выполняют задание и проверяют друг друга, необходимо делить слова на слоги)
Воспитатель: Молодцы, справились. Вот следующая страница для нашей книги готова. Идём дальше.
Нам поможет скороговорка:
Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека цап.
2 задание Воспитатель: Перед нами сквер «Эксперементальный»
- Ребята, из чего делают книгу?
- Может ли бумага издавать звуки, рваться, мокнуть?
Давайте проверим, проведем эксперементы. Для этого вам нужно поделиться на 3 группы по симпатии и каждая группа проведёт опыт и сделает вывод.
Опыт №1 "Бумага мнется, рвётся"
- Возьмите лист бумаги разной и сомните ее. Что случилось с бумагой? А всем легко ее было смять? Как вы думаете, сможете разгладить лист бумаги? Попробуйте разгладить лист бумаги. Возьмите бумагу и начните рвать.
-Вывод: (Ответы детей: бумага мнется и рвётся, нельзя мять и рвать листы книги и тетради)
Опыт №2 "Бумага намокает"
- Для этого опыта нам понадобится вода.
-Опустите в воду листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла?
Вывод: (Ответы детей: нельзя мочить книги, нельзя читать книгу при употреблении пищи.)
Опыт №3, "Бумага впитывает масло"
-Намочите ватную палочку в масле и оставьте ею след на бумаге, или что то напимсать. Что произошло? (Ответы детей: бумага впитывает масло.)
Вывод: (Ответы детей: нельзя жирными руками трогать и читать книги.)
Воспитатель: Ёще раз уточним, как правильно обращаться с книгой:
(Ответы детей: книгу надо брать чистыми руками; книги нельзя рвать; книги нельзя мять; нельзя рисовать на книгах; нельзя загибать углы книг; книги надо убирать на место; нельзя вырывать листы из книг; нельзя кушать, держа рядом книгу.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы знаете и сможете рассказать о том, как правильно обращаться с книгой. Вот вам еще одна страница для вашей книги.
Физминутка.
3 задание Воспитатель: Мы оказались на проспекте «Загадок».
Воспитатель: Здесь нам приготовили загадки. Давайте посмотрим.
1) Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)
2) Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие детки? (Козлята)
3)Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)
Воспитатель: Молодцы. Как быстро вы отгадали, очень хорошо.
4 задание. Вот и следующая страница для нашей книги.
Воспитатель: Идём дальше. Поможет нам считалка.
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра
А для волка кожура.
Он сердит на нас беда!!!
Разбежались кто куда.
5 задание. Воспитатель: Вот мы оказались в переулке « Исправляйка». Давайте присядем на скамейки. Слушайте меня внимательно и исправляйте ошибки в названиях произведений и назвать автора.
«Серая ножка», (Серая Шейка) Дмитрий Мамин Сибиряк
« Загорание медвежат», (Купание медвежат» Виталий Валентинович Бианки
«Кот в туфлях», (Кот в сапогах) Шарль Перро
«Дядя Ваня» (Дядя Стёпа) Самуил Яковлевич Маршак
«Холодный хлеб», (Теплый хлеб) Константин Георгиевич Паустовский
«Утки – лебеди» (Гуси-лебеди) народная сказка
«Царевна Индюшка» (Царевна Лягушка) народная сказка
Какие вы замечательные! Всё знаете! Вот и следующая страница для нашей книги.
Воспитатель: Молодцы, отгадали верно и быстро. Продолжаем путешествие.
6 задание. Воспитатель: Перед нами улица «Игровая» Игра: «Да - нет» («Триз – технология).Хочу я вам задать вопрос,
А вы над ним всерьёз подумайте!
Одно из двух; «да» или «нет»- скажите вслух.
Если ответ «да»- поднимите руки вверх и кивните головой,
Если «нет» - вы протянете руки вперед и качаете головой.
Итак, слушайте мои вопросы:
1. Книга боится дождя?
2. Книга любит снег?
3. Книга любит путешествовать в портфеле в библиотеку?
4. Книга боится грязных рук?
5. Закладкой для книг может быть карандаш? Пирожок?
6. Книга любит, когда её читают во время еды?
7. Книга любит, когда её разрисовывают или расписывают?
8. Книга боится быть порванной?
9. Книга любит чистые руки?
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете, как обращаться с книгой. Вот вам следующая страница для книги. Давайте посчитаем сколько страниц у нас получилось? (Считаем на русском, на татарском, на английском)
7 задание Воспитатель: Молодцы ребята. Оказались мы на улице «Мастеров»
Воспитатель: Кто мне поскажет «Что есть у книги?»
(Ответы детей: Обложка, иллюстрации, переплёт, страницы, листы, номера страниц, содержание).
Воспитатель: Правильно. У вас было домашнее задание, вместе с родителями подготовить странички для нашей книги. Посмотрите, какие замечательные они у вас получились. Какие красивые и все разные. Вам, нравятся? (Ответы детей).
Воспитатель: Как вы думайте, что нам нужно сделать, чтобы получилась красивая книга? (Ответы детей)
Воспитатель: С помощью ленточки собираем страницы книги. У нас с вами получилась замечательная книга. А титульный лист мы с вами нарисуем на занятии ИЗО и самую лучшую работу выбирем для титульного листа. Эту книгу мы поместим в наш книжный уголок, и поделимся со своими друзьями. Теперь вы сами сможете смастерить такую книгу дома, вы согласны?
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться из путешествия, встанем в круг и произнесем волшебные слова: (дети встают в круг вместе с воспитателем проговаривают чистоговорки)
Ра – ра – ра- Вот закончилась игра
Ра – ра – ра – возвращаться нам пора.
Заключительная часть
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, вы с легкостью справились со всеми заданиями, были активными и сообразительными. Молодцы, вы достойны стать жителями города Книгограда! Я вами очень довольна. Путь был трудным, но и интересным. Выберите пожалуйста, смайлики по желанию. Желтый смайлик- мне все понравилось, все было интересно. Синий смайлик - испытывал трудности. Может кто то возьмёт два смайлика.
Что вам больше всего запомнилось? Кому было трудно? Что именно?
(Дети делятся своими впечатлениями)
Воспитатель: Ребята, смотрите, опять появился портфель, давайте посмотрим, что там сейчас лежит? Это вам сюрприз от жителей Книгограда. Я хочу вас поблагодарить, за активную работу. Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи. Старшая группа. Тема: «Составление рассказов на темы стихотворений»
Составление рассказов на темы стихотворенийПрограмное содержание: Связная речь: учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы;грамматика: упражнять в образовании названий детены...
Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: “Путешествие в страну Звукоречье”.
Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)Тема: “Путешествие в страну Звукоречье”....
конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: «Путешествие в космос»
конспект по развитию речи...
Конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
Конспект занятия по развитию речи...
Конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» (с опорой на графические схемы)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №29 «У Лукоморья» Конспект занятия по развитию речи(старшая гр...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...
Конспект занятия по развитию речи (Старшая группа) Тема: «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»
МКДОУ Воскресенский детский сад № 2 «Семицветик» Конспект занятия по развитию речи(Старшая группа) Тема: «Пересказ эскимосской сказки«Ка...
- Мне нравится (1)