Конспект НОД по развитию речи "Однажды во фруктовом саду"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
НОД в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: «Однажды во фруктовом саду» |
|
Задачи:
- закреплять навык использования звука [Р,Рь] в слогах, словах и предложениях;
- расширять и активизировать словарь детей по теме «Фрукты. Сад»;
- развивать навыки взаимодействия со словами, формировать навык связного речевого высказывания с использованием опорных картинок, совершенствоаграмматический строй речи;
- Закреплять умение согласовывать числительное с существительным.
- закрепить умение чтения слогов и слов с пройденными буквами.
- воспитание самоконтроля за речью на основе фонематического восприятия и анализа.
Словарная работа:
фрукты, фруктовый, абрикос, персик, груша, мандарин, гранат, хурма, помидор, дерево, варенье, компот, сок, джем, сад, сорвать, собирать, ухаживать, спилить, белить, поливать, варить, резать, крошить.
Материалы и оборудование:
Натуральные фрукты и овощи, натуральные фрукты со звуком [Р,Рь]: «Дидактическая игра «Поварята" (плоскостные изображения коробочки для сока, плоскостные изображения баночки для варенья, картинки с изображением фруктов), Игра "Лесенка в саду" (контурное изображение яблони, маркер), компьютерная развивающая игра «Собери фрукты», компьютерная презентация к артикуляционной гимнастике..
Ход занятия:
1.Организационный момент. Создание эмоционально положительного фона.
- Собрались все дети в круг,
Я - твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Здравствуй, утро! Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень.
2. Основной этап. Игра "Собери картинку".
-Ребята! Здесь на столе лежит конверт, посмотрим, что там.
Воспитатель открывает конверт, оттуда высыпаются части картинки.
- Ну вот, ребята, все высыпалось. У вас в руках кусочки картинки. Соберите её. Что у вас получилось на картинке?
-У нас получился фруктовый сад.
-А я сегодня хотела вас пригласить в сад. Какие фрукты вы знаете?
3.Игра "Собери фрукты" (ИКТ). Согласование числительного с существительным, закрепить счет до 10.
После окончание игры заменить корзинки. В корзине натуральные фрукты.
4.Игра "Лесенка в саду". Подбери слово «Какое может быть яблоко?». Образование относительных прилагательных.
-Ребята. Вы знаете где растут фрукты? Правильно на фруктовых деревьях. Посмотрите какие яблоки выросли на этой яблоне. Но яблоки растут высоко. Как вы думаете, что нам нужно, что бы сорвать эти яблоки.
-Для того, что бы сорвать яблочко нужна лесенка.
(Вос-ль рисует маркером рядом с яблоней лесенку без ступеней).
-Будем сегодня играть со словом «яблоко» — «Какое может быть яблоко?». Мы сейчас будем подбирать слова к слову яблоко, отвечать на вопрос какое яблоко. Одно слово - одна ступенька и так мы поднимемся вверх по лесенке.
(дети называют слово, сразу рисуют ступеньку на лестнице)
-Молодцы вы здорово справились с заданием. Подойдите ко мне…
5.Физкультминутка. Развитие координации речи с движением.
Я на лесенку встаю,
Яблочко я достаю,
С яблочком бегу домой,
Мамочке подарок мой.
6.Развитие мимических мышц.
Мы пришли в сад. Какие большие яблоки! Удивление.
А какие сочные груши! Восхищение.
А как их много! Радость.
Откусили кусочек яблока, а там червячок. Разочарование.
-Представьте, что вы едите фрукт, который изображен на этой картинке. Выразите свое состояние мимикой.
7.Чтение слогов и слов с пройденными буквами.
-С помощью нашей лестницы мы можем сорвать яблоки.
Каждый ребенок берет одно яблоко. Педагог предлагает детям прочитать, что написано на оборотной стороне картинок.
Чтение слов на звук Р (рак, рот, корова, топор, дыра)
8.Артикуляционная гимнастика. Развитие артикуляционной моторики.
-Сделаем гимнастику для язычка. Вы помните, для чего мы делаем гимнастику для язычка?
Дети:
-Чтобы язычку легко было произносить звуки.
9.Пальчиковая гимнастика "Будем мы варить компот". Координация речи с движениями, развитие тонкой моторики, внимания и памяти.
- Поиграли с язычком, а теперь поиграем с пальчиками.
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок,
Варим, варим мы компот
Угостим честной народ.
10.Игра "Поварята". Образование относительных прилагательных.
-Поварами сегодня, конечно, будем мы с вами. А готовить мы будем сок и
варенье из разных фруктов. Вот вам баночка для варенья, коробочка для сока.
Подумайте какой сок или варенье вы любите. Вот я, например, люблю сок из граната, я приготовлю гранатовый сок. Какой сок я приготовила?
11.Дидактическое упражнение «Что лишнее?» с использованием натуральных фруктов. Развитие зрительного внимания и восприятия
-У меня в корзине полно разных фруктов. Посмотрите
(Воспитатель выкладывает фрукты на поднос, дети хором называют фрукты)
-Выбери только те фрукты, в которых есть звук [Р,Рь]. (Груша,персик, гранат, хурма, мандарин, яблоко).
Что лишнее и почему? Что вы знаете про звук Р?
12.Игра «Узнай фрукт». Упражнение на развитие правильного физиологического дыхания.
-А сейчас закройте глаза и по запаху угадайте фрукт.
Развитие глубокого вдоха.
Воспитатель показывает, как делается глубокий вдох через нос: плавно медленно, без подъема плеч.
13.Игра «Маленький волшебник». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительными суффиксами).
-Сейчас я вам предлагаю превратиться в маленьких волшебников. С помощью волшебной палочки вы будете превращать большой фрукт в маленький.
Воспитатель выкладывает двусторонние карточки, с изображениями больших овощей и фруктов. Дети по очереди должны, дотрагиваясь «волшебной палочкой» до любой картинки, назвать фрукт и превратить его в маленький. Если задание выполнено правильно, ребенок переворачивает карточку, проверяет свой ответ и забирает картинку себе. Например: Это лимон. Я превращаю его в лимончик…
14. Итог занятия.
- Сегодня во время прогулки по саду я узнала, что вы очень много знаете о фруктах. Я думаю, что вы наверняка знаете, что фрукты являются не только вкусными, но и очень полезными. Ребята, а что вы можете нам сказать об этом.
-Во всех фруктах находятся полезные витамины.
-Свежие фрукты заменяют самые лучшие витамины из аптеки.
-Если мы будем постоянно кушать их, то не будем болеть.
Возраст: 5-6 лет
Цель:
Коррекционно-образовательные задачи:
закреплять навык использования звука [Р,Рь] в слогах, словах и предложениях;
расширять и активизировать словарь детей по теме «Фрукты. Сад»;
развивать навыки взаимодействия со словами, формировать навык связного речевого высказывания с использованием опорных картинок, совершенствоаграмматический строй речи;
Закреплять умение согласовывать числительное с существительным.
закрепить умение чтения слогов и слов с пройденными буквами.
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать умение выделять звук [Р,Рь] из ряда других звуков в слове;
развивать навык кинестетического анализа при выполнении дифференцированных артикуляционных движений частями языка, губ, пальцев рук;
развивать память, концентрацию и устойчивость внимания через использование специальных упражнений; развивать правильное физиологическое дыхание.
Воспитательные задачи:
воспитание самоконтроля за речью на основе фонематического восприятия и анализа.
Словарная работа:
фрукты, фруктовый, абрикос, персик, груша, мандарин, гранат, хурма, помидор, дерево, варенье, компот, сок, джем, сад, сорвать, собирать, ухаживать, спилить, белить, поливать, варить, резать, крошить.
Материалы и оборудование:
Натуральные фрукты и овощи, натуральные фрукты со звуком [Р,Рь]: «Дидактическая игра «Поварята" (плоскостные изображения коробочки для сока, плоскостные изображения баночки для варенья, картинки с изображением фруктов), Игра "Лесенка в саду" (контурное изображение яблони, маркер), компьютерная развивающая игра «Собери фрукты»,компьютерная презентация к артикуляционной гимнастике.
Предварительная работа:
Работа с ребенком:
разучивание артикуляционных упражнений;
разучивание пальчиковых упражнений;
постановка звука [Р,Рь].
подготовка к обучению чтения.
Подготовка учителя-логопеда:
разработка конспекта коррекционного занятия;
разработка дидактических пособий «Лесенка в саду», "Поварята";
подготовка аппаратного обеспечения и электронных образовательных ресурсов.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Создание эмоционально положительного фона.
-Дорогие ребята! Я очень рада видеть вас сегодня такими здоровыми и красивыми. Посмотрите, сколько гостей пришли к нам сегодня. Поздоровайтесь и поделитесь с ними хорошим настроением.
- Собрались все дети в круг,
Я - твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Здравствуй, утро! Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень.
2. Основной этап. Игра "Собери картинку".
-Ребята! Здесь на столе лежит конверт, посмотрим, что там.
Логопед открывает конверт, оттуда высыпаются части картинки.
- Ну вот, ребята, все высыпалось. У вас в руках кусочки картинки. Соберите её. Что у вас получилось на картинке?
-У нас получился фруктовый сад.
-А я сегодня хотела пригласить в сад. Какие фрукты вы знаете?
Играет музыка из сказки про красную шапочку, входит красная шапочка.
-Здравствуйте ребята и гости дорогие. Я иду в сад собирать фрукты для своей бабушки, вы мне поможете собрать.
Логопед. Поможем, правда ребята, мы как раз собирались в сад.
3.Игра "Собери фрукты" (ИКТ). Согласование числительного с существительным, закрепить счет до 10.
После окончание игры заменить корзинки. В корзине натуральные фрукты.
Красная Шапочка:
-Спасибо ребята вы помогли мне собрать целую корзинку фруктов (показывает детям), теперь можно мне отправляться в гости к бабушке.
Дети:
-Красная Шапочка оставайся с нами, поиграем, погуляем в сад. А потом все вместе пойдем к бабушке.
4.Игра "Лесенка в саду". Подбери слово «Какое может быть яблоко?». Образование относительных прилагательных.
Логопед.
-Ребята. Вы знаете где растут фрукты? Правильно на фруктовых деревьях. Посмотрите какие яблоки выросли на этой яблоне. Но яблоки растут высоко. Как вы думаете, что нам нужно, что бы сорвать эти яблоки.
-Для того, что бы сорвать яблочко нужна лесенка.
(Логопед рисует маркером рядом с яблоней лесенку без ступеней).
-Будем сегодня играть со словом «яблоко» — «Какое может быть яблоко?». Мы сейчас будем подбирать слова к слову яблоко, отвечать на вопрос какое яблоко. Одно слово - одна ступенька и так мы поднимемся вверх по лесенке.
(дети называют слово, сразу рисуют ступеньку на лестнице)
-Молодцы вы здорово справились с заданием. Подойдите ко мне…
5.Физкультминутка. Развитие координации речи с движением.
Я на лесенку встаю,
Яблочко я достаю,
С яблочком бегу домой,
Мамочке подарок мой.
6.Развитие мимических мышц.
Мы пришли в сад. Какие большие яблоки! Удивление.
А какие сочные груши! Восхищение.
А как их много! Радость.
Откусили кусочек яблока, а там червячок. Разочарование.
-Представьте, что вы едите фрукт, который изображен на этой картинке. Выразите свое состояние мимикой.
7.Чтение слогов и слов с пройденными буквами.
-С помощью нашей лестницы мы можем сорвать яблоки.
Каждый ребенок берет одно яблоко. Педагог предлагает детям прочитать, что написано на оборотной стороне картинок.
Чтение слов на звук Р (рак, рот, корова, топор, дыра)
8.Артикуляционная гимнастика. Развитие артикуляционной моторики.
-Сделаем гимнастику для язычка. Вы помните, для чего мы делаем гимнастику для язычка?
Дети:
-Чтобы язычку легко было произносить звуки.
9.Пальчиковая гимнастика "Будем мы варить компот". Координация речи с движениями, развитие тонкой моторики, внимания и памяти.
- Поиграли с язычком, а теперь поиграем с пальчиками.
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок,
Варим, варим мы компот
Угостим честной народ.
10.Игра "Поварята". Образование относительных прилагательных.
-Поварами сегодня, конечно, будем мы с вами. А готовить мы будем сок и
варенье из разных фруктов. Вот вам баночка для варенья, коробочка для сока.
Подумайте какой сок или варенье вы любите. Вот я, например, люблю сок из граната, я приготовлю гранатовый сок. Какой сок я приготовила?
11.Дидактическое упражнение «Что лишнее?» с использованием натуральных фруктов. Развитие зрительного внимания и восприятия
-У нашей Красной Шапочки в корзине полно разных фруктов. Посмотрите
(Логопед выкладывает фрукты на поднос, дети хором называют фрукты)
-Выбери только те фрукты, в которых есть звук [Р,Рь]. (Груша,персик, гранат, хурма, мандарин, яблоко).
Что лишнее и почему? Что вы знаете про звук Р?
12.Игра «Узнай фрукт». Упражнение на развитие правильного физиологического дыхания.
-А сейчас закройте глаза и по запаху угадайте фрукт.
Развитие глубокого вдоха.
Логопед показывает, как делается глубокий вдох через нос: плавно медленно, без подъема плеч.
13.Игра «Маленький волшебник». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительными суффиксами).
-Сейчас я вам предлагаю превратиться в маленьких волшебников. С помощью волшебной палочки вы будете превращать большой фрукт в маленький.
Логопед выкладывает двусторонние карточки, с изображениями больших овощей и фруктов. Дети по очереди должны, дотрагиваясь «волшебной палочкой» до любой картинки, назвать фрукт и превратить его в маленький. Если задание выполнено правильно, ребенок переворачивает карточку, проверяет свой ответ и забирает картинку себе. Например: Это лимон. Я превращаю его в лимончик…
14. Итог занятия.
- Сегодня во время прогулки по саду я узнала, что вы очень много знаете о фруктах. Я думаю, что вы наверняка знаете, что фрукты являются не только вкусными, но и очень полезными. Ребята, а что вы можете нам сказать об этом.
-Во всех фруктах находятся полезные витамины.
-Свежие фрукты заменяют самые лучшие витамины из аптеки.
-Если мы будем постоянно кушать их, то не будем болеть.
-Нашей Красной Шапочке уже пора к своей бабушке. Она тебя уже заждалась.
Красная Шапочка приглашает детей в гости к бабушке. Дети уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия "Фруктово-овощная радуга"
развитие зрительного восприятия и цветовосприятия в подготовительной группе детского сада...
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия "Фруктово-овощная радуга"
развитие зрительного восприятия и цветовосприятия в подготовительной группе детского сада...
Конспект занятия по развитию речи в детском саду во второй младшей группе по фгос
Конспект занятия по развитию речи в детском саду во второй младшей группе по фгосХод Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Чувствуете тепло которое идет от ваших друзей...
Конспект занятия по развитию речи "Профессии детского сада"
Конспект занятия по развитию речи....
Конспект занятия по развитию речи в детском саду в старшей группе
Учить детей образовывать однокоренные слова.Упражнять в согласовании слов в предложении.Познакомить с понятием домашний адрес, номер дома и квартиры.Активизировать в речи названия дома – животны...
Конспект занятия по развитию речи в детском саду. Младшая группа "Поиграем с куклой Таней"
Данный конспект может быть использован воспитателями дошкольных учреждений для проведения занятий по развитию речи с детьми второй младшей группы (3-4 лет)...
Конспект художественно эстетическому развитию лепка «Яблоки в саду»
Для решения задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребёнка:звуковой ,зрительный ,тактильный....