Кружковая работа "Мастерилки"
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)
Кружковая работа по теме "Мастерилки" в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_masterilki_23-24_ucheb_god_skrybykina_tn.docx | 36.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад №14 “Журавлик” городского округа “город Якутск”
Утверждаю: заведующий
МБДОУ Д/с №14 «Журавлик»
Герасимова Л.Н____________
Кружковая работа на тему:
«Мастерилки»
Выполнила: воспитатель средней группы
Скрыбыкина Татьяна Николаевна
Якутск 2023г.
Пояснительная записка.
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического здоровья ребенка.
Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.
Задачи:
Обучающие:
1.Продолжать развивать графические навыки: а) штриховка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры предмета по точкам, в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.
2. Работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).
3. Работать с пластилиновой техникой.
4. Обогащать тактильный опыт детей: узнавать на ощупь предметы и материалы.
Развивающие:
1.Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3.Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;
Воспитывающие:
1.Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
2.Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3.Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений:
- массаж кистей рук;
- пальчиковый тренинг;
- пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
- ручная умелость;
- рисование пластилином;
- конструирование из бумаги в технике оригами;
- аппликация;
- развитие графических навыков;
- рисование по трафаретам;
- вырезывание ножницами;
- штриховка;
- дорисовка;
- игры и действия с мелкими предметами;
- узнавать предметы на ощупь;
- работа с крупой, фасолью, горохом;
- нанизывание бус, пуговиц на проволоку, шнурки;
- выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.
Краткая характеристика программы
В разделе «Пальчиковый тренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.
В разделе «Графические навыки дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.
В разделе «Игры с предметами» у детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Формы работы
- пальчиковые игры;
- игры с предметами и материалами;
- массаж рук.
Срок проведения: октябрь – май
Возрастная группа: дети 4-5 лет
Периодичность занятий: 1 раз в неделю (во второй половине дня)
Форма организации: подгрупповая
Длительность занятий: 20 минут
Предполагаемый результат
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
- Овладение разными видами ручной умелости.
- Овладение приемами работы с разными инструментами.
- Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.
- Овладение нормами этики поведения.
Перспективно тематическое планирование
Месяц/ неделя | Тема/Цель: | Методы и приёмы: |
Октябрь | Тема: Детский сад и игрушки Цель: Развивать мелкую моторику пальцев; Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура. | 1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики». 2. Игра «Что это?». Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка. 3.Пластилинография: «Мой веселый, звонкий мяч». |
Тема:Осень Цель:Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. | 1.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». 2.»Листопад»- лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки. 3.Пластилинография. «Осеннее дерево». | |
Тема:Огород. Овощи Цель:Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. | 1.«Дид. Игра «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи. 2..Пальчиковая гимнастика «Капуста». 3.Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи». | |
Тема:Сад. Фрукты Цель:Развивать мелкую моторику пальцев. Учить наносить пластилин на основу. | 1.Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин». 2. «Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой посередине. 3Работа с трафаретами «Обведи и раскрась фрукты». | |
Ноябрь | Тема:Ягоды Цель:Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру. Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри. | 1. Пальчиковая игра «По ягоды». 2. Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды). 3.Пластилинография. «Клубника». |
Тема:Дом. Семья Цель:Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости. Продолжать формировать графические навыки. | 1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая» 2. «Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты. 3. «Семья». Обвести фигуру человека и раскрасить. | |
Тема:Мебель, квартира Цель:Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие ориентировки на плоскости. Совершенствовать зрительную память. | 1. «Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана. 2 Массаж ребристым карандашом между ладонями. 3. «Продолжи узор». Раскрась геометрические фигуры. | |
Тема: «Одежда» Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений; упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы; учить последовательно, одевать и раздевать куклу. | 1. Пальчиковая гимнастика «Гномики - прачки». 2. Чтение стихотворения «Мой мишка» - застегивание и расстегивание пуговиц. 3. Упр. «Не дошитое платье»- «пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». 4. Д/игра «Оденем Петю». 5. Самомассаж гранеными карандашами. | |
Декабрь | Тема: Зима Цель: Развивать мелкую моторику пальцев; учить преобразовывать квадрат в части дома: основание и крышу. Развивать внимание, логическое мышление. | 1.«Построим горку для зверушек из снежных комков»- изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями. 2.Игра «Что лишнее и почему?» 3.«Сказочный домик» (оригами) |
Тема:Зимние забавы Цель:Упражнять в координации движений с речью. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Научить скатывать шарики из салфеток. | 1.Хороводная игра «Снежная баба» 2.Игра с пробками «Лыжи» 3. «Веселый снеговик». Аппликация из комочков, сделанных из салфеток. | |
Тема:Новый год Цель:Развивать мелкую моторику пальцев. Учить складывать круг пополам, находить середину круга. Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур. | 1.Игра «Наведем порядок» (группировка предметов по признаку). 2. «Бусы на елку» Выкладывание геометрических фигур в определенной последовательности. 3.«Елочная игрушка» (оригами) | |
Тема:Новый год Цель:Развивать мелкую моторику пальцев; зрительно-двигательнуюкоординацию. Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. | 1.Пальчиковая игра «Елочка» «В лесу родилась елочка». 2.Рисование по точкам «Елочка». 3.Нарядная елочка (оригами). | |
Январь | Тема:Зимующие птицы Цель:Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разнымиспособами. | 1.Угощение для птиц. Сортировка семян: фасоль, горох. 2.Пальчиковая игра «Снегири» 3.«Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях. |
Тема:Домашниеживотные Цель:Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами. | 1. «Маленький конструктор»- выкладывание из геометрических фигур животных. 2.Пальчиковая игра «На ладошку села кошка». 3.Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами. | |
Тема:Домашниептицы Цель:Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами. | 1. «Накормим птичек»- скомкать бумагу в маленькие комочки. 2.»Птицы хотят пить»- работа с водой и пипеткой. 3. «Цыпленок» (штриховка). | |
Февраль | Тема:Транспорт Цель:Развивать зрительно двигательную координацию и моторику пальцев рук. Закрепить назначение транспорта. Продолжать складывать фигуры из бумаги. | 1.Рисуем машину пальчиками на крупе. 2.Игра «Назови вид транспорта и его назначение». 3.«Машина» (оригами). |
Тема:Этикет Цель:Действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики, работать с бумагой. | 1.Пальчиковая гимнастика «Солнышко» 2. Массаж ладошек. Прокатывание колючего мяча между ладошек. 3.Изготовление Валентинки из бумаги. | |
Тема:Наша Армия Цель:Продолжать развивать зрительно моторные функции, штриховать в разных направлениях. | 1.Из риса выложить салют по нарисованному контуру. 2.Пальчиковая игра «Солдаты». 3.Штриховка «Танк». | |
Тема: «Конец зимы» Цель: Развивать мелкую моторику рук; развивать умение рисовать круги разного размера цветными мелками; развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением; стимулирование тактильных ощущений; воспитывать дружеские отношения между детьми, желание играть вместе. | 1.Пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю». 2.Игра «Веселые ладошки» - завязываем узелки, бантики. 3.Игра с прищепками «Наряжаем елочку». 4.Упражнение «Найди пару» - найти парную подушечку с таким же наполнением (рис, фасоль). | |
Март | Тема:Весна Цель:Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений, работать с крупой. | 1.»Потекли ручейки» - рисование пальцами на крупе. 2.Нанизывание пуговиц - называние (чередование: маленькая, большая и т.д.) 3.Аппликация из пшена «Солнышко» |
Тема:Мамин праздник Цель:Развивать мелкую моторику, действовать по словесной инструкции. Продолжать складывать цветы из бумаги. | 1.Завязываем бантик на подарке 2.Смотать клубок для бабушки. 3.Открытка для мамы. (оригами) | |
Тема:Комнатныерастения Цель:Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений, штриховать в разных направлениях. | 1.П \и «На окошке в горшочке» 2. Обрывание цветка по контуру. 3.Штриховка цветка в горшке. | |
Тема:Дикие животные Цель:Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций.Продолжать работать с ножницами.Познакомить с новым видом штриховки: клубок. | 1. Игра «Кто, где живет?» Обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он живет. 2.Игра «Кто, чем питается?» В сухом бассейне определить на ощупь предмет, назвать и сказать, кто это есть. 3.Штриховка диких животных. | |
Апрель | Тема:Перелетные птицы Цель:Упражнять в выкладывании фигур из палочек.Работать над развитием зрительно моторных функций.Продолжать работать с ножницами. | 1.Пальчиковая игра «Встреча птиц. 2. «Домик для скворца»- выкладывание из палочек по принципу «колодца» 3.Обвести птицу по трафарету и вырезать птицу. |
Тема:Весенние цветы Цель:работать с трафаретами и шаблонами. Продолжать работать с бумагой. | 1.Упражнение «Мотылек». 2.Работа с трафаретами (в парах), изготовление зашумленных картинок. 3.Коллективная аппликация «Весенний луг». | |
Тема:Мой город Цель:Упражнять в работе с трафаретами, ориентироваться на микроплоскости. | 1.Что спряталось в комочке»- разглаживание смятых в комочек трафаретов автобусов из бумаги, обводка, штриховка. 2.Пальчиковая гимнастика «Дом». 3.Выложить дом пластилиновыми жгутиками по контуру. | |
Тема:Правила дорожного движения Цель:Продолжать работать над развитием мелкой моторики, работать с ножницами. Продолжать совершенствовать навык прикладывать пластилиновые колбаски по контуру. | 1.Пальчиковая гимнастика «Лодочка». 2.Обвести транспорт по трафарету и вырезать. 3.Пластилинография «Светофор». | |
Май | Тема: Дождь Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений; развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением; тренировать навык ритмично наносить штрихи; стимулирование тактильных ощущений; развивать усидчивость, целенаправленность; воспитывать желание доводить начатое дело до конца. | 1.Пальчиковая гимнастика «Пчела», «Паучок», «Червячки». 2.Упражнение «Накорми мишку» - переложи фасоль пинцетом из одной емкости в другую. 3.Д/и «Бабочка и цветок» работа с игрушкой – застежкой. 4.Упражнение «Кто больше соберет фасоли?» - из сухого бассейна выбрать фасоль. 5.Заштрихуй тучку по образцу. 6.Упражнение «Крышечки» - подбери крышечку к баночке. 7.Самомассаж гранеными карандашами. |
Тема:Рыбы Цель:Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развивать зрительное внимание, память. Продолжать работать с пластилином. | 1.Пальчиковая игра «Рыбка». 2. Упражнение «Чего не хватает». 3.Пластилинография. Коллективная работа «Рыбки в аквариуме». | |
Тема:Насекомые Цель:Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций. Совершенствовать графические навыки. Продолжать работать с пластилином. | 1.Пальчиковая игра «Сороконожка» 2. «Нес однажды муравей» - перекладывание гороха из одной емкости в другую. 3. Пластилинография «Гусеница». | |
Тема:Лето Цель:Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать память, внимание, логическое мышление. | 1. «Быстрые ножки» - «ходьба» указательным и средним пальцами в крышках от пластиковой бутылки. 2.Пальчиковая игра «Пчелы» 3.Коллективная аппликация «Лето». |
Методическое обеспечение
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
- Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.
- Ярославль: Академия развития, 2009.
- Новиковская О.А. .: АСТ; СПб.; Сова 2007.
- Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.
- «Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики»
- Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008
- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития
- детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.
- Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование Кружковой работы в ДОУ(театрализованная деятельность)-часть вторая
Представляемый вашему вниманию материал-вторая часть планирования и содержания работы в кружке по театрализации(подготовительная к школе группа)...
Планирование Кружковой работы в ДОУ (театрализованная деятельность)-часть первая
Данный материал представляет собой перспективное планирование работы в кружке по театрализованной деятельности с детьми старшей группы(первый год обучения)...
План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"
Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...
Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.
как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....
Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"
Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"...
Кружковая работа «Калейдоскоп». в 1- ой младшей группе по сенсорному развитию Перспективное планирование кружковой работы на 2015 – 2016 г.
кружковая работа по сенсорному воспитанию 1 младшая ...
Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»
Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...