Круги Луллия – эффективное средство в развитии речи дошкольников.
консультация по развитию речи (старшая группа)

Ломанова Ирина Николаевна

Круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников, в том числе  у детей с ОВЗ. Они вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круги Луллия – эффективное средство в развитии речи дошкольников.

В последние годы возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющие свою специфику развития. У многих встречаются трудности всех видов восприятия и внимания, повышенная эмоциональная истощаемость, проблемы с речью. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения.

 Дети легко осваивают информационно-коммуникационные средства и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому педагог ищет интересные детям и, в то же время, несложные способы развития ребёнка.

 На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников — игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой — сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

В XII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. «Кольца Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике.

 На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников, в том числе с ОВЗ. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Работая учителем-логопедом с детьми старшего дошкольного возраста, я использую их для решения следующих задач:                                                                               – развивать фонематические процессы;                                                                                      – уточнять и активизировать словарный запас;                                                              – совершенствовать слоговую структуру слова;                                                               – автоматизировать звуки речи;                                                                                   – формировать структуру предложений;                                                                         – совершенствовать развитие связной речи.                                                              Данное игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.                                                                Работа с «Речевыми кругами» ведётся:                                                                                                                                    – на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях;                                  – на занятиях по развитию речи;                                                                                  – игровой деятельности вне занятий;                                                                                 – в самостоятельной деятельности детей.                                                         Можно выделить этапы участия логопеда (воспитателя) в играх с «Речевыми кругами»:                                                                                                                                           – логопед (воспитатель) непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно;                                                                                                                          – логопед (воспитатель) косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи;                                                                                                                                                – логопед (воспитатель) осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе коррекционной логопедической работы.                                                 – логопед (воспитатель) осуществляет обучающее руководство речевыми играми и создает условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.                                                                                Работа проводится во всех блоках образовательного процесса:                                                        на коррекционных занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности детей. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определенном отрезке времени у конкретных детей.                                                                                                              Пособие представляет собой круги, закреплённые на картоне. Принцип изготовления игры заключается в следующем.                                                                                                                  1. Вырезанные из картона (дерева) круги разбиваются на 4, 6, 8 секторов.                                                                                                                2.Скрепить круги в центре. Прикрепить сверху стрелку. (Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга).                                                                    3. В каждый сектор помещается картинка.                                                                       4. На первом кольце располагаются карточки с изображением предметов.                                                                                                                       5. На втором кольце расположены карточки с изображением других предметов с таким же количеством слогов.                                                                                                      6. На третьем круге — фишки, указывающие количество слогов на карточках.                                                                                                                    7. Раскрутить стрелку, она указывает на изображение на первом круге. Назвать его.                                                                                                                                                                8. Подобрать карточки с таким же количеством слогов на втором круге. Назвать предмет, посчитать слоги.                                                                                                              9. К каждой паре карточек подобрать соответствующий сектор с фишками на 3 круге.

Система игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием кругов Луллия

Игровые задания:
Закрепление произношения поставленных звуков в речи
- На одном круге символ звука (например змея), на другом - предметные картинки с автоматизируемым звуком «Колесо крути, слова со звуком Ш произноси».
- На одном круге предметные картинки с автоматизируемым звуком (неживые предметы), на другом - предметные картинки с автоматизируемым звуком (живые предметы) «Называй предметы парами, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет»
«Придумай предложение с получившейся парой слов».
Например: кошка, шкаф (Кошка спряталась под шкаф. На шкафу нарисована кошка.)
- На кругах предметные картинки с дифференцируемой парой звуков  «Придумай предложение с получившейся парой слов».
Например: слон – снежинка (Слон поймал снежинку.)

Развитие фонематических процессов

- На одном круге синие, зеленые, красные круги, на другом - предметные картинки, начинающиеся на гласные, твердые – мягкие согласные
«Объедини картинки с символами первых звуков».

- На кругах предметные картинки
«Объедини картинки с одинаковыми первыми звуками»

- На обоих кругах предметные картинки – паронимы
«Объедини картинки, сходные по звучанию» Например: ложки – рожки, колобок – коробок, мишка – миска и т. д.

- На одном круге схемы нахождения звука в слове, на другом – предметные картинки. «Объедини картинки с подходящими схемами»

Совершенствование слоговой структуры слова

- На одном круге разное количество точек, на 2-ом и 3-ем – предметные картинки. «Объедини количество точек со словом с таким же количеством слогов».
 - На обоих кругах предметные картинки
«Объедини картинки с одинаковым количеством слогов».
Например: шап-ка – ча-сы, са-мо-вар – мо-ло-ток.

«Придумай предложение с получившейся парой слов».
Например: шап-ка – ча-сы Шапку надел на часы.

- На одном круге слоги, на другом – слоги
«Прочитай получившееся слово»
Например: МА, ПА- МАПА, ЛО, ТА- ЛОТА

«Сложи названное мной слово».
Например: КА, ША - КАША, РО, ЗА – РОЗА.
«Придумай предложение с получившимся словом»

Формирование лексико-грамматических категорий

- На одном круге разные цифры, на 2-ом цвет и на 3-ем – предметные картинки
«Придумай предложение с получившейся парой слов».
Например: 8 – розовый – лампа (8 розовых ламп.


- На одном круге схемы предлогов, на 2-ом и 3-ем – предметные картинки
«Придумай предложение с получившейся парой слов».
Например: Буратино выглядывает из-за берёзы.

В итоге хочется отметить, что в результате работы с данным многофункциональным пособием у детей на конец учебного года проявился интерес к использованию его в самостоятельной деятельности. Считаю, что Кольца Луллия являются эффективным средством в решении коррекционных задач. Практическая значимость их очевидна и заслуживает внимания воспитателей логопедических групп и учителей логопедов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круги Луллия как средство математического развития детей дошкольного возраста

Круги Луллия не только средство экологического воспитания, но и отличное помощник в математическом развитии детей....

Консультация для педагогических работников «Фольклор, как эффективное средство для развития речи дошкольников»

Фольклор - эффективное средство для развития речи дошкольников. В статье даны рекомендации по использованию фольклора в работе с дошкольниками разного возраста.....

«Круги Луллия» как средство математического развития детей дошкольного возраста»

Описание использования педагогической игровой технологии "Кругши Луллия" для математического развития дошкольников....

Пособие "Круг Луллия, как средство познавательного развития в работе с детьми раннего возраста"

Данное пособие будет интересно педагогам и родителям детей раннего возраста....

«Круги Луллия» как средство математического развития детей дошкольного возраста»

Одна из самых значимых и главных проблем в нашем современном обществе – это проблема развития познавательной активности дошкольников....

Использование кругов Луллия, как средства речевого развития детей.

На сегодняшний день существует много методик, технологий с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Одним из современных и интереснейших методов обучения является древнейшая...