Круги Луллия как средство математического развития детей дошкольного возраста
статья по математике на тему

Сагитова Элина Ралифовна

Круги Луллия не только средство экологического воспитания, но и отличное помощник в математическом развитии детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из инновационных средств математического развития является дидактическое пособие «Круги Луллия»

Что такое «Круги Луллия». В XIII веке французский монах, богослов и алхимик Раймонд Луллий создал логическую машину — круги Луллия — в   виде бумажных кругов для открытия новых истин и умозаключений. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи, мышления, творчества у детей. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.

Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки,   писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.

Изготовить круги Луллия достаточно легко.

Для изготовления деревянных кругов Луллия вам потребуется: лист фанеры, шпилька с резьбой, шайбы, гайки, самоклеющаяся бумага, кусок ДСП (для подставки).

С помощью линейки начертите три круга разного диаметра. По начерченному выпилите лобзиком круги..Обклейте круги самоклейкой (лучше взять без рисунка)Просверлите в центре каждого круга отверствие С помощью маркера сделайте разметку на сектора. Их может быть 4, 6 или 8. Я разделила на 8 секторов.Также из фанеры выпилите стрелку с отверствием и обклейте её (лучше взять бумагу другого цвета, чтобы стрелка не сливалась с основным полем).С помощью шпильки и гаек скрепите между собой три круга, подставку и стрелку (расстояние между кругами 5-7 см).Проверьте: легко ли вращаются круги и стрелка, надёжно ли закреплена подставка? Пособие готово!

Данный вариант кругов изготовлен из папки для бумаг. С внутренней стороны к папке прикреплены два круга. На них размещаем картинки. Ребенку необходимо соотнести картинку одного круга с картинкой на другом.

Также можно создать упрощенный вариант пособия. Один круг, вырезанный из фанеры и обклеенный самоклеющейся бумагой.  Круг также разделен на сектора. Принцип работы с таким видом пособия заключается в следующем: на секторах находятся картинки на определенную тематику, у ребенка также имеется набор карточек с картинками. Дошкольнику необходимо разложить имеющиеся у него картинки в соответствующий сектор.

С помощью Колец Луллия можно такие решать задачи по формированию элементарных математических представлений у дошкольников:

- совершенствовать умения различать и называть геометрические фигуры, находить фигуры в окружающем мире; развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить предметы одинаковой и разной формы.

Например: игра «На что похоже».

- учить детей на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание; (старший дошкольный возраст)

Дидактическая игра «Сочиняем задачи»

Ход игры: На нижнее кольцо разложить предметные картинки, на среднее – цифры 1 или 2 со знаком на сложение или на вычитание, на верхнее – цифры от 1 до 9. Кольца раскрутить и с помощью стрелки определить, какую задачу будут составлять. Например, стрелка показала: шарики, +1, 6. Дети составляют задачу на сложение о шариках. «У Маши было 6 шариков. Папа купил ещё один. Сколько шариков стало у Маши?»

- закрепить умения соотносить цифру и количество предметов.

Дидактическая игра «Подбери цифру»

Ход игры: Используем два кольца: большое и среднее. На среднее кольцо раскладываем цифры, на нижнее – картинки с предметами. С помощью стрелки выбираем цифру. Предлагаю детям рассмотреть цифру, правильно назвать её, затем подобрать картинку на нижнем круге, количество предметов на которой соответствует этой цифре.

Дидактическая игра «Продолжи цепочку» (старший дошкольный возраст)

Цель: развивать логическое мышление.

Ход игры: На нижнее кольцо разложить карточки с цепочкой из геометрических фигур, на среднее и верхнее – отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбрать карточку и продолжаем цепочку, поворачивая средний и верхний круг.

- закрепить состав числа из двух меньших чисел;

Дидактическая игра «Из чего состоит число»

Цель: закрепить состав числа из двух меньших чисел.

Ход игры: На все три круга разложить цифры. Стрелкой выбрать число на верхнем круге и с помощью цифр на среднем и нижнем круге найти состав числа.

- учить называть последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число;

Дидактическая игра "Кто соседи"

Также с помощью данного пособия можно развивать умение ориентироваться в пространстве и во времени.

Например, игра « Найди пару»

Цель: совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, определять местоположение предмета.

Игра: «Когда бывает»

Цель: учить ориентировать во времени.

При использовании дидактического пособия « Круги Луллия» заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, дети учатся  мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

«Круги Луллия»  содействуют расширению представлений по формированию у детей понятий, связанных с признаками объектов и изменением их значений. Нельзя не отметить и универсальность игрового материала, используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие, оно яркое, креативное, они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

Использование пособия в своей работе поможет вам не только успешно решать многие задачи математического развития, но и быстро осуществлять контроль уровня знаний и развития детей; в игровой форме закреплять и систематизировать освоенный материал, учитывая индивидуальные особенности ребёнка; комплексно развивать логическое мышление, внимание, память, воображение и речь;

«Круги Луллия» также способствуют подготовки  детей к самостоятельной работе в тестовом режиме, что необходимо для дальнейшего обучения в школе.

Закончить свое выступление мне бы хотелось словами древнегреческого писателя и философа «Ученик - это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь». Зажечь, воодушевить ребенка на получение новых знаний помогут новые средства и методы работы. Все зависит лишь от фантазии и желания педагога.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Круги Луллия» как средство математического развития детей дошкольного возраста»

Описание использования педагогической игровой технологии "Кругши Луллия" для математического развития дошкольников....

Пособие "Круг Луллия, как средство познавательного развития в работе с детьми раннего возраста"

Данное пособие будет интересно педагогам и родителям детей раннего возраста....

«Круги Луллия» как средство математического развития детей дошкольного возраста»

Одна из самых значимых и главных проблем в нашем современном обществе – это проблема развития познавательной активности дошкольников....

«Круги Луллия» как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

laquo;Круги Луллия» как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Иванина Надежда Васильевна Воспитатель. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...

ПРОЕКТ Использование кругов Луллия, как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Данный проект разработан для педагогов ДОУ. Создание условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений припознании окружающего мира и для решения проблемных ситу...