Конспект НОД по развитию речи "Пересказ сказки А.Н. Толстого "Ёж" в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Филатова Юлия Сергеевна

Цель: Учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.

Задачи:

- учить детей пересказывать сказки, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность;

-  развивать слуховое внимание и память, словесно-логоческое мышление через отгадывание загадок;

-воспитывать умение внимательно слушать товарища.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pereskaz.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

 по развитию речи

«Пересказ сказки А.Н. Толстого «Ёж» в старшей группе

Цель: Учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.

Задачи:

- учить детей пересказывать сказки, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность;

-  развивать слуховое внимание и память, словесно-логоческое мышление через отгадывание загадок;

-воспитывать умение внимательно слушать товарища.

Оборудование: книга с рассказами А.Н.Толстого, браслет-привет, картинки для пересказа, сундучок, картинки-ежики, презентация на интерактивной панели, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: беседа о диких и домашних животных, дидактическая игра «Кто где живет»,  чтение сказок А.Н.Толстого, пересказ других произведений, раскрашивание картинок животных.

Ход НОД:

I . Орг. момент.

Браслет-привет (играет музыка)

- Ребята, я хочу вас поприветствовать необычный способом, у меня есть браслет привет. Ладонь обозначает «дай пять», смайл - предлагает нам объятья, будем обниматься, а танцующий смайл предлагает нам поздороваться танцем.

II. Основная часть.

1. Знакомство с книгой. Отличие сказки от рассказа.

Сегодня на занятие я принесла новую книгу, в ней собраны различные сказки, которые написал Алексей Николаевич Толстой. (портрет на экране)

 А кто мне скажет: Чем отличается сказка от рассказа? Что есть в сказке такое, чего нет в рассказе? (в сказке много волшебных предметов, и существ, а в рассказе их нет).

- Молодцы!

Чтобы узнать какую сказку мы будем сегодня читать, вам нужно отгадать загадки:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много

А ниток ни одной. (Ёж)

-Молодцы ребята, это действительно ёж. И наша сегодняшняя сказка так и называется «Ёж». (на экране появляется еж)  А еж это дикое или домашнее животное? Почему? А как ежа можно назвать ласково? Какой он еж?

Но в сказке есть герой еще. Отгадайте загадку:

Головастый, тонконогий,

И пока еще безрогий,

Он пасется на лугу

И зовет он маму – «Муууу!»

(на экране появляется теленок) Теленок какое животное? Почему? Как можно теленка ласково назвать?

2. Как вы считаете, эти животные могут встретиться? Представьте, что встретились однажды ёж и телёнок, которые никогда раньше не видели друг друга. Интересно, что подумал ёж. С кем сравнил незнакомого ему огромного зверя?

А что подумал телёнок, увидев ежа?

Предлагаю вам пофантазировать, как проходила встреча ежа и теленка. А теперь давайте узнаем, как проходила встреча в сказке.

  1. Чтение сказки (показ презентации к сказке).

Алексей Николаевич Толстой написал сказку про встречу ежа и теленка. Давайте мы прочитаем и узнаем, как было дело в сказке… Слушайте внимательно.

 Теленок увидел ежа и говорит:

– Я тебя съем!

Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:

– Попробуй.

Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

– Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.

– Еж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.

А еж покатился в темную нору и сказал ежихе:

– Я огромного зверя победил, должно быть, льва!

И пошла слава про храбрость ежову.

– У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.

  1. Вопросы по содержанию. Разбор сложных слов.

Понравилась вам сказка?

-Про кого эта сказка?

-Кого увидел теленок? (Теленок увидел ежа)

-Что теленок сказал ежу? (Я тебя съем)

-А еж знал, что теленок не ест ежей? (Еж не знал, что теленок ежей не ест)

- Кого испугался еж? И что он сделал? (Еж испугался теленка, клубком свернулся и фыркнул: «Попробуй»)

- А что значит выражение «клубком свернулся»? (скрутиться в клубок, спрятаться)

- А почему так делают некоторые звери? (Они чего-то боятся, от испуга)

- Еж свернулся в клубок и фыркнул «Попробуй», а что сделал теленок? (задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа)

- Как вы понимаете «Задрав хвост»? (значит поднять кверху)

-А что значит слово «норовит»? (настойчиво стремиться боднуть)

-А что значит «растопырил»? (расставить в стороны, теленок неуклюже расставил передние ноги)

- (Повторить вместе) Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

- Что закричал теленок? (Ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери жаловаться)

- что он сказал матери? (Еж меня на язык укусил)

- А куда покатился в это время еж? (А еж покатился в темную нору и сказал ежихе: Я огромного зверя победил, должно быть, льва!»

- Почему он так сказал? (Потому что он не знал, что это был теленок и он был намного больше ежа, ведь они до этого никогда не встречались)

- Вокруг шепотом со страху говорил звери: «У нас еж – богатырь!»

- Почему они это говорили шепотом и со страху? (Потому что они действительно думали, что еж победил настоящего льва)

- А давайте произнесем последнюю строчку шепотом, как звери: «У нас еж – богатырь».

-Теперь ладошки сложим рупором и произнесем еще раз. (только девочки, только мальчики.

У нас ёж-богатырь!

(сложим ладошки рупором и произнесём ещё раз)

  1. Физкультминутка.  Упражнение «Туфельки»

5.  Дети, посмотрите, у меня есть какой сундук. Интересно, что в нем спрятано? Давайте смотреть. Это картинки из сказки. Размещайте их на доске. А все ли картинки из этой сказки? Ребята, а мы сможем эту сказку рассказать сами? Конечно, сможем. Тем более картинки нам в этом помогут. Но только вот беда, картинки все перепутались. Давайте вместе вспомним, расставим в нужном порядке картинки. (в процессе выкладывания картинок-подсказок, педагог рассказывает сказку)

7. Пересказ детей. (2-3 пересказа) Теперь, когда картинки все на своих местах, можем сами рассказать.

III. Итог занятия. Оценивание.

-Какую сказку мы с вами сегодня читали?

-Понравилась вам сказка? Чем понравилась?

-И мне очень понравилось, как вы ее рассказывали.

- А за ваши интересные пересказы, в сундучке для вас есть сюрприз. (картинки ежики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №14 город Красноармейск Саратовской области» Конспект по познавательному развитию Тема: Сказка «Солнышко и шарик» Старшая группа Воспитатель первой квалификационной категории: Бушма

Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.ВераксыВозрастная группа: старшаяТема:  Сказка с показом «Солнышко и шарик» Веду...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе "Животные в русских народных сказках"

Задачи:Коррекционно-образовательные:-закрепить и систематизировать представления детей о диких животных;-активизировать  активный словарный запас по теме;-развивать словообразовательную функцию р...

Конспект НОД по развитию речи с элементами драматизации в старшей группе Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль».

Цель: Обучение связному пересказу текста с опорой на наглядную основу.Задачи:1. Развивать слуховое внимание, учить отвечать на вопросы, направленные на умения устанавливать причинно-следственные связи...

Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»

Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси-лебеди» Программное содержание:Учить использовать в речи слова и выражения, не...

Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке»

Развивать общую моторику и координацию речи с движением.Развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение, нравственное представление....

Конспект НОД по развитию речи и художественной литературе в старшей группе на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Конспект НОД по развитию речи и художественной литературе в старшей группе на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»...