Консультация для воспитателей «Приемы формирования грамматически правильной речи у дошкольников»
консультация по развитию речи (старшая группа)
Описание методов и приемов используемых для формирования граматически правильной речи у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_formirovaniya_grammaticheski_pravilnoy_rechi_u_doshkolnikov.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Приемы формирования грамматически правильной речи у дошкольников»
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.
В возрасте трех лет дети, пользуясь конструкцией простого распространенного предложения, употребляют категории числа существительных глаголов, времени, лица и т.д.
Важным показателем правильной речи ребенка является умение использовать предлоги, верно согласовывать существительные с прилагательными и числительными. К 3 – 4 годам дети в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги ( у, в, на, под, с, из, к, за, по, после), свободно пользуются ими в своих высказываниях.
Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает в себя работу по трем направлениям:
Морфология (т. е. грамматические свойства слова – изменение по родам, числам, падежам)
Словообразование (создание нового слова на базе имеющегося с помощью специальных средств – суффиксы, приставки и т.п.)
Синтаксис ( построение простых и сложных предложений, сочетаемость и порядок слов).
На протяжении всего дошкольного возраста, речи ребенка свойственны различные морфологические и синтаксические ошибки.
Эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах.
Морфология
Игра «Живое или неживое» с мячом.
Именительный падеж можно закрепить в играх «Что? Или Кто?»
Взрослый бросает мяч ребенку и спрашивает «Кто?» - ребенок отвечает (собака, кошка ….)
А на вопрос «Что?» ребенок называет неживые предметы ( чашка, ковер …….)
Игра «Один - много»
-Это кто? (кошка) ……
-А когда их много? (кошки) ……
Родительный падеж закрепляем в играх.
«Кого или чего не стало?»
Для этого перед ребенком ставим в ряд несколько игрушек и просим посмотреть на них и запомнить. Ребенок закрывает глаза, а мы убираем одну или две игрушки. И спрашиваем.
-Кого не стало? (зайца, белки)
Важно, чтобы ребенок правильно проговаривал окончания слов.
В игре « Один – много» задаем другой вопрос.
-Много кого? (слонов, белок, кошек….)
Дательный падеж закрепляем в играх:
«Кто к кому в гости пришел?»
-Белка пришла в гости к кому? (к зайцу, к кошке …) Следим за окончанием в словах.
« Угощение»
-Кому мы дадим грибочек? (белке)
-Кому мы дадим морковку? (зайцу)
-Кому мы дадим банан? (слону)
Винительный падеж мы закрепляем в играх :
« Кого я люблю» (Я люблю зайца, белку, слона)
«Кого любит мама?» ( Мама белка любит бельчонка. Кошка-котенка )
-А если много детенышей? (Мама белка любит бельчат. Слониха любит слонят).
Творительный падеж закрепляем в игре «Кто кем любуется»
(Мама кошка любуется своими котятами. Мама медведица любуется своими медвежатами)
-А если один детеныш? (Мама белка любуется своим бельчонком)
Предложный падеж закрепляется в игре «Кто о ком заботится»
-Мама белка заботится о своем бельчонке.
- Мама кошка заботится о своих котятах.
-Мама зайчиха заботится о своих зайчатах.
Игра «Кто о чем мечтает?»
- Чем питаются животные?
( Заяц мечтает о морковке, о капусте. Слон мечтает о банане)
- А если их много? (Заяц мечтает о морковках. Слон о бананах. Медведь о ягодах, о малине, о меде).
Таким образом, такие полезные игры, развивают речь ребенка и предотвращают ошибки на письме (дисграфию).
Словообразование.
Игра «Один – много»
Цель: научить образовывать множественное число существительных
Стол- столы
Гнездо- гнезда
Замок – замки
Игра «Два и пять»
Цель: познакомить детей с числительными два и пять, научить согласовывать существительные с числительными, употреблять их в речи
Два огурца – пять огурцов
Два помидора – пять помидоров
Игра «Сосчитай»
Цель: учить согласовывать существительное с числительным
Оборудование: предметные картинки ( мячи, конфеты,ягоды, лодки, столы, стулья)
Можно предложить детям посчитать карандаши, счетные палочки от одного до пяти (одна палочка, две палочки…………………….,пять палочек) в прямом и в обратном порядке.
Игра « Желтые и красные яблоки»
Цель: учить согласовывать существительное с прилагательным и с числительным
Летом и осенью поспевает богатый урожай яблок.
Яблочко родное, солнцем наливное
Вырастет у нас в саду, осенью за ним приду.
Логопед предлагает детям срывать яблоки, считать и складывать в нужную по цвету корзину (одно красное яблоко, два красных яблока, три красных яблока, четыре красных яблока, пять красных яблок) ……..
Игра «Накорми животных»
У взрослого картинки с изображением травы, шишки, банана, косточки, рыбы, моркови
У ребенка картинки с изображением животных
-Траву дадим кому? (оленю)
-Кость дадим кому? (собаке)
Игра «Кто чем работает»
Цель: употребление существительных в творительном падеже, научить давать полные ответы на вопросы.
Чем дворник подметает улицу?
Чем медсестра делает укол?
Чем парикмахер расчесывает волосы?
Чем повар режет морковь?
Чем маляр красит стены?
Чем столяр строгает доски?
Чем лесоруб рубит деревья?
Игры на словообразование
Игра «Назови ласково»
Цель: научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом
Дом-домик
Книга-книжечка
Игра «Покупаем посуду для мамы и дочки»
Цель: закрепить способы образования уменьшительно-ласкательной формы существительных женского, мужского, среднего рода с помощью суффикса –чк
Доченька с мамой на дачу уезжают,
Новую посуду для дачи покупают :
Чашку для мамы,
Для доченьки ……(чашечку),
Ложку для мамы,
Для доченьки (ложечку),
Блюдце для мамы,
Для доченьки (блюдечко),
Чайник для мамы,
Для доченьки (чайничек).
Много посуды с мамой купили,
И ничего они не забыли.
В корзинку сложили,
На дачу покатили!
Игра «Подбери прилагательные к существительному»
Цель: обогащение словаря ребенка именами существительными, чтобы одно обозначало цвет, другое –материал
Дом-красный кирпичный
Шарф белый шерстяной
Кувшин коричневый глиняный
Блюдце белое фарфоровое
Сапоги черные кожаные
Дидактическая игра «Найди предлог»
Цель: уточнить умения детей различать пространственные отношения, выраженные предлогами в, на, под, над, за. Выделять эти предлоги в загадке.
Оборудование: «гриб»,предметные картинки -береза, ель ,полянка
Логопед читает загадку
На пригорке и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят. (грибы)
-Где стоят грибы? (на пригорке, под горкой, под березой, под елкой)
-В чем стоят грибы? (в шляпках)
-Какие маленькие слова помогли нам узнать, где растут грибы? ( на, под, в)
А вот и гриб-молодец стоит
И ребятам говорит:
Вы ребята помогите,
И предлоги назовите.
-А кого приютил гриб? (насекомых)
А кто где находится? (паук сидит на шляпке гриба, бабочка летает над грибком …)
-Какие маленькие слова (предлоги) помогли нам узнать, кто где находится?
Дети с речевыми нарушениями часто совершают ошибки в употреблении предлогов. А в веселой, непринужденной игре с мячиком можно помочь детям научиться правильно употреблять предлоги, совмещая это занятие с упражнениями для развития мелкой моторики.
Игра «Фокусник» (с мячом)
Ловко с мячиком играем
И предлоги называем.
За рукой и под рукой,
Из-под кисти на покой.
Над рукою мяч кружит,
От нее теперь бежит.
Между пальцев подержу
И в ладошку положу.
Перед грудью пронесу,
За спиною подержу.
Мяч с одной рукой играет
И к другой перебегает.
Дружит мяч с моей рукой-
Вот я фокусник какой!
Игра «Что из чего сделано»
Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные
Кукла из соломы – соломенная
Горка изо льда-ледяная
Посуда из алюминия-
Перчатки из кожи-
Шарф из шерсти –
Игра «Назови листья»
Цель : учить детей образовывать относительные прилагательные
Лист дуба – дубовый
Лист березы (клена, тополя, осины, рябины)
Игра «Веселый поваренок»
Цель: учить образовывать относительные прилагательные
Варенье из вишни –вишневое , а из черники –
Компот из яблок –
Кисель из слив –
Сок из граната –
Салат из моркови (свеклы, капусты)
Игра «Чей хвост?» «Чья морда?»
Цель: учить детей образовывать притяжательные прилагательные
Хвост лисий, морда лисья
Хвост заячий, морда заячья и т.д.
Игра «Путаница»
Цель: учить детей образовывать притяжательные прилагательные
Детям предлагаются осколочные картинки .
Нужно правильно составить картинку , назвать ту часть тела, которая заменена и попросить у логопеда нужную часть.
Например: У меня заяц, а хвост медвежий. Дайте мне, пожалуйста , заячий хвост.
Игра «Кто у кого?», «Чей малыш?»
Цель: образование названий детенышей в единственном и множественном числе
У волка - волчата
У козы –
А детенышей лошади, курицы, свиньи, коровы, овцы нужно запомнить, т. к. их названия нельзя получить путем словообразования.
Игра « Машина»
Цель: употребление приставочных глаголов
Для игры нужна машинка. Взрослый предлагает отправиться в путешествие на машине, при этом комментирует свои действия и побуждает ребенка проговаривать выполняемые действия. В игре важно использовать приставочные глаголы: ехать, выехать, переехать, заехать, подъехать, уехать, доехать, приехать.
Читаем стихотворение Шутка И.Токмаковой и обыгрываем с машинкой.
Мы ехали, ехали,
К речке подъехали,
Мост переехали,
Дальше поехали.
Ехали, ехали,
К яме подъехали,
Яму объехали,
Дальше поехали.
Ехали, ехали,
К горке подъехали,
Въехали, съехали,
Дальше поехали.
Ехали мы, ехали.
И домой приехали.
Игра «Хвастливые животные»
Цель: употребление суффиксов увелечения
Для игры потребуются игрушечные животные, например кот и собака.
Животные кот и собака хвастают, кто из них самый лучший.
Образец: Я не кот, а котище. У меня не усы, а усищи, не глаза, а глазищи (хвост, лапы, зубы, нос, когти, лапы, рот)
Игра « Жадина», «Добрый мальчик»
Цель: овладение ребенком притяжательными местомениями мой, моя, моё, мои и их согласование с предметами разного рода.
Оборудование: предметные картинки (существительные) мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа
Образец: моё солнце, мой мишка, моя пирамидка, мои штаны
Игра « Рассели по домикам»
Цель: определить существительные мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа
В домиках ОН, ОНА, ОНИ, ОНО живут слова-картинки мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа. Нужно разложить (расселить) слова-картинки по домикам- интуитивно определить их род и число без названия терминов.
Синтаксис
А) Составление предложений по картинкам.
-Посмотри на картинки и постарайся придумать предложения.
Б) Ответь на вопросы
Петю встречал Миша. Кто приехал?
Лене написала письмо Катя. Кто получил письмо?
Внука проводил дедушка. Кто уехал?
Папоротник ниже куста женьшеня. Что выше?
Лента шире пояса. Что уже?
В) Игра «Где верно, а где неверно?
В каждой паре предложений указать правильное и неправильное (дети поднимают красный или зеленый сигнал; или цифры-1 и 2, после прочтения предложений )
У Кати был день рожденья, потому что ей подарили куклу.
Кате подарили куклу, потому что у неё был день рожденья.
Грачи прилетели, потому что пришла весна.
Пришла весна, потому что прилетели грачи.
Ребята пошли купаться, потому что был жаркий день.
Был жаркий день, потому что ребята пошли купаться.
Костер погас, потому что стало холодно.
Стало холодно, потому что костер погас.
Птица кричит «ку–ку», потому что её назвали кукушкой.
Птицу назвали кукушкой, потому что она кричит «ку-ку».
Г) Игра «Часы» или «Подними цифру»
Цель: научить определять количество слов в предложении на слух.
Ход игры: Ведущий произносит вслух предложения, а дети подсчитывают количество слов и поднимают соответствующую цифру. Первоначально для анализа используются предложения без предлогов и союзов.
Алёша спит.
Петя кормит кур.
Врач лечит больного ребенка.
Мама купила Наташе красивую куклу.
Сильный спортсмен поднял тяжелую штангу.
Игра «Кто что делает?»
Цель: расширять и закреплять знания детей о профессиях, составлять предложения по картинкам.
Экскурсовод проводит экскурсию.
Хирург делает операцию.
Конюх ухаживает за лошадьми.
Игра «Говори наоборот» ( антонимы)
Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса
Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением.
Веселый –грустный
Пустой –полный
Игра «Доскажи словечко»
Цель: Развивать умение находить слова-антонимы в пословицах и поговорках.
Ученье-свет, а неученье- тьма
Меньше говори, а больше делай
Труд кормит, а лень портит.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Чужбина-калина, родина-малина
Важно не забывать, что усвоение грамматики для ребенка достаточно сложно, поэтому заниматься ею следует непродолжительное время, но ежедневно, включая игры в занятия, в режимные моменты.
Значительную помощь в формировании лексико – грамматических конструкций оказывают родители. Совместная работа с родителями является неотъемлемой частью комплексного процесса развития речи.
Активная и сознательная помощь родителей значительно сокращает сроки работы над улучшением речи детей и дает положительные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»
В консультации представлены примеры заданий по формированию грамматически правильной речи в домашних условиях....
Консультация для воспитателей ДОУ " Методы и приемы формирования грамматически правильной речи".
Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.Ребенок, у которого развит грамматический строй речи легко общается со све...
Приемы формирования грамматически правильной речи у дошкольников
Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окр...
Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум для воспитателей на тему:«Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов: «Приёмы формирования грамматически правильной речи у дошкольников».
Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окр...
Консультация для педагогов «Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»
Слово «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: оно означает, во – первых, грамматический строй языка, во – вторых, науку, свод пра...