Методическая разработка НОД по развитию речи для средней группы в соответствии с ФГОС «Путешествие в сказочную страну»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Стребкова Марина Анатольевна

Описание:

Итоговое комплексное  занятие по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в сказочную страну» разработано для воспитанников средней группы детского сада. Направлено на развитие связной речи и мыслительных процессов, воспитание любви к художественной литературе разных жанров у детей  дошкольного возраста.

Конспект занятия адресован воспитателям средней возрастной  группы.

Задачи:

Образовательные:

  - Закрепить знания детей о любимых сказочных героях и сказках ( по программе)

Развивающие:

-Развивать мыслительные процессы: память, творческое воображение, связную речь.

-Использовать свои знания в процессе общения.

Воспитательные:

 -Воспитывать любовь детей к художественной литературе разных  жанров, вызвать интерес, любознательность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка НОД по развитию речи для средней группы в соответствии с ФГОС «Путешествие в сказочную страну»

Образовательная область: речевое развитие.

Цель: Закрепить знания детей о любимых сказочных героях и сказках (по программе)

Задачи:

Образовательные:

Стимулировать познавательные интересы детей. Продолжать знакомить с русскими народными сказками.

Развивающие:

-Развивать мыслительные процессы: память, творческое воображение, связную речь.

-Использовать свои знания в процессе общения.

Воспитательные:

-Воспитывать любовь детей к художественной литературе разных жанров, вызвать интерес, любознательность.

Оборудование:

ткань для речки; стрелочки разного цвета; цветок, куколка маленькая (Дюймовочка); Зайчик, Петушок, Колобок; фасоль и горох; ноутбук, мыло, полотенце, зубная паста и щетка, тарелка, кастрюля, ложка, сковорода, чашка, самовар, баранки, монетка, градусник, вата, шприц, фонендоскоп, галоши, шоколад, перчатки, телефон, книга К. И. Чуковского; волшебная книга.

Музыкальное оформление:

аудиозапись «Звуки природы» ( шум ручья, слов рыбки золотой, мелодии «В мире много сказок».

Предварительная работа:

Чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию; оформление тематической выставки книг; разучивание словесных игр «Что было дальше в сказке», «Из какой мы сказки? »; загадывание загадок по сказочным сюжетам; инсценировки по сказкам «Заюшкина избушка»; совместные и самостоятельные игры с настольными театрами. Драматизация сказок с помощью разных видов театра (настольный, би-ба-бо, пальчиковый)

Ход занятия.

Организационный момент

(Дети и воспитатель становятся на ковре в круг) .

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся с гостями и улыбнемся всем вокруг.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо, адресовано оно детям, давайте прочтем.

«Здравствуйте, дети! Пишет вам Василиса Прекрасная! Была у меня книга волшебная, заветная. Обо всем на свете из нее узнать можно было, но случилась беда страшная. Налетели Гуси- лебеди, унесли книгу далеко –далеко, там , где туманы собираются, да дождинки рождаются, в волшебное царство- государство. Заколдовали ее Баба –Яга с Кощеем , а расколдует ее только тот, кто сказки хорошо знает. Помогите книгу вызволить, без вашей помощи не обойтись! С низким поклоном Василиса Прекрасная!»

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, сможем помочь Василисе Прекрасной, не побоимся трудностей?

(Дети высказывают свое мнение, соглашаются помочь.)

Воспитатель: Тогда в путь, мы сейчас с вами отправимся в путешествие в «Сказочную страну». А полетим мы с вами на ковре самолете, садитесь, только ковер не полетит, пока мы не назовем из какой он сказки?

Дети отвечают : «Аладдин».

Под музыку « В мире много сказок» мы отправляемся в путь

Воспитатель: Вот мы и прилетели

(звучит аудиозапись - шум ручья)

-Смотрите, впереди - речка! Как же нам ее перейти?

(дети высказываются, предлагают)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто нас встречает? ( Золотая рыбка) А из какой она сказки? (« Сказка о рыбаке и рыбке»)

Воспитатель: (Звучит аудиозапись с голосом: «Кто доброе слово о сказке назовет, тот ручей смело перейдет»)

- Ребята, как можно сказать добрыми словами о сказке, какая она?

Дети: волшебная, чудесная, сказочная, добрая, справедливая, мудрая, интересная, грустная (говорят слово и переходят речку)

Воспитатель: Вот мы и перешли речку, но куда же нам идти дальше? Рыбка золотая, помоги нам дорогу найти, мы ищем волшебную книгу Василисы Прекрасной.

Рыбка просит помочь ей справиться с заданием, решить

«Проблемные ситуации».

Ситуация 1. В сказке «Колосок» петушок не угостил мышат пирогами, потому что они не помогали ему трудиться. Как бы вы поступили на месте петушка?

а) Так же, как он, не стали бы угощать;

б) Нашли бы им работу и заставили трудиться;

в) Простили бы их и пригласили пить чай.

Ситуация 2

В сказке «Три поросенка» Наф – Наф помог своим братьям, когда они к нему прибежали. Как бы вы поступили на его месте?

а) Пустили спрятаться от волка в своем доме;

б) Не пустили бы к себе в дом;

в) Помирили всех и стали дружить.

Рыбка благодарит за помощь и указывает, что двигаться нам надо по красной стрелочке.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и отгадайте про кого она?

«Появилась девочка в чашечке цветка.

А была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала,

Вот какая девочка, как она мила!

Кто читал об этом книжку и знает девочку-малышку»?

Дети: Дюймовочка.

Воспитатель: Милая, Дюймовочка, помоги нам найти волшебную книгу Василисы Премудрой, ее украли и заколдовали Баба- яга и Кощей Бессмертный.

Дюймовочка просит помочь ей с заданием.

Она просит ответить на вопросы:

Какие слова надо сказать?

- Колобку, чтобы покатиться дальше? (Не ешь меня я тебе песенку спою…)

- Машеньке, чтобы медведь не сел на пенек? ( Не садись на пенек, не ешь пирожок…)

- Лисе, чтобы петушок выглянул в окошко? ( Выгляни в окошко дам тебе горошка…)

- Бабушке, чтобы Красная шапочка, могла открыть дверь? ( Дерни за веревочку, дверь и откроется…)

-За кого держалась внучка? ( за бабку)

-Из чего Фея сделала карету для Золушки?( из тыквы)

Дюймовока: Молодцы! Вы наверное много сказок знает?

Воспитатель: давайте мы при помощи пальчиковой игры расскажем, как много сказок мы знаем.

Пальчиковая игра

«Раз, два, три, четыре, пять, будем сказки называть… »

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики,

Будем сказки называть (хлопаем в ладоши).

Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок,

Три медведя, Колосок, есть Снегурочка – краса.

Жихарку не позабудем, Репку и Хаврошечку,

Волк и семеро козлят (загибаем пальчики на каждое название сказки).

Этим сказкам каждый рад ! (хлопаем в ладоши) .

Дюймовочка указывает дорогу: «Пойдете по зеленой стрелочке».

Дети идут дальше и встречают зайца, который плачет.

Воспитатель: Здравствуй зайчик! Почему ты плачешь?

Ребята, как вы думаете, почему зайчик плачет?( ответы детей)

Заяц жалуется, что его выгнала Лиса из его домика.

Воспитатель: Дети, а в какую сказку мы попали? («Заюшкина избушка»)

Воспитатель: Ребята, а почему у Лисички избушка растаяла?

Дети: Потому что была ледяная.

Воспитатель: А ледяная, это из чего? (ответы детей)

- Что может быть изо льда? (дети – замок, сосулька, горка, каток)

- А лубяная, это какая? (дети – из дерева)

- Что бывает деревянным? (дети - стол, стул, шкаф, дом, доска)

Расставьте героев сказки по порядку.

- Кто первый пришел на помощь зайчику? (собака)

- Кто второй? (Медведь)

- Кто помог Зайчику? (Петушок)

- Как можно сказать о Петушке? Какой он? (сильный, смелый, храбрый, добрый, отзывчивый)

- Что можно сказать о лисе? ( хитрая, злая, невоспитанная, обманщица, жадная, коварная)

Воспитатель: Давайте придумаем другой конец к сказке, чтобы зайчик не плакал.

Дети: Зайчик и лиса подружились и жили дружно, не ссорились;

-Построить лисичке новый дом;

-Выгнать лису из леса, чтобы никого не обижала;

-Объяснить лисичке, что друзья так не поступают.

Воспитатель: Молодцы! Чтобы совсем развеселить зайчика, предлагаю стать в круг и сделать массаж друг другу «Был у зайки огород».

Взаимомассаж "БЫЛ У ЗАЙКИ ОГОРОД"

Был у зайки огоpод (поглаживание вдоль спины)

Ровненькие гpядки (попеpек спины) .

Он зимой игpал в снежки (постучать кулаками по спине снизу ввеpх )

Ну, а летом в пpятки (пальцы по спине побежали снизу ввеpх и "спpятались " подмышки).

А весною в огород зайка с радостью идет (пальцы по спине "идут")

Он сначала все вскопает, все вскопает, все вскопает (пощипывания).

А потом все заровняет, заровняет, заровняет (поглаживания, как будто ямки заравниваешь)

Семена просеет ловко (легкие быстрые постукивания всеми пальцами по очеpеди)

И пойдет сажать морковку (пальцы "пошли")

Ямка - семя, ямка - семя (ущипнуть, пальцем семечку придавить).

Заровняет в то же время (опять поглаживания)

И потом у зайки вновь, вырастет его морковь (пальцами пробежать и на макушке пальцы изображают ботву от морковки) .

(Официальный сайт «Академия детства», автор В. Степанов.)

Зайчик благодарит детей о помощи и подсказывает дорогу дальше, идти нужно по синей стрелочке и встретите моего друга Петушка.

Петушок: Предлагает детям пройти в домик и сесть на стульчики.

Воспитатель: Петушок, помоги нам найти волшебную книгу Василисы Прекрасной.

Петушок просит выполнить задание

«Угадай сказку» ( слайд №1)

- Угадайте, какая сказка здесь живет?

1. «Сидит девочка в корзинке, у мишки за спиной.

Он сам того не ведая, несет ее домой».

(Маша и медведь) (Слайд №2-3)

Воспитатель: Зачем, Маша отправилась в лес?

- Можно детям одним уходить из дома? Почему? (дети рассуждают)

- Что с ней случилось в лесу?

- Что она кричала, когда заблудилась?

Дети: АУ, АУ.

2. Что за сказка:
кошка, внучка, мышь,
еще собака жучка
деду с бабой помогали
корнеплоды собирали? (« Репка») (Слайд № 4-5)

3. В сказочке живет,

Он не ежик и не кот,

Из муки он был печен,

На сметане был мешен,

На окошке он студился,

По дорожке он катился,

Съесть его хотел зайчишка,

Серый вол и бурый мишка,

А когда малыш в лесу встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка? (Колобок) (слайд №6-7)

3.Ждали маму с молоком

И пустили волка в дом

Кем же были эти маленькие дети? (Волк и семеро козлят) (слайд №8-9)

4. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ... (Айболит) (слайд №10-11)

5.В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла,

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил. ( Красная шапочка») (слайд №12-13)

6.У Золушки с ножки

Свалилась случайно,

Была не простою она,

А хрустальной ( Золушка) (слайд №14-15)

Петушок: Молодцы! Вы все правильно угадали, и я вам подскажу дорогу дальше. Укажет вам дорогу желтая стрелочка. Там мы находим записку от Золушки, она просит помочь разобрать бобы и горох.

игра «Помоги Золушке»

Дети перебирают фасоль и горох по разным тарелочкам и на дне находят

записку , в которой указано, что идти надо по оранжевой стрелочке. Идем по стрелочке и встречаем Колобка.

Воспитатель: Колобок, помоги нам найти волшебную книгу Василисы Премудрой.

Колобок: Ребята, а вы знаете сказки К.И. Чуковского?» (да). Помогите , герои сказок перепутали все предметы и не знают из какой они сказки.

Игра «Кому принадлежат эти предметы?»

1. Мыло, полотенце, зубная паста и щетка – Мойдодыр.

2. Тарелка, кастрюля, ложка, сковорода – Федорино горе.

3. Чашка, самовар, баранки, монетка – Муха – Цокотуха.

4. Градусник, вата, шприц, фонендоскоп – Айболит.

5. Галоши, шоколад, перчатки, телефон – Телефон.

Колобок: Спасибо вам зам помощь, я бы один не разобрался. За это я вам покажу дорогу. Колобок катится, и находим красивую коробочку, в которой лежит книга сказок, а в ней записка от Василисы Прекрасной, Что она дарит детям эту книгу за их старания.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места на ковре самолете.

(Дети садятся на ковре.)

Воспитатель: А пока мы с вами летим давайте вспомним, что вам больше всего запомнилось и понравилось?

( Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интерактивного открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе (в соответствии с ФГОС)«ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

Программное содержание:• Повторить содержание сказки.• Закрепить умение детей употреблять в речи предлоги (за, в, на, перед, между) .• Закрепить умение ориентироваться в пространстве. Закр...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Путешествуем по морю»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в соответствии  с ФГОС «Путешествуем по морю»...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Путешествуем по морю»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Путешествуем по морю»...

Открытое занятие НОД по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Путешествие в страну Красивой Речи»

Открытое занятие НОД по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС«Путешествие в страну Красивой Речи»Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, худож...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Путешествие в сказку»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Путешествие в сказку»...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Путешествие на сказочный остров».

Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект организованной совместной образовательной деятельности (занятие). по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Путешествие в страну Красивой Речи»

Конспекторганизованной  совместной образовательной деятельности (занятие).по развитию речи в подготовительной группев соответствии с ФГОС«Путешествие в страну Красивой Речи»...