Системный оператор
консультация по развитию речи
Применение системного оператора в работе с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemnyy_operator.docx | 401.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО ОПЕРАТОРА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
М. Г. Бушманова
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 30
Североуральский ГО
Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс - важное условие достижения нового качества образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта. Разработанная Г.С.Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования. Многообразие приемов и элементов этой технологии позволяет применять ее с самого раннего возраста. Разобравшись в содержании этих элементов, педагогам стоит только проявить свою фантазию и переложить изученный материал на «изобретение» новых игр и приемов работы с воспитанниками.
Одним из элементов ТРИЗ, предоставляющих возможность украсить, разнообразить образовательную деятельность в детском саду, привлечь к ней дошкольников, сделать ее более увлекательной, является системный оператор, который предполагает рассмотрение любой темы (овощи, животные, мебель и т.д.) в схеме-системе, называемой «девятиэкранником». Он помещается в группе, либо в кабинете и является постоянным пособием, применяемым как на занятиях, так и в повседневной жизни детей.
Прошлое | Настоящее | Будущее | |
Надсистема | |||
Система | |||
Подсистема |
Система – это сам предмет. Подсистема – то, из чего он состоит, его части. Надсистема – частью чего является данный предмет. Рассматриваться система, подсистема и надсистема могут в прошлом, настоящем и будущем времени. Подобные схемы можно использовать, начиная с младшего дошкольного возраста, но не давать сразу все девять экранов, а заполнять их постепенно по вертикали или горизонтали. Лучше всего начать с горизонтального или вертикального центрального трехэкранника.
Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует рифмовку:
Если мы рассмотрим что-то… (система)
Это что-то для чего-то… (функции системы)
Это что-то из чего-то… (подсистема)
Это что-то часть чего-то… (надсистема)
Чем-то было это что-то… (прошлое системы)
Что-то будет с этим что-то (будущее системы)
Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри! [2]
При заполнении экранов можно использовать картинки, графическое изображение, а также написание слов. Выбор зависит от возрастных особенностей детей и имеющегося у них объема знаний.
«Девятиэкранник», удобно использовать для сравнения двух или более систем. В наглядном изображении, сравнивая, например, козу и оленя, малыши рассматривают их в системе, в подсистеме (части тела) и в надсистеме (оленье стадо). Они выявляют критерии оценки на каждом уровне и затем уже проводят анализ. Например, берутся одинаковые части тела каждого и выявляется, чем они отличаются и почему: «Рога у оленя большие и ветвистые, чтобы защищаться. Он опускает голову и встречает врага на рога. Каждый зверь в тайге и тундре боится быть подпоротым или поднятым рогами оленя. У козы врагов нет, поэтому рожки у нее меньше, чем у оленя, и веточек на них нет» [3].
Хорошим приемом работы с дошкольниками является наложение различных упражнений по развитию речи и мышления детей, которые в своем обычном виде вызывают у последних большие затруднения, на «девятиэкранник», превращая тем самым сложные задания в игру.
Игра «Большой-маленький» (словообразование существительных с помощью различных суффиксов. Рассматриваем систему по горизонтали, т.е. в разном времени, дополнительно применяя элемент ТРИЗ - оператор РВС)
Ход игры:
В центр «девятиэкранника» помещаем какой-либо предмет (картинку) среднего размера, в прошлом этот же предмет, но маленького размера, в будущем – большого. Задаем вопрос детям: «Как можно назвать этот предмет, если он маленький ? А как мы его назовем, когда он вырастет?» Изменяем слова с помощью различных суффиксов.
Носик – нос – носище, волчонок – волк – волчище, лапка – лапа – лапище.
Игра «Дразнилка» (выделение подсистемных связей, в данном случае функций объекта, словообразование существительных от глаголов).
Ход игры:
В центр «девятиэкранника» помещаем какой-либо предмет. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: - лка (тигр - рычалка, бегалка). В прошлом времени, поддразнивая тигренка, следует использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы –очк, -ечк (рычалочка, игралочка), а в будущем, говоря о огромном тигре – суффикс –ще (пугалище, кусалище).
Повышенный интерес у старших дошкольников вызывают «загадки системного оператора», в которых им нужно заполнить картинками ячейки «девятиэкранника» с вопросительным знаком, основываясь на подсказки из других ячеек.
«Много – мало» (рассматривается система в разном времени). Графическими символами на «девятиэкраннике» изображаются понятия «много» (в прошлом) и «мало» (в будущем). В центре – вопросительный знак. Детям предлагается выбрать картинки с предметами, ответив на вопрос: «Чего было много, а стало мало?» Свой выбор необходимо объяснить. (Снега было много, а весной он начал таять, и стало мало). Играя второй раз, графические символы меняются местами. Аналогично можно загадать загадку: «Что было маленьким, а стало большим?»
«Что или кто это?» (рассматривается «настоящее время»). В ячейке «подсистема» расположить какую-либо букву. В «надсистеме» графическую схему предложения. Детям предлагается назвать слово, содержащее данную букву, которое может находиться в центре «девятиэкранника», а затем, согласно схеме, составить с этим словом предложение.
«Кто, где живет?» (рассматривается «настоящее время»). В центр поместить картинку с желтой краской, в ячейку «надсистемы» - вопросительный знак. Детям нужно выбрать среди картинок-раскрасок те предметы, которые могут быть желтого цвета, раскрасить их и поместить в нужную ячейку. Подобные игры можно проводить с цифрами. В этом случае детям предлагается выбрать картинки с предметами, на которых может быть изображение данной цифры (номер машины, номер дома, номер у спортсмена и пр.), дописать ее на картинке и поместить в нужную ячейку.
Необъятное поле для творчества педагога представляют «Цифровые загадки девятиэкраннника» (система в разном времени). Например, в «прошлом» пишем цифру «3», в настоящем – «1», в будущем – «10». Задаем детям различные вопросы: «Что случилось с цифрой «3»? Как она превратилась в единицу? Что нужно сделать, чтобы мечта единицы стать цифрой «10» сбылась?»
Использовать системный оператор можно также для развития фантазии, воображения и творческих способностей дошкольников.
Игра «Машина времени» (для рассмотрения понятия «транспорт» по горизонтали). Для начала дети заполняют центральный сектор «девятиэкранника», подбирая картинки современного транспорта. Затем педагог рассказывает о том, какой транспорт был в прошлом, одновременно заполняя сектор слева картинками. Дети сравнивают систему в прошлом и настоящем, находят отличия и сходства. В заключение им предлагается рассказать, каким они видят транспорт будущего, нарисовать его и заполнить правый сектор своими работами.
Игра «Конструктор» (работа с сектором «настоящего времени» по вертикали).
Педагог помещает в ячейку «подсистема» различные геометрические фигуры, линии и прочие элементы, а в ячейку «надсистема» - грузовик. Детям предлагается используя детали «подсистемы», нарисовать и положить в грузовик то, что едет (того, кто едет) в кузове.
Таким образом, использование системного оператора позволяет наглядно увидеть, какие знания ребенок уже усвоил, а над чем еще стоит поработать, облегчает возможность преподать новый материал от простого к сложному, дает большой всплеск творческой, мыслительной активности дошкольников, раскрепощает их, учит думать, искать решение проблем и значительно повышает уровень развития детской речи.
Литература.
1.Корзун А.В. Веселая дидактика. Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Минск. 2000.
2. Сидорчук Т.А., Корзун А.В. Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников средствами ОТСМ – ТРИЗ. Ульяновск. 2005.
3.Шустерман М.Н.. Шустерман З.Г «Колобок и все-все, или как раскрыть в ребенке творца», СПб. 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода ТРИЗ "Системный оператор"
Использование приёма ТРИЗ "Системный оператор" позволяет рассмотреть объект во взаимосвязи во времени и в пространстве. На примере цыплёнка можно обобщить представления детей о домашних птицах....
Конспект НОД с использованием Системного оператора "Транспорт"
Совместная образовательная деятельность по усвоению образовательной области "Познание" с применением методов ТРИЗ...
Конспект НОД по составлению описательных рассказов о домашних животных используя «системный оператор» современной развивающей технологии ТРИЗ
Данный конспект с использованием современной развивающей технологии ТРИЗ Г.С.Альтшуллера позволяет педагогам в интересной форме сформировать речевые навыки, обогатить словарный запас, способствовать р...
Конспект занятия по ознакомлению детей с профессией врача с помощью системного оператора.
Конспект с использованием ТРИЗ технологий....
Использование МОДЕЛИ «Системный оператор»
Игра "Системный оператор" ТРИЗТема: «Компьютер»Цель: развивать системное мышлениеФормировать познавательный интерес к окружающему миру;vДать представление о компьютере.Познакомить с частями комп...
Развитие системного мышления с использованием приема ТРИЗ «Системный оператор»
Использование приёма ТРИЗ «Системный оператор» в работе с детьми дошкольного возраста....
Картотека игр по развитию системного мышления (метод «Системный оператор»). Технология ТРИЗ.
В ТРИЗ педагогике активно используется такой метод, как «системный оператор». Эта методика является принципиально важной для гармоничного, всестороннего и активного творческого мышле...