Путешествие в сказку
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Кораблёва Елена Евгеньевна

В возрасте от 3 до 7 лет происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи. Развитие речи детей дошкольного возраста проходит в несколько этапов, на каждом из них ребенок приобретает новые умения и становится на ступеньку выше в использовании слова. Развитие речи у детей многими взрослыми воспринимается как главный показатель интеллекта. Такой подход объясняется тем, что в высказываниях и разговоре прослеживается осведомленность и логика. Безусловно, мышление и речь как психические процессы тесно взаимосвязаны. Но речевое развитие является только частью интеллектуального уровня личности.

В то же время, для дошкольника речь – многофункциональное средство. С ее помощью он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова помогают ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности. Благодаря речи дети приходят к восприятию и использованию образов.
 
Речь дошкольника эгоцентрична и спонтанна. Он больше говорит для самого себя, используя повторения и монолог. Это как мысли вслух, с произношением которых приходит понимание. Слова служат усилителем деятельности и поддерживают ребенка в его действиях.
 
Для детей дошкольного возраста в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир. В то же время, дети учатся говорить и стремятся быть понятыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_skazku.odt13.75 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Развивать речь детей посредством приобщения их к народному творчеству с использованием элементов театрализации.

Задачи:

Образовательные:

- Составлять небольшие описательные рассказы о животных;

- Продолжать знакомить детей с русскими народными сказами и их героями;

- Упражнять в чётком произношении звуков.

Развивающие:

- Развивать диалогическую и монологическую речь;

- Развивать интонационную выразительность речи: чтение стихотворений, пословиц, распевок;

- Развивать речевое дыхание, чувство ритма;

- Развивать познавательный интерес, желание участвовать в театрализации.

Воспитательные:

- Создать радостно-эмоциональное настроение;

- Формировать любовь к народному творчеству;

- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

- Побуждать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, создавая условия для её проведения.

Предварительная работа:

- Чтение художественной литературы;

- Разучивание потешек, распевок;

- Изготовление кукол-рукавичек;

- Художественное творчество: рисование, аппликация и изготовление из пластилина героев из русских народных сказок.

Методы и приемы

(Под методом в данном случае следует рассматривать способы воздействия или передачи знаний.) Приемы реализуются благодаря вариантам применения определенного метода. Поэтому методы и приемы обучения дошкольников могут быть практическими, наглядными, словесными и игровыми.

К практическим относятся, например, выполнение поручений, различные упражнения, совместная работа воспитателя и детей.

Наглядные методы - предусматривают наблюдение за живыми объектами, явлениями природы, трудом взрослых, просмотр обучающих программ, показ образцов, использование театра теней и кукол и т. д. Среди приемов в рамках этого метода могут быть использованы объяснение увиденного (услышанного) задания детям и их активные действия по их выполнению, вопросы, художественное чтение, выполнение игровых действий и др.

Наглядный метод включает различные приемы:

А) Показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

Б) Показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучений изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;

В) Показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изобразительной деятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

Г) Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Словесные включают чтение, рассказывание, беседу, инсценировки, описание картинки.

Игровыми методами предусматриваются подвижные, дидактические игры, забавы, инсценировки.

Словарная работа:

Обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями.

Оборудование и материалы:

- демонстрационные: книги, куклы-рукавички

- карточка-пазл с изображением зайца

- картинка-загадка с изображением лисы

- мольберт, магниты

- домик-теремок

Используемые технологии

- аудио записи

Ход НОД:

I.0рганизационный момент:

Дети стоят полукругом на ковре, около своих стульчиков;

В - Дети, посмотрите к нам пришли гости! Что надо сказать им?

Д - Здравствуйте!

В - молодцы! Садитесь на стульчики!

II. Основная часть:

...Вдруг мимо детей пробегает девочка-сорока, в руке у нее сундучок. Она садится

на стул напротив детей.

В - к нам сорока прилетела, давайте с ней споем!?

Распевка

Д - Сорока, сорока, где была?

С - Далеко!

Д - Что ты делала?

С - По веткам скакала, сундук увидала! Сундук забрала к вам в гости пришла!

В - А это не сундук простой, а терем расписной! Давайте посмотрим, что там в теремочке?

(звучит аудиозапись Теремка: «Да! Я терем-теремок, я не низок не высок! Один остался! Все мои звери-жители разбежались! Помогите мне ребята пожалуйста их вернуть!»)

В - Поможем теремку?

Д - Да!!!

В - А вот и первое задание! Отгадайте загадку!

ЗАГАДКА

Мордочка моя усатая,

Ушки круглые, шубка сероватая.

Очень тонко я пищу,

Сыр в кладовке я ищу. г Кошку очень я боюсь, В норке от неё таюсь.

Как меня зовут, ты знаешь.

Точно сразу угадаешь. (Мышь)

В - правильно! Молодцы! Это мышь!

В - А она какая? Опишите ее.

Д - ответы детей….(маленькая, мягкая, серенькая, с длинным хвостом и т.п.)

В - хорошо, молодцы!, а вспомните пожалуйста, как в сказке звали мышку?

Д- Мышка-норушка!

В - С первым заданием вы справились, молодцы! (просит любого ребенка найти и принести куклу-рукавичку мышку, и положить ее в Теремок)

В - А вот второе задание! Физминутка!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Лягушки»

Встанем дети, скажем тихо:

1,2,3,4,5.

Приподнялись, чуть присели и соседа не задели

А теперь придется встать.

На болоте все лягушки (показываем лягушек)

Утром рано умывались (показываем)

Полотенцем растирались (показываем)

Ножками топали, ручками хлопали (показываем)

Вправо, влево накланялись (показываем)

И обратно возвращались

Вот здоровья в чем секрет (рывки правой рукой вверх, левой вниз; поочередно)

Всем друзьям - физкультпривет!!! (дети хором говорят)

(Дети садятся на свои стульчики)

В - в этой физминутке была для вас подсказка, кого мы с вами изображали, тот из животных вторым прибежал к теремку!

Кто же это?

Д - лягушка!

В - да, правильно! Это была лягушка!

Опишите ее пожалуйста! Какая она?

Д - ответы детей.. (зеленая, маленькая, холодная, скользкая и т.п.)

В - молодцы, верно! А вспомните пожалуйста, как в сказке звали лягушку?

Д - лягушка-квакушка.

В - Молодцы! (просит любого ребенка найти куклу-рукавичку лягушку и положить ее в Теремок)

Вот вам третье задание!

Ветром разбросало картинку, надо ее сложить, и мы с вами узнаем, кто же из зверей третий прибежал к теремочку!

Кто хочет сложить картинку?

Д - (ответы детей)

В - вызывает любого ребенка, тот на мольберте складывает картинку (Заяц)

Посмотрите дети, кто получился у нас на картинке?

Д - заяц!

В - да, верно, молодцы! Опишите зайца, пожалуйста, какой он?

Д - ответы детей (маленький, серенький, с длинными ушами, с кротким хвостом, пушистый и т.п.)

В - хорошо, молодцы!

В - А кто из вас помнит, как в сказке «Геремок» звали зайца?

Д - его звали зайчик-попрыгайчик!

В - верно, молодцы! (просит любого ребенка найти, и принести в Теремок куклу-рукавичку зайчика)

Теперь продолжаем и для вас следующее задание! Вот еще одна картинка и вам надо отгадать, кто же спрятался на ней?

(на картинке изображен лисий хвост рядом с деревом)

Д - лиса!

В - а почему вы решили, что это лиса?

Д - ответы детей (хвост рыжий, длинный, пушистый, только у лисы такой) В - да вы верно отгадали, на картинке за деревом спряталась лиса. Опишите ее, пожалуйста!

Д - ответы детей (рыжая, пушистая, хитрая, с длинным пушистым хвостом и т.п.) В - хорошо!А кто помнит, как звали лису в сказке?

Д - лисичка-сестричка!

В - верно, дети! (просит найти, и принести игрушку-рукавичку лису и положить ее в Теремок)

А следующее задание, надо выполнить очень тихо! Полная тишина кругом! Нам с вами нужно внимательно прислушаться! (звучит аудиозапись волчьего воя)

В - как вы думаете, кто из животных так разговаривает?

Д - волк!

В - почему вы решили, что это волк?

Д - ответы детей...

В - да, верно вы отгадали, это был волк! Опишите его пожалуйста! Какой он?

Д - ответы детей (злой, зубастый, серый, большой и т.п.)

В - хорошо, вы верно описали волка! А можно как то ласково назвать волка?

Д - да, ответы детей (волчишка, волчок, волчонок и т.п.)

В - хорошо! А давайте вспомним, как звали волка в сказке «Теремок»?

Д - волчок-серый бочок!

В - правильно, молодцы! (просит любого ребенка найти, и принести в Теремок игрушку-рукавичку волка)

В - И вот последнее задание!

Все дружно встаньте и за Пашей повторяйте! (Паша показывает медведя)

Отгадайте кого мы с вами показываем?

Д - медведя!

В - верно, молодцы! Садитесь на свои стульчики.

И давайте вспомним, каким бывает медведь и опишем его?!

Д - ответы детей (большой, лохматый, коричневый, косолапый и т.п.) В - все верно, по вашему описанию медведь большой, лохматый и т.д.

А кто из вас вспомнит, как звали медведя в сказке?

Д -мишка-косолапый.

В - правильно, молодцы! (просит любого ребенка найти, и принести куклу-рукавичку медведя в Теремок).

В - (обращается к Теремку) Ну что Терем-теремок, мы с ребятами справились с твоими заданиями? Всех жителей твоих собрали? Или кого то забыли? (звучит аудиозапись: «Спасибо вам ребята! Все мои лесные жители теперь на месте»

III. Итог (обобщение):

Дети сидят на своих стульчиках.

В - Как мы с вами только что узнали, теперь все звери на месте, никто не потерялся, и все у них хорошо!

Давайте вспомним, как мы сегодня вместе помогали Теремку находить его жителей-зверей?

Д - ответы детей (отгадывали загадку, делали физминутку, собирали пазл-картинку, отгадывали, кто на картинке спрятался, описывали всех животных, услышали и отгадали как разговаривает волк, вспомнили, как звали всех зверей в сказке «Теремок»)

В - Все верно! Вы у меня молодцы! Ой, дети, что то сорока нам хочет сказать, давайте ее внимательно послушаем!

С - Я сорока-белобока, я летаю так далеко, всех детей я позову - крендельком вас угощу!

СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ (сорока угощает детей и гостей печеньем)

В - Всем спасибо за старания, наше занятие подошло к концу!

Список используемой литературы:

1. От рождения до школы.

Примерная общеобразовательная программа

дошкольного образования. (обязательно отражать)

2.

3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »

Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 1.Сказочный кроссворд 2. Игра «Узнай нас». 3. Игра «Волшебная корзинка» 4.Сказочные задачки. 5. Игра «Из какой сказки»? Найди...

КВН для всей семьи «Путешествие по сказкам» «Сказка – лож, да в ней намек….»

Способствовать формированию традиций семейного чтения, расширить и закрепить знания детей о сказках и сказочных героях; развитие интереса и уважения к народной культуре; создание мотивации к чте...

Путешествие - викторина по сказкам \'\'Путешествие в сказку" Средняя группа

Решаемые задачи: Закреплять знания детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев), способствовать пониманию детьми произведений народного фольклора.Формировать православное мировоззрение, ...