Методическая разработка; "Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста ".
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение. Развивая мелкую моторику рук ребенка, педагоги решают сразу несколько задач:
- стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
- помощь детям с задержкой в развитии речи;
- подготовка руки к письму у старших дошкольников;
- тренировка внимания, пространственного мышления;
- воспитание эмоциональной выразительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya-razrabotka-palchikovye-igry.docx | 70.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования речи дошкольников через
развитие мелкой моторики рук……………………………………………….6 1.1. Что такое «Игры с пальчиками?»………………………………………..6
1.2. Почему пальцы помогают говорить……………………………………..8
1.3. Когда начинать заниматься……………………………………………...10
Глава 2. Педагогические условия проведения пальчиковых игр как средства
развития речи детей…………………………………………………………...13 2.1. Принцип подбора игр………………………………………………….....13
2.2. Как играть в пальчиковые игры……………………………………........15
2.3. Помогать ли пальчикам? …………………………………………………18
2.4. Группы пальчиковых игр…………………………………………………20
- 5.Классификация пальчиковых игр…………………………………………23
2.6. Работа с родителями. «Поиграем дома с мамой» ………………………30 2.7.Материально-техническое и информационно-методическое
обеспечение……..……………………………………………………………..32
Заключение ……………………………………………………………………33 Литература …………………………………………………………………….34
Приложения ……………………………………………………………………35 ВВЕДЕНИЕ
«Если руки неумелы,
Если пальчики несмелы,
Трудно ручку удержать,
Буквы ровно написать
Не удержишь карандаш –
Не получится пейзаж».
В. Лирясова.
В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период в жизни ребѐнка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает навыки без дополнительной мотивации с легкостью и азартом.
Развивать малыша с пелѐнок – модно. Но педагоги – психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, легче и комфортнее, нежели нагружать их раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребѐнком. Согласитесь, это самое благодарное время препровождение.
«Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещѐ Аристотель.
«Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своѐм романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребѐнка: «… он хочет всѐ потрогать, всѐ взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твѐрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребѐнок узнаѐт, сравнивая то, что
видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…»
Как приятно родителям, когда у их ребѐнка умелые пальчики: ловко держат карандаш. Аккуратно рисуют, строят из конструктора. А если ещѐ ребѐнок чисто и правильно говорит – вдвойне приятно.
Почему же так важны для детей игры, тренирующие мелкую моторику движения пальцев и кистей рук? Почему именно «пальчиковая» гимнастика стимулирует речь, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность? Какую роль играют «пальчиковые» игры в развитии речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста?
Новизна темы.
Федеральный государственный образовательный стандарт переносит акцент с формирования знаний, умений и навыков на воспитание общей культуры, развитие (качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность) ребенка не через систему знаний, а через эффективные формы организации воспитательнообразовательной работы с детьми дошкольного возраста. Игре, как форме организации детской деятельности, отводится важная роль, эта особая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи. Поэтому все «уроки» воспитания для дошкольников должны проходить в форме игры.
Одним из вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры. Это замечательный способ формирования устной речи ребенка и мелкой моторики рук, прекрасная возможность в интересной игровой форме прививать культурно-гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние, а также увлекательный способ провести время с пользой. Благодаря таким играм вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми. Формируется понятие гендерной принадлежности, происходит приобщение к истокам народной культуры. В ходе игры расширяется кругозор; дети получают элементарные представления о труде
взрослых, окружающем мире.
Пальчиковые игры помогут детям освоить счет, пространственные понятия. Многие игры основаны на сказочных сюжетах, что помогает формировать интерес и потребность к восприятию художественного слова, развивать память, воображение и речь. С помощью игр можно в интересной форме организовать любой режимный момент, совместную и самостоятельную деятельность детей, построить увлекательную образовательную деятельность в детском саду. Также пальчиковые игры дают возможность родителям играть с детьми, радовать их, вместе с тем развивать и мелкую моторику. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребѐнком.
Цель: Создать условия для детей дошкольного возраста, способствующие формированию и развитию речевого общения через пальчиковые игры.
Задачи:
- развивать мелкую моторику пальцев рук детей посредствам пальчиковых игр, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;
- создать картотеку пальчиковых игр;
- привлекать родителей к проведению пальчиковых игр в домашней обстановке.
- воспитывать интерес детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.
Глава 1. Теоретические основы формирования речи дошкольников
через развитие мелкой моторики рук
1.1. Что такое «Игры с пальчиками?»
Игры с пальчиками развивают мозг ребѐнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребѐнок говорит. Почему же это так? Давайте разберѐмся.
Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребѐнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребѐнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.
Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.
О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребѐнка, и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребѐнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики.
Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребѐнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребѐнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребѐнком.
1.2. Почему пальцы помогают говорить
Анализ психолого – педагогической литературы показал, что общему
развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи, логопеды. Такие авторы, как В.В. Цвынтарный, О.А. Новицкая, Ю.А. Соколова описывают отдельные приѐмы по развитию моторики у детей. А.А. Хвостовцев, С.Е. Большакова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста.
Учѐные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей,
отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть и даже выше нормы.
М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Доказано, что и мысль, и глаз ребѐнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.
В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений. А в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение. Происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот «мостик», тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, становятся активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.
Для определения уровня развития речи логопедами давно разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три пальчика. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе, и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи. А это значит, что необходимо как можно больше заниматься с детьми пальчиковыми играми.
Упражнения для кистей рук, статические и динамические упражнения для пальцев, способствующие развитию пальчиковой моторики, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения.
1.3.Когда начинать заниматься пальчиковыми играми
В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи этот период – возраст от полутора лет до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.
Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя, получает психоэмоциональную поддержку.
В возрасте 6-7 месяцев нужно проводить систематические тренировки: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги.
Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки. Начиная с полутора лет, активно используйте более сложные пальчиковые народные игры – потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет – задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев. Играйте в различные шнуровки, учитесь расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, собирайте крупные пазлы.
Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх и вниз.
Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать без помощи другой руки.
С трех до шести лет совершенствуйте технику уже освоенных пальчиковых игр, начинайте работать с пальчиковыми рассказами. Помимо этого, практикуйте игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровку, выкладывайте узоры из круп. В три года ребенок должен уже показывать три пальчика отдельно друг от друга. К четырем с половиной годам он должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.
В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами, хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением. Каждый пальчик ребенка к школе должен быть «самостоятельным» и ловким.
С шести до восьми лет активно играйте в пальчиковые рассказы с помощью техники пальчиковых предметов. Устраивайте «театр пальчиков» и «кукольный театр» - в этих домашних приобретают хорошую подвижность, гибкость и кругозор. Застенчивые дети становятся увереннее. Позволяйте ребенку импровизировать, пусть он проявляет свою творческую фантазию. У старших дошкольников комплекс упражнения гимнастики для пальцев проводят ежедневно в течении 6-8 минут. Он включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончик пальцев, кисти, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение. Развивая мелкую моторику рук ребенка, педагоги решают сразу несколько задач:
- стимуляция развития речи у детей раннего возраста;
- помощь детям с задержкой в развитии речи;
- подготовка руки к письму у старших дошкольников; - тренировка внимания, пространственного мышления;
- воспитание эмоциональной выразительности.
Глава 2. Педагогические условия проведения пальчиковых игр как
средства развития речи детей
2.1. Принцип подбора игр
Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т.д.) использует в основном движения сжимания, изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки – большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и
соответствующие им двигательное поле – зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы: сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев; использовались изолированные движения каждого из них.
Игра может быть построена на тренировке только одной из трѐх двигательных составляющих (лучше второй и третьей), однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными. На мой взгляд, наибольший интерес представляют игры:
- на расслабление;
-в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы;
- на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки – другое).
Таким образом, приведу перечень некоторых игр (для игр со словами даны первые строчки текста, для игр без слов – краткое описание движений;
помимо народных игр включены и авторские, имеющие широкое распространение).
-Сорока-ворона кашу варила…
-В гости к пальчику большому приходили прямо к дому…
-Идѐт коза рогатая, идѐт коза бодатая…
-Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка…
-Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил…
-Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трѐм-трѐм…
-Этот пальчик в лес пошѐл, этот пальчик гриб нашѐл…
-Утро настало, солнышко встало. Эй, братец Федя, разбуди соседей!..
-Засиделись в избушке братцы. Захотел меньшой прогуляться…
-«Мама, мама!» - «Что, что, что?» - «Гости едут!» - «Ну и что?..»
-Стала Маша гостей созывать: «И Иван приди, и Степан приди»…
-У бабы Фроси пять внучат. Все каши просят, все криком кричат…
-«Тук-тук!» - «Кто там?» - «Два солдата пришли переночевать!..»
-У Маланьи у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей…
-Я по лавочке иду, перстенѐчек хороню в матушкин теремок…
-Вышел козѐл из новых сеней. Наставил рожок: «Дай пирожок!..»
-Маша-хозяйка сметлива была, всем в избе работу нынче задала…
-Бабушка кисель варила на горушечке, в черепушечке…
-«Чья копна на моей копне?» - «Моя!» - «Скинь долой, поезжай домой!..»
-«В баньку впустишь?» - «Водички нет!..»
-Сунь-ка пальчик – выскочит зайчик! (Она же - «Колодчик».)
-«Моя пашет!» - «И моя пашет!» - «Моя сеет!» - «И моя сеет!..» -На двери висит замок. Кто его открыть бы смог?..
-Мы делили апельсин. Много нас, а он один…
-Две сороконожки бежали по дорожке…
Прижми большак. Правые руки двоих играющих сцепляются. Большой палец каждого старается прижать сверху тот же палец соперника.
Паучок. Указательный палец левой руки смыкается с большим пальцем правой руки, указательный палец правой руки – с большим пальцем левой руки. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большим пальцем поочерѐдно проделывают остальные пальцы.
Моторчик. Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг друга, всѐ быстрее и быстрее, не задевая ладонь.
Перетяжечки. Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.
Камень, ножницы, бумага. Два игрока одновременно выбрасывают вперѐд руки, сложенные в одной из трѐх позиций: кулак – камень, ладонь – бумага, разведѐнный указательный и средний – ножницы. Камень сильнее ножниц, бумага сильнее камня, ножницы сильнее бумаги.
Колечки. Сомкнутые большой и средний палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочерѐдно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой руке – большое.
2.2. Как играть в пальчиковые игры
На сегодняшний день, мы в своей работе придерживаемся следующих методических рекомендаций к проведению пальчиковых игр.
Перед игрой с детьми обсуждаем еѐ содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаѐт необходимый эмоциональный настрой.
Перед началом упражнений дети разогревают ладони лѐгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечѐнность игрой.
При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чѐтко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
В идеале: каждое занятие имеет своѐ название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.
При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своѐм репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.
Очень чѐтко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объѐм внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Приведѐнная ниже таблица позволяет чѐтко спланировать работу с детьми разного дошкольного возраста в обучении пальчиковым играм.
Таблица 1
Возраст | Содержание | Технология |
До 2-х лет | Дети знакомятся с ладонью, выполняют простые движения (похлопывание (похлопывание, постукивание, прятанье | Потешку или стихотворение читают до игры 3-4 раза, рассматривают иллюстрацию, сопровождая еѐ |
рук за спину), с помощью взрослого показывают фигурку животного одной рукой Энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).
| вопросами: «Как зайка шевелит ушами?», «Как курочка открывает рот?». При необходимости ребѐнку помогают выполнить движение. С ребѐнком рассматривается фигурка животного или его иллюстрация, отмечаются его характерные особенности. | |
С 2 до 3 лет | Знакомим с пальчиками: составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик); простые фигуры из пальчиков оной руки (зайчик, коза); согласованные действия двумя руками (домик, ворота) | С ребѐнком рассматривается фигурка животного или его иллюстрация, отмечаются его характерные особенности. Взрослый даѐт образец положения пальцев. При необходимости помогает ребѐнку, побуждает к звукоподражанию. |
С 3 до 4 лет | Дети выполняют фигуру животного сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе. Затем разучивается вторая фигура, поэтому же принципу. Далее дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется. Дети учатся сгибать и разгибать пальцы поочерѐдно правой и левой рукой Дети выполняют разные фигуры и движения | С детьми разучивается стихотворение, потешка или считалка. Детям предлагают вспомнить, как они показывали животное пальчиками, руками. Затем делается акцент на основное действие героя. При выполнении движения дети должны сохранять пальцы в нужном |
правой и левой рукой
| ||
С 4 до 5 лет | Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочерѐдно. Дети составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы | При выполнении фигуры обращается внимание на правильное положение пальцев, кисти рук |
С 5 до 7 лет | Дети рассказывают руками стихи, потешкис частой сменой фигур. Совмещают пальцы одной руки поочерѐдно (1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5). Затем другой рукой обеими руками параллельно. Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш и т.д.)
| Обращать внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет |
2.3. Помогать ли пальчикам?
Это непременно нужно делать, если вы занимаетесь с малышом до двух лет, который сам пока с трудом делает произвольное движение пальцами. Хотя игры для этого возраста очень просты – это разгибание и загибание отдельных пальчиков, с небольшим массажем, с ощупыванием предметов разной формы и фактуры. Как правило, игры для этого возраста рассчитаны на взаимодействие взрослого с рукой ребенка: поглаживание, пощипывание, сгибание пальчиков и т.д.
Для более старшего возраста, примерно с двух с половиной – трех лет игры усложняются и подразумевают самостоятельные движения маленькими ручками скопировать трудно, поэтому ваше участие просто необходимо. Вы должны помочь ребенку сложить руки правильно: сначала покажите на себе, затем придайте нужное положение его кисти и пальчикам. Попросите ребенка попробовать самостоятельно выполнить движение. Если у малыша не получается, то снова сами сложите его руки в правильную позицию. Проделайте это несколько раз, и постепенно малыш научится сам складывать и удерживать пальчики в нужной позиции.
Помните, главное – не давить на ребенка, не демонстрировать ему его неспособность. Со временем у него все получится.
Ребенку нужно показывать и простые, и сложные игры. Тем самым вы даете понять ребенку, что вам очень интересно играть в эту забавную игру. Ребенок становится вашим партнером по игре. В простые игры малыш начнет играть, как только освоит движения и ритмику текста. А сложные игры сначала просто запомнит. Потом вы можете заметить, как он пытается самостоятельно сложить пальчики так, как нужно, долго тренируется, и уж только тогда, когда вы этого меньше всего ожидали, складывает пальчики «как положено».
Расположение взрослого относительно ребенка, зависит от сложности игры и возраста ребенка. Если в игре задействована только одна ручка, то педагог может сидеть (стоять) сбоку от ребенка. Если это более сложная игра, в которой задействованы обе ручки, то можно посадить ребенка к себе на колени или расположить на коврике и посадить ребенка между ног, как в гнездышке. (Дети очень любят так сидеть.)
В некоторых играх, для детей от двух с половиной до трех лет нужно садиться за стол друг напротив друга, чтобы ребенок мог наблюдать за движениями рук взрослого и соотносить зрительный образ с мелкими движениями. Можно стоять друг напротив друга.
2.4. Группы пальчиковых игр
С нашей точки зрения, пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому мы разделили их на группы и определили назначение.
Игры – манипуляции.
«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
«Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живѐт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребѐнок поочерѐдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребѐнок видит тот или иной образ.
Сюжетные пальчиковые упражнения.
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерѐдно «появляются» пальцы.
«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперѐд, локти к корпусу не прижимаются.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребѐнок может поочерѐдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать, и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.
Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).
Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребѐнка внимания, сосредоточенности.
«Колечко» - поочерѐдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения:
сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребѐнок смотрел во время «рисования» на свою руку).
«Горизонтальная восьмѐрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
«Помоем руки под горячей струѐй воды» - движение, как при мытье рук.
«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
Театр в руке.
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерѐдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.
«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
2.5. Классификация пальчиковых игр.
Младший дошкольный возраст 2-3 года.
Ладушки, ладушки. Ладушки, ладошки, Звонкие хлопошки.
Где вы бывали,
Что вы видали? Да.
Кубики сложили,
Мостик смастерили. Вот! Кашку варили, ложкой мешали.
Куколку кормили, Собачке давали. Ам!
Рылись в песочке,
Клали пирожки,
Ля-ля-ля-ля,
На!
Пальчики на прогулке.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистит стол,
Этот резал,
Этот ел,
Ну, а этот лишь глядел!
Сорока – белобока.
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала. Кашу не варил, печку не топил, дрова не носил.
Ему и нет ничего!.
«Братья»
Ивану – большаку – дрова рубить,
Ваське – указке – воду носить,
Мишке – середке – печку топить,
Тришке – сиротке – кашу варить, А крошке Тимошке – песенки петь.
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.
Продукты питания
Муку в тесто замесили,
А из теста мы слепили
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всѐ мы испечем в печи.
Очень вкусно!
Апельсин Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Это долька для ежа.
Это долька для моржа.
Это долька для утят,
Это долька для котя.,
Это долька для бобра, А для волка кожура. Он сердит на нас беда,
Разбегайтесь кто куда.
Смешные человечки Бежали мимо речки смешные человечки.
Прыгали, скакали,
Солнышко искали.
Забрались на мостик и забили гвоздик.
А потом бултых в речку, где же человечки?
Средний дошкольный возраст 4-5 лет.
Овощи
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке:
Дети делают ладошки «корзинкой».
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Сгибают пальчики, начиная с большого.
Наша Зина - молодец! Показывают большой палец.
Соберу грибы Я корзину в лес беру, Там грибы я соберу.
Удивляется мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг!»
Показывают удивление, разводят руки в стороны.
Подосиновик, масленок,
Подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь - Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.
А мухомор не понесу.
Пусть останется в лесу!
Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.
Хлеб
Муку в тесто замесили,
Сжимают и разжимают пальчики.
А из теста мы слепили:
Прихлопывают ладошками, «лепят».
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи - Всѐ мы испечем в печи.
Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх.
Очень вкусно!
Гладят живот.
Новый дом Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток бери, мой друг!
Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок.
Мы построим новый дом,
Ставят рядом ладошки-«стены», Есть окошко в доме том.
Есть еще одно, повыше,
Складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют
«крышей».
Старший дошкольный возраст 5-7 лет.
Поздняя осень
Солнышко греет уже еле-еле; Перелетные птицы на юг улетели;
Голы деревья, пустынны поля, Первым снежком принакрылась земля.
Поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук (на каждую примету).
Река покрывается льдом в ноябре -
Руки сжимают в «замок».
Поздняя осень стоит на дворе.
Разводят руками перед собой.
Кто спит зимой? Медведь в берлоге крепко спит, Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук.
Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
Только заиньке не спится - Убегает от лисицы.
Показывают большой палец, вращая им.
Мелькает он среди кустов, Напетлял - и был таков!
Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот.
Новогодние игрушки Праздник приближается, Елка наряжается.
Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.
Мы развешали игрушки:
Бусы, шарики, хлопушки.
Поочередно соединяют большой палец с остальными.
А здесь фонарики висят, Блеском радуют ребят.
Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».
На заправке
Все машины по порядку
Подъезжают на заправку:
Обеими руками «крутят руль» перед собой.
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз, С хлебом свежим хлебовоз И тяжелый лесовоз.
Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки.
Транспорт
Будем пальчики сгибать -
Сжимают и разжимают пальчики.
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолет,
Трамвай, метро и самолет.
Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца. Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.
Посчитаем Раз, два, три, четыре, пять - Буду транспорт я считать.
Сжимают и разжимают пальчики.
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолет,
Корабль, поезд, вертолет.
Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.
2.6.Работа с родителями. Пальчиковые игры «Играем дома с мамой»
Простые и веселые пальчиковые игры для развития моторики Вашего ребѐнка. Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. У пальчиковых игр есть еще одно преимущество - они помогают прочнее налаживать тесный контакт родителя с ребенком. Ведь для ребѐнка нет ничего лучше игры, а пальчиковые игры очень увлекательны, и нравятся детям. Но если ваш ребѐнок не хочет повторять за Вами движения пальчиковых игр, то просто играйте сами, рано или поздно он к Вам присоединится. Текст пальчиковых игр взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту. Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх ваш ребѐнок должен действовать двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко - низко, право – лево, и мышления.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики и сформированности тонких движений рук. Это подготовительный этап. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев, и чтобы эти движения были достаточно энергичными.
В домашних условиях, чтобы развить ручную умелость, а, следовательно, и речевую активность ребенка, можно:
-запускать пальцами мелкие волчки;
-разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку;
-рвать на мелкие куски бумагу;
-сжимать и разжимать кулачки;
- «ходить» по столу указательным и средним пальцем правой и левой рук (по очереди), сначала медленно, потом быстро; -показать отдельно только один большой палец;
-махать в воздухе только пальцами;
-кистями рук делать «фонарики»;
-собирать все пальцы в щепотку;
-нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
-наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на палец;
-закручивать шурупы, гайки;
-играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
-играть с песком, водой;
-рисовать мелом, мелками, гуашью, углем.
Делать это надо ежедневно, чтобы добиться успехов. Кроме этих упражнений можно играть с детьми в пальчиковые игры, которые можно разделить на три группы: игры без предметов, с использованием атрибутики и игры с предметами.
2.7. Материально-техническое и информационно-методическое
обеспечение
ТСО, дидактико – методическое обеспечение |
Ноутбук, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр. -дидактические игры на развитие тактильных ощущений, на познание и закрепление свойств окружающих предметов, зрительного и слухового восприятия, развитие обоняния, вкусовых ощущений; - сухой бассейн, массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв, волчки, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т.п.; -аудио- и видеозаписи; -уголок художественной литературой с подбором книг по теме; - многофункциональное пособие ―РАЗВИВАЙ-КА‖. -Пальчиковые игры-упражнения для дошкольников (пальчиковая гимнастика) -Памятки и буклеты для родителей «Игра – главное в занятиях дома», «Пальчиковые игры – полезно и весело!»; -Видеозапись «Пальчиковые игры». -Папки передвижки с консультациями для родителей на темы: «Формируем тонкие движения рук – развиваем речевую активность ребенка», «Упражнения для развития руки», «Развиваем мелкую моторику рук с помощью счетных палочек»; -Серия «Библиотека детского сада» Хрестоматия для дошкольного возраста. - многофункциональное пособие Книга «Развиваем мелкую моторику рук» - ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010«Картотека подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики». -«Игры с пальчиками»- Узорова О. В., Нефедова Е. А М.: Издательство АСТ», 2004. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать еѐ темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео…) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.
Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, созданная картотека пальчиковых игр разной тематики расширяет кругозор и словарный запас детей, дает первоначальные математические представления и экологические знания, обогащает знания детей о собственном теле, создает положительное эмоциональное состояние, воспитывает уверенность в себе.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берѐт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребѐнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Воспитание интереса детей к играм на развитие мелкой моторики стимулирует их к самостоятельному использованию в свободной деятельности, помогает закрепить навыки и умения полученные в совместной деятельности с взрослым, активизации их словарного запаса.
ЛИТЕРАТУРА
1.Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали [Текст]: учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г.Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2003. - 20 с.
2.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] / практич. пособие / Сост. Л. В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004. – 236 с.
3.Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. - 2008. - №7. - С. 33-37.
4.Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. - 160 с.
5.Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: ООО «Гном-пресс», 2000. - 18с.
6.Любина, Г. Как учить стихи… играючи [Текст] / Г. Любина // Дошкольное воспитание. – 2000. - №1. -С. 56-58.
7.Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. - С. 60-64.
8.Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – С. 34-36.
9.Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю.А.Соколова. – М.: 2004.-
20с.
10.Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] / В.В.
Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с.
Приложение 1
Конспект непосредственно – образовательной деятельности Тема «Разминка для ручек»
(для младшей группы)
Цель: создать положительный эмоциональный настрой, учим выполнять в соответствии с текстом движения, продолжаем развивать внимание, зрительную и слуховую память
Материал: нарисованное солнце.
Ход работы
(Предварительно расположить солнышко вдалеке от детей) Воспитатель:
Ребята, сегодня мы пойдѐм гулять с солнышком. Спустись к нам, солнышко! (В это время показываем детям и просим повторить за вами: поставить руку на локоть и широко растопырить пальцы). Вот оно. Улыбается вам. Вот у солнышка лучики. (Пошевелите пальцами и попросите детей сделать так же).
Набежали тучки (загибаем мизинчик). Один лучик спрятался за тучку (загибаем безымянный и далее поочерѐдно все пальчики на двух руках). И этот лучик спрятался, и этот… (Показываем кулачки). Совсем скрылось солнышко. Ничего не видно (прижимаем кулачки к глазам), темно. А вот оно снова показалось из-за тучки. (Раскройте ладошки и расслабленно встряхните пальчиками – дайте им отдохнуть).
Выглянуло солнышко, и тепло стало. (Потрите ладошки друг о друга. Посмотрите на свои ладошки, покрутите-повертите ими, «посверкайте» лучами – пошевелите пальцами). Весело сияет солнышко, сверкает лучиками. Поднимается солнышко высоко-высоко. (Тянемся выше-выше – «растѐм»). И мы растѐм, тянемся до солнышка.
Солнышко зовѐт нас на зарядку. Вот это да! Встанем ровненько, ручки вытянем по «швам». И будем внимательно слушать стишок. Он подскажет, что нужно делать.
На зарядку солнышко зазывает нас.
Мы поднимем ручки
По команде: «Раз!»
Шелестит над нами весело листва.
Опускаем руки мы
По команде: «Два!»
Солнышко просит повторить зарядку ещѐ раз. Вы не устали? Тогда начнѐм.
Только будьте внимательны, поднимайте и опускайте руки по команде.
Приложение 2
Конспект непосредственно – образовательной деятельности Тема «Разминка для пальчиков» (для младшей группы)
Цель: расширяем кругозор и словарный запас детей, продолжаем развивать мелкую моторику руки, умение чѐтко следовать тексту.
Ход работы
Воспитатель: Ой, что-то пальчики наши задремали. Давайте растормошим, разбудим каждый пальчик. (Повторяя стихи, массируем снизу вверх каждый пальчик и, дойдя до кончика пальца, слегка его прищипываем).
Здравствуй, пальчик,
Здравствуй, мальчик!
С добрым утром, С ясным днѐм!
После зарядки умоемся, приведѐм себя в порядок. (Крутим попеременно правой и левой кистью, как бы раскручивая краны). Открываем воду.
Ай лады, лады, лады, хлопаем в ладоши
Не боимся мы воды, мотаем головой Чисто умываемся, имитируем умывание И маме (папе, бабе) улыбаемся. Смотрим в глазки.
Молодцы ребята, хорошо мы с вами поработали. А в награду я хочу вам рассказать одну историю. Только мне понадобится ваша помощь. Вы должны повторять за мной все движения. А история называется… Кошка и горшок с молоком.
В кухне под столом Складываем большой и
Стоит крышка с молоком. все остальные пальцы левой
руки в кружок.
К крынке кошка подошла, «Идѐм» указательным и средним пальцами правой руки.
Сверху сливки попила Указательным пальцем делаем
«лакающие» движения в кружке, изображающем горшок.
Глубже сунулась в горшок: Засовываем палец глубже в - Молочка напьюсь я впрок! кружок-горшок.
Что случилось? Ой-ой-ой!
Кошка крутит головой, Крутим головой.
Налакалась молочка - Пытаемся вытянуть палец из кружка.
Не уйти ей из горшка!
С головы горшок не слез.
С ним и убежала в лес! Топоча пальцами обеих рук по столу, показываем, как кошка убежала.
Приложение 3 Пальчиковая игра с использованием элементов оригами (средняя, старшая группа)
Цель: учить изготавливать модели из бумаги с применением приѐмов оригами и действовать с ними. Совершенствовать точность мелких движений руки.
Ход работы
Воспитатель: Сегодня мы научимся делать стакан, но не совсем обычный.
Как вы думаете, что может быть необычного в этом стакане?
Дети: Стакан может быть большим или маленьким.
Воспитатель: Правильно. Но есть ещѐ одна особенность, которая отличает наш стакан от обычного. Это материал – не стекло, не керамика, не пластмасса и даже не дерево, а… всего лишь бумага.
Я стаканчик необычный. Может быть, и непривычно
Из бумаги пить водицу,
Зато можешь ты напиться,
Если сделаешь меня, Обойдусь без клея я.
Послужу на славу я, Себя не пожалею.
Дети под руководством воспитателя делают стаканчики (схема изготовления приведена ниже). Желающие могут налить воду в стакан, при желании попить. Изделие, выполненное из квадрата достаточно большого размера, может стать удобным настенным «карманом» для открыток, раздаточных карточек и др. «Карман» может выполнять роль почтового ящика, из которого дети по ходу игры достают письма, заранее подготовленные воспитателем.
Если сделать пять пар маленьких стаканчиков-колпачков для пальцев, то можно предложить детям такую игру.
Пять помощников у нас
Есть в резерве. Каждый раз, Лишь возьмѐмся мы за дело, Глянь – и дело закипело!
Бреют, клеят и стирают,
Месят, гладят, убирают
И работают всегда
Быстро, ловко, господа!
Шляпками накрою я
Пальцы все. Мои друзья
Поиграют в прятки (дети надевают колпачки на пальцы).
А покажутся они,
Сделают зарядку (снимают колпачки).
Раз и два (большие пальцы правой и левой рук «здороваются»).
И три, четыре (указательные пальцы «здороваются»).
Есть хозяева в квартире (хлопают в ладоши).
Пять и шесть (средние пальцы «здороваются»).
Забот не счесть (хлопают в ладоши).
Семь и восемь (безымянные пальчики «здороваются»).
Вас попросим (хлопают в ладоши).
Десять, девять (мизинцы «здороваются»).
Хлопать вместе (хлопают в ладоши).
Приложение 4 Фрагмент непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи Тема: Заучивание наизусть стихотворения «Две синички» (для старшего возраста)
Сначала воспитатель читает выразительно весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить. Педагог показывает, как сделать руки «гнѐздышком», и просит представить, что там, в гнѐздышке, живут маленькие, дрожащие синички. Ими можно полюбоваться, поднести к лицу и согреть своим дыханием, прижать к себе, а затем вместе с воспитателем произносить слова и повторять движения. (Каждый воспитатель может придумать свои движения.)
Сидят в гнезде две птички, Руки детей, изображающие гнѐздышко,
Две маленьких синички. прижаты к груди, они согревают Сидят, прижавшись тесно: птичек, которых полюбили.
Тепло в гнезде им вместе.
Но вот одна проснулась. Одна рука изображает пальцами движе - Проснулась, встрепенулась, ния крыльев, затем взлетает «вверх».
И песенку запела, Вторая – у груди.
И к солнышку взлетела.
Вторая вот проснулась, Вторая рука повторяет движения первой.
Проснулась, встрепенулась,
И песенку запела,
И к солнышку взлетела.
И вот синички вместе Руки с пальцами-крыльями двигаются
Под солнышком летают. над головой, изображая полѐт птиц Их солнышко своими навстречу друг другу.
Лучами согревает.
Вот вечер наступает, Руки плавно опускаются. Дети могут
И солнышко садится. присесть на корточки («солнце село»).
Пора домой синичкам
Под вечер возвратиться.
Сидят в гнезде две птички, Руки снова складываются гнѐздышком Две маленьких синички. и прижимаются к груди.
Сидят, прижавшись тесно:
Тепло в гнезде им вместе.
Это стихотворение можно читать много раз, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» и под «тихий час», и под упражнения на зарядке, и под игры на улице. Главное, чтобы это была игра, в которой дошкольники
«внутренним взором» видели, какие у птичек пѐрышки, клювики, глазки, как они летают, поют, спят, отогревали их своим дыханием, прижимали к гуди.
Всѐ это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы.
Общение между воспитателем и детьми получается позитивным.
Приложение 5
Использование пальчиковой гимнастики в режиме дня
Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живѐм в одном краю –
Я вас всех приветствую! (пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками).
Во время утренней гимнастики.
Перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами (обруч, гимнастическая палка, кубик и др.) детям предлагают «поиграть с предметом», например, передавать мяч из рук в руки. В это время педагог спрашивает у детей: «Какой мяч?» (Ровный, гладкий, круглый, красивый, резиновый и т.д.) Если детям предлагают комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка «Замок»:
На двери висит замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок), Кто его открыть бы смог?
Потянули (руки тянуться в стороны),
Покрутили (круговые движения пальцев от себя). Постучали (основания ладоней стучат друг о друга) И открыли (разомкнули пальцы).
На физкультминутках (три – четыре упражнения).
Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье), поскольку на занятии, как правило, устаѐт вся рука, а не только кисть. Детям предлагаются махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с хватательных движений – сжать пальцы в кулак, разжать (как двумя руками сразу, так и поочерѐдно каждой рукой). Затем детям предлагают сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложным движением («Пальчики здороваются» или «Коготки»), далее в сочетании с самомассажем кисти с помощью пальцев другой руки («Надеваем перчатку») и предметов – прокатывание карандаша, грецкого ореха.
На достаточно сложных занятиях, которые требуют высокой умственной активности детей, используются пальчиковые кинезиологические упражнения – из серии «гимнастика мозга».
На физкультурных занятиях.
На учебно-тренировочных занятиях пальчиковые упражнения выполняются в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а самомассаж кисти с помощью массажных мячей – в заключительной части.
На занятиях с использование тренажѐров и фитболов (коррекционных мячей) также используются упражнения для пальцев. Исходное положение может быть различным: стоя, сидя на полу («поза факира»), сидя на гимнастических мячах и др.
Ну-ка, братцы, за работу (поочерѐдно разгибать пальцы, начиная с большого). Покажи свою охоту:
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать (энергично шевелить всеми пальцами), Наших деток забавлять.
С целью формирования у детей представлений о своѐм организме и практических умений по уходу за ним используются движения пальцев кисти в сочетании с движением рук.
Кто зубы не чистит,
Не моется с мылом (пальцы рук поочерѐдно, начиная с указательного,
«здороваются» с большими пальцами),
Тот вырасти может
Болезненным, хилым (ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребѐнка).
Дружат с грязнулями
Только грязнули (пальцы рук соединены в замок),
Которые сами
В грязи утонули (движения, имитирующие пловца).
У них вырастают
Противные бяки (пальцы сжать в кулак, затем выпрямить, руки согнуть в локтях, ладони друг за другом около носа),
За ними гоняются
Злые собаки (руки вперѐд, правая ладонь лежит на левой ладони, пальцы чуть согнуть, каждый палец правой руки касается одноимѐнного пальца левой руки). Грязнули боятся
Воды и простуд
А иногда и вообще не растут (руки скрещены на груди, согнуться, выпрямиться, поднять руки вверх).
В конце физкультурного занятия традиционно проводится комплекс упражнений для рук и пальцев «Как живѐшь?»
Как живѐшь?
- Вот так! (Большие пальцы обеих рук – вверх, остальные собраны в кулак).
А плывѐшь?
- Вот так! (Руками изображают движения пловца).
Как бежишь?
- Вот так! (Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища).
Вдаль глядишь?
- Вот так! (Поочерѐдно прикладывать ладони ко лбу).
Машешь вслед?
-Вот так! (Энергичные движения кистями рук).
Ночью спишь?
- Вот так! (Ладони под голову).
А шалишь?
- Вот так! (Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щѐчкам).
Пред обедом, когда дети ожидают приглашения к столу.
Детям очень нравится показывать «театр в руке»: «На солнечной поляне стоит домик. В нѐм живѐт кошка. Она любит сидеть на своѐм стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кошка села в лодку. Приплыли они в густой лес, в котором растут зелѐные, пушистые ели…» (дети сопровождают текст движениями рук и пальцев). На прогулке в тѐплое время года.
После наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев руки изобразить дом, скворечник, собаку, цепочку, дерево и др. пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки.
«Гусь»
Гусь гнездо своѐ чинил,
Гусь считалку сочинил, И гогочет, и гогочет:
Заучить считалку хочет!
«Зайчик – кольцо» Прыгнул заинька с крылечка И в траве нашѐл колечко.
А колечко непростое – Блестит, словно золотое.
В зачине подвижной игры или в ходе игры.
Например, в игре «Дельфин и рыбки» дети на каждую строчку зачина выполняют движения руками.
В море бурном, в море синем (кисти рук на уровне лица, ладони вниз, пальцы переплетены, волнообразное движение, начиная с правого плеча) Быстро плавают дельфины (волнообразное движение руки, согнутой в локте, кисть на уровне плеча).
Не пугает их волна,
Рядом плещется она (рука согнута в локте, на уровне лица, волнообразные движения кистью).
В подвижной игре «Ловля обезьян» при помощи пальцев рук ребѐнок изображает обезьяну (руки согнуты в локтях и разведены в стороны – сжимание и разжимание кулачка, скрещивание рук перед лицом и одновременно сжимание и разжимание пальцев; руки согнуты в локтях, кисти рук друг за другом на уровне носа, ладонями в стороны, пальцами вверх – «обезьянка дразнится»).
С добрым утром!
Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения
применяются упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки».
С добрым утром, глазки! (Поглаживаем веки глаз.) Вы проснулись? («Смотрим в бинокль».) С добрым утром, ушки!
(Поглаживаем ушки.) Вы проснулись?
(Прикладываем ладонь к ушкам.) С добрым утром, ручки! (Поглаживаем кисти рук.) Вы проснулись?
(Хлопаем в ладоши.)
С добрым утром, ножки!
(Поглаживаем ноги.)
Вы проснулись? (Притопываем.)
С добрым утром, солнце! (Руки раскрываются навстречу солнышку.)
Мы проснулись! (Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться.)
Приложение 6 «Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»).
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять, (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев).
Начинай считать опять.
Раз,два,три,четыре,пять.
Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями).
«В гости»
В гости к пальчику большому
(выставляются вверх большие пальцы обеих рук).
Приходили прямо к дому («дом»):
Указательный и средний,
(поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно).
Безымянный и последний — Сам мизинчик-малышок.
(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы).
Постучался на порог.
(кулаки стучат друг о друга).
Вместе пальчики — друзья,(ритмичное сжимание пальцев в кулаки).
Друг без друга им нельзя.
«Домик»
Раз,два,три,четыре,пять (разжимание пальцев, по одному, начиная с большого). Вышли пальчики гулять.
(ритмичное разжимание всех пальцев одновре- менно).
Раз,два,три,четыре,пять,
(сжимание по очереди широко расставленных пальцев, начиная с мизинца).
В домик спрятались опять.
(ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).
«Прогулка»
(При выполнении этого упражнения дети сидят на
своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук).
Пошли пальчики гулять,
(пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу).
А вторые — догонять,
(ритмичные движения по столу указательных пальцев).
Третьи пальчики — бегом,
(движение средних пальцев в быстром темпе). А четвертые—пешком.
(медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола).
Пятый пальчик поскакал
(ритмичное касание поверхности стола мизинцами).
И в конце пути упал.
(стук кулаками по поверхности стола).
«Человечки»
Побежали вдоль реки
(движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю).
Дети наперегонки. (Повторить несколько раз.)
«Засолка капусты»
Мы капусту рубим,
(резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх).
Мы морковку трем,
(пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя).
Мы капусту солим,
(движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).
Мы капусту жмем.
(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).
«Замок»
На двери висит замок,
(ритмичные быстрые соединения пальцев рук в "замок»).
Кто открыть его бы смог?
(повторение движений).
Потянули,
(пальцы сцеплены в «замок", руки потянуть в одну, потом другую сторону).
Покрутили,
(движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе).
Постучали
(пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга).
И — открыли!
(пальцы расцепить, ладони в стороны).
«Дом и ворота» На поляне дом стоит («дом»).
Ну, а к дому путь закрыт.
(«ворота»).
Мы ворота открываем,
(ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем.
(«дом»).
«В домике»
Стол стоит на толстой ножке, («стол»).
Рядом стульчик у окошка, («стул»).
Два бочонка под столом.
(«бочонки» обеими руками).
Вот такой я видел дом.
(«дом»).
«Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне,
("цветок с закрытыми лепестками»).
Утром весенним раскрыл лепестки.
(развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питание
(ритмичные движения пальцами- вместе и врозь).
Дружно дают под землей корешки.
(«корни»).
«Зайцы»
Скачет зайка косой
(«зайчик» правой рукой).
Под высокой сосной.
(«дерево» правой рукой).
Под другою сосной
(«дерево» левой рукой).
Скачет зайка второй.
(«зайчик» левой рукой).
«Козы»
Идет коза рогатая,
("коза» правой рукой).
Идет коза бодатая.
К ней другая спешит,
(«коза» левой рукой).
Колокольчиком звенит.
(«колокольчик»).
«Птички»
Птички полетели, («птички»).
Крыльями махали. (махи ладонями с широко расставленными пальцами).
На деревья сели, («деревья»).
Вместе отдыхали.
(«птички»).
«Кошка и собаки»
Вышла кошечка вперед,
(«кошка» правой рукой).
К нам идет, хвостом играет,
(левой ладонью машем у основания правой кисти).
Ей навстречу из ворот («ворота»).
Две собаки выбегают.
(«собаки» обеими руками).
«Улитка»
Две улитки на дорожке,
(«улитки» обеими руками}.
Вверх торчат смешные рожки.
«Мышиная семья» Это папа - мышь.
( дети показывают большой палец) Он красивый, как все мышки:
У него мягкая шкурка,
(дети гладят одной рукой кисть другой руки) у него большие уши,
(рисуют в воздухе пальцем уши) у него острый носик,
(дети складывают кончики пальцев вместе и приставляют их к носу) А хвост во-о-о-о-т такой!
(дети показывают отрезок примерно 30 см).
Повтор: для мамы мыши - указательный палец, для брата мыши – средний палец, для сестры мыши – безымянный.
А это мышка-малышка.
(дети показывают мизинец)
Она совсем не похожа на других мышей!
(дети качают головой)
Шѐрстка у неѐ гладкая, ушки маленькие, носик остренький, а хвостик во-о-о-т такой!
(показывают руками всѐ, как и прежде, только меньших размеров, хвост примерно 5-7 см).
«Весѐлый гном»
Жил да был весѐлый гном
(дети показывают руки над головой, изображая колпачок) с круглыми ушами.
(описывают руками большие круги вокруг ушей) он на сахарной горе
(локти на столе, руки прямо, ладони сложены так, что образуется треугольник) спал под воротами.
(пальцы изображают ворота)
Вдруг откуда ни возьмись великан явился, (руки высоко подняты над головой) съесть он гору захотел, (подносят руки ко рту) только подавился!
(дети смеются)
Ну а что ж весѐлый гном?
Так и спит глубоким сном!
(дети изображают спящего гнома)
Приложение 7
«Апельсин»
Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая еѐ обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)
«Гости»
К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу) Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна,(большой и средний)
Рад Серѐжа,(большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе) Может коржик
(показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки И захлопали в ладошки!
«Горшок»
Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки) Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки. (загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки, Микки умница был,
Всем водичку носил.
«Дом»
Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щѐчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)
«Домик»
Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)
Вижу домик на горе ( ритмичные хлопки ладошками )
Я по лесенке взберусь ( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев ) И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук! (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)
«Ёжик»(у ребѐнка в руках резиновый колючий ѐжик) Ёжик, ѐжик колкий, где твои иголки?
(малыш катает ѐжика ладошками)
Надо бельчонку сшить распашонку
(малыш катает ѐжика по животику)
Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)
Фыркнул ѐжик - отойдите и не плачьте, не просите
(катаем по полу)
Если дам иголки - съедят меня волки!!!
(ѐжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)
«Замок»
На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)
«Капуста»
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим) Мы капусту трѐм, трѐм (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнѐм, мнѐм (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладѐм и пробуем.
«Комар»
Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха) Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху) Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
«Котик» (выполнять действия по смыслу)
Котик лапкой умывается Видно, в гости собирается Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.
«Курочка»
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жѐлтые цыплятки (идѐм пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками),
Зѐрнышки ищите (клюѐм пальчиками зѐрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьѐм).
«Ладошки»
Ладошки вверх,
Ладошки вниз, А теперь их на бочок И зажали в кулачок.
«Листья»
Листья жѐлтые летят и под ножками шуршат.
(руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик
(шаркаем ладонью об ладонь)
Листья жѐлтые летят и под ножками шуршат
Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. (шаркаем ножками)
Листья жѐлтые летят и под ножками шуршат Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик.
(указательные пальцы шаркают друг об друга).
«Лужок»
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата, Лягушата и енот.
На зелѐный на лужок
Приходи и ты, дружок! (сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерѐдно, на последней строчке помахать ладонями)
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого)
Этот пальчик –бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)
«Ножки»
Нарядили ножки (поочерѐдно поглаживать одной рукой другую) В новые сапожки.
Вы шагайте, ножки,(шагать пальчиками по столу) Прямо по дорожке.
Вы шагайте - топайте,(постукивать пальчиками)
По лужам не шлѐпайте,(погрозить пальчиком)
В грязь не заходите, Сапожки не рвите.
«Прогулка»
Раз,два,три, четыре,пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками «идем» по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками «комок»)
Птичек крошками кормили («кормим птичек»)
С горки мы потом катались
(ведѐм указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещѐ в снегу валялись
(кладѐм ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки) Суп поели («едим суп»), спать легли (ладошки под щечку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста.
В моей работе представлена как теория, так и практические занятия, игры. В своей работе,я отразила,необходимость использовать пальчиковые игры и упражнения в повседневной деятельности. Что...
Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста
Пальчиковые игры - весёлое, увлекательное и полезное занятие, которое и обучением-то назвать сложно! Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребён...
"Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2014-2016 учебный год по теме «Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста».
Индивидуальный план....
Консультация для родителей "Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста".
Пальчиковые игры -это не только увлекательные и эмоциональные игры, но и очень полезные упражнения для развития моторики. Также они способствуют развитию речи и творческой деятельности....
Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста
Содержание ВведениеЧто такое «игры с пальчиками»?1. Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр2. Принципы подбора игр3....
Методическая разработка "Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста"
Игры с пальчиками развивают мозг ребѐнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тел...