презентация
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Современные технологии речевого развития

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС ДО Воспитатели: Массалитина Т.С. Горелова Е.А.

Слайд 2

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует внедрения новых технологий речевого развития дошкольников. Использование современных образовательных технологий позволяет значительно повысить речевую активность у детей с ТНР .

Слайд 3

Актуальность проблемы речевого развития В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей и является важным приобретением ребенка в дошкольном детстве Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Потребности современного общества делают проблему развития речевой активности актуальной не только в связи с ростом количества детей с речевыми нарушениями (каждый второй нуждается в коррекции речи), её значимостью для развития речи, но и рядом других причин: - резким ухудшением здоровья молодого поколения, тянущим за собой снижение речевой активности из-за лёгкой ранимости данной функции; - существенным падением общего уровня культуры в обществе - значительным уменьшением объёма общения взрослых с детьми из-за занятости родителей и их неподготовленности в вопросах воспитания; - недостаточным вниманием педагогов к её формированию, что обусловлено низким уровнем осознания значимости и глубины проблемы речевой активности; - ростом количества детей, чьё раннее развитие происходит в ситуации социальной депривации (лишение возможности удовлетворять основные психофизиологические, социальные потребности).

Слайд 4

Современные образовательные технологии развития речи в нашей работе проектная деятельность технология исследовательской деятельности технология проблемного обучения игровые технологии Здоровьесберегающие технологии Технология ИКТ технология диалогового общения Технология сотрудничества Технология лего технологии обучения образной речи Составление рассказов по картине Составление сравнений Составление загадок Составление метафор Технология активирующего обучения речи как средство общения

Слайд 5

Технология проектной деятельности Метод проектов становится все более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений, так как затрагивает все сферы развития личности ребенка, в т.ч. и речевое развитие. Сущность этого метода определяется как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта: альбома рисунков, рассказов, выставки поделок, коллажа «Наш детский сад», праздника и т. п. По длительности реализации проекты могут быть краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные . Краткосрочные проекты характерны для детей младшего возраста. Они могут включать всего две-три образовательные ситуации и длиться 2-3 дня. Например, мини-проект «Надо, надо умываться» включает осмотр умывальной комнаты в детском саду, рассматривание картины «Купание куклы » и чтение стихотворения А. Барто. Результатом этого проекта будет организация ванной комнаты в кукольном уголке и ее обыгрывание

Слайд 6

Для детей старших групп типичными будут проекты средней продолжительности - 1-2 недели. Длительные проекты могут продолжаться в течение всего учебного года. К таким проектам можно отнести: « Визитная карточка группы», «Дневник наблюдений», Портфолио «Мои успехи и достижения». Эти проекты предполагают постепенное пополнение материалов конечного продукта: рисунки, фотографии, детские рассказы, индивидуальные продукты деятельности ребенка в его личный портфолио. Тематика детских проектов может соответствовать праздникам и знаменательным событиям, происходящим в стране, городе, селе, детском саду или группе. Например, коллективный творческий проект «Мастерская Деда Мороза» в подготовительной группе, результатом которого может стать конкурс новогодних украшений, сделанных руками детей группы .

Слайд 7

Технология исследовательской деятельности На занятиях по экспериментальной и исследовательской деятельности ребенок начинает рассуждать, спорить, опровергать, доказывать свою точку зрения. Понятийный словарь ребенка, формируемый в процессе практических действий, очень глубокий и стойкий, поскольку связан с формированием собственного жизненного опыта. Происходит формирование и закрепление грамматической речи: согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными и предлогами; формирование синтаксических конструкций и падежных форм. Например, опустив кусочек льда в воду, ребенок надолго запомнит это явление; выявив его причину, будет знать, что лед плавает, потому что он легче воды. Если поместить большое количество льдинок в воду, можно наблюдать, как они сталкиваются, трещат и крошатся, что напоминает явление ледохода. Смоделированная ситуация позволит ребенку в дальнейшем ярко и подробно описать приход весны.

Слайд 8

Информационно – компьютерные технологии Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности. Наряду с использованием развивающих компьютерных игр для дошкольников мы создаём компьютерные презентации с использованием мультимедийного оборудования (проектор, экран), что повышает интерес детей к изучаемому материалу

Слайд 9

Центральной идеей технологии является установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами. Технология формирования навыков общения ориентирована на решение следующих задач: - обучение пониманию себя и умению быть в мире с собой; - воспитание интереса к окружающим людям, формирование потребности в общении; - формирование умений и навыков взаимодействия в различных ситуациях с использованием разнообразных средств человеческого общения; - развитие навыков анализа собственного речевого поведения и поведения других людей; - развитие самоконтроля в общении и др. Для решения названных задач рекомендованы следующие формы образовательной деятельности: - развивающие игры (сюжетно-ролевые, театрал); - этюды, импровизации; - наблюдения, прогулки, экскурсии; - моделирование и анализ ситуаций общения; - сочинение историй и др. Технология общения

Слайд 10

Технология диалогического общения Фундаментальными составляющими проблемы развития речи детей дошкольного возраста, по мнению А.Г. Арушановой, является диалог, творчество, познание, саморазвитие. Технология направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств.

Слайд 11

Технология проблемного обучения Технология, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие. Педагог выступает не жестким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который сопровождает и помогает ребенку стать активным коммуникатором. Педагогам полезно иметь картотеку проблемных ситуаций и вопросов.

Слайд 12

Технологии обучения образной речи Обучение детей составлению творческих рассказов по картине Отдельно можно выделить обучение детей творческому рассказыванию по картинам по технологии Т.А. Ткаченко, представляющее собой использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры при обучении творческому рассказыванию. Заслуживает внимания предложенная автором классификация видов творческого рассказывания: 1.Составление рассказа с добавлением последующих событий. 2.Составление рассказа с заменой объекта. 3.Составление рассказа с заменой действующего лица. 4.Составление рассказа с добавлением предшествующих событий. 5.Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий. 6.Составление рассказа с добавлением объекта. 7.Составление рассказа с добавлением действующего лица. 8.Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц. 9.Составление рассказа с изменением результата действия. 10.Составление рассказа со сменой времени действия. В каждом из предложенных видов творческого рассказа содержится направление изменения сюжета. Данный прием хорошо работает и при формировании навыков творческого рассказывания на материале знакомых сказок. Вид творческого рассказа является основанием для трансформации сюжета сказки.

Слайд 13

Технологии обучения образной речи Технология обучения детей составлению сравнений В работе по развитию образной речи мы используем технологию модели составления сравнений, где сначала мы совместно с дошкольниками называли какой либо объект, обозначали его признак, определяли значение этого признака, а затем сравнивали данное значение со значением признака в другом объекте. После чего дошкольники самостоятельного сравнивали предметы по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. Пример. Педагог предлагает детям сравнить внезапно начавшийся дождь по температуре с какими-либо другими объектами. Воспитатель помогает ребенку составить фразы типа: "Дождь на улице по температуре такой же теплый, как молоко".

Слайд 14

Технологии обучения образной речи Технология обучения детей составлению метафор Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. Цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана. Детям предлагается взглянуть на картину зимнего пейзажа, где на заснеженных елях сидят снегири. Задача: составить метафору относительно этих птиц. Работу с детьми следует организовывать в форме обсуждения. В качестве пособия может быть использован лист бумаги, на котором воспитатель обозначает последовательность мыслительных операций. - Что за птицы изображены на заснеженных елях? - Снегири. А какие они? Круглые, пушистые, красные "красногрудые». А что еще бывает с такими красными бочками или красной грудкой? Вишня, яблоки… - Что можно сказать про снегирей, какие они? - Снегири красногрудые, как яблоки. - А где снегири находятся? На заснеженных елках. -В зимнем лесу появились яблоки на заснеженных елях. Яблоки зимнего леса радовали глаз лыжников .

Слайд 15

Технологии обучения образной речи Технология обучения детей составлению загадок позволяет научить дошкольников составлять загадки. Здесь развиваются мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. Обучение детей составлению загадок начинается со средней группы. Используя технологию обучения детей составлению загадок, мы совместно с детьми выбирали какой либо объект, например самовар, после чего я задавала вопросы детям «Какой самовар по цвету? Какой он по форме?, Что бывает таким же?» и записывала их в первой строчке. Затем дети давали образные характеристики объектам, выбранным для сравнения. После заполнения таблицы, мы совместно с детьми прочитывали таблицу, правого и левого столбцов, при этом мы Используем связку «Как» или «Но не».

Слайд 16

Технология сотрудничества Технология сотрудничества, направлена на реализацию равенства, партнёрства в отношениях педагога и ребёнка, гуманно-личностный подход к ребёнку. Применение в учебном процессе. В концепции сотрудничества важнейшее место занимают отношения «педагог-ребёнок», ребёнок представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим. Совместно с детьми вырабатываются цели, содержание занятий (свобода и самостоятельность выбора), даётся оценка, находясь в состоянии сотрудничества, равенства и сотворчества. Используемые приёмы: 1. Действия по выбору. 2. Элементы соревнования (Кто скажет больше слов? Кто лучше скажет?). 3.Словесные приёмы: - непосредственное обращение к ребёнку с просьбой посоветоваться, поделиться опытом, сделать вывод, - обращение к ребёнку через посредника, в качестве которого выступает другой ребёнок. Это побуждает детей обращаться друг к другу с различными просьбами, вопросами, сообщениями, что ещё больше стимулирует речевую активность.

Слайд 17

Результат использования технологии сотрудничества Результатом использования данной технологии является: развитие навыков культуры общения, создание атмосферы сотрудничества и равенства, развитие самостоятельного критического мышления и речевой активности детей. Другие приёмы для развития речевой активности детей: 1. Использование активизирующих речь техник: - провокация: побуждение словами или наглядными действиями, средствами добровольно вступить в обсуждение, высказаться (Я-снеговик, у меня нет друзей, и мне хочется плакать…). - абсурд: предъявление сказанного ребёнком в смешном, но не в обидном виде (Это бегемот. А мне кажется, что это заяц, почему вы думаете, что это бегемот?).

Слайд 18

Технология активизирующего обучения речи как средство общения Нацелена на формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. Лингвистические игры направлены на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой. Лингвистические игры «Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т. д.). «Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т. д.). «Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т. д.). «Назови предмет по действию» (ручка - писалка, пчела - жужжалка, занавеска - затемнялка и т. д.). «Антидействие» (карандаш - ластик, грязь - вода, дождь - зонт, голод - пища и т. д.). «Кто кем будет?» (мальчик - мужчиной, жёлудь - дубом, семечка - подсолнухом и т. д.). «Кто кем был» (лошадь - жеребёнком, стол - деревом и т. д.). «Чем был, чем стал» (глина - горшок, ткань - платье и т. д.). «Так было раньше, а теперь?» (серп - комбайн, лучина - электричество, телега - автомобиль и т. д.). «Что умеет делать?» (ножницы - резать, свитер - греть и т. д.).

Слайд 19

Здоровьесберегающие технологии Артикуляционная гимнастика - направленна на развитие органов речи, помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения; Пальчиковые игры - инсценировка стихов и потешек, сказок при помощи пальцев, «пальчиковый театр»; развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров; Логоритмику мы применяем для устранения недостатков речи с помощью движений. Используя различные упражнения, сочетающие в себе речь и ритмичные движения, мы развиваем правильное дыхание, формируем понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, вырабатываем умение перевоплощаться и двигаться в соответствии с выбранным образом. Среди основных упражнений, применяемых на занятиях по развитию речи, можно выделить следующие: • ходьба; • упражнения на развитие дыхания; • упражнения на развитие мелкой моторики; • упражнения на развитие чувства темпа

Слайд 20

Игровые технологии Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Она пронизывает всю их жизнь. Способствует физическому и духовному здоровью. Является источником обширной информации, методом обучения и воспитания. С помощью игры успешно создаются условия развития речи и речевой активности. Игровые обучающие ситуации (ИОС). Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать речевые задачи и значительно повышают речевую активность, так как, прежде всего, это игра-общение. ИОС (приготовленные заранее или экспромтные) легко создаются, когда занятие проводится в рамках единого игрового сюжета. Виды ИОС: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки. Ситуации-иллюстрации . Дети наблюдают за игровыми действиями, разыгранной взрослым. Используются в работе с детьми, имеющими тяжёлый речевой диагноз, на начальном этапе коррекционного обучения. Ситуации-упражнения . Дети не только слушают и наблюдают, но и выполняют игровые действия, связывая их в сюжет; активно общаются, учатся регулировать взаимоотношения в рамках игрового взаимодействия. Ситуации-проблемы. Решая проблему, дети выдвигают свои предположения, делают выводы и обобщения. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции и уровень речевой активности высок. Ситуации-оценки, когда игровая проблема уже решена, и дети сами анализируют, обосновывают принятое решение, оценивают его.

Слайд 21

Игровые технологии Дидактические игры используются для коррекции речевых нарушений и развития речевой активности. настольно-печатные; словесные: игры-загадки, игры-предположения («что было бы…»), игры-самопрезентации; игры-поручения, игры-прятки, игры-соревнования; игры с предметами (игрушки и реальные предметы). Игры с предметами наиболее эффективны для развития речевой активности. Они очень нравятся детям, Основанные на возможности взять, потрогать, переставить, подержать игрушку (предмет), вызывают у ребёнка восхищение, желание непременно участвовать в игре. Игры с предметами решают задачи: Способствуют установлению контакта между детьми и педагогом. Развивают способность к самостоятельной игре. Обогащают нравственные представления. Решают речевые задачи: обогащают словарь; формируют грамматический строй речи; развивают связную речь. Повышают интерес и речевую активност ь. Результатом использования игровой технологии является: обеспечение высокого познавательного интереса, концентрации внимания на учебной задаче, увеличение доступности сложных задач обучения, становление осознанной познавательной мотивации, высокая речевая активность

Слайд 22

LEGO-технология С помощью данного конструктора дети придумывают свои уникальные истории, пересказывают литературные произведения, составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей действительности и т.д. С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более эффективной

Слайд 23

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных современных речевых технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.презентация "Папа,мама,садик,я-одна дружная семья"2. Презентация "Детский сад у нас хорош"

1.Презентация предназначена для работы с родителями. В презентации отражен материал по изготовлению дидактических игр в группе раннего возраста руками родителей.2.В этой презентации предоставлен матер...

Презентация "Основные ошибки при создании презентации в программе PowerPoint"

В данной презентации рассмотрены ошибки, допускаемые педагогами при создании электронных презентаций...

Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».

Основная идея  использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы  п...

Презентация к уроку по теме: Презентация "Гимнастика пробуждения"

10 комплексов гимнастики пробуждения для дошкольников. Можно использовать в ДОУ, в дошкольных группах других ОУ, а также в семье...