ТРИЗ в речевом развитии дошкольников. Словесные игры всегда и везде
статья по развитию речи (подготовительная группа)
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками относится формирование у них связной речи и выразительности речи.
Связная речь – это речь содержательная, логичная и последовательная. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром, но и образность слова.
Для повышения эффективности коррекционной работы и интереса детей к занятиям хорошо использовать различные игровые приёмы. Играть всегда весело и интересно
Словесные игры – огромная находка и для родителей. В них можно играть всегда и везде: на прогулке, во время уборки, когда мама моет посуду или готовит кушать. Словесными играми можно занять ребенка в дороге, или в длинной очереди в поликлинику.
Таких словесных игр великое множество, нужно лишь только проявить смекалку и немного фантазии. Любое новшество, которое вы предлагаете ребенку, - испытание для его интеллекта, новые условия существования, которые он с благодарностью принимает.
Поэтому в своей работе использую не только разнообразные печатные и словесные дидактические игры, но и игры с использованием ТРИЗ – технологий, которые рекомендую родителям.
Элементы ТРИЗ и РТВ являются основой развивающего обучения. Они снимают чувство скованности у детей, помогают преодолеть застенчивость, убрать боязнь перед неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередные задачи, которые надо решать. Многолетний опыт работы показал, что данная программа позволяет детей с ОНР вывести из зоны низкого уровня развития речи. Эти игры полезны неравнодушным родителям, стремящимся к всестороннему развитию своих детей. Использование системного оператора в работе с детьми позволяет не только обогатить и расширить словарный запас, но и учит системно мыслить, развивать словотворчество, фантазию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТТРИЗ. Речевые игры для дошкольников. | 197.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Шалаганова Татьяна Владимировна, республика Хакасия, город Черногорск, воспитатель МБДОУ «Журавушка»
Тема представления педагогического опыта
« ТРИЗ в речевом развитии дошкольников.
Словесные игры всегда и везде»
Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.
Цитата: Без речи нет ни сознания, ни самосознания
(Лев Семёнович Выготский)
Цель моего опыта: Предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования. Помочь воспитателям обогатить логопедические занятия общеразвивающим комплексно-игровым материалом, а также повысить педагогическую компетентность родителей в процессах коррекции и активизации речи и развитию познавательных процессов детей.
Мало кто задумывается над тем, какую огромную роль играет достаточно большой и правильно систематизированный словарный запас у детей. Прежде эта проблема так остро не стояла, поскольку подавляющее большинство детей уже в дошкольном возрасте овладевало достаточно правильной устной речью. В последние же несколько десятилетий ситуация резко изменилась к худшему. Дети теперь приходят в первые классы наших массовых школ в состоянии явной неготовности к началу школьного обучения в связи с недостаточной сформированностью их устной речи. И одной из главных составляющих этой несформированности является бедность и недостаточная систематизированность их словарного запаса. Так же в последние годы количество детей с тяжелой речевой патологией значительно возрасло. Речевая недостаточность отрицательно сказывается на познавательной деятельности. В дальнейшем это также неизбежно приведет к серьезным проблемам в школьном обучении. Для устранения этих недостатков, влияющих на развитие личности ребенка, необходимо как можно раньше начать их коррекцию.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками относится формирование у них связной речи и выразительности речи.
Связная речь – это речь содержательная, логичная и последовательная. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром, но и образность слова.
Наши дети достаточно быстро могут научиться использовать такие части речи, как существительные, глаголы, а прилагательные используются не часто. Они не выделяют существенные признаки и не дифференцируют качества предметов. (системный оператор)
Основная трудность для родителей и педагогов – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Для того чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна при условии, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками. Только тогда он получит удовольствие от этой деятельности. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Для повышения эффективности коррекционной работы и интереса детей к занятиям хорошо использовать различные игровые приёмы. Играть всегда весело и интересно.
Есть универсальные и быстрые игры, не требующие подготовки. При этом игры со словами несут в себе огромный потенциал – они помогают развивать связную речь у ребенка и пополнять словарный запас, тренируют память, внимание, быстроту реакции.
Дети очень любят играть словами. Просто необходимо обратить внимание на то, что ребенок любит больше всего, и вовлекайте его в игру.
И помните игра – не только положительные эмоции. Играя, ребенок учится верить в успех и добиваться поставленной цели.
Словесные игры – огромная находка и для родителей. В них можно играть всегда и везде: на прогулке, во время уборки, когда мама моет посуду или готовит кушать. Словесными играми можно занять ребенка в дороге, или в длинной очереди в поликлинику.
Таких словесных игр великое множество, нужно лишь только проявить смекалку и немного фантазии. Любое новшество, которое вы предлагаете ребенку, - испытание для его интеллекта, новые условия существования, которые он с благодарностью принимает.
Поэтому в своей работе использую не только разнообразные печатные и словесные дидактические игры, но и игры с использованием ТРИЗ – технологий, которые рекомендую родителям.
Элементы ТРИЗ и РТВ являются основой развивающего обучения. Они снимают чувство скованности у детей, помогают преодолеть застенчивость, убрать боязнь перед неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередные задачи, которые надо решать. Многолетний опыт работы показал, что данная программа позволяет детей с ОНР вывести из зоны низкого уровня развития речи. Эти игры полезны неравнодушным родителям, стремящимся к всестороннему развитию своих детей. Использование системного оператора в работе с детьми позволяет не только обогатить и расширить словарный запас, но и учит системно мыслить, развивать словотворчество, фантазию.
Изучая любую лексическую тему, или какой-либо предмет, или явление мы пропускаем изучаемое через пять органов чувств. Для этого используем игровую дорожку.
-что мы можем рассказать, когда смотрим на изучаемый предмет или явление
-что можем почувствовать, когда прикоснемся рукой
- имеет ли запах
- можем ли мы попробовать данный перемет (какой на вкус)
- как звучит предмет, что можно услышать при наблюдении.
Используя такие игры, вы заметите, как быстро у ребенка развивается речь, как с каждым днем он становится более внимательным и общительным.
От того, насколько качественно построена работа по развитию речи будут зависеть навыки грамотного письма в школьном периоде, скорость овладения навыками чтения, а значит успешность адаптации ребенка в школе.
1. Игры на обогащение словарного запаса.
«Давай искать на кухне слова». Попросите ребенка подумать и сказать, какие слова можно «вынуть» из борща? (свекла, капуста…) Из винегрета? Из холодильника? Плиты? Кухонного шкафа?
«Угощаю». Малыш называет «вкусное» слово и «кладёт» его вам на ладошку, затем вы ему, до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «соленые», «сладкие», «кислые», «горькие», «холодные» слова (например, называйте только «сладкие» слова: мед, конфета, арбуз…).
«Закрой глаза - открой рот». Ребенок с закрытыми глазами должен рассказать, какой кусочек положила ему в рот мама (сочный, кислый, мягкий, вкусный…), а затем он называет, что это было (лимон).
«Подбери слова». Мама просит малыша назвать «только посуду», «только овощи», «только фрукты», «только мебель» (можно дать задания сложнее: назвать «только молочные продукты», «только мясные продукты» и т. п.).
«Для чего это нужно?». Спросите у ребенка или объясните и покажите ему, зачем нужен половник, дуршлаг, терка, солонка…
«Волшебные слова». Какие слова можно «вынуть» из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?
«Из чего? Какой?» Стакан из чего?…(из стекла). Какой стакан? (стеклянный).2. Игры на развитие грамматического строя.
«Ложка и стакан»: отработать предлоги: в, из, под, над, из-под, за, из-за, около, от. «Положи ложку за стакан . Что ты сделал? Возьми ложку. Откуда ты взял её?».
«Съедобное- несъедобное»: «У меня масло. А у меня –молоток. (Шоколад- лыжи; оладьи- заколка…)».
«Назови ласково»: «Всё, до чего дотронется рука становится маленьким».Котлета- котлетка, кастрюля-кастрюлька.
«Поворята». Из яблок сок…(яблочный), из моркови…(морковный), пирог из рыбы (рыбный) и т. п. Справились?
А затем наоборот: апельсиновый сок из чего? (из апельсина)…
«Упрямые слова». Расскажите малышу, что на кухне есть «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, какао. Попросите его придумать с ними предложения и следите, чтобы он не изменял эти слова.
«Из двух – одно». Поучите малыша составлять из двух слов одно (кофе мелет - кофемолка, мясо рубит- мясорубка, сок выжимает- соковыжималка…).
«Где что спряталось?». Попросите малыша помочь найти «спрятавшиеся» предметы: кастрюлю, половник, табуретку… Оказывается, кастрюля «прячется» в шкафу, половник – на полке, табуретка – под столом, вилка лежит около ложки и т. д. А что висит на стене, стоит в холодильнике, лежит под шкафом, около стула?
3. Игровые упражнения для развития мелкой моторики.
«Золушка». Вы готовите обед. Предложите ребёнку перебрать горох, рис, гречу.
«Волшебные палочки». Дать ребёнку зубочистки. Ребёнок должен выложить простые геометрические фигуры, предметы, узоры.
4. Игры по дороге в детский сад:
«Я заметил(а)»:
Мама начинает: «Я заметила ящик. Он почтовый и синий».
Ребёнок отвечает: « А я заметил кошку. Она пушистая».
«Волшебные очки»:
Мама предлагает надеть красные(синие, зелёные…) очки.
Мама : « Я вижу красное дерево»
Ребёнок : « Я вижу красную траву» и т.д.
«Один – много»:
Шапка- шапки, кошка- кошки( плюс закрепляем звук [ш]).
«Назови много»:
Робот – много роботов.
«Исправь ошибку»:
Мама говорит заведомо неправильное предложение: « В лесу растёт много деревов» или «Зелёный лягушка выпрыгнул из болота». Ребёнок исправляет.
«Посчитай до пяти»:
Используется любое слово или словосочетание с отрабатываемым звуком. Закрепляется звук и формы склонения существительного с числительным: «Одна шуба, две шубы, …пять шуб», « один голодный волк, два голодных волка,… пять голодных волков.».
«Находки»:
Шура шёл и нашёл лягушку (катушку, избушку…)
Даша шла и нашла зверюшку (погремушку, пушку…)
Паша шёл, шёл, шёл и к лягушке (…) подошёл.
Маша шла, шла, шла и к погремушке (…) подошла.
Владик шёл, шёл, шёл и лопату (палку, белку…) нашёл.
Мила шла, шла, шла и пилу (юлу, куклу…) нашла.
(Закрепляем звуки [ш],[л].)
«Подбери словечко»:
У Клавы на полке стоял (стояло, стояли)…
Подобрать слова со звуком Л.
У Ромы в коробке…(называть слова со звуком Р)
У Маши в шёлковом мешке…(называть слова со звуком Ш).
«Какой, какая ,какое»:
Мама называет слово или словосочетание с закрепляемым звуком:
«Огромный размер» (звук Р), а ребёнок добавляет: «Какой огромный размер».
«Красная краска - Какая красная краска»;
«Розовое крыло - Какое розовое крыло».
· «Прошагаем слова»:
Сделать столько шагов, сколько слогов в слове.
5. Игры в комнате
Найди сюрприз (клад)
Играть в эту игру можно всей семьей (задание придумывают родители). Для малышей задание будет в картинках, для старших дошкольников и младших школьников – в виде карточек со словами («стол», «на окне», «в шкафу»).
Шаг 1. Спрячьте незаметно от детей Ваши сюрпризы в разных местах квартиры.
Для самых маленьких нарисуйте план – как идти к кладу. На плане обязательно обозначьте то место, с которого будет начинать ребенок (как познакомить ребенка с планом в игре Вы можете узнать в статье «Ориентация в пространстве: игры с детьми»).
Для детей постарше (которые учатся читать или уже умеют читать) разложите подсказки пути в виде слов или коротких фраз. Например, подсказка для детей 5-7 лет – на записке написано крупными буквами слово «окно». Значит, нужно искать следующий указатель пути на каком-то окне в квартире. Для детей с 7 лет подсказка может быть другой: «Ищи на окне». Или подсказка в виде загадки, ребуса, задания «угадай пропущенное слово».
Шаг 2. Ребенок ищет сюрприз или по плану или по указателям пути (на столе нашли записку со словом «окно», пошли искать на окнах. На окне в кухне нашли подсказку «шкаф». Обошли разные шкафы дома и нашли подсказку « диван». На диване под подушкой нашли сюрприз.
Шаг 3. Ребенок обязательно получает свой сюрприз (календарик, мелкую игрушку, листочек с рисунком и т.д.), даже если ему понадобилась помощь в пути.
Эта игра очень интересна детям и они в ней с удовольствием читают слова и учатся пользоваться планом.
Найди и назови.
Ищем в комнате предметы, в которых есть «Сашина буква» (то есть буква С), мамина буква и так далее. Называем предметы по очереди по кругу (все игроки по очереди подбирают слова с одной заданной буквой
Игра «Елочка»
Цель: активизировать словарный запас из нескольких ассоциативных полей. Учить комбинировать слова, устанавливать связи, составлять рассказы.
Ход: Игра начинается со стартового слова (имея существовать в И. п. ед. ч.).На доске воспитатель пишет это слово или слова вниз пишутся слова или зарисовывает предметы, которые ассоциируются у детей, когда им называют этот объект.
-Какие вспоминаются слова? С кем (чем) дружат эти слова?
Затем через 20-30 сек делается 2переключение». Выбирается любое слово из этого столбика и вновь называются слова и записываются или зарисовываются во второй столбик так проделывается до 5 раз (т. е. до 5 столбиков)
Затем предложить детям составить рассказ, используя слова из «Елочки».
Например: стартовое слово: Игла.
Игла Еж Яйцо Швейная игла Елка нитка | Ножницы Одежда Стол Швея ткань | Стул Скатерть Тарелка Нога День рождения | Подарки Цветы Друг Магнитофон Пирог Платье бант |
Составление рассказа, дать название рассказу.
Игра «Путаница»
Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.
Ход:
- Ребята, однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое.
Например:
Летит колючий крокодил. (снег)
Висит зеленая собака. (слива)
Самолет ползет по рельсам. (поезд)
Мальчик ест скакалку. (конфету)
Летит воздушный диван. (шар)
Рычит лохматый слон. (пес)
Смотрю в прозрачное дерево. (стекло)
Дверь открывают вилкой. (ключом)
Бабушка связала мягкие подушки. (варежки)
Мама сварила вкусный стол. (суп)
Игра «Бином фантазии»
Цель: учить комбинировать слова. Устанавливать связи, составлять предложения.
Ход: Выбираются два объекта, отдаленные друг от друга смысловым значением. Используя предлоги, падежи и союзы нужно установить отношения между этими двумя объектами. Предлоги ( в, над, через, около, у …).
Например: Подушка и крокодил.
- подушка под крокодилом;
- крокодил, прыгающий через подушку;
- крокодил в подушке;
- подушка, прыгающая через крокодила;
Вопрос: Как это случилось? (Дети придумывают ситуацию, рассказ).
Игра «Маленькие человечки»
Цель: дать детям представление, что все предметы и явления состоят из множества разных маленьких человечков(твёрдых, жидких, газообразных),которые ведут себя по разному, они могут думать, производить какие – то действия, у них разные характеры, они подчиняются разным командам, человечки твёрдого вещества(предмета) крепко держатся за руки, человечки жидкого вещества стоят рядом и слегка касаются друг друга(эта связь непрочна. Одних человечков легко отделить от других),человечки газообразных веществ неусидчивы, любят прыгать, бегать, скакать и лишь иногда они сталкиваются или задевают один другого.
Материал: карточки с изображением человечков, символизирующих вещество в твёрдом, жидком, газообразном состоянии.
Ход игры.
Воспитатель раздаёт карточки с изображением маленьких человечков и предлагает детям смоделировать то или иное вещество и описать его. Постепенно задания усложняются: построить модель аквариума, растения, супа, то есть таких объектов, которые состоят не из одного вещества, а из двух, трёх и более.
Игра «Творческая ошибка»
Цель: учить детей вспоминать слова, которые они неправильно произносили в детстве и подумать, чтобы они могли означать в таком произношении, развивать логическое мышление, память, фантазию детей.
Материал: подбор слов, которые ребёнок в раннем детстве произносил неправильно.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям вспомнить слова ,которые они в раннем детстве произносили неправильно и подумать, чтобы они могли означать в таком произношении, например:
«Лесапед» - велосипед, состоящий из веток, велосипед – который ездит только в лесу или только по деревьям.
«Каклетка» - прыгающая котлета.
Можно целенаправленно заменить одну букву в слове на другую:
«Собака – бобака», уже фантастическое животное, но характер может быть собачий, а может и совершенно другой.
Мыло – «дыло» - это такое мыло, которое моет до дыр или дышащее мыло – им мылишься, а оно дышит, становится ещё больше и т. д
Игра «Цепочка слов»
Цель: развивать у детей мышление, умение составлять длинный «поезд» из слов – каждое слово вагончик. Вагончики как и слова должны быть соединены между собой, а каждое слово должно тянуть за собой следующее.
Материал: модели поезда и вагончиков.
Ход игры
Дети делятся на две подгруппы.
Воспитатель предлагает детям составить длинный поезд из слов.
Воспитатель называет слово например: зима –(какая?) –ставит вагончик на стол – зима.
Дети: снежная, метельная, вьюжная, суровая, холодная (ставят 5 вагончиков)
Воспитатель: А что ещё бывает холодным?
Дети: мороженное, лёд, снег, ветер (за каждое слово ставится вагончик)
Воспитатель отталкиваясь от последнего слова, задаёт вопрос: А ветер какой?
Дети: Северный, южный, сильный и т. д. пока детям не надоест или не кончатся вагончики.
Выигрывает та подгруппа, которая больше поставит (наберёт) вагончиков(у кого длиннее поезд)
Игра «Бином фантазии» (другой вариант)
Цель: развивать у детей логическое мышление, воображение, учить устанавливать родство между словами, создавать единое, в которых оба чужеродных элемента могли существовать.
Ход игры.
1 этап – нахождение общего между подсистемами, то есть элементами одной системы (предмета или явления), например: «Чем похожи, что общего, одинакового между руками и ногами (элементами одной системы «человек») Старайтесь исходить от стандартных ответов: («И то и другое сгибается, разгибается, имеет пальцы, кожу, ногти и т. п.»), переходить к более творческим, остроумным, нестандартным: «Мёрзнут и руки и ноги, ходить можно не только на ногах, но и на руках»
2 этап – нахождение общего между однородными или близкими системами, то есть похожими предметами или явлениями. Например: «школа –детский сад», дети находят общее между группой и классом, между площадкой для игр в д /саду и школьным двором, между воспитателем и учителем.
3 этап – дети находят общее не только между разными системами, но даже между элементами совершенно разных систем, Например: «лампочка и крокодил» - «То и другое плавает. Глаза у крокодила горят, как лампочка. И лампочка, и крокодил опасны.»
Пары других биномов: например: «камень – облако», «мяч – дом» и т. д
Игра «Что в чём»
Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему.
Ход.
- Дети, кнопка часть чего? (звонка, куртки, баяна, выключателя, гармошки)
- листочек (дерева, книги, тетради, папки, календаря)
- экран (телевизора, компьютера, рентгена, зеркала, окна)
- лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы)
Дети должны назвать не менее 5 систем.
Игра «Фантастические гипотезы»
Цель: Развивать логическое мышление, учить придумывать нелепые вопросы.
Ход.
Воспитатель предлагает детям поразмышлять: что бы было, если бы… дальше называет любой предмет и действие:
Например:
Что было бы, если внезапно исчезнет солнце?
-если исчезнут все взрослые?
- если на планете исчезнет вода?
- если на планете исчезнут леса?
- если к нам пришёл крокодил?
-если к нам пришёл слон?
Игра «Волшебные картинки»
Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими детьми линиях образы (рисовать с закрытыми глазами)
Материал: альбомные листы бумаги, фломастеры.
Ход.
Дети, закройте глаза. Сейчас будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нём знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д. Закрасьте и дорисуйте необходимые им части.
Игра «Бином фантазии»
Цель: в этой игре процесс «отстранения» слов доводится до крайности.
Ход.
Вариант 1. У детей на столах самые разнообразные предметы и сюжетные картинки, рисунком вниз. Воспитатель задаёт вопрос, дети по очереди переворачивают карточку, стараясь исходя из того, что на ней изображено, ответить на вопрос. Не справившемуся помогает сосед. Воспитатель задаёт второй вопрос – порядок ответа такой же.
Вопросы: Кто был?
Где находился?
Что сделал?
Что сказал?
Что сказали люди?
Чем кончилось?
В конце игры можно попытаться придумать один рассказ на всех, используя ответы детей.
Вариант 2. Дети загадывают любое слово из 3 букв. Можно опять использовать карточки с предметами. Например: дети называют слово «Дом». Делим его на звуки и придумываем слова только на этот звук.
«Д» - дым, дырка, душ, диван, дача…
«О» - ослик, окно, огонь, оса…
«М» - мыло, мяч, магазин,, мишка, маска…
Придуманные слова записываются на доске столбиком под каждой буквой или обозначаются символом, или ставится картинка. Потом произвольно выбираются слова по одному из каждого ряда и с ними составляется предложение. Это предложение может быть опорным для составления рассказа. Можно по такому принципу составить несколько предложений, попытаться объединить их одним сюжетом. Когда дети усвоят эту игру её можно усложнить.
«Д» - подбирать слова, обозначающие предмет: дорога, дерево.
«О» - подбираем слова, обозначающие прилагательное, детям говорим «какой» - огромный, облитый, обжигающий…
«М» - слова обозначающие действия – что делает? – моет, мычит, мяукает…
Подбор слов для составления предложения такой же, как в предыдущем варианте.
Игра «Красная шапочка»
Цель: развивать детское воображение.
Правила игры: Вспоминаем тот момент в сказке, когда волк пришёл к бабушке. И придумываем вместе с ребёнком, как бы могла спастись бабушка. Например, она превратилась в вазу с цветами. Теперь рисуем эту самую вазу, с головой и руками бабушки. Одного из ребятишек быбираем «бабушкой», остальные разговаривают с ним:
- Бабушка, а почему ты такая прозрачная?
- Чтобы видеть много ли я съела.
И всё в том же духе, объясняя в игре все «странности» бабушки. Затем обдумываем вариант бабушкиного спасения от волка, к примеру, цветы из вазы отхлестали волка, вода вылилась на него, ваза разбилась и уколола серого осколками, а потом склеилась и т. д.
Игра: Раньше-позже (с 3-х летнего возраста).
Цель: учить детей составлять логическую цепочку действий, закреплять понятия”сегодня”,”завтра”,”вчера”… развивать речь, память.
Правила игры:
Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия). Для наглядности можно использовать ось времени, где будет видна пошаговая последовательность событий вперед или назад.
Ход игры:
В: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?
Д: Мы одевались на прогулку. В: А до этого? Д: Перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого мы играли в строителей, а еще раньше завтракали…
В: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше? Д: Мы разденемся, помоем руки, дежурные накроют столы….
В: Я сшила платье. А что я сделала раньше? Покажите мне! Д: Вы пошли в магазин, купили ткань (ребенок молча показывает действиями), взяли ножницы, раскроили ткань….
При закреплении понятий “сегодня”,”завтра”,”вчера”…
В: Какой сегодня день недели? Д: Вторник. В: А какой день недели был вчера?
Д: Понедельник. В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра?…
В: Посмотрите, какое это растение?
Д: Тыква большая. В: Она всегда такая была? Что было с ней раньше? Д: Была маленькая тыквочка, а до этого растение зацвело. В: Правильно, а еще раньше? Д: Маленький росточек. В: А еще раньше? Д: Семечко. В: А что было до того, как семечко попало в землю? Покажите мне это!
В: Это блюдце с водой. Что будет с водой дальше? Д: Ее может кто-то выпить. Или вылить. В: А дальше? Д: Если ее выльют, то она впитается в землю, а если там было какое-нибудь семечко, то оно прорастет, будет дерево… В: Вот какую пользу приносит вода. А если она в чашке, ее никто не выливал, что будет дальше? Д: Она испариться, превратиться в тучку и в дождик. В: Конечно, от небольшого количества воды в чашке дождик не прольет, а влажность в воздухе увеличиться. Почему?
Д: Потому, что жидкие человечки воды встретятся с бегущими человечками воздуха.
Игра: Культура поведения.
В: Где живут вежливые слова? Д: В книге, в песне. В хорошем человеке. В: А что значит хороший человек? Д: Это значит, что он вежливый, опрятно одевается, зубы чистит, помогает людям
Это игра может использоваться как организационный момент в начале занятия – беседы.
В: Где живет радость? Д: У нас в группе, во мне, в моей любимой кошке, в маме, в телевизоре. В: Где живет зло? Д: В сказке про Бабу-Ягу, про мачеху… в милиционере, в человеке – он может быть злым.
В: В каких словах живет буква “А”? Д: Мама, лиса, азбука, акварель… В: Где живет звук?
Д: В слове, в инструментах музыкальных, когда человек поет или кричит, в микрофоне. В телевизоре и радио, в пластинке…
В: Где живет слово?
Д: В предложении, в сказке, в человеке! В: Словом человек обозначает и выражает свои мысли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование ТРИЗ в речевом развитии дошкольников"
Как же используется ТРИЗ в образовательном процессе ? Использование технологии ТРИЗ в процессе развития речи дает свои преимущества. Раскрыты этапы составления творческих р...
Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников
Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников...
ТРИЗ и речевое развитие дошкольников.
laquo;Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта»...
Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника
Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...
Презентация - Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника.
Материал для воспитателей детского сада....
«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»
laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...
«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»
laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...