Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Классификация понятия "Одежда"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие позволяет расширять представление по теме: одежда. Закреплять классификацию одежды по сезонам. Познакомить с наиболее известными видами ткани и способами их получения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassifikatsiya_ponyatiya_odezhda.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшей группы

Образовательная область: «Речевое развитие»

Тема: классификация понятия «Одежда»

Задачи:

  1. Обогатить словарь детей за счёт слова демисезонная, шелкопряд. Объяснить происхождение этих слов.
  2. Уточнить представление о свойствах разных тканей: толстая, тонкая, разноцветная, однотонная, прочная.
  3. Упражнять детей в умении объяснять, комментировать свои действия в речи.

Интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие». Задачи:

  1. Закрепить представление о понятии «Одежда».
  2. Познакомить детей с классификацией одежды по сезонам: летняя, зимняя, демисезонная.
  3. Познакомить детей с наиболее распространенными видами ткани и способами их получения: шерсть, ситец, сатин, байка, шёлк.

Демонстрационный наглядный материал: картинки с изображением людей, одетых в разную одежду в зависимости от времени года. Картинки с изображением стада овец, уборки хлопка, ткацких станков.

Раздаточный материал: предметные картинки с изображением предметов одежды для разных времен года; лоскутки шерстяной, хлопчатобумажной и шёлковой ткани на каждого ребенка.

Ход НОД: Воспитатель выставляет перед детьми картинки с изображением людей, одетых в разную одежду в зависимости от времени года.

- Ребята, посмотрите внимательно на эти картинки. Я сейчас прочитаю вам небольшие стихи, а вы попробуйте определить, к какой картинке стихи подходят.

                      Скучная картина!

                      Тучи без конца.

                      Дождик так и льётся,

                      Лужи у крыльца…

                                                 А.Плещеев

- О каком времени года это стихотворение? Какую картинку вы бы к нему выбрали? (Осень).

- Почему вы так решили? (Выслушать ответы и аргументацию детей).

- А теперь послушайте следующее стихотворение.

                       Белый снег пушистый

                       В воздухе кружится

                       И на землю тихо

                       Падает, ложиться.

                                                  И.Суриков

- Какая картинка к нему подходит?

- Почему вы подобрали эту картинку? (Кругом снег,  дети одеты в теплые пальто и шубы, на ногах валенки; на голове теплые меховые шапки; дети катаются на санках).

- Слушайте ещё стихотворение.

                         Уж тает снег, бегут ручьи,

                         В окно повеяло весною…

                         Засвищут скоро соловьи

                         И лес оденется листвою!

                                                     А. Плещеев

- Подберите картинку к этому стихотворению. Почему вы её выбрали? (На картинке яркий солнечный день. На земле ещё лежит снег, но везде ручьи и дети пускают кораблики. Дети одеты в легкие пальто и шапочки).

- И последнее стихотворение.

                          Пришел июнь.

                          «Июнь, июнь!» -      

                          В саду щебечут птицы.

                          На одуванчик только дунь –

                          И весь он разлетится.

                                                      С.Маршак

- О каком времени года говорится в этом стихотворении? Почему вы так думаете? (Июнь – летний месяц).

- Какую картину вы подберете? Почему именно эту? (На ней дети в летних платьях, сарафанах, легких футболках, шортах. На головах у них панамки, бейсболки).

- Вы правильно подобрали картинки к этим стихам и обратили внимание на то, что люди одеты в разные времена года в разную одежду.

- Скажите, а для чего нужна одежда?

- У вас на столах лежат картинки с изображением разной одежды. Сейчас мы попробуем подобрать одежду к нашим картинкам о временах года.

- Сначала, поднимите картинки те из вас, у кого изображена одежда для зимнего времени года. (Дети поднимают картинки, и воспитатель предлагает им выйти и поставить свои картинки под картинкой с изображением зимы).

- Одежду для зимы называют зимней. Повторите все вместе слово – зимняя одежда.

- Назовите предметы зимней одежды. (Зимняя куртка, зимнее пальто, зимняя шапка и т.п.).

- А теперь поднимите картинки те, у кого изображена одежда, которую люди надевают летом. (Предлагает детям выйти и поставить свои картинки под картинкой с изображением лета).

- Эта одежда для лета. Её называют летней. Повторите это слово – летняя одежда. Назовите предметы летней одежды. (Летнее платье, летний сарафан, летняя рубашка).

- А теперь давайте посмотрим, какая одежда изображена на картинках у остальных ребят. (Предлагает выйти тем детям, у которых остались картинки).

- Куда бы вы поставили свои картинки? (Обращает внимание детей на то, что и пальто, и плащи, и куртки, которые изображены на их картинках, можно поставить и к осени, и к весне).

- Как же можно назвать одежду, подходящую как для осени, так и для весны? (Выслушать предположения детей).

- Про такую одежду можно сказать – демисезонная, потому что её носят между сезонами – между летом и зимой.

- Повторите это новое для вас слово – демисезонная одежда.

- Итак, мы с вами узнали, что одежду можно разделить на три группы: зимнюю, летнюю и демисезонную. По какому признаку мы разделили одежду на три группы? (По тому, в какое время года эту одежду носят).

- Из чего шьют одежду? (Из ткани).

- Какие свойства ткани вы знаете? Как эти свойства, люди используют при шитье одежды? (Ткань прочная, она легко шьётся, она не расползается в воде, её можно стирать, гладить).

- У вас на столах лежат несколько лоскутков ткани. Выберите ту ткань, из которой можно сшить летнюю одежду, и поднимите лоскуток этой ткани.

- Почему вы подняли этот лоскуток? (Ткань тонкая, легкая, в ней не будет летом жарко).

- А теперь поднимите лоскутки ткани, из которой можно сшить зимнюю одежду. Почему вы выбрали именно этот лоскуток? (Ткань плотная, теплая, ворсистая).

- Поднимите лоскутки ткани, которая подойдет для демисезонной одежды.

- Вот видите, как много разных тканей придумали люди. А как же они делают ткань?

- Для зимней и демисезонной одежды люди часто используют шерстяные ткани, потому что они теплые, плотные и в них не холодно. А делают они эти ткани - из шерсти овец. (Выставляется картинка с изображением стада овец). В определенное время овец стригут и из этой шерсти делают ткани.

Они и называются шерстяные – от слова «шерсть». Повторите это слово. Найдите у себя на столе лоскуток шерстяной ткани. Почему вы решили, что именно этот лоскуток – шерстяная ткань? (Он толстый, плотный).

- А вот для летней одежды ткань делают совсем по-другому. Для неё выращивают специальное растение – хлопок. (Показать картинку или настоящую хлопковую коробочку). Расти хлопок может только в жарких странах, он очень любит тепло и воду. Цветок хлопка похож на коробочку, заполненную ватой. Вата – это и есть хлопок, только специально очищенный. Люди достают хлопок из коробочек, а потом специальные машины делают их него ткань – ситец, сатин, байку. Посмотрите на мои лоскутки – сатин прочный, ситец – потоньше, а байка мягкая, ворсистая. (Предлагает детям потрогать разные лоскутки, просит детей назвать ткань, которую они обследуют – «ситец», «сатин», «байка»).

- А теперь посмотрите на лоскутки, которые у вас на столе, найдите ткань из хлопка, попробуйте описать её и назвать.

- Мы узнали, что шерстяную ткань делают из шерсти овец, летнюю ткань – ситец, сатин, байку – делают из растения – хлопка. Но у вас на столе лежит ещё один лоскуток. Найдите и опишите эту ткань. (Ткань легкая, гладкая, разноцветная).

- Для какой одежды можно использовать эту ткань? (Для летней). Почему? (Ткань легкая, в платье из такой ткани не будет жарко). Эта ткань называется шелк. Повторите это новое слово.

- А кто из вас знает, как делают шелк? (Выслушать предположения детей).

- А шелк, ребята, людям дают специальные гусеницы, они так и называются – шелкопряды, потому что прядут шелковую нить. Вы когда-нибудь видели паука в паутине? Паук прядет тонкую паутину, а гусеница-шелкопряд прядет тонкую-тонкую шёлковую нить. Таких гусениц специально разводят. Они питаются листьями одного дерева – тутового. Тутовые деревья растут в теплолюбивых странах, их специально выращивают для гусениц-шелкопрядов. Впервые таких гусениц стали разводить в Китае. Китайцы долго хранили секрет изготовления шёлковой ткани, и поэтому шелк был одной из самых дорогих тканей. Шелковые нити специально обрабатывают и потом делают шёлковые ткани: они очень легкие, приятные на ощупь и в них не жарко летом.

- Сегодня мы поговорили с вами об одежде и тканях.

- Что нового вы узнали об одежде?

- Что нового вы узнали о ткани?

- А теперь, посмотрите на свою одежду и попробуйте определить, из какой ткани она сшита? (Подсказать детям, если они будут затрудняться).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с символикой Нижнего Новгорода».

Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с символикой Нижнего Новгорода».   Цель: Формировать представления о символике Нижнего Новгорода. Высказывать предп...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".

Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДЕТИ ВОЙНЫ»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств на основе ознакомления их с экспозицией музея, посвященной героическим страницам истории родного города и боевым традиция...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.Задачи:- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,- формирование чувств сопереживания, уважения...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Маленьким детям - большие права"

В данном конспекте представлен опыт работы педагога с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Права и обязанности детей"....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Спички детям — не игрушка!»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Спички детям — не игрушка!»Цель: закрепление знаний пожарной безопасности.Задачи:Закрепить знания детей об оп...