Доклад на тему: «Работа воспитателя по развитию речи детей в средней группе»
консультация по развитию речи (средняя группа)
Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью. Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orlova_rabota_vospitatelya_po_razvitiyu_rechi_detey_v_sredney_gruppe.docx | 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Работа воспитателя по развитию речи детей в средней группе»
Воспитатель: Орлова И.А.
Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью. Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.
Какие задачи развития речи целесообразно решать на пятом году жизни ребенка?
1.Обогащать речь детей. Это необходимо делать во всех ситуациях речевого общения, возникающих стихийно или специально предусмотренных. Эффективнейший путь обогащения речи подражание. Вот почему воспитатели, стремясь что-либо передать детям, должны выступать носителями культурной речи, владеть умением рассказывать доходчиво, интересно, выразительно, владеть четкой дикцией.
2. Целенаправленно развивать диалогическую речь. Пятый год жизни - период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, если он понятен и приятен ребенку или затрагивает его личные интересы: «И я люблю шоколад...»; «И у нас на даче есть...».
3. Совершенствовать способность к восприятию и произношению звуков.
Краткая характеристика речи детей средней группы
Словарь. К четырем годам активный словарь ребенка достигает 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков. Воспитатель учит детей активно пользоваться запасом имеющихся у них слов, усвоенных в быту и на занятиях, учит правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия.
Грамматический строй. Дети четырех лет пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится более связной и последовательной. Воспитатель учит детей отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы. Употреблять грамматически правильные формы слов.
Звукопроизношение. У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:
- исчезает смягченное произношение согласных;
- многие звуки произносятся более правильно и четко;
- исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками т и д;
- исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч, щ свистящими с, з. ц. Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще
не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки лир.
Воспитатель продолжает работу по улучшению звукопроизношения у
Воспитатель продолжает работу по улучшению звукопроизношения у
детей, начатую в младших группах.
Обследование речи детей
В средней группе проводится обследование словаря, грамматического строя и звукопроизношения. Сюжетные картинки используют для обследования фразовой речи; предметные картинки для обследования звуков: свистящих (с, с’, з, з’, ц), шипящих (ш, ж, ч, щ), сонорных (л, л, р, р), звонких (в, д, б, г)
Проводя индивидуальное обследование, воспитатель все данные заполняет в тетрадь. Когда обследование закончено, он составляет сводную таблицу состояния речи детей всей группы, отмечая и результаты работы над речью детей в течение всего года.
Занятия
В средней группе продолжается работа по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов и их взаимодействию. Уделяется внимание развитию фонематического слуха и как одного из компонентов речевого слуха. Детей учат сравнивать фонемы, обращая их внимание на основные признаки фонем.
Продолжается работа по развитию речевого дыхания: на одном выдохе дети произносят фразу из четырех-пяти слов.
Вырабатывается умение дифференцировать ротовое и носовое дыхание.
Развивают мелодико-интонационную сторону речи.
Совершенствуют и дифференцируют движения губ, языка. Отрабатывают основные движения артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения всех звуков родного языка, а также уточняют произношение свистящих звуков.
Большое внимание уделяют отработке движений языка, от дифференцированности и точности которых зависит правильное произношение различных звуков:
Правильное произношение шипящих звуков ш, ж, ч, щ, и сонорных л, р требует движения языка вверх, которое можно отработать, уточняя и закрепляя звуки т, д, н.
Для четкого произношения звуков должна быть подвижна не только передняя часть языка, но и задняя. Этому способствует уточнение и закрепление звуков к, г, х, ы.
В средней группе проводится отработка следующих звуков:
Н, Т, Д, К, Г, Х, Ы, С, С’, 3, 3’, Ц.
В средней группе воспитатель решает задачи по развитию связной речи
При решении задач развития диалогической речи вам предстоит:
- формировать у детей умения слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы и задавать их, участвовать в коллективном разговоре;
- воспитывать общительность, сдержанность, тактичность качества, необходимые человеку для общения с окружающими, помогать детям, усваивать лексику и грамматику родного языка, овладевать произношением слов.
Ребенок растет, разнообразнее становятся его интересы и запросы, определеннее стремление познавать окружающий мир. Все это находит отражение в речи детей, которая характеризуется рядом новых достижений. Вот некоторые из них. Дошкольники четырех-пяти лет:
- проявляют интерес к тому, как предметы и их части расположены относительно друг друга. Появляется необходимость в употреблении предлогов (в, на, над, под, за, из- за, из-под, около, между и т.п.) и соответствующей группы наречий (далеко, высоко, вверху, рядом, близко, сбоку, слева, сзади и т.п.);
- способны выполнять разнообразные интеллектуальные операции, связанные с сравнением предметов и их группировкой, классификацией и сериацией. Дети начинают различать и употреблять в речи существительные, обозначающие родовые и видовые понятия (посуда, одежда, мебель, животные - домашние и дикие, цветы - садовые, луговые и т.п.); прилагательные сравнительной и превосходной степеней (тонкий, самый тонкий, тонюсенький);
- демонстрируют удивляющее взрослых языковое чутье. Используя аналогии, они легко усваивают способы образования существительных с самыми разными суффиксами, глаголов с приставками;
- начинают в общении ориентироваться на мир людей и человеческие отношения. Значительная часть словарной работы осуществляется на основе усвоения детьми этических норм и правил поведения.
Задача воспитателя - привлекать внимание детей к новым словам помогать подбирать слова, наиболее точно и выразительно передающие особенности предмета или своеобразие ситуации.
Речь воспитателя не должна быть упрощенной, она должна обеспечивать «опережающее» усвоение детьми слов (К.Д.Ушинский). Вам предстоит широко употреблять синонимы, антонимы, принятые формы вежливого обращения (часто встречающиеся и использующиеся редко), конструкции с разнообразной подчинительной связью.
Умению облекать свои высказывания в различную форму надо учить детей. Вначале - исправляя, подсказывая («Ты правильно ответил на вопрос, но не совсем удачно построил предложение. Лучше сказать так...»), позже - предоставляя ребенку возможность исправить ошибку самостоятельно.
Речь сопровождает любую совместную деятельность воспитателя и детей. Она способствует формированию этой деятельности, но и сама при этом совершенствуется, обогащаясь за счет «языка» этой деятельности. И здесь как ведущая форма обучения детей выступает диалог, однако следует подчеркнуть, что он не обеспечивает решения задач развития речи.
У детей пятого года жизни диалоги, возникающие в ходе любой продуктивной деятельности, уже достаточно содержательны. Ваша задача - не оставлять без внимания вопросы детей: «Как получилось?», «Как сделалось?», «Как сделать?». Эти вопросы свидетельствуют о стремлении ребенка осознать способы деятельности, что чрезвычайно важно для его развития.
Беседуя с детьми, важно:
- проявлять искреннюю заинтересованность в разговоре;
- быть снисходительным и умным ценителем ответов и рассуждений ребенка (это относится и к оценке полученного ребенком рукотворного продукта;
- говорить не спеша;
- следить за собственной артикуляцией, выразительностью жестов и мимики.
Формы работы на активизацию диалогической речи
1. Занятия и игры-занятия.
Цель занятий и игр-занятий - вовлекать детей в разговор на определенную тему и позволять высказать свои соображения по целому ряду простейших, простых и более сложных вопросов, которые ставит взрослый. В этих речевых диалогах педагог берет на себя ведущую роль.
В играх-занятиях дети, как и педагог, принимают на себя какие-то роли, но не играют их, а проговаривают. На некоторые вопросы они могут давать фантастические по своей нелепости ответы, свободно манипулируя впечатлениями. Это характерно для четырехлетних детей. Ребенок действительно уже много знает и, не смущаясь, о многом судит, восполняя недостаток знаний своими оригинальными выдумками, в которых причудливо взаимодействуют реальные факты. Ролевые диалоги позволяют включать в игру юмористические вопросы, и они доставляют обеим сторонам особое удовольствие.
Дети этого возраста готовы разговаривать с педагогами на многие темы, но их речь наиболее результативна, если разговор касается:
- личных проблем ребенка;
- домашних животных;
- леса и его обитателей;
- животных Африки.
- зоопарка и цирка,
- маленьких существ - домовых, гномов и т.п.,
- героев телепередач для малышей и взрослых.
«Не плачь, мышонок»
В этой игре вам надо взять на себя роль мышонка, который временно остался один. Он горюет и плачет, а разные звери и птицы (а также дети) пытаются развлечь его беседой. По просьбе мышонка они поют ему песенки, читают стихи, показывают книги с картинками, объясняют правила игры. Воспитатель, исполняющий роль мышонка, причитает.
- Бедный я, бедный. Кто со мной поговорит, кто мои слезки вытрет?
- Я с тобой поговорю. Я твои слезки вытру.
- А ты кто?
- Я африканская мартышка. Слышал?
- Нет, мне мама про мартышку не рассказывала. А почему ты фри – фри - фрикадельская мартышка?
- Не фрикадельская, а африканская. Я живу в такой стране - Африка называется.
- Ты ко мне близко не подходи, потому что ты лохматая, как кошка. Ты меня не съешь?
- Не съем. Я ем бананы и яблоки.
- Бананы? А что это такое - бананы? Они похожи на сыр?
- Не похожи, но они вкуснее сыра. Я их обожаю.
- Что делаешь?
- Ну, обожаю, то есть очень сильно люблю.
- Вкуснее сыра ничего на свете нет! Я его тоже обожаю.
- А ты попробуй банан. У меня вот один случайно остался.
- Какая большая еда! И твердая.
- Сейчас я его очищу и дам кусочек (чистит, отламывает воображаемая ситуация).
- Вкусный. Я маме и братишкам оставлю. А ты научи меня собирать мышку из разрезных кубиков. Я видел, у тебя это ловко получается и т.п.
2. Речевые игры
Игры со словом и в слова активизируют речь и мышление детей. К таким играм относится и сочинение детьми небылиц и нелепиц. Естественно, прежде чем сочинять небылицы, надо познакомить детей с лучшими литературными образцами этого жанра «Что получится, то и получится», «Кто это был?», «Садовник и цветы», «Ай да Иванушка! Вот ведь чудак'»
3. Игры и упражнения со звуками и буквами
Многие дети в четыре-пять лет правильно произносят все звуки родного языка, но достаточно много и таких детей, которые искажают и заменяют в словах шипящие и свистящие звуки, а также звуки л, л’, р, р’. Дети, имеющие дефекты речи, требуют к себе особого внимания. С ними необходимо проводить индивидуальные занятия, включающие показ и объяснение артикуляции звуков, многократное их повторение посредством игровых упражнений
На пятом году жизни у детей заметно улучшается фонематическое восприятие, сформированность которого имеет огромное значение не только для овладения звукопроизношения, дикцией, но и для подготовки к обучению грамоте.
Интерес к звуковой стороне слова у детей выражается:
- в многократном повторении звукосочетаний, которые взрослыми кажутся бессмысленными. Подобного рода звукосочетания часто встречаются в малых формах фольклора для детей («Чики- брики, ты куда?»), в авторских стихах и сказках;
- в стремлении подбирать близкие по звучанию слова (Любушка- голубушка);
- в попытках определять на слух наличие знакомого звука в слове («Мое имя начинается с буквы К: Кирюша. И еще в нем есть буква Р: Кир-рюша»),
Целенаправленная и систематическая работа воспитателя по развитию речи позволяет выполнить программные задачи, поставленные для детей среднего возрастного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад из личного опыта "Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни"
доклад "Работа воспитателя по развитию речи детей в поседневной жизни"...
доклад из личного опыта "Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни"
"Работа воспитателя по развитию речи детей в поседневной жизни"...
Презентация "Работа воспитателя по развитию речи детей ОВЗ комбинированной группы старшего возраста".
Презентация "Работа воспитателя по развитию речи детей ОВЗ комбинированной группы старшего возраста"....
Доклад «Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни»
Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, мы не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку - это самое важное приобретение ребёнка в дошкольном детстве....
«Работа воспитателя по развитию речи детей в средней группе»
Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью. Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предп...
Доклад на тему: «Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни» (опыт работы)
Докладна тему:«Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни» (опыт работы)в рамках заседания КМО воспитателей группа раннего возраста «Использование современных тех...