Картотека
картотека по развитию речи
Картотека дидактических игр по речевому развитию по средствам мнемотехники
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
19_kartoteka_didakticheskih_igr_po_rechevomu_razvitiyu_po_sredstvam_mnemotehniki.docx | 775.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по речевому развитию по средствам мнемотехники
Задание 1.«Опиши предмет»
Цель: формировать умение подбирать к игрушке мнемоквадраты с описанием внешнего вида, активизировать их речь.
Игровые правила: правильно подбирать мнемоквадраты к описанию игрушки. Безошибочно показывать картинки. При правильном выборе дети хлопают в ладоши, если ошибка- грозят пальчиком.
Игровые действия: подобрать игрушку и мнемоквадраты, соответствующие и несоответствующие её описанию.
Ход игры: игра проводится в удобном для детей месте.
Поочередно по приглашению воспитателя дети находят необходимую мнемокартинку и называют (описывают), что на ней изображено. Далее кто-то один из детей может сам или с помощью воспитателя описать игрушку с помощью мнемокартинок. В знак одобрения дети хлопают в ладоши.
Задание 2. «Угадай, что нарисовано»
Цель: развивать умение угадывать предмет по его наиболее характерным признакам, изображенным на мнемокартинках; воспитывать выдержку.
Игровое правило: угадывает тот, кого назовет воспитатель.
Игровые действия: называть признаки предмета по мнемоквадратам.
Ход игры: игра проводится в удобном для детей месте.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает признаки предмета на мнемокартинках. Обращает внимание на форму, цвет, для чего нужен предмет на мнемоквадратах.
Задание 3. «Что изменилось?»
Цель: формирование умения правильно называть предмет и его действие, замечать и называть различие в цвете и размере по мнеквадратам; развивать у детей зрительную память.
Игровое правило: отвечает только тот, кого назовет сказочный персонаж (гость).
Игровое действие: отгадывание, что изменилось в расположении мнемоквадратов.
Ход игры: воспитатель показывает детям поочередно пять разных картинок с изображением разных по размеру предметов. Дети их рассматривают. Вместе с детьми воспитатель называет отличительные признаки предметов. Если дети затрудняются, воспитатель помогает им наводящими вопросами. Далее воспитатель убирает одну из мнемокартинок, а дети угадывают, что изменилось. Тот, кто догадается первым, подходит к воспитателю и говорит тихо, чтобы другие не слышали. И так далее.
Задание 4. «Волшебные зонтики»
Цель: формирование умения правильно находить сравнивать и различать разноцветные узоры; развитие внимания, восприятия цвета, зрительной памяти.
Игровое правило: тот, кто соберет, больше всех пар мнемокартинок, станет победителем.
Игровое действие: найти пару мнемокартинке по схожим признакам.
Ход игры: игра проводится в удобном для детей месте. Воспитатель предлагает детям найти подходящую пару мнемокартинке (зонтику) по схожим узорам.
Правила игры содержат 3 варианта: «Волшебные зонтики», «Поединок», «Ловкач».
Задание 5. «Найди лишнюю картинку»
Цель: учить составлять описательный рассказ из 2-3 предложений по мнемодорожке (тема по выбору воспитателя)
Игровое правило: стараться не ошибаться в выборе мнемокартинок.
Игровые действия: поиск лишних мнемокартинок.
Ход игры: игра проводится в удобном для детей месте. Воспитатель показывает детям мнемодорожку, состоящую из 3-4 мнемокартинок, в содержании которой имеется лишняя, неподходящая под описание предмета. Ребенок пытается ее найти и ответить почему он её выбрал. Далее рассказывает о предмете по мнемодорожке.
Задание 6. «Назови, что покажу»
Цель: формировать умение объединять и называть предметы по характерным признакам с помощью мнемокартинок; развитие зрительной памяти, мышления, связной речи.
Игровые правила: называть только то, что ребенок видит на мнемокартинке.
Игровые действия: объединять мнемокартинки по схожим признакам.
Ход игры: игра проводится в удобном для детей месте.
Воспитатель показывает ребёнку мнемокартинки и просит их назвать.
— А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды). Что это?
Затем показывает мнемокартинки предметов одежды и просит назвать одним словом. Что это?
Затем воспитатель предлагает показать части предметов.
Например:
— Покажи носик у чайника.
— Покажи крышку.
— Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы.) и т. п.
Задание 7. «Живой мир»
Цель: закрепить знания о диких и домашних животных; учить составлять описательный рассказ по мнемотаблицам; обогащать активный словарь, используя свои знания о внешнем виде и образе жизни животных; подбирать наиболее точные определения при описании характерных и объединяющих в общую группу признаков животных.
Игровые правила: кто быстрее всех сможет правильно разложить мнемокарточки по группам, тот первый будет показывать пантомиму животного с его карточки.
Игровое действие: Каждый игрок, выбирая картинку должен составить рассказ о своём животном по мнемотаблицам.
Ход игры: воспитатель предлагает детям мнемокарточки диких и домашних животных. Рассматривает вместе с детьми животных на мнемокартинках.
— Ребята, попробуем их описать.
Предлагает описать животное по мнемотаблице.
Задание 8. «Лото»
Цель: формирование умения объединять предметы по их месту произрастания: где что растет, закреплять знания детей об овощах, фруктах, цветах с помощью мнемокарточек и мнемодорожек; развивать речь детей.
Игровое правило: Закрывать клетки мнемодорожки теми мнекартинками, которые соответсвуют содержанию.
Игровые действия: находить мнемокартинки и закрывать мнемодорожку.
Ход игры: воспитатель предлагает детям мнемодорожки, на которых изображены огород, сад, цветник и мнемокартинки с изображением овощей, фруктов, цветов. Воспитатель задает вопросы, о том, что у них в руках. Затем предлагает закрыть все соответствующие клеточки мнемодорожек.
Задание 9. «Чего не стало?»
Цель: формирование умения правильно называть предмет, называть его характерные признаки по мнеквадратам; развивать у детей зрительную память, речь
Игровое правило: отвечает только тот, кого назовет воспитатель (сказочный персонаж).
Игровое действие: отгадывание того, чего не стало.
Ход игры: воспитатель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 3-4 мнемокартинок. После чего воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из мнемокартинок. Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего не стало?»
Задание 10. «Веселые картинки»
Цель: формирование умения заполнять мнемотаблицы подходящими мнемоквадратами, развитие зрительной памяти.
Игровое правило: кто скорее и правильно выполнит, тот и выигрывает.
Игровое действие: заполнить все поля своих мнемотаблиц.
Ход игры:
Воспитатель предлагает ребёнку внимательно рассмотреть картинки и поместить каждую картинку на свое место.
Например:
«Сложи всю одежду в шкаф»
«Поставь обувь на полочку»
«Повесь головные уборы на вешалку»
«Расставь посуду на столе»
«Помести мебель в комнату»
«Расположи машины на дороге»
«Положи фрукты в корзину»
«Посади овощи на грядку»
«Посади птиц на деревья»
Задание 11. «Какая сказка спряталась?»
Цель: формирование умения рассказывать сказку с опорой на мнемотаблицу.
Игровое правило: не перебивать рассказывающего по мнемотаблице.
Игровое действие: рассказ с опорой на мнемотаблицу
Ход игры: ребёнок рассматривает мнемотаблицу, называет главных героев, вспоминает содержание сказки, рассказывает её.
Вариант№2.
Разрезать две мнемотаблицы разных сказок и смешать элементы. Предложить детям собрать мнемокартинки сказок и рассказать любую сказку.
Задание 12. «Назови, что покажу»
Цель: формировать умение объединять и называть предметы по характерным признакам с помощью мнемокартинок; развитие зрительной памяти, мышления, связной речи.
Игровые правила: называть только то, что ребенок видит на мнемокартинке.
Игровые действия: объединять мнемокартинки по схожим признакам.
Ход игры: игра проводится в удобном для детей месте.
Воспитатель показывает ребёнку мнемокартинки и просит их назвать.
А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды).
Что это?
Затем показывает мнемокартинки предметов одежды и просит назвать одним словом (по выбору воспитателя)
Задание 13. «Магазин»
Цель: формировать умение классифицировать и обобщать предметы, распределяя их по группам; развивать логическое мышление, связную речь детей.
Игровое правило: не ошибаться в выборе.
Игровое действие: поиск мнемокартинок, складывание мнемодорожек.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть мнемокартинки на разные темы, проводит беседу, с целью описания каждой мнемокартинки и что их объединяет и различает по характерным признакам. Далее дети сами составляют мнемодорожки из мнемокартинок по общим признакам. Например, магазин «Музыкальные инструменты» (гитара, барабан, бубен, пианино) и так далее.
Задание 14. «Мемо-игра»
(темы: «Техника», «Автомобили», «Подводный мир», «Домашние животные», «Дикие животные» и т.д.)
Цель: формирование умения находить одинаковые мнемокартинки.
Игровое правило: собрать большее количество карточек.
Игровое действие: найти одинаковые пары мнемокартинок.
Ход игры: воспитатель предлагает детям мнемокарточки. Дети их рассматривают, задают вопросы. Мнемокарточки переворачиваются лицевой стороной вниз и перемешиваются. Дети по очереди открывают по две карточки. Если мнемокартинки совпали, ребенок забирает их себе. Если пары разные, то карточки возвращаются обратно, а игру продолжает следующий игрок.
Задание 15. «Положи в корзинку»
Цель: формирование умения сравнивать предметы (мнемокартинки); развитие зрительной памяти, речи.
Игровые правила: показывать и называть только одинаковую мнемокартинку.
Игровое действие: поиск нужных картинок.
Ход игры: у воспитателя набор мнемокартинок. На них изображены предметы. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки. Затем раздает всем по картинке. Ребенку необходимо найти такую же на столе.
Задание 16. «Когда это бывает»
Цель: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость,выдержку.
Игровые правила: рассказывают о своей картинке по мнемотаблице «Времена года». Картинку не показывают, пока её не отгадают.
Игровые действия: отгадывание картинок.
Ход игры: воспитатель раздает детям картинки «Времена года» и просит не показывать друг другу. Затем вращает стрелку. На кого она покажет. Тот и рассказывает о своем времени года по мнемотаблице.
Задание 17. «Времена года»
Цель: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание.
Игровые правила: рассказывают о своей картинке по мнемотаблице «Времена года». Картинку не показывают, пока её не отгадают.
Игровые действия: отгадывание картинок.
Ход игры: воспитатель раздает детям картинки и просит не показывать друг другу. Затем вращает стрелку. На кого она покажет. Тот и рассказывает о своем времени года по мнемотаблице.
Задание 18. «Опиши животное»
Цель: закрепить знания о животных; учить составлять описательный рассказ по мнемотаблицам; обогащать активный словарь, используя свои знания о внешнем виде и образе жизни животных.
Игровые правила: правильно составить связной рассказ с опорой на мнемотаблицу.
Игровое действие: каждый игрок, выбирая картинку должен составить рассказ о своём животном по мнемотаблицам.
Ход игры: воспитатель предлагает детям мнемокарточки диких и домашних животных. Рассматривает вместе с детьми животных на мнемокартинках.
Ребята, попробуем их описать.
Предлагает описать животное по мнемотаблице.
Задание 19. «Кто что любит есть?»
Цель: формирование умения образовывать форму винительного падежа имен существительных. Закреплять словарь по теме.
Игровые правила: показывать и находить только правильную мнемокартинку.
Игровое действие: поиск нужных мнемокартинок.
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть мнемокатинку с изображением домашнего животного, назвать его и взять себе картинку. Затем просит ребят «накормить» животных и ответить на вопрос: «Кто что любит?».
Например:
Кошка любит пить. (Молоко).
Коза любит есть. (Траву).
Задание 20. «Чьи детки»
Цель: закреплять знания о домашних животных и их детенышах; формировать умение соотносить изображение детенышей на мнемокартинке с изображение большого животного на мнемотаблице.
Игровое правило: правильно назвать детеныша.
Игровое действие: найти детеныша, поставить рядом со взрослым животным.
Ход игры: воспитатель подготавливает мнемокартинки с изображением детенышей и мнемотаблицы со взрослыми животными. Дети должны к мнемотаблицам со взрослыми животными подобрать мнемокартинки с их детенышами. Дети произносят характерные звуки для каждого детеныша
Задание 21. «У кого что?»
Цель: учить детей образовывать форму родительного падежа имен существительных. Активизировать словарь по теме.
Игровое правило: правильно подбирать мнемокартинки.
Игровые действия: найти мнемокартинку.
Ход игры:
Педагог просит ответить на вопрос и подобрать к ответу картинку.
Например:
У кого рога и вымя?. (У коровы)
У кого длинные усы и острые когти?. (У кошки)
У кого копыта и грива?. (У лошади)
Задание 22. «Кто где находится?»
Цель: учить различать предлоги «на», «под», «около» с помощью мнемокартинок, кодирующих изображение домашних птиц и их местонахождение.
Игровое правило: показывать и называть только подходящую мнемокартинку.
Игровое действие: поиск нужных мнемокарточек.
Ход игры:
Педагог предлагает посмотреть на мнемокартинки и сказать, куда спряталась каждая из домашних птиц.
Например:
Утка спряталась под куст.
Петух сидит на заборе.
Гусь стоит около дома.
Задание 23. «Что лишнее»
Цель: формирование умения правильно называть предмет и его действие, замечать и называть различие в цвете и размере по мнеквадратам; развивать у детей зрительную память.
Игровое правило: отвечает только тот, кого назовет сказочный персонаж (гость).
Игровое действие: отгадывание, что изменилось в расположении мнемоквадратов, что лишнее.
Ход игры: воспитатель показывает детям поочередно пять разных картинок с изображением разных по размеру предметов. Дети их рассматривают. Вместе с детьми воспитатель называет отличительные признаки предметов. Если дети затрудняются, воспитатель помогает им наводящими вопросами. Далее воспитатель добавляет одну из мнемокартинок, а дети угадывают, что изменилось, что лишнее. Тот, кто догадается первым, подходит к воспитателю и говорит тихо, чтобы другие не слышали. И так далее.
Задание 24. «Когда это бывает?»
Цель: формировать знания о частях суток: день, ночь, их характерных признаках; развитие связной речи, умения составлять небольшой рассказ по мнемотаблице.
Игровое правило: рассказывает тот, кого назовет Буратино.
Игровое действие: описание частей суток.
Ход игры: Показ мнемокартинок с изображением частей суток.
Воспитатель просит ребенка показать, где день, а где ночь.
Задает вопросы:
Когда мы играем?
Когда мы кушаем?
Что мы делаем ночью? Воспитатель просит подобрать для каждой мнемотаблицы «День», «Ночь» подходящие к описанию мнемокартинки и рассказать уже по готовой мнемотаблице небольшой описательный рассказ.
Задание 25. «Кто что ест?»
Цель: учить детей соотносить мнемокартинки с объектами и предметами. Закреплять словарь по теме.
Игровое правило: показывать и называть только подходящую мнемокартинку.
Игровое действие: поиск нужных мнемокарточек.
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть мнемокартинки с изображением дикого животного, назвать его и взять себе картинку. Затем просит ребят «накормить» животных и ответить на вопрос: «Кто что ест?».
Например:
Заяц ест траву.
Медведь ест мед.
Дети находят соответствующие мнемокартинки с изображением продуктов питания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр
Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...