Картотека пальчиковых игр
картотека по развитию речи (старшая группа)
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- развитие компонентов устной речи детей;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи через пальчиковые игры;
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми, а также соблюдения общепринятых норм и правил поведения;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, используя стишки - потешки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_palchikovyh_igr.docx | 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек для детей 3–4 лет»
Задачи:
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- развитие компонентов устной речи детей;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи через пальчиковые игры;
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми, а также соблюдения общепринятых норм и правил поведения;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, используя стишки - потешки.
«Перелетные птицы»
Тили-тели, тили-тели -
С юга птицы прилетели!
(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.)
Прилетел к нам скворушка -
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж -
(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с
мизинца левой руки.)
Все вернулись, прилетели,
(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.)
Песни звонкие запели!
(Указательным и большим пальцами делают клюв –
«птицы поют».)
«Засолим капусту»
Мы капусту рубим,
(Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.)
Мы морковку трем,
(Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.)
Мы капусту солим,
(Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки.)
Мы капусту жмем.
(Интенсивное сжимание пальцев рук
в кулаки. Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)
«Хозяюшка»
Кукле кашу я сварю:
(Мешаем кашу.)
В миску молока налью,
(Наливаем молоко.)
Положу туда крупу
(Насыпать крупу.)
И поставлю на плиту.
(Поставить на плиту.)
Будет каша хороша!
(Хлопать в ладоши.)
Кушай, кукла, не спеша.
(Пригрозить пальчиком.)
«Топ – топ, топотушки.»
Топ – топ, топотушки (Фонарики)
Пляшет зайчик на опушке. (Загибаем и разгибаем большие пальцы на обеих руках)
Пляшет ёжик на пеньке, (Загибаем и разгибаем указательные пальцы на обеих руках)
Пляшет чижик на сучке, (Загибаем и разгибаем средние пальцы на обеих руках)
Пляшет песик на крылечке, (Загибаем и разгибаем безымянные пальцы на обеих руках)
Пляшет котик возле печки. (Загибаем и разгибаем мизинцы на обеих руках)
Пляшет мышка возле норки, (Загибаем и разгибаем большие пальцы на обеих руках)
Пляшет козочка на горке, (Загибаем и разгибаем указательные пальцы на обеих руках)
Пляшет утки на реке, (Загибаем и разгибаем средние пальцы на обеих руках)
Черепаха на песке. (Загибаем и разгибаем безымянные пальцы на обеих руках)
Топ – топ, топотушки, (Загибаем и разгибаем мизинцы на обеих руках)
Пляшут лапки, (Фонарики)
Пляшут ушки, (Берем себя за ушки)
Пляшут рожки (Делаем рожки)
«Банька»
Над трубою дым поднимается, (сложить ладони вместе и сделать несколько волнообразных движений снизу вверх)
Да по небу дым расстилается (раскрыть ладони и развести руки в разные стороны)
Не хлебы пекут – банька топится,
А народ спешит к ней, торопится (соединить кончики пальцев двух рук, а ладони не соединять, пальцы растопырить)
Прибежал Нафанька: «Ой, пустите в баньку!» (хлопать в ритм)
«Не стопилась банька. Обожди, Нафанька!» (погрозить пальчиком)
«Сорока-белобока».
Ты, сорока-белобока. (Машем крыльями.)
Научи меня летать, (Руки вверх.)
Ни высоко, ни далеко – (Руки в стороны.)
Только море увидать. (Ладонь козырьком ко лбу.)
«Лакомка»
Стоит на кухне под столом горшок со свежим молоком
(Левую руку сжать в кулак, положить на сток вертикально, слегка приоткрыв сверху.)
Тайком пробралась в кухню кошка отведать молока немножко.
(Средний и безымянный пальцы правой руки соединить с большим так, чтобы получилось колечко,- это мордочка кошки; указательный палец и мизинец приподнять - так торчат кошачьи ушки.)
Наклонилась, пьет вершок, сунув голову в горшок.
(Постепенно просовываем правую руку в кулак левой руки.)
А потом - ой-ой-ой!Ай-ай-ай! Не вынуть голову никак.
(Кулак левой руки, сжимая пальцы правой руки, поднимается вверх.)
Бежит кошка во двор,натолкнулась на забор.
(Передвигаем кулак левой руки с зажатыми в нем пальцами правой руки.)
Бумс! Бумс! Тук-так-ток! Раскололся тот горшок.
(Разводим руки в стороны.)
Побежала кошка в дом опять за вкусным молоком.
«Соня-пастушок»
Вышел, вышел пастушок на лужок,
Он созвал, собрал бурёнок в кружок,
Наказал им никуда не ходить,
А коль волк придёт, его разбудить.
Посчитал коров и сладко зевнул.
Да под белою березкой уснул».
Дом и ворота
- На поляне дом стоит (изображаем "дом")
- Ну а к дому путь закрыт (изображаем "ворота")
- Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу)
- В этот домик приглашаем (изображаем "дом")
«Строим дом»
Это домик (ладошки приставлены друг к другу)
Это крыша (ладони сцеплены, пальцы переплетены)
А труба еще повыше (мизинчики или безымянные пальцы поднимать то на одной руке,
то на другой, то на обеих одновременно)
«Маланья»
У Маланьи, у старушки (Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)
Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом, показать избушку)
Семь сыновей, (Показать семь пальцев)
Все без бровей (Очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами, (Растопыренные ладони поднести к ушам)
Вот с такими носами, (Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами)
Вот с такими усами, (Очертить пальцами длинные "гусарские" усы)
Вот с такой головой, (Очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой! (Показать руками большую окладистую бороду)
Они не пили, не ели, (Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".)
На Маланью все глядели, (Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами)
И все делали вот так. (Дети показывают загаданные действия)
«Репка»
Репку мы сажали (пальцами как будто роем лунку на детской ладошке)
Репку поливали (имитируем, как льется вода из лейки)
Вырастала репка (выпрямляем постепенно пальчики)
Хороша и крепка!
(ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки малыша и тяните – каждый в свою сторону)
Вытянуть не можем,
Кто же нам поможет?
Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух! (расцепили руки, потрясли кистями)
«Этот пальчик хочет спать»
Этот пальчик хочет спать, (загните мизинчик)
Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный пальчик)
Этот пальчик чуть вздремнул, (загните средний пальчик)
Этот пальчик уж уснул, (загните указательный пальчик)
Этот пальчик крепко спит. (загните большой пальчик)
Тише, дети, не шумите,
Пальчики не разбудите.
«Братья»
Идут четыре брата (показать четыре пальца, большой палец прижат к ладони)
Навстречу им старшой. (показать большой палец)
-Здорово, большак!
-Здорово Васька-указка, (большой палец соединяется с указательным в колечко)
Мишка-середка, (большой соединяется со средним пальцем)
Гриша –сиротка (большой соединяется с безымянным пальцем)
И крошка- Тимошка. (большой соединяется с мизинцем)
«Дождик»
Дождик, дождик, лей-лей-лей! (барабанить кончиками пальцев по столу)
На меня и на людей! (барабанить все сильнее и сильнее)
Дождик-дождик припусти, (большой, безымянный и мизинец каждой руки поджаты к ладони)
Мы попрячемся в кусты (указательный и средний бегут к краю стола,
руки прячутся под стол)
Дождик, дождик, хватит лить (снова барабанить пальцами, все тише и тише)
Малых детушек мочить! (постепенно перестать)
«Пальчик-мальчик»
Пальчик-мальчик, где ты был? (все пальцы, кроме большого сжаты в кулак)
С этим братцем - в лес ходил (показать указательный палец)
С этим братцем - щи варил (показать средний палец)
С этим братцем - кашу ел (показать безымянный палец)
С этим братцем - песни пел. (показать мизинец)
«Гости»
Стала Маша гостей звать,на блиночки созывать: (хлопать в ладошки)
-И Иван, приди, и Степан приди, (поочередно загибать пальцы руки, начиная с большого пальца)
Да, Андрей приди, да Матвей приди.
А, Митрошечка, ну пожалуйста!
Гости посидели, блиночков поели. (постучать кулачками друг об друга)
Стала Маша гостей провожать,в путь дорогу собирать:
-Прощевай, Иван!
Прощевай, Степан! (поочередно разгибать пальцы руки, начиная с большого пальца)
Прощевай, Андрей! Прощевай, Матвей!
А ты, Митрошечка, моя крошечка, (погладить мизинец другими пальцами)
Побудь со мной еще немножечко!
«Яблочко»
(Русская народная потешка)
Катилось яблочко по огороду - сложите руку в кулак и покрутите
кулаком.
И упало прямо в воду – бульк!- уроните руку вниз.
«Дождик»
(Русская народная потешка)
Дождик, дождик, посильней, - машем открытыми ладошками
вверх – вниз.
Будет травка зеленей, - ставим на стол открытые ладошки
растопыренными пальчиками вверх.
Вырастут цветочки на кругленьком лужочке! - свёрнутые в кулачок пальцы обеих рук раскрываются, изображая распускающиеся цветы.
«Жук, жук»
(Русская народная потешка)
Жук, жук не жужжи!- изображаем жука с длинными усиками.
Где ты прячешься, скажи!- разводим руками в стороны и
пожимаем плечами.
Мой дом под кустом,- изображаем ладонями крышу.
Под берёзовым листом!- опять одной рукой изображаем жука,
а второй – листик, под который и залетает жук.
«Муха строит дом»
(Русская народная потешка)
Ох, ох, что за гром?- ладони к щекам. Качаем головой из стороны в сторону.
Муха строит новый дом. - изображаем ладонями крышу.
Молоток: стук – стук, -изображаем рукой движения молотком.
Помогать идёт петух. -двумя пальцами изображаем ноги, показываем, как идёт петух –важно, вразвалочку.
«Кораблик»
По реке плывёт кораблик, он плывет из далека, -сложили руки лодочкой и делаем ими волнообразные движения.
На кораблике четыре очень храбрых моряка. - Показываем поднятые вверх четыре пальца.
У них ушки на макушке,- поднимаем руки к голове, показываем
ушки согнутыми ладонями.
У них длинные хвосты. -приставляем руку к пояснице, изображая движения хвостиком.
Не страшны им только кошки,только кошки да коты.
Обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим.
«Тетери»
(Русская народная потешка)
Как на нашем на лугу - разводим руки в стороны, изображая простор.
Стоит чашка творогу. - ладони вместе – горстью.
Прилетели две тетери, - машем пальчиками обеих рук,
«слетаемся» с разных сторон в середину.
Наклевались, улетели. - указательный и средний палец –
клювы – тыкают в сложенную горстью вторую ладонь.
«Синий чиж»
(Русская народная потешка)
По дубочку постучишь-стучим кулачком по столу.
Прилетает синий чиж. -машем «крыльями».
У чижа, у чиженьки хохолочек рыженький.
Поднимаем вверх четыре пальца и делаем пальцами волнообразные
движения, пёрышки на хохолке «развеваются».
А на лапке маленькой сапожочек аленький.
Указательный палец одной руки поставить на стол и кончиком пальца
другой руки погладить ноготь пальца, изображающего лапку.
Чиж под солнышком летал и головкою кивал.
Машем «крыльями», киваем головой.
«Ах ты, радуга-дуга…»
(Русская народная потешка)
Ах ты, радуга-дуга, ты высока и туга!
Соедините руки в замок, поднимите их над головой и покачайте из стороны
в сторону.
Не дай дождичка, - машем открытыми от себя ладонями
из стороны в сторону, изображая отказ.
Дай нам вёдрышко. - ладони горизонтально, как бы подставляем ладони под дождь.
Чтобы деткам погулять,чтоб теляткам поскакать,
В такт стихам качаем головой из стороны в сторону, как бы
напевая песенку.
Нужно солнышко – колоколнышко!
Поднимаем руки вверх, растопырив пальцы, - изображаем солнышко.
«Шла собака через мост…»
(Русская народная потешка)
Шла собака через мост, - изображаем всеми пальцами
шагающую собаку – средний палец оттопырен вперёд (голова,
остальные идут по столу.
Четыре лапы, пятый хвост. - показываем четыре пальца,
поднятые вверх, большой прижат к ладони.
На слово «пятый» зажимаем все пальцы,а большой поднимаем вверх.
Если мост обвалится,
Две ладони оставьте вместе тыльной
стороной вверх, ладони касаются
кончиками пальцев – это будет мост.
Изобразите, как мост обваливается.
То собака свалится.
Разведите руки в стороны и пожмите
плечами, как бы изображая удивление,
недоумение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...