Обучение грамоте "Буква и звук "Т""
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Буква и звук Т»
Возрастная группа: подготовительная к школе
Образовательные области: познавательное и речевое развитие.
Вид образовательной деятельности: учебно-познавательная.
Цель: Знакомство с новой буквой и звуком «Т»
Задачи:
Образовательные:
- учить подбирать слова с использованием новой буквы;
- учить использовать заданный слог в образовании нового слова;
- учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа;
- расширять знания об устном народном творчестве;
- закрепить знания и умения в написании буквы и заданного слова.
Развивающие:
- развивать умение выкладывать букву по образцу, используя природный материал;
- развивать познавательные и мыслительные операции;
Воспитательные:
- воспитывать навыки аккуратности в работе, желание добиваться заданной и поставленной цели.
Методы и приемы:
Наглядные: демонстрация атрибута с изображением новой буквы, карточки с мягкими и твердыми слогами, образец написания слова с использованием новой буквы.
Словесные: беседа о новой букве, загадывание загадок, знакомство с пословицей, описательно-пояснительный рассказ, показ, объяснение.
Практические: выкладывание новой буквы из природного материала, чтение и написание новой буквы и слова, игра «Придумай слово», игра «Выложи букву».
Словарная работа: закрепить умение образовывать слово из слога, подбор слова на заданную букву и слог.
Предварительная работа:
- Чтение стихов Л.Куклина, Б.Захадера, С.Маршака; работа с азбукой букв (закрепление изученных букв, слоговое произношение).
- Проведение д/игр «Сложи слово», «Разбери по слогам», игра-соревнование «Кто больше придумает слов на нужную букву».
- Чтение книги «Азбука слов», «Почемучки», чтение загадок о буквах и звуках.
- С/р игра «Путешествие в страну знаний», «Школа».
- Изготовление макетов изученных букв на карточках с применением пластилина.
Оборудование:
Демонстрационный материал: атрибут с изображением новой буквы, карточки с изображением слогов.
Раздаточный материал: камушки на каждого ребенка, простой и цветные карандаши, рабочая тетрадь.
Организация образовательной деятельности: Дети сидят за столами по два человека. Для практической деятельности в стороне стоят столы с заранее приготовленным материалом для работы детей.
План непосредственно образовательной деятельности:
1 часть. Вводная 1 мин.
2 часть. Основная.
- Знакомство с буквой Т 1 мин.
- На что похожа буква «Т» 2 мин.
- Загадывание загадок 5 мин.
- Написание буквы 2 мин.
- Придумывание слов 2 мин.
- Разбор пословицы 2 мин.
- Физминутка 2 мин.
- Чтение слогов (мягких) 1 мин.
- Придумывание слов 2 мин.
- Чтение слогов (твердых) 1 мин.
- Придумывание слов 2 мин.
- Выкалывание буквы из природного материала 2 мин.
- Написание буквы в тетради 2 мин.
- Написание слова в тетради 3 мин.
3 часть. Заключительная
Подведение итогов 1 мин.
Длительность – 30 мин.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие в страну «Алфавит» и познакомимся с новой буквой Т. (показ атрибута)
Рассмотрите, пожалуйста, ее и скажите, из чего состоит эта буква? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо описали эту букву. А вот С.Тарлапан сравнил ее с молотком.
Отвечайте кто знаток,
что это за молоток?
А что вам напоминает эта буква? (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадки.
Золотая голова велика, тяжела,
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка. (ответы детей – тыква)
Воспитатель: Хорошо ребята, вы дали правильный ответ. Скажите, пожалуйста, где в этом слове находится звук Т? (ответы детей)
Воспитатель: Скажите мне ребята, звук Т в этом слове какой? (если дети затрудняются, помогаю)
Воспитатель: Звук твердый или мягкий? (ответы детей)
А теперь слушайте следующую загадку:
Поверну волшебный круг
И меня услышит друг. (ответы детей)
Воспитатель: Где в этом слове находится звук Т? Какой он в этом слове? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, откройте рабочие тетради, найдите четвертое занятие на странице десять. Найдите нашу новую изученную букву. Нам надо закрасит эти буквы, чтобы они стали яркими и красивыми. Выберите карандаши по цвету и заштрихуйте аккуратно буквы (дети выполняют работу, воспитатель напоминает им об аккуратности)
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо постарались и справились с заданием. Давайте поиграем в игру слов, мы с вами будем придумывать слова, в которых есть наша буква. (Дети называют слова, если кто-либо назовет слово «труд», воспитатель произносит пословицу о труде, если нет, воспитатель называет ее сам).
Воспитатель: Ребята, а я знаю такое хорошее и замечательное слово, как «труд», и знаю пословицу с этим словом «Труд кормит, а лень портит». Как вы можете объяснить эту пословицу? (ответы детей)
Воспитатель: Пришло время отдохнуть, встаньте возле своих стульчиков и проведем физминутку «Самолеты» (проводится физминутка).
Воспитатель: Отдохнули, а теперь снова будем работать. В нижней части тетради находятся слоги. Сейчас мы прочитаем первый ряд слогов (ребенок читает слоги).
Воспитатель: Что можно сказать про эти слоги, какие они? (ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю вам придумать слова, используя эти твердые слоги (работа детей).
Воспитатель: Молодцы! А теперь прочтем второй столбик слогов (ребенок читает).
Скажите, какие это слоги? (ответы детей).
Давайте постараемся и придумаем слова с этими мягкими слогами (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, вы очень хорошо поработали и придумали много замечательных слов. Предлагаю вам встать и пройти к столам. Для каждого из вас приготовлена чистая карточка. С помощью природного материала –камушков, мы будем выкладывать букву «Т». Буква должна поместиться на карточке и не должна быть слишком маленькой. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Молодцы! Вы все справились с заданием, можете пройти и посмотреть работы своих товарищей. Приглашаю вас пройти на свои места, и приступим к следующему заданию. Сейчас мы с вами будем учиться писать букву «Т». Буква должна поместиться в одной клеточке. Сначала будем рисовать горизонтальную длинную линию, отступив от начала клетки в правую сторону. Но рисуем эту линию, не доходя до середины клетки. (Показываю). Затем будем рисовать вертикальную линию. Начинаем рисовать от уголка клетки в правую сторону, не много не доходя до конца клетки. (Показываю).
(Пригашаю к доске ребенка для повторного показа).
Воспитатель: Ребята, напоминаю, написав буквы, мы что должны сделать? (Ответы детей – пропустить пустую клетку). Дети выполняют задание простым карандашом.
Воспитатель: А теперь давайте прочтем слово, которое написано ниже. (Дети читают слово, воспитатель напоминает об аккуратности работы, и о пропуске клетки между словами).
Воспитатель: Ребята, я очень довольна вашей работой. Вы все очень старались, выполняли аккуратно свою работу и придумывали замечательные слова. С какой буквой мы сегодня познакомились (ответы). Что вам понравилось больше всего на занятии?
Воспитатель: Давайте улыбнемся друг другу и громко похлопаем. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы организации индивидуального обучения для воспитанников с особыми образовательными потребностями испытывающие трудности в обучении (для детей старшего возраста (2 период обучения) в группе компенсирующей направленности)
Создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)....
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год ...
Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения...
Рабочие программы по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, обучению грамоте, развитию слухового восприятия и обучению произношению 5 год обучения
Рабочие программы 5 год обучения...
Дистанционное обучение "Крепыш" 1 год обучения и 2 год обучения
конспекты занятий...
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...