Обучение грамоте "Буква и звук "Т""
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Дарьина Ольга Леонидовна

Обучение грамоте "Буква звук "Т" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_t.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

                            Тема: «Буква и звук Т»

Возрастная группа: подготовительная к школе

Образовательные области: познавательное и речевое  развитие.

Вид образовательной деятельности: учебно-познавательная.

Цель: Знакомство с новой буквой и звуком «Т»

Задачи:

Образовательные:

  • учить подбирать слова с использованием новой буквы;
  • учить использовать заданный слог в образовании нового слова;
  • учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа;
  • расширять знания об устном народном творчестве;
  •  закрепить знания и умения в написании буквы и заданного слова.

Развивающие:

  • развивать умение выкладывать букву по образцу, используя природный материал;
  • развивать познавательные и мыслительные операции;

 Воспитательные:

  • воспитывать навыки аккуратности в работе, желание добиваться заданной и поставленной цели.

Методы и приемы:

Наглядные: демонстрация атрибута с изображением новой буквы, карточки с мягкими и твердыми слогами, образец написания слова с использованием новой буквы.

Словесные: беседа о новой букве, загадывание загадок, знакомство с пословицей, описательно-пояснительный рассказ, показ, объяснение.

Практические: выкладывание новой буквы из природного материала, чтение и написание новой буквы и слова, игра «Придумай слово», игра «Выложи букву».

Словарная работа: закрепить умение образовывать слово из слога, подбор слова на заданную букву и слог.

Предварительная работа:

  • Чтение стихов Л.Куклина, Б.Захадера, С.Маршака; работа с азбукой букв (закрепление изученных букв, слоговое произношение).
  • Проведение д/игр «Сложи слово», «Разбери по слогам», игра-соревнование «Кто больше придумает слов на нужную букву».
  • Чтение книги «Азбука слов», «Почемучки», чтение загадок о буквах и звуках.
  • С/р игра «Путешествие в страну знаний», «Школа».
  • Изготовление макетов изученных букв на карточках с применением пластилина.

Оборудование: 

Демонстрационный материал: атрибут с изображением новой буквы, карточки с изображением слогов.

Раздаточный материал: камушки на каждого ребенка, простой и цветные карандаши, рабочая тетрадь.

Организация образовательной деятельности: Дети сидят за столами по два человека. Для практической деятельности в стороне стоят столы с заранее приготовленным материалом для работы детей.

План непосредственно образовательной деятельности:

1 часть. Вводная                                                                                             1 мин.

2 часть. Основная.

  1. Знакомство с  буквой Т                                                                       1 мин.
  2. На что похожа буква «Т»                                                                    2 мин.
  3. Загадывание загадок                                                                            5 мин.
  4. Написание буквы                                                                                 2 мин.
  5. Придумывание слов                                                                             2 мин.
  6. Разбор пословицы                                                                                2 мин.
  7. Физминутка                                                                                           2 мин.
  8. Чтение слогов (мягких)                                                                       1 мин.
  9. Придумывание слов                                                                             2 мин.
  10. Чтение слогов (твердых)                                                                     1 мин.
  11. Придумывание слов                                                                             2 мин.
  12. Выкалывание буквы из природного материала                                2 мин.
  13. Написание буквы в тетради                                                                 2 мин.
  14. Написание слова в тетради                                                                  3 мин.

3 часть. Заключительная

Подведение итогов                                                                                         1 мин.

Длительность  – 30 мин.

Ход  образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие в страну «Алфавит» и познакомимся с новой буквой Т. (показ атрибута)

Рассмотрите, пожалуйста,  ее и скажите, из чего состоит эта буква? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо описали эту букву. А вот С.Тарлапан сравнил ее с молотком.

Отвечайте кто знаток,

что это за молоток?

А что вам напоминает эта буква? (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадки.

     Золотая голова велика, тяжела,

     Золотая голова отдохнуть прилегла.

     Голова велика, только шея тонка. (ответы детей – тыква)

Воспитатель: Хорошо ребята, вы дали правильный ответ. Скажите, пожалуйста, где в этом слове находится звук Т? (ответы детей)

Воспитатель: Скажите мне ребята, звук Т в этом слове какой? (если дети затрудняются, помогаю)

Воспитатель: Звук твердый или мягкий? (ответы детей)

А теперь слушайте следующую загадку:

     Поверну волшебный круг

     И меня услышит друг. (ответы детей)

Воспитатель: Где в этом слове находится звук Т? Какой он в этом слове?  (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, откройте рабочие тетради, найдите четвертое занятие на странице десять. Найдите нашу новую изученную букву. Нам надо закрасит эти буквы, чтобы они стали яркими и красивыми. Выберите карандаши по цвету и заштрихуйте аккуратно буквы (дети выполняют работу, воспитатель напоминает им об аккуратности)

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо постарались и справились с заданием. Давайте поиграем в игру слов, мы с вами будем придумывать слова, в которых есть наша буква. (Дети называют слова, если кто-либо назовет слово «труд», воспитатель произносит пословицу о труде, если нет,  воспитатель называет ее сам).

Воспитатель: Ребята, а я знаю такое хорошее и замечательное слово, как «труд», и знаю пословицу с этим словом «Труд кормит, а лень портит». Как вы можете объяснить эту пословицу? (ответы детей)

Воспитатель: Пришло время отдохнуть, встаньте возле своих стульчиков и проведем физминутку  «Самолеты» (проводится физминутка).

Воспитатель: Отдохнули, а теперь снова будем работать. В нижней части тетради находятся слоги. Сейчас мы прочитаем первый ряд слогов (ребенок читает слоги).

Воспитатель: Что можно сказать про эти слоги, какие они? (ответы детей)

Воспитатель: Предлагаю вам придумать слова, используя эти твердые слоги (работа детей).

Воспитатель: Молодцы! А теперь прочтем второй столбик слогов (ребенок читает).

Скажите, какие это слоги? (ответы детей).

Давайте постараемся и придумаем слова с этими мягкими слогами (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, вы очень хорошо поработали и придумали много замечательных слов. Предлагаю вам встать и пройти к столам. Для каждого из вас приготовлена чистая карточка. С помощью природного материала –камушков, мы будем выкладывать букву «Т». Буква должна поместиться на карточке и не должна быть слишком маленькой. (Дети выполняют задание).

Воспитатель: Молодцы! Вы все справились  с заданием, можете пройти и посмотреть работы своих товарищей. Приглашаю вас пройти на свои места, и приступим к следующему заданию. Сейчас мы с вами будем учиться писать букву «Т». Буква должна поместиться в одной клеточке. Сначала будем рисовать горизонтальную длинную линию, отступив от начала клетки в правую сторону. Но рисуем эту линию, не доходя до середины клетки. (Показываю). Затем будем рисовать вертикальную линию. Начинаем рисовать от уголка клетки в правую сторону, не много не доходя до конца клетки. (Показываю).

(Пригашаю к доске ребенка для повторного показа).

Воспитатель: Ребята, напоминаю, написав буквы, мы что должны сделать? (Ответы детей  – пропустить пустую клетку). Дети выполняют задание простым карандашом.

Воспитатель: А теперь давайте прочтем слово, которое написано ниже. (Дети читают слово, воспитатель напоминает об аккуратности работы, и о пропуске клетки между словами).

Воспитатель: Ребята, я очень довольна вашей работой. Вы все очень старались, выполняли аккуратно свою работу и придумывали замечательные слова. С какой буквой мы сегодня познакомились (ответы). Что вам понравилось больше всего на занятии?

Воспитатель: Давайте улыбнемся друг другу и громко похлопаем. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...