Конспект развития речи на тему: Сочинение-миниатюра «Вид из окна».
план-конспект по развитию речи

Гуляева (Колесникова) Людмила Валерьевна

Цель деятельности учащихся

Создание условий для ознакомления учащихся с сочинением-миниатюра и создание собственных текстов.

Задачи урока

  1. Образовательные: формировать умение анализировать чужую речь, стремиться к выразительности и точности речи в передачи мысли, накапливать опыт употребления имён существительных в речи.
  2. Развивающие: развивать творческое воображение, логическое мышление, внимание, память.
  3. Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, целеустремленность, аккуратность.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности, ответственно относиться к урокам русского языка (ежедневно быть готовым к уроку).

5.проявлять положительное отношение к учебному предмету «Русский язык», осознавать его значение.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной формах.

4. Умение работать в паре.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvitiya_rechi.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 9 Развитие речи

Класс: 4 Б

Школа: Гимназия № 1

Учитель: Соколова Елена Владимировна

Методист: Дрыгина Надежда Николаевна  

Тема урока: Сочинение-миниатюра «Вид из окна».

Выполнила: Колесникова Людмила

Цель деятельности учащихся

Создание условий для ознакомления учащихся с сочинением-миниатюра и создание собственных текстов.

Задачи урока

  1. Образовательные: формировать умение анализировать чужую речь, стремиться к выразительности и точности речи в передачи мысли, накапливать опыт употребления имён существительных в речи.
  2. Развивающие: развивать творческое воображение, логическое мышление, внимание, память.
  3. Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, целеустремленность, аккуратность.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности, ответственно относиться к урокам русского языка (ежедневно быть готовым к уроку).

5.проявлять положительное отношение к учебному предмету «Русский язык», осознавать его значение.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной формах.

4. Умение работать в паре.

Методы и формы обучения

Фронтальная беседа, индивидуальная работа, словесный, практический

Образовательные ресурсы

Учебник русского языка 4 класс, презентация

Ход урока

Этапы

Содержание урока

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Орг. момент

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Людмила Валерьевна, сегодня я проведу у вас урок развития речи.

Настройтесь на работу.  Желаю всем удачи.

Откройте ваши тетради, запишите число и классная работа.

Приветствие учителя

Настраиваются на работу

Открывают тетради, записывают число и классная работа.

Личностные УУД

-формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности, ответственно относиться к урокам русского языка (ежедневно быть готовым к уроку)- -проявлять положительное отношение к учебному предмету «Русский язык», осознавать его значение.

Актуализация знаний

Я предлагаю такое задание, по алгоритму составить устный рассказ об имени существительном. Алгоритм вы видите на доске.

Имя существительное – это … (часть речи), которая отвечает на …(вопросы кто?, что?) и обозначает…(предмет), имеет …(постоянные) и …(непостоянные) признаки. Постоянные признаки: есть … (имена собственные) и … (нарицательные); …(одушевленные) и …(неодушевленные); относятся … (к мужскому), … (женскому) и … (среднему) роду. Непостоянные признаки: изменяются по … (числам) и … (падежам). В предложении чаще всего бывают … (подлежащими), … (дополнением) или …(обстоятельством).

- Итак, какую роль в речи играют имена существительные?

Сегодня мы будем художниками, но писать картину мы будем кисточкой из слов.

Мы будем писать сочинение-миниатюру “Вид из окна”.

- Какие задачи поставим перед собой?  

- Что такое сочинение-миниатюра?

- Постарайтесь увидеть необычное в обычном. Представьте что вы едете в машине, в автобусе, в вагоне поезда или сидите у окна. За окном – или городские улицы, или сельские, или картины природы.

Как мы говорили, сочинение-миниатюра - это маленький текс в несколько предложений.

Вам нужно нарисовать картину с помощью двух- трех предложений с однородными подлежащими – именами существительными.

Что такое предложения с однородными подлежащими- именами существительными?

Посмотрите на доску. Вам представлены слова, которые можно использовать в качестве сказуемых (мелькают, мчатся, проносятся, летят, сменяют друг друга, обгоняют друг дружку)

Как должны быть построены предложения в сочинении – миниатюре?

Часть речи, вопросы кто?, что?, предмет, постоянные и непостоянные, имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, к мужскому, женскому и среднему роду.

Числам и падежам. Подлежащим, дополнением или обстоятельством.

Без имен существительных мы не понимали бы о чем или о ком идет речь

1.Узнать, что такое сочинение-миниатюра

2.Научиться писать сочинение-миниатюра

Маленький текст в не сколько предложений

Члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один вопрос и выполняют одну и ту же синтаксическую функцию.

Связаны друг с другом

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

- Как записываются предложения с однородными подлежащими- именами существительными?

- Напишите на черновике то, что увидели. На это я вам даю 2-3 минуты.

- Слов, какой части речи встретилось больше всего?

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что нужно было сделать?

– Удалось выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Однородные члены предложения отделяются друг от друга запятыми. Запятая не ставится, если два однородных члена связаны союзом и.

Запятая ставится, если между однородными членами стоят союзы а или но или повторяющийся союз и.

Имен существительных

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной формах.

4. Умение работать в паре.

Итог урока

Рефлексия

- Какие задачи ставили в начале урока?

- Мы их выполнили? Докажите.

- Мы были художниками слова. Если у вас получилось быть им, то покажите класс, если не очень получилось по покажите так.

“Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык” (К.Г. Паустовский)

Спасибо за урок.

  1. Я и родители едем в машине и выглядываем из окна. Городские улицы,  скверы, парки мелькают и проносятся одни за другими. Картины сменяют друг дружку, летят мимо меня. Я не успеваю разглядеть все, как следует. Рядом со мной мчатся, обгоняют друг друга другие легковые машины, грузовики, автобусы.
  2. Однажды я с мамой и папой поехала на поезде в Сочи.

             За окно мелькали озёра, болота, моря. Так же деревья перегоняли друг дружку, были видны города, деревни, сёла.

             Мне и моей семье очень понравилась поездка.

  1. Вот и увозят меня снова из деревни в город. Как знакома эта дорога! Одно поле за окном сменяется другим. Остаются позади золотоголовый подсолнечник, поля кукурузы, копны соломы. Мелькают за окном берёзовые рощицы, одинокие вязы, кусты черноплодки и полосы оранжевой рябины. Только лёгкие облака беззаботно летают и играют с нами в догонялки. Я буду скучать зимой по тихой речке, старенькому мосту, резному колодцу. Почему же обратная дорога кажется мне всегда такой грустной?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Поможем Красной Шапочке и бабушке (придумывание нового конца сказки)

1. Научить детей придумывать свой конец знакомой сказки.I уровень – самостоятельно;II уровень – с помощью воспитателя.2. Уметь отображать придуманный рассказ в рисунке, грамматически правильно с...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект Н.О.Д. по развитию речи для детей 3-его года жизни. Тема: «Сказка в гости приходи , малышей развесели"! план-конспект занятия по развитию речи на тему

Цель:1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой.2. Закреплять знание детей об овощах.3. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.4. Продолжать обогащ...