Делова игра дл педагогов "Проблемы,пути решения речквого развития"
материал по развитию речи

Насимя Ильгизовна Каримова

Воспитатель:Каримова Н.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_pot_razv.rechi_.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра с педагогами "Речевое развитие дошкольников: проблемы пути решения"

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей и их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира и именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.

Проблема развития речи является одной из актуальных.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих.

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) и семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь).

Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.

Таким образом, для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый стандарт, который должен иметь ребенок при поступлении в школу.

Какие же пути нам нужно выбрать для решения этих проблем?

Пути решения

В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности:(игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

Правильная речь педагога, родителей является единственным источником обогащения их лексики, своеобразным стимулятором развития их диалогической и монологической речи.

Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, использование педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей.

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ.

Формы работы с родителями:

Оформление информационного стенда для родителей в холле ДОУ и в приёмных групп.

Консультации: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста, «Играем с пальчиками», «Влияние речевых нарушений на школьное обучение, на формирование личности ребёнка» и др.

Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями.

Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии.

Проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда.

Приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО

- овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим),

- обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы)

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи , (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения)

- развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в - сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия)

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей)

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

- развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи).

Принципы развития речи: принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи, принцип развития языкового чутья, принцип формирования элементарного осознания явлений языка, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, принцип обогащения мотивации речевой деятельности, принцип обеспечения активной языковой практики.

Основные направления работы по развитию речи детей

1.Развите словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя:

Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам)

Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений)

Словообразование

4. Развитие связной речи:

Диалогическая (разговорная) речь

Монологическая речь (рассказывание)

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи:

Различение звука и слова, нахождение места звука в слове.

Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Методы развития речи:

Наглядные: Непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии) Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам)

Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические: дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Деловая игра.

Уважаемы коллеги, предлагаю вам поиграть, а как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Для того чтобы разговорная речь детей была хорошо развита педагогу необходимо иметь багаж знаний по формированию связной речи. Приобретением нового и развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся.

Разминка. «Быстрый ответ»

Назовите формы речи (диалогическая и монологическая)

Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

Ведущий прием обучения правильному произношению (образец воспитателя)

Как организовать работу по развитию речи во 2-й половине дня?(логоритмика, мнемотаблицы, дидактические игры, театрализованная деятельность, чтение художественной литературы и т.д.)

Какую литературу порекомендуете родителям по данной теме?

С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? (младшая группа).

1 задание.

«Чудесный мешочек» - «Назови одним словом».

Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка);

Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня);

Устное народное творчество, песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина);

Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка);

Короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот);

Устное народное творчество, народная мудрость (фольклор);

Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня);

Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка);

Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица);

Короткая, из двух или четырех строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка).

2задание.

 «Что, когда и почему?»

1-я команда

Назовите задачи речевого развития соответствующие ФГОС ДО.

2-я команда

Назовите основные средства и основные направления работы по развитию речи детей в детском саду в соответствии с ФГОС ДО.

3 задание.

Для работы с детьми, какой возрастной группы используются следующие произведения:

1-я команда

1. А. Барто. «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока - сорока», К.Чуковский. «Цыпленок», В.Сутеев «Три котенка».

(1-ая младшая группа)

2. З.Александрова «Мой мишка», А.Барто «Девочка-ревушка», С.Маршак «Усатый-полосатый»,«Маша и медведь», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко» .

(2-ая младшая)

2-я команда

3. «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье»,Я.Тайц «По грибы»,К.Чуковский «Федорино горе», Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик», «Коза-дереза», «Петушок и бобовое зернышко».

(средняя)

4. Н.Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», Х.К.Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица»

(подготовительная)

4 задание.

Закончите пословицу:

1-я команда

1. «Что написано пером…» (не вырубишь топором)

2. «Не плюй в колодец…» (пригодится – воды напиться)

3. «Не имей сто рублей…» (а имей сто друзей)

4. «Семь раз отмерь…» (один раз отрежь)

2-я команда

5. «Что посеешь…» (то и пожнешь)

6. «Любишь кататься…» (люби и саночки возить)

7. «Хочешь, есть калачи…» (не сиди на печи)

8. «Не красна изба углами…» (а красна – пирогами)

5 задание. 

К какому виду творчества это относится?

1-я команда

«Как аукнется, так и откликнется» (пословица)

«На дворе трава – на траве дрова» (скороговорка)

«Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (небылица)

«Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал» (потешка)

2-я команда

«В некотором царстве, в некотором государстве…» (сказка)

«Ехала машина темным лесом, за каким- то интересом (считалка)

«Расскажу- ка я вам про дела старые, (былина)

«Сели детки на карниз и растут все время вниз» (загадка)

6 задание. 

Игра «Расскажи сказку по-другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.

Образец:

Сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то, раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

1-я команда

«Рукавичка» от лица рукавички

2-я команда

«Лисичка со скалочкой» Расскажите сказку от лица скалочки.

7 задание.. 

Творческий конкурс.

По одному участнику от каждой команды. Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать». Дается 1 минута.

Для первой команды «Не плюй в колодец: случится воды напиться»

Для второй команды: «Без труда не вытянешь рыбку из пруда»

8 задание.

Переведите пословицы на русский язык

Сын леопарда - тоже леопард (Африка) /яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/

9 задание.

Из предложенного набора слов составить маленький рассказ

(например, заяц, карамель, магазин – заяц захотел карамели и отправился в магазин).

- бегемот, парта, лес;

- собака, лестница, улица;

- мальчик, сковородка, цирк;

- мама, карусель, волшебство;

- медведь, сосна, ночь;

- курица, калитка, зоопарк;

- календарь, прогулка, самовар;

- книга, листопад, мороженое;

- музыкант, голубь, самокат;

- скамейка, каравай, лягушка;

- король, барабан, простокваша;

- кукла, песня, мармелад;

- рыцарь, мышеловка, сарафан;

- солнце, парашют, дача;

- мартышка, улыбка, карнавал.

10 задание.

Скороговорки

Выходят по одному участнику от каждой команды. Участник должен произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро.

Для первой команды: «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят»

Для второй команды: «Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке».

Памятка для педагогов Культура речи воспитателя.

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, культурной речью, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчётливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесного обозначения.

Воспитатель должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой.

В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче и насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети. В качестве недостатков словаря многих воспитателей является частое употребления слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т.п.), засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит); в общении с более старшими детьми – подлаживание под речь малышей, то есть не уместное использование звукоподражательных слов (Где ав-ав? И т.п.).

Педагог должен критично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней стремиться к их устранению.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

- Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.

- Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.

- Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.

В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

Связно и доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).

Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения деловой игры для педагогов на ГМО по развитию связной речи.

Для того, чтобы выявить творческий потенциал педагогов, совершенствовать умение ясно и последовательно излагать свои мысли и  соединить обучение с условиями практической деятельности эффективно и...

Деловая игра "Просвещение педагогов через изучение методики развития речи и обучение методам разучивания"

Эта игра для воспитателей всех возростных групп имеет цель уточнения знаний и умений педагогов по методике развития речи детей по обучению заучивания....

Деловая игра для педагогов дошкольного отделения «Физическое развитие и воспитание культуры здоровья»

Деловая игра для педагогов дошкольного отделения«Физическое развитие и воспитание культуры здоровья» Цель: систематизировать знания педагогов по вопросам физического воспитания детей  и форм...

Деловая игра «Эрудит» - «Нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста»

Нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста - уточнить и закрепить знания педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников....

Деловая игра для педагогов «Я профессионал» по развитию словесного творчества.

Деловая ира проводится для повышения профессионального уровня педагогов, для применения устного народного творчества  в работе с детьми.Развитие коммуникативных качеств педагогов . Умение работат...

Деловая игра для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Деловая игра для педагогов                                                ...

Педсовет (деловая игра) «Значение конструирования для художественно-творческого развития дошкольников».

Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – это новизна его результата, которая носит объективный хар...