Картотека пальчиковых игр
картотека по развитию речи
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_palchikovyh_igr.docx | 35.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
Образовательное учреждение «Детский сад №25»
Картотека пальчиковых игр
для всех возрастных групп
Выполнила воспитатель:
Абибулла Е.С.
2023г
Картотека пальчиковых игр
для детей старшей группы
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться, а так же подготавливают кисть ведущей руки к письму. Поэтому родителям и педагогам необходимо обогащать игровой опыт детей пальчиковыми упражнениями и забавами.
«Игрушки» На большом диване в ряд Куклы Катины сидят: Два медведя, Буратино, И весёлый Чиполлино, И котёнок, и слонёнок. Раз, два, три, четыре, пять Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать. | попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками поочерёдно загибают пальчики поочерёдно разгибают пальчики попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками | |||
«У Зиночки» Овощи в корзиночке: Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. Наша Зина – молодец! | Дети делают ладошки «корзинкой». Сгибают пальчики, начиная с большого. Показывают большой палец. | |||
«Компот» Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот! Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмём лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. | левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают» загибают пальчики по одному, начиная с большого опять «варят» и «мешают» | |||
«Осень» Разбросала осень листья Разукрасила их кистью Мы в осенний парк пойдем, В букеты листья соберем. Лист кленовый, лист с осинки, Лист дубовый, лист рябинки, Рыжий тополиный лист На дорожку спрыгнул вниз. | Волнообразные движения ладонями. Плавные взмахи ладонями вверх-вниз. «Шагают» пальцами обеих рук. Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев Поочередно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый лист. Звонко хлопают в ладоши. | |||
«Мы по городу шагаем» Мы по городу шагаем, Много видим, называем: Светофоры и машины, Ярмарки и магазины, Скверы, улицы, мосты, И деревья, и кусты. | «шагают» пальчиками по столу загибают поочередно пальчики, начиная с большого | |||
«Сидит белка на тележке» Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки. Лисичке-сестричке, Мишке толстопятому, Воробью, синичке, Заиньке усатому. Кому в платок, кому в зобок, Кому в лапочку. | хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно загибают по одному пальчику, начиная с большого хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно | |||
«Обновки» Танечка, бери иголку, Сошьем рубашку и футболку, Брюки, кофточку и платье, И оденем куклу Катю. | Показывают указательный палец правой руки - иголку. Вращают указательным пальцем вокруг каждого пальца левой руки. Повторяют другой рукой. | |||
«Новые кроссовки» Как у нашей кошки На ногах сапожки. Как у нашей свинки На ногах ботинки. Как у пса на лапках Голубые тапки. А козленок маленький Надевает валенки. А сыночек Вовка – Новые кроссовки. Вот так. Вот так. Новые кроссовки | Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках | |||
«Мамины помощники» Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Мы посуду перемыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали. Так мы маме помогали. | Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках Потирают ладони Загибают пальчики, начиная с мизинца Потирают ладони Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках Хлопают в ладоши | |||
«Елочка» Перед нами елочка Шишечки, иголочки, Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звезды, человечки. | Кулачки указательные пальчики выставлены шарики из пальцев рук, вниз, вверх Ушки из указательного и среднего пальцев, обе ладони сложены, пальцы сжаты Ладони сложены, пальцы расправлены, средний и указательный пальцы стоят на столе. | |||
«Машина каша» Маша каши наварила Маша кашей всех кормила Положила Маша кашу Кошке — в чашку, Жучке — в плошку, А коту — в большую ложку В миску курицам, цыплятам И в корытце поросятам Всю посуду заняла Все до крошки раздала. | Указательным пальцем правой руки «мешают» в левой ладошке. Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название посуды. Разжимают пальцы. Сдувают воображаемые крошки с ладошки. | |||
«Повар» Повар готовил обед, А тут отключили свет. Повар леща берет, И опускает в компот. Бросает в котёл поленья, в печку кладёт варенье. Мешает суп кочерыжкой, Угли бьёт поварешкой. Сахар сыплет в бульон. И очень доволен он! | Ребром ладони дети стучат по столу Загибают большой палец правой руки Загибают указательный палец Загибают средний палец Загибают безымянный палец Загибают мизинец Разводят руками | |||
"Мы во двор пошли гулять" Раз, два, три, четыре, пять, Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем-совсем не сладкий. Раз — подбросим, Два — поймаем Три — уроним , И... сломаем. | Загибают пальчики. Дети "лепят". Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую. Грозят пальчиком. "Подбрасывают". "Ловят". "Роняют". Топают. | |||
«Козлик» Вот мостик горбатый Вот козлик рогатый На мостике встретил он Серого брата . Упрямцу с упрямцем Опасно встречаться. И козлик с козликом Стали бодаться Бодались, бодались Сражались, сражались И в речке глубокой Вдвоем оказались | Пальцы прижаты друг к другу, одну ладонь положить поверх другой. Правой рукой сделать «козу» Соединить указательные пальцы и мизинцы обеих рук. Не отрывая пальцы, друг от друга, поднимать кисти рук: то правую, то левую. Разъединить руки и резко опустить их кистями вниз. | |||
«Снежок» Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем-совсем не сладкий Раз – подбросим. Два – поймаем. Три – уроним И …сломаем. | загибают пальчики, начиная с большого «Лепят», меняя положение ладоней показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую грозят пальчиком | |||
«Мебель» У стола четыре ножки. Сверху крышка, как ладошка. Ножки, спинка и сиденье – Вот вам стул на удивленье. | Одну рука сжать в кулак. Ладонь второй положить сверху Одну ладонь поставить ребром вверх. Вторую сжать в кулак и соединить руки | |||
«Пальчики» Раз, два, три, четыре, пять. Будем пальчики считать. Вот кулак, а вот ладошка, На ладошку села кошка и крадется потихоньку, Может, мышка там живет? Кошка мышку стережет. Мяу! | загибаем пальчики Показать кулак и ладошку По ладошке перебирая пальчиками продвигается другая ладошка Как кошка царапать пальчиками ладошку, а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки | |||
“Уточка” Шла уточка бережком, Шла серая по крутому Вела детей за собой, И малого и большого, И среднего, и маленького, И самого любимого. | “Идут”двумя пальчиками по столу переваливаясь Загибают безымянный палец, большой палец Загибают средний палец, мизинец Загибают указательный палец | |||
«Птичка» Птичка летала, Птичка устала. Птичка крылышки сложила, Птичка пёрышки помыла. Птичка клювом повела Птичка зёрнышки нашла. Птичка зёрнышки поела, Снова крылышки раскрыла, Полетела. | скрестить ладони рук сделать замок вращение замком выпрямленные соединённые мизинцы изображают клюв соединённые мизинцы стучат по столу скрещенные ладони делают взмахи | |||
«Новый дом» Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Молоток бери, мой друг! Мы построим новый дом, Есть окошко в доме том. Есть еще одно, повыше, Есть труба вверху на крыше. Дом готов, зовем гостей: «Приходите поскорей!» Сколько в доме этажей? . Этот дом - он двухэтажный. А вот этот - трехэтажный. Этот дом - он самый важный: Он у нас пятиэтажный. | Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок. Ставят рядом ладошки-«стены», Складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют «крышей». Мизинец отставляют в сторону - труба. Делают приглашающий жест рукой. Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. | |||
«Здравствуй» Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю – Я вас всех приветствую | пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками | |||
«Моя семья» Этот пальчик - дедушка, | Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком. | |||
«Пароход» Пароход плывет по речке, И пыхтит он словно печка! | Обе ладони поставлены на ребро | |||
«Цветок» Вырос высокий цветок на поляне, Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питанье Дружно дают под землей корешки. | Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить. Развести пальцы рук. Ритмично двигать пальцами вместе-врозь. Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести. | |||
«Путешествие» Тук-тук–тук, тук–тук–тук. Наши ушки слышат стук. Вот ладошечки шуршат, Наши пальчики трещат. Теперь в ладоши громко бей, А теперь ты их согрей . К путешествию готовы? Да! В путь отправимся мы снова: Сядем мы на самолет и отправимся в полет. Мы теперь на корабле, Нас качает на волне. Едет поезд , колеса стучат! В поезде много веселых ребят! | потирание ладоней друг о друга потирание кулачков друг о друга хлопки ладони на щеки кулаки на коленях руки вверх, ладони раскрыть вращательные движения кистями руки вытянуты в стороны, ладони напряжены ладони лодочкой одна вверх, вторая вниз ребром ладони двигаем по коленям подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени | |||
«Весна» Иди, весна, иди, красна, Принеси ржаной колосок, Овсяный снопок, Яблоки душистые, Груши золотистые, Большой урожай в наш край. | («шагают» пальчиками обеих рук по столу) загибают по одному пальчику с мизинца | |||
«Наперсток» Вышивает, шьет иголка, Пальцу больно, Пальцу колко. А наперсток в тот же миг К девочке на пальчик прыг! Говорит иголке:- Шей, а колоться ты не смей! | Левая ладошка раскрыта, в правой руке — воображаемая иголка; иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке Дети делают правой рукой такое движение, как будто надевают на указ. палец левой руки наперсток «Шьют». Грозят указательным пальчиком левой руки | |||
«Что принес нам почтальон» Что принес нам почтальон? С толстой сумкой ходит он! Перевод, журнал, газету В бандероли две кассеты И письмо от тети Вали, Чтоб ее приезда ждали! | Сжимают и разжимают кулачки «Шагают» пальчиками по столу. На каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого | |||
«За ягодами» Раз, два, три, четыре, пять, В лес идем мы погулять. За брусникой, за калиной. Землянику мы найдем, И братишке отнесем! | Пальцы обеих рук «здороваются», начиная с больших пальцев. Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу. Загибают пальцы на обеих руках, начиная с больших пальцев | |||
«Деревья» Вот деревья: клен, рябина, Липа, дуб, береза, вяз, Ясень, тополь, елка, пихта Мы в лесу встречаем вас! | Дети показывают ладони обеих рук с разжатыми пальцами.Перечисляя названия деревьев, дети загибают пальцы сначала на одной, а затем на другой руке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...