«Приемы творческого рассказывания для развития связной речи»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 84.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 ИМЕНИ ИВАСЕНКО АНАТОЛИЯ АНТОНОВИЧА»
Конспект открытого занятия по теме самообразования
«Приемы творческого рассказывания для развития связной речи»
Моложенко Людмила Геннадьевна
Воспитатель
Нефтеюганск
2023
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
№ | Наименование характеристик | Содержание характеристик | ||
1 | Наименование профессионального опыта | Открытое занятие по развитию речи | ||
2 | Участники профессионального опыта | Воспитанники |
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
№ | Показатель | Результат |
1 | Обобщение и распространение собственного педагогического опыта (мастер – классы, конференции, семинары, «круглые столы», печатные работы, методические разработки и их использование другими педагогическими работниками и т.д.) | Методическая разработка: конспект открытого занятия |
2 | Наличие авторских программ, методических и дидактических разработок, рекомендаций, учебных пособий | |
3 | Повышение квалификации, профессиональная переподготовка | |
4 | Участие в муниципальных, региональных, федеральных и международных образовательных проектах, экспериментах, конкурсах | Опубликовала на региональном конкурсе «Моя Югра» |
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
I | Введение | |
1 | Пояснительная записка | 4 |
2 | Цели и задачи | 4 |
II | Содержательная часть методической разработки | 5 |
III | Заключение. | |
IV | Приложение |
Пояснительная записка
В методической разработке систематизирован материал по обучению творческому рассказыванию для детей старшего дошкольного возраста.
Данный материал применяется в развитии словесно-логического мышления дошкольников, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями. Конечным результатом должен быть связный, логически последовательный рассказ.
Конспект открытого занятия «Знакомство Димы»
Цель: Создание условий для формирования связной речи посредством использования приемов творческого рассказывания.
Задачи:
- Развивать связную речь детей, воображение;
- Учить самостоятельно составлять творческий рассказ, соблюдая его композиционную целостность, используя предложенные приемы рассказывания;
- Воспитывать интерес к совместному творческому рассказыванию;
Информационно - образовательная среда:
картинки А4 с изображением разных пород собак, пособие «ромашка – подсказка с приемами рассказывания», магнитное пособие с магнитными фигурками, схема описательного рассказа, сюжетная картина.
Предварительная работа:
Система дидактических игр: «Что вы видите вокруг?», «Найди точное слово», «Составь описание», «Укрась слово», «Дополни предложение», «Волшебный театр», «Сочиняем рассказ».
Игровые упражнения: Упражнение 1.Контуры, каких предметов ты видишь на этих картинка?
Упражнение 2. Составь предложение, используя названия предметов, изображенных на этих картинках.
Упражнение3. Рассмотри картинки. Что ты представляешь, глядя на каждую из них? Дорисуй картинки.
Упражнение 4. Сочини рассказ «Что приснилось ребенку?», опираясь на картинки.
Этапы работы | Содержание этапа | Деятельность участников |
Организационный момент | «Привет» Встанем мы в кружочек дружно Поздороваться нам нужно Говорю тебе «Привет!» Улыбнись скорей в ответ. Здравствуй правая рука, Здравствуй левая рука. Здравствуй друг, здравствуй друг, Здравствуй весь наш дружный круг
| Дети стоят в кругу, подают друг другу руку. |
Основная часть Проблемная ситуация Музыкальная физминутка | -Ребята, со мной сегодня утром случилась необычная история. - Хотите послушать? - По пути на работу, мне повстречалось плачущая девочка.- Что случилось? – спросила я. – Почему ты плачешь? И она рассказала, как шаловливый ветерок вырвал и унес листочки из ее новой книги, которую они с мамой даже не успели прочитать, и осталась только одна страничка. (Показ книги в которой остался один листочек) - Ребята, мне очень стало жалко девочку, и я ей пообещала, что мы ей поможем и сочиним рассказ. - Вы согласны ей помочь? - Как мы можем помочь девочке Маше? - Хорошо, тогда послушайте что было написано на первой страничке. - Однажды зимним, ясным утром мальчик Дима вышел поиграть во двор. И вдруг он услышал, как кто то жалобно скулит под кустиком. Он подошел ближе и увидел маленького, беззащитного щенка….. - А что случилось дальше с щенком, каким был щенок, кто его хозяин, мы не знаем, потому – что дальше страниц нет…. - Но прежде чем начать составлять рассказ, мы должны понимать какие части отсутствуют в рассказе. (Воспитатель обращает внимание на цепную структуру рассказа) - Ребята, как называется данная схема? - Чем она нам помогает? - Ребята, какая часть рассказа отсутствует в нашем рассказе? - А кто является главным пушистым героем рассказа? - Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Зооярмарка», которая поможет нам понять какой щенок, какого он цвета, какого размера, какой у него характер и т.д - Для игры предлагается проявить себя в образе продавца, где вы покажите свой артистизм и как можно ярче и интереснее представите своего выбранного друга. (Представлены щенки – игрушки) - Кто желает представить своего пушистого друга? (Дети по очереди представляют выбранного питомца) - Ребята, здорово поиграли, а сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть. Выходите, вставайте в круг. «Топнем ножкой – хлопнем в ладоши» - Немного отдохнули, поиграли. Напомните пожалуйста, что мы должны были сделать? Кому помочь? - Ребята, сочинить рассказ вам поможет в этом «Ромашка - подсказка». - Вам необходимо будет выбрать листик, на котором изображен прием рассказывания, который и подскажет вам, каким будет ваш рассказ. - И рассказывать вы будете в паре, вам необходимо будет выбрать друга и составить совместный рассказ. - Вы готовы? (выбрав друга, взяв лепесток с подсказкой, идут сочинять рассказ). (подготовившись, дети по очереди рассказывают рассказы) ( прием «рассказ по схеме») (прием «рассказ с печальным концом») (прием «рассказ про щенка и с добавлением героя ») (прием «рассказ с использованием магнитного пособия») (прием «взять роль на себя, как бы я поступил (ла)») |
- Да! Дети рассматривают книгу - Да, мы согласны помочь сочинить рассказ. - Купим новую книгу. Пойдем искать улетевшие от ветра листочки. Сочиним рассказ сами. Цепная структура рассказа. Помогает понять, какая часть рассказа отсутствует. - В рассказе отсутствуют две части, это вторая часть (кульминация) и заключительная часть (конец). Щенок. - Уважаемые покупатели, предлагаю вашему вниманию замечательного щенка кавказкой породы, коричневого цвета, с добрыми голубыми глазами, с длинным хвостом по имени Джек. Он очень добрый и игривый. Помочь девочке Маше сочинить рассказ. Да! Однажды солнечным зимним утром, мальчик Дима вышел во двор погулять и услышал, как кто - то жалобно скулит. Дима подошел поближе и увидел маленького, худенького с уставшими глазами щенка. Дима не раздумывая взял щенка к себе домой. Помыл его, накормил и оставил жить у себя. С тех пор он был ему настоящим другом. Как – то раз, солнечным, морозным деньком, мальчик Дима вышел погулять во двор и услышал как кто – то жалобно скулит. Он подошел ближе и увидел как под кустом жалобно скулит щенок. Он был маленький, черного цвета, с длинным хвостом, а глаза у него были голубые. Дима забрал щенка к себе домой. Он его помыл, накормил, причесал и спать уложил. А на утро когда проснулся, то обнаружил, что щенка нет. Дима понял что щенок сбежал, потому – что дверь была открыта. С тех пор он никогда больше не видел щенка. |
Заключительная часть (Рефлексия) | - Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? - Кому мы сегодня помогали? - Какая проблема случилась у девочки Маши? - Ребята, нам удалось помочь Маше? - Вам сложно было сочинять рассказы? - А что вам помогло составить рассказ? - У вас один получился рассказ? - Ребята, тогда осталось мне только напечатать и вклеить в книгу. И отправить почтой до Маше. | Сочиняли рассказы по ромашке – подсказке. Помогали девочке Маше сочинить рассказ. Шаловливый ветерок вырвал листики из ее новой книги. Да. Нет, да. Ромашка – подсказка, на ней изображены разные подсказки. Нет, мы сочинили пять разных рассказов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов пескотерапии в процессе развития связной речи детей
Доклад на педсовет...
Эффективные приемы и методы по развитию связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что своеобразное недоразвитие речи является одной из наиболее характерных особенностей психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью....
Консультация для воспитателей "Использование приемов ТРИЗ-педагогики в развитие связной речи детей"
Что же такое ТРИЗ? Эта аббревиатура расшифровывается так: теория решения изобретательских задач. Теория ТРИЗ возникла как инженерная дисциплина. Занимающаяся проблемами развития техники. О...
Использование мнемотехнических приемов в работе по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Использование мнемотаблиц в работе с детьми по развитию связной речи....
презентация "Приемы Джанни Родари В развитии связной речи дошкольников."
Речевое развитие дошкольников -приоритетная задача ФГОС....
Презентация "Приемы творческого рассказывания для развития связной речи"
Приемы творческого рассказывания направлены на умение составлять творческий рассказ, выдерживая сюжетную линию....