Консультация для родителей и педагогов: "Игры для развития фонематического слуха"
консультация по развитию речи
Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.
Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Эти упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_fonematicheskiy_sluh.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для развития фонематического слуха
1. Игра «Замени звук»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи: - Познакомить детей со звуком [ч].
- Учить детей путем замены одного звука образовывать новые слова.
- Уточнить лексическое значение слов: ткач, кулик, кулич, галка, грамм.
Ход игры
Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с Вами поиграем со звуком [ч] .
- Давайте вспомним, какой звук [ч] -гласный или согласный? (отвечает один ребенок), звонкий или глухой? (отвечает один ребенок), твердый или мягкий? (отвечает один ребенок).
- Ребята, запомните все, что звук [ч] – всегда мягкий. У него нет старшего брата.
- Я буду произносить вам слова, в которых необходимо заменить первый или последний звук на звук [ч] . Слушайте внимательно и заменяйте где это необходимо. (Спрашивать детей не хором, а по одному).
В Р А Г – В Р А Ч Т К А Н Ь – Т К А Ч
Г Р А М М – Г Р А Ч М Е Л – М Е Ч
М А С Т Ь – Ч А С Т Ь К Л Ю В – К Л Ю Ч
К У Л И К – К У Л И Ч К А Ш А – Ч А Ш А
Г А Й К А – Ч А Й К А Х У Д О – Ч У Д О
- Дети, скажите, вы знаете значение всех этих слов? Кто скажет, что такое ткач, кулик, кулич, масть (если детям незнакомо значение того или иного слова, то необходимо им его объяснить).
Лексическое значение слов
Грамм - мера веса веществ.
Кулик - птица.
Кулич - сдобное изделие, которое готовят на Пасху.
2. «Доскажи звук»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи: - Познакомить детей со звуком [Р’].
- Закрепить навыки восприятия и произношения звука [Р’]
Ход игры
Вначале логопед вместе с детьми произносит звук [Р’] и выясняет согласный он или гласный, твердый или мягкий.
Логопед произносит слова, без последнего звука, дети должны сами произнести его, а затем повторить эти слова с последним слогом. ФОНА...[Р’]
СНЕГИ...[Р’] ЯНТА...[Р’]
БУКВА...[Р’] СЛОВА...[Р’]
ГЛАВА...[Р’] ЯКО...[Р’]
УГО...[Р’] РЫЦА...[Р’]
ЛОДЫ...[Р’] КОЗЫ...[Р’]
ЛАГЕ...[Р’] ХО...[Р’]
КО...[Р’] ХВО...[Р’]
ЦА...[Р’] ЛА...[Р’]
ЗВЕ...[Р’] ФОНА...[Р’]
3. «Замени первый звук»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи: - Закрепить правильную артикуляцию звука [л’].
- Следить за четким произношением звука [л ’].
Логопед: Здравствуйте дети, сегодня на занятии мы будем играть со звуком [л’]. Но прежде чем мы начнем играть, давайте вспомним, что делают наши губы, зубы и язык, когда мы произносим звук [л’]?
Дети: Когда мы произносим звук [л’], наши губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка касается бугорков за верхними зубами.
Логопед: Молодцы ребята, а теперь давайте поиграем. Сейчас я буду говорить вам слова, а вы постарайтесь заменить первый звук этого слова на звук [л’].
Ход игры: Логопед: Мёд - Дети: Лёд.
(Рейка – Лейка, Пень – Лень, Вес – Лес, Зев – Лев, Пекарь – Лекарь, Репка – Лепка, Печенье – Леченье).
Логопед: Молодцы дети. Давайте вспомним, на какой звук мы заменяли первый звук в этих словах. Дети: Мы заменяли первый звук на звук [л’], и получились новые слова.
4. «Придумай слово»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи: - Закрепить навыки различия на слух звуков [л]-[р].
- Закрепить навыки правильного употребления в речи звуков [л]-[р].
Ход игры
Логопед: Сегодня мы с вами поиграем со звуками [л] и [р] . Давайте все вместе произнесем сначала звук [р], а затем звук [л] .
Дети: [р], [л].
Логопед: Я буду называть группу слов, а вы будете вставлять звук [р] в слово, он должен быть вторым по порядку.
Логопед: Пуд - Дети: Пруд.
(Кот – Крот, Бак – Брак, Бык – Брык, Кошка – Крошка, Тон – Трон)
Логопед: В следующих словах вторым по порядку должен быть звук [л].
Логопед: Газ - Дети: Глаз.
(Бок – Блок, Пан – План, Сон – Слон, Пот – Плот).
Логопед: Теперь я буду по очереди называть слово, то из одной группы, то из другой, а вы сообразите, какой звук нужно вставить в слово, чтобы оно звучало правильно.
Логопед: Сон - Дети: Слон.
Логопед: Пот - Дети: Плот.
Логопед: Тон - Дети: Трон.
Логопед: Газ - Дети: Глаз.
Логопед: Кот - Дети: Крот.
Логопед: Молодцы дети. А теперь скажите, с какими звуками мы сегодня играли?
Дети: [р], [л].
Логопед: Скажите, чем отличаются звук [р] от звука [л].
Дети: При произнесении звука [р], наш язычок дрожит, а при произнесении звука [л] язычок прячется за верхние зубки.
5. «Измени слово»
Цель: Развитие фонематического слуха, образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением с добавлением звука [ц].
Задачи: - Учить детей добавлять звук [ц] в новые слова.
Оборудование: Картинный материал (дерево, блюдо, зеркало, болото), логопедическое пособие «Логопедия 550».
Ход занятия: Дети с логопедом рассматривают картинки.
Логопед: Ребята, я сейчас буду называть предмет, и показывать их на картинке.
- А вы будете называть этот предмет ласково, так что бы в новых словах был звук [ц].
- Например: я буду говорить – «окно», а вы ласково «оконце».
Логопед: Дерево - Дети: Деревце.
(Блюдо – Блюдце, Зеркало – Зеркальце, Болото – Болотце).
Логопед хвалит детей и предлагает им повторить все слова.
Логопед: А теперь назовите одинаковый звук, который встречается во всех ласковых словах. Дети: Звук [ц].
6. «Доскажи словечко»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи: - Продолжать знакомить со звуком [ж].
- Закреплять навыки правильного употребления в речи слов со звуком [ж].
Ход игры
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами продолжаем играть со звуком [ж]. Давайте все вместе произнесем звук [ж].
Дети: [ж].
Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду рассказывать стишки, а вы будете мне помогать, угадывая последнее слово. Обратите внимание, слова, которые вы будете отгадывать должны начинаться со звука [ж]. Все поняли? Отвечаем хором.
Лежебока рыжий кот Вяжет мама длинный шарф,
Отлежал себе... (живот). Потому что сын... (жираф).
Логопед: Молодцы! Давайте теперь вспомним слова, которые вы отгадывали.
Дети: Жираф, живот.
Логопед: На какой звук начинаются эти слова?
Дети: На звук [ж].
Логопед: Теперь вспомним, звук [ж] гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Логопед: Звук [ж] твердый или мягкий?
Дети: Твердый.
Логопед: Кто скажет, звук [ж] звонкий или глухой?
Дети: Звук [ж] – звонкий
7. «Хлопни в ладоши»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи: Закрепить навыки восприятия правильного произношения в собственной речи звука [ш].
Ход игры
Логопед: Сейчас мы с вами поиграем со звуком [ш]. Давайте вместе со мной пошипим, как это делает змея.
Логопед: Молодцы ребята!
Логопед: Теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Хлопни в ладоши».
- Приготовим наши с вами ладошки. Я буду вам называть слоги, а вы будете должны хлопнуть в ладоши, когда услышите слог со звуком [ш].
СА-ША-ЖУ-ШИ-ИЩ-МА-СЫ-ЩА-ШУ-ЧИ-ЖИ
Логопед: Теперь я буду вам называть слова, а вы, ребята, должны будете хлопать в ладоши, когда услышите слово со звуком [ш].
КУШЕТКА-ПЛОЩАДЬ-ПОЛУШУБОК-ШУРШАТЬ-СКОВОРОДА-ЛЯГУШКА
Логопед: Молодцы!
8. «Замени звук»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи: Закреплять навыки правильного произношения звука [щ].
Ход игры
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами будем играть со словами. В этих словах мы будем заменять первый звук на звук [щ]. Например: слово «кепка», заменяем звук [к,] на звук [щ] в этом слове, получается слово «щепка». Все поняли задание?
Дети: Да.
Логопед: Кит, а получится?
Дети: Щит.
Логопед: Правильно, молодцы. А что получится из слова «тучка», если заменить в нем звук [т] на звук [щ]?
Дети: Щучка.
Логопед: Тетка.
Дети: Щетка.
Логопед: Река.
Дети: Щека.
Логопед: Молодцы, ребята. А кто теперь скажет мне, с каким мы играли сегодня звуком?
Дети: Со звуком [щ].
9. «Узнай звук»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи:
Познакомить детей со звуком [с].
Закрепить навыки восприятия на слух и правильного употребления в речи звука [с].
Ход игры
Логопед: Дети, сегодня мы поиграем со звуком [с]. Давайте произнесем его. Звук [с] – согласный или гласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой?
Дети: Дети повторяют звук [с].
Логопед: Ребята, сейчас я расскажу вам стихотворение, а вы внимательно его послушайте.
Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.
Пес тоскует на цепи
На попробуй отцепи.
Логопед: Я рассказала вам стихотворение, где в словах слышится звук [с]. Ребята, кто услышал звук [с] в стихотворении, поднимите руки.
Дети: Дети поднимают руки.
Логопед: А сейчас я вам еще раз расскажу стихотворение, а вы, если услышите в словах стихотворения звук [с] поднимите правую руку.
Дети поднимают правую руку.
Логопед: Ребята, кто мне скажет, с каким звуком мы сегодня играли?
Дети: Мы играли со звуком [с].
10. «Угадай звук»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи:
Познакомить детей со звуком [з].
Закрепить навык распознания на слух звук [з].
Закрепить навык правильного употребления в речи звука [з].
Оборудование: Картинный материал (заяц, зонт, зуб, зима).
Ход игры
Логопед: Дети, сегодня на нашем занятии мы поиграем со звуком [з]. Давайте все вместе его произнесем.
Дети: [З...З...З...]
Логопед: А теперь попоем как комарики.
Дети: [З...З...З...]
Логопед: Молодцы! Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай звук». Для этого рассмотрим картинки и все вместе проговорим, что на них изображено.
Дети: Заяц, зонт, зуб, замок.
Логопед: Кто очень внимательный, тот назовет на какой звук начинаются названия картинок?
Дети: Все слова начинаются на звук [з].
Логопед: Произнесем еще раз звук [з].
Дети: [З...З...З...]
Логопед: Теперь вспомним, какой у нас звук [з] согласный или гласный?
Дети: Звук [з] – согласный.
Логопед: Звук [з] – звонкий или глухой?
Дети: Звук [з] – звонкий.
Логопед: Звук [з] -- мягкий или твердый?
Дети: Звук [з] твердый.
Логопед: Молодцы ребята! Еще раз вспомним, с каким звуком мы сегодня играли на занятии?
Дети: Со звуком [з].
11. «Доскажи звук»
Цель: Развитие фонематического слуха.
Задачи: - Закрепить навык четкого произношения звука [л] в словах.
- Учить определять позицию звука в словах.
- Закрепить навыки деления слова на слоги.
Оборудование: Картинки с изображением предметов, в названии которых слышится [л].
Ход игры: Логопед: Сейчас я буду произносить слова без последнего звука. Вы должны добавлять к ним последний звук [л] и произносить слова целиком. Словарный материал :
ЗА..., СТУ..., СТО..., ПЕНА..., ЩЕГО..., ВОКЗА…, ЗАСНУ..., ЗАБЫ..., ПЕЛ...
Повторение с детьми характеристики звука [л] Звук [л] – согласный, твердый, звонкий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».
Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и гра...
Консультация для родителей на тему: «Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "игры на дыхание и развитие фонематического слуха"
Игры на развитие фонематического слуха...
Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»
Данный материал поможет познакомить родителей с понятием фонематический слух, с играми и упражнениями для развития фонематического слуха, дает рекомендации об использовании речевых игр дом...
Консультация для родителей «Как можно проверить уровень развития фонематического слуха у своего ребенка?»
С начала учебного года в нашем детском саду стартовал практико-ориентированный логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет «Фонематическая мозаика»....
Консультация для родителей на тему: «Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста»
Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове.У дет...
Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ»
Представляю вам игры для детей и родителей, в которых можно использовать предметы домашнего обихода....