Консультация для родителей "игры на дыхание и развитие фонематического слуха"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Игры на развитие фонематического слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей "Игры на развитие дыхания и фонематического слуха" | 15.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для развития речевого дыхания и фонематического слуха.
Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем зубов, состоянием прикуса и до конца пролечивайте заболевания.
Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка.
Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.
Следующим важным моментом в развитии речи является развитый фонематический слух, т.е. умение отличать речевые звуки (фонемы) от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал - мял, рак - лак.
Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, мы предлагаем вам уделить внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Следует, играя с ребенком, правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение.
1."Рожицы".
Ребенок выполняет различные мимические движения: надувает щеки, показывает язык, вытягивает губы трубочкой, широко открывает рот и т.д.
2. Щелканье языком с широко открытым ртом. Цоканье языком, губы растянуты в широкую улыбку. Посвистывание, при этом губы вытянуты в трубочку. После отработки этих элементов ребенку предлагается несколько раз подряд два раза щелкнуть, два раза цокнуть,дваразасвистнуть.
3. Облизывание губ, зубов, тарелки или леденца на палочке. Плевание крупой. Перекатывание орехов во рту.
4.Гимнастика для языка: движения в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку, поддразнивание и т. д.
5. Повтори.
Повторение скороговорок улучшает подвижность органов артикуляции, развивает слуховое внимание, способствует правильному произнесению звуков.
Упражнение включает стихи и скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. Эти задания выполняются только теми детьми, которые все звуки выговаривают правильно. Запоминать скороговорки достаточно трудно, да в этом нет необходимости. Важнее правильно произнести все звуки.
Сначала ребенок громко и медленно повторяет стихотворение или скороговорку. Если у него это получается без ошибок, можно попробовать проговорить этот же текст, постепенно ускоряя темп.
Скороговорки для занятий:
Утром, присев на пригорке,
Учат сороки скороговорки.Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз.Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз. Вез на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.Шел Егор через двор
С топором чинить забор.Вот телеграмма от гиппопотама.Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
По вторникам над мостовой
Летал воздушный шар пустой.
У храпуна - хоромы дома.
Храпит храпун в своих хоромах.
В океане плыл диван.
А на нем лежал Иван.
Так приятно в океане
Плавать,
Лежа на диване.
Умение пересказывать прочитанный текст - необходимый в школе навык, ведь вся школьная программа основана на пересказе, прочел - пересказал. Поэтому пока есть время, нужно постараться развить этот навык у ребенка до поступления в школу.
Основные способы развития умения пересказывать следующие:
- составление рассказа по одной или нескольким сюжетным картинкам
- разбор текста, выделение главной сюжетной линии, действующих лиц, последовательности событий (ребенок отвечает на вопросы взрослого относительно содержания текста, и только после этого сам пересказывает его)
- способ, при котором ребенок использует нарисованные им самим картинки-подсказки для пересказывания текста.
Отметим, что умение пересказывать напрямую зависит от уровня развития речи у ребенка.
Cуществует очень простой эффективный метод, который представляет собой модернизированный способ с использованием картинок-подсказок.
На большом листе бумаги (старых обоях) нарисуйте дорожку. Вдоль нее схематично изобразите с ребенком картинки-подсказки, которые помогут ему в дальнейшем восстановить по памяти ход событий: что случилось сначала, что потом, чем все закончилось. Рисунки должны быть простыми, без лишних деталей, но в тоже время информативными. Можно рисовать высокий дом с этажами,заполнить его рисунками,сложить по этажам . Рассказывая,открывать по одному этажу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Игра как средство развития фонематического слуха"
Консультация для родителей...
Консультация-практикум для родителей " Игровые способы развития фонематического слуха у детей 4-5 лет"
Цель: Обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей .Задачи: Заинтересовать родителей речью собственного ребенка. ...
Консультация для родителей ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ
Консультация для родителей ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ.В презентации раскрывается понятие - фонеметический слух, его важность в развитии речи ребёнка,приведены методик...
Консультация для родителей «К чему готовит развитие фонематического слуха и восприятия?»
Консультации для родителей«К чему готовит развитие фонематического слуха и восприятия?»Фонематическое восприятие - это различение на слух звуков речи. Фонематический слух являетс...
Консультации и рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха у детей
Консультации и информация для родителей по развитию фонематического слуха у детей...
Консультация для родителей детей компенсирующей группы "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ТНР"
Многие родители полагают, что достаточно выучить рано с ребенком буквы, и он будет грамотно читать и писать. Однако получается так не всегда, если у ребенка есть нарушение фонематической системы, то п...
Консультация для родителей по теме "Роль развития фонематического слуха в дошкольном возрасте"
Роль развития фонематического слухав дошкольном взрасте Воспитание правильной и чистой речи – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.Ребёнок с хорошо развитой...