Составление рассказа по серии сюжетных картинок. «Два друга», «Утёнок и Цыплёнок».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Развитие у детей связной речи в процессе составления логических рассказов по серии картинок методами ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_sostavleniya_rasskaza.docx | 97.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок. «Два друга», «Утёнок и Цыплёнок».
Цель: развитие у детей связной речи в процессе составления логических рассказов по серии картинок методами ТРИЗ.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
Развивать умение строить последовательно свое высказывание по серии сюжетных картин;
Закрепить умение детей отвечать на вопросы по серии сюжетных картинок;
Формировать умение внимательно рассматривать серию сюжетных картин, определять последовательность действий.
Коррекционно-развивающие:
Активизировать и расширять словарный запас, лексико-грамматический строй;
Продолжать обучать детей пользоваться схемой;
Продолжать развивать мыслительную деятельность;
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать усидчивость;
Воспитывать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей;
Воспитывать наблюдательность за домашними животными. Интерес к жизни домашнего животного .
ОБОРУДОВАНИЕ: серия сюжетных картин, схема для последовательного составления рассказа по серии сюжетных картин.
Ход занятия.
Этапы деятельности | Методы и приёмы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1. Мотивация на совместную деятельность Задача: - Мотивировать детей на совместную деятельность. | Эмоциональное стимулирование | Воспитатель эмоционально стимулирует детей Колокольчик озорной Ты детей позвал с собой Собрались ребята в круг Ты мой друг и я твой друг Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнемся Все готовы заниматься? (да, готовы) Тогда ребята присаживаемся за столы. | Дети подходят к воспитателю, сосредоточивают внимание | Дети проявляют интерес к предстоящей деятельности. |
2. Этап организации системы игр и творческих заданий | Беседа | Скажите пожалуйста, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься.(Составлять рассказ по серии сюжетных картинок). Ребята, а как вы догадались. (Потому что, на доске расположены схемы, для составления рассказа). Молодцы, итак, сегодня мы будем составлять рассказ по серии сюжетных картинок картинкам. Посмотрите внимательно на доску и скажите, в правильной последовательности выложены схемы для составления рассказа по серии сюжетных картинок. (Нет, не правильно). Тогда давайте правильно расположим алгоритм схем, с помощью игры «Живой паровозик» Игра «Живой паровозик» Каждый ребёнок подходит к доске, берёт одну схему и выходит на ковёр. Как только включается музыка, вы начинаете двигаться, музыка заканчивается, вы должны встать в правильной последовательности, держа в руках схему, для последовательного составления рассказа по серии сюжетной картинке. Затем ребёнок, называет свою схему и рассказывает, о чём она говорит. | ||
Беседа Объяснение Демонстрация ТРИЗ | Ответы детей. (Эта схема называется «Паровозик из картинок», она говорит нам о том, что нужно поочерёдно поставить картинки паровозиком. Как на схеме слева направо). Ответы детей. (Эта схема называется «Назови место, где происходит событие» она говорит нам о том, что нужно посмотреть внимательно на все картинки и сказать). Ответы детей. (Эта схема называется «Определи время событий» она говорит нам о том, что нужно посмотреть на все картинки и сказать, какая часть суток изображена на всех картинках?) Ответы детей. (Эта схема называется «Найди общих героев на всех картинках» она говорит нам о том, что нужно посмотреть на все картинки и сказать, кто главные герои на этих картинках?) Ответы детей. Эта схема называется «Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает» она говорит нам о том, что нужно посмотреть на все картинки и сказать, что делают герои на картинке. Ответы детей. Эта схема называется «Что за чем?» она говорит нам о том, что нужно посмотреть на все картинки и сказать, какая должна быть правильная последовательность у этих картинок. Ответы детей. Эта схема называется «Составь рассказ» она говорит нам о том, что нужно посмотреть на все картинки и рассказать историю которая произошла. Молодцы ребята. Вот мы с вами и вспомнили каждую схему. А теперь, присаживаемся за столы, и у каждой команды на столах лежат серия сюжетных картинок. Вам нужно, посовещаться, обсудить и составить рассказ. (Дети составляют рассказы). Игра « Волшебный мешочек» Ну а теперь ребята, давайте с вами встанем и отдохнём. Поиграем в игру « Волшебный мешочек». Каждый ребёнок достаёт из мешочка карточку и называет, что она делает. (В мешочке находятся карточки, на них нарисован рот и ухо. Дети говорят, что ухо- слушает, а рот-говорит.) Ваша задача найти пару, у кого ухо тот берёт в пару рот. Распределяемся парами по группе, и у кого карточка рот, ребёнок рассказывает свой рассказ, а у кого ухо слушает рассказчика. Затем ребята меняются карточками. | Дети обращают внимание на картинки, каждый из детей высказывает свое мнение, рассматривают полученную схему. | ||
3. Этап «Составь рассказ» Задачи: - Воспитывать уважительное отношение к окружающим. - Учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок. -По схеме этапа узнавать игровое действие. | Демонстрация Пример Рассказывание по серии картинок ТРИЗ Образец чтения Поощрение | Молодцы ребята. Сейчас присаживаемся за свои столы. Кто бы хотел из каждой команды попробовать рассказать свой рассказ? Не забудьте про схемы подсказки. Перед тем, как кто-то будет рассказывать, предлагаю договориться, что все будут слушать внимательно, не разговаривать и не перебивать. Договорились? Примерные рассказы … Рассказ называется «Два друга» Ранним летним утром Ваня и пёс Сэм гуляли по аллее парка. Сэм увидел яркий цветок и побежал его нюхать. Пёс носом коснулся цветка и он закачался. Из цветка вылетела маленькая пчёлка. Она собирала сладкий нектар. Пчёлка разозлилась и укусила его за нос. У него распух нос, из глаз потекли слёзы. Сэм опустил хвост. Ваня забеспокоился. Он достал из сумки пластырь и заклеил им нос. Боль успокоилась. Пёс лизнул Ваню в щёку и завилял хвостом. Друзья поспешили домой. Рассказ называется «Утёнок и цыплёнок» Летним днём утёнок Кузя и цыплёнок Цыпа пошли в гости к индюшонку. Индюшонок жил с папой и мамой на другом берегу реки. Утёнок Кузя и цыплёнок Цыпа подошли к реке. Кузя плюхнулся в воду и поплыл. Цыпа в воду не пошёл. Цыплята плавать не умеют. Тогда утёнок Кузя схватил зелёный листок кувшинки и посадил на него Цыпу. Цыплёнок плыл на листике, а утёнок подталкивал его сзади. Скоро друзья переправились на другой берег и встретились с индюшонком. | Дети обращают внимание на карточки - схемы. Несколько детей составляют свой рассказ по картинкам. Слушают воспитателя. Рассматривают полученную схему. | Дети проявляют уважительное отношение к окружающим. Дети проявляют умение составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок. Дети демонстрируют умение по схеме этапа узнавать игровое действие. |
3. Рефлексия Задача: - Формировать у детей умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод. | Беседа | Получилось у вас составить рассказ? (да рассказ получился полный, интересный и большой) Скажите, какой рассказ вам понравился больше всего. (понравился рассказ «Два друга») Чем он вам понравился? (понравился тем, что Ваня любит Сэма и жалеет его, когда ему больно). А вам, какой рассказ понравился. ( понравился рассказ «Утёнок и цыплёнок» Чему, вас научил этот рассказ?( научил помогать друзьям, когда им нужна помощь). Ребята, а теперь давайте мы с вами запишем рассказы, которые вы составили. И они будут храниться в нашей библиотеке. | Дети высказывают свое мнение на вопросы воспитателя. | Дети проявляют умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок
В статье размещены методические рекомендации, по обучению детей с О.Н.Р....
Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок
В статье размещены методические рекомендации, по обучению детей с О.Н.Р....
Конспект по развитию речи и творческой деятельности в старшей группе. Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".
Составление рассказа по серии сюжетных картинок....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» с детьми старшего дошкольного возраста на тему:«Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Котик и Ёжик на качелях» с опорой на схему»
Конспект по ЛГС и РР для детей старшей логопедической группы....
Конспект НОД "Составление рассказа по серии сюжетных картинок"
составление рассказа по серии сюжетных картинок...
Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".
Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитател...
Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".
Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж"....