Составление рассказа по серии сюжетных картинок. «Два друга», «Утёнок и Цыплёнок».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Рожкова Елена Александровна

Развитие у детей связной речи в процессе составления логических рассказов по серии картинок   методами ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_sostavleniya_rasskaza.docx97.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок. «Два друга», «Утёнок и Цыплёнок».

Цель: развитие у детей связной речи в процессе составления логических рассказов по серии картинок   методами ТРИЗ.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

Развивать умение строить последовательно свое высказывание по серии сюжетных картин;

Закрепить умение детей отвечать на вопросы по серии сюжетных картинок;

Формировать умение внимательно рассматривать серию сюжетных картин, определять последовательность действий.

Коррекционно-развивающие:

Активизировать и расширять словарный запас, лексико-грамматический строй;

Продолжать обучать детей пользоваться схемой;

Продолжать развивать мыслительную деятельность;

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать усидчивость;

Воспитывать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей;

Воспитывать наблюдательность  за домашними животными. Интерес к жизни домашнего животного .

ОБОРУДОВАНИЕсерия сюжетных картин, схема для последовательного составления рассказа по серии сюжетных картин.

Ход занятия.

Этапы деятельности

Методы и приёмы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1. Мотивация на совместную деятельность

Задача:

- Мотивировать детей на совместную деятельность.

Эмоциональное стимулирование

Воспитатель эмоционально стимулирует детей

Колокольчик озорной

Ты детей позвал с собой

Собрались ребята в круг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся

Все готовы заниматься?  (да, готовы)

Тогда ребята присаживаемся за столы.

Дети подходят к воспитателю, сосредоточивают внимание
слушают воспитателя, вступают в диалогическое общение.

Дети проявляют интерес к предстоящей деятельности.

2. Этап организации системы игр и творческих заданий

Беседа

Скажите пожалуйста, как вы думаете, чем мы сегодня будем  заниматься.(Составлять рассказ по серии сюжетных картинок).

Ребята, а как вы догадались. (Потому что, на доске расположены   схемы,  для составления рассказа). 

Молодцы, итак, сегодня мы будем составлять рассказ по серии сюжетных картинок картинкам.

Посмотрите внимательно на доску и скажите, в правильной последовательности выложены схемы для составления рассказа по серии сюжетных картинок. (Нет, не правильно).

Тогда давайте правильно расположим алгоритм схем, с помощью игры «Живой паровозик»  

Игра «Живой паровозик»  

Каждый ребёнок подходит к доске, берёт одну схему и выходит на ковёр. Как только включается музыка, вы начинаете двигаться, музыка заканчивается, вы должны встать в правильной последовательности, держа в руках  схему, для последовательного составления рассказа по серии сюжетной картинке.  

Затем ребёнок, называет свою схему и рассказывает, о чём она говорит.

Беседа

Объяснение

Демонстрация

ТРИЗ

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/01/15/s_61e2e4240d5eb/phpbQjCD9_Sostavlenie-logicheskih-rasskazov-po-serii-kartinok-Kormushka_html_396162b0222f5c20.png

Ответы детей. (Эта схема называется «Паровозик из картинок», она говорит нам о том, что нужно поочерёдно поставить картинки паровозиком. Как на схеме слева направо).

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/01/15/s_61e2e4240d5eb/phpbQjCD9_Sostavlenie-logicheskih-rasskazov-po-serii-kartinok-Kormushka_html_2ad4f8a447ff73ac.png

Ответы детей. (Эта схема называется «Назови место, где происходит событие» она говорит нам о том, что нужно посмотреть внимательно на все картинки и сказать).

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/01/15/s_61e2e4240d5eb/phpbQjCD9_Sostavlenie-logicheskih-rasskazov-po-serii-kartinok-Kormushka_html_9e46acd48be93868.png

Ответы детей. (Эта схема называется «Определи время событий» она говорит нам о том, что нужно посмотреть на все картинки и сказать, какая часть суток изображена на всех картинках?)

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/01/15/s_61e2e4240d5eb/phpbQjCD9_Sostavlenie-logicheskih-rasskazov-po-serii-kartinok-Kormushka_html_f29627cdda9d62bd.png

Ответы детей. (Эта схема называется «Найди общих героев на всех картинках» она говорит нам о том, что нужно посмотреть на все картинки и сказать, кто главные герои на этих картинках?)

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/01/15/s_61e2e4240d5eb/phpbQjCD9_Sostavlenie-logicheskih-rasskazov-po-serii-kartinok-Kormushka_html_89a8fd244bc5dca3.png

Ответы детей. Эта схема называется «Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает» она говорит нам о том, что нужно посмотреть на все картинки и сказать, что делают герои на картинке.

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/01/15/s_61e2e4240d5eb/phpbQjCD9_Sostavlenie-logicheskih-rasskazov-po-serii-kartinok-Kormushka_html_a36ce7e1b560d152.png

Ответы детей. Эта схема называется «Что за чем?» она говорит нам о том, что нужно посмотреть на все картинки и сказать, какая должна быть правильная последовательность у этих картинок.

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/01/15/s_61e2e4240d5eb/phpbQjCD9_Sostavlenie-logicheskih-rasskazov-po-serii-kartinok-Kormushka_html_2606fa1af659004c.png

Ответы детей. Эта схема называется «Составь рассказ» она говорит нам о том, что нужно посмотреть на все картинки и рассказать историю которая произошла.

Молодцы ребята.  Вот мы с вами и вспомнили каждую схему. А теперь, присаживаемся за столы, и у каждой команды  на столах лежат серия сюжетных картинок. Вам нужно, посовещаться, обсудить и составить рассказ. (Дети составляют рассказы).

Игра « Волшебный мешочек»

Ну а теперь ребята, давайте с вами встанем и отдохнём. Поиграем в игру « Волшебный мешочек». Каждый ребёнок достаёт из мешочка карточку и называет, что она делает. (В мешочке находятся карточки, на них нарисован рот и ухо.  Дети говорят, что ухо- слушает, а рот-говорит.)

Ваша задача найти пару, у кого ухо тот берёт в пару рот. Распределяемся парами по группе, и у кого карточка рот, ребёнок рассказывает  свой рассказ, а у кого ухо слушает рассказчика. Затем ребята меняются карточками.

Дети обращают внимание на картинки, каждый из детей высказывает свое мнение, рассматривают полученную схему.

3. Этап «Составь рассказ»

Задачи:

- Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

- Учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок.

-По схеме этапа узнавать игровое действие.

Демонстрация

Пример

Рассказывание по серии картинок

ТРИЗ

Образец чтения

Поощрение

Молодцы ребята. Сейчас присаживаемся за свои столы.  Кто бы хотел из каждой команды попробовать рассказать свой рассказ? Не забудьте про схемы подсказки.

Перед тем, как кто-то будет рассказывать, предлагаю договориться, что все будут слушать внимательно, не разговаривать и не перебивать. Договорились?

                                  Примерные рассказы …

                    Рассказ называется «Два друга»

Ранним летним утром Ваня и пёс Сэм гуляли по аллее парка. Сэм увидел яркий цветок и побежал его нюхать. Пёс  носом коснулся цветка и он закачался. Из цветка вылетела маленькая пчёлка. Она собирала сладкий нектар. Пчёлка разозлилась и укусила его за нос. У него распух нос, из глаз потекли слёзы. Сэм опустил хвост. Ваня забеспокоился. Он достал из сумки пластырь и заклеил им  нос. Боль успокоилась. Пёс  лизнул Ваню в щёку и завилял хвостом. Друзья поспешили домой.

                    Рассказ называется «Утёнок и цыплёнок»

Летним днём утёнок Кузя и цыплёнок Цыпа пошли в гости к индюшонку. Индюшонок жил с папой и мамой на другом берегу реки. Утёнок Кузя и цыплёнок Цыпа подошли к реке. Кузя плюхнулся в воду и поплыл. Цыпа в воду не пошёл. Цыплята плавать не умеют. Тогда утёнок Кузя схватил зелёный листок кувшинки и посадил на него Цыпу. Цыплёнок плыл на листике, а утёнок подталкивал его сзади. Скоро друзья переправились на другой берег и встретились с индюшонком.

Дети обращают внимание на карточки - схемы. Несколько детей составляют свой рассказ по картинкам. Слушают воспитателя. Рассматривают полученную схему.

Дети проявляют уважительное отношение к окружающим.

Дети проявляют умение составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок.

Дети демонстрируют умение по схеме этапа узнавать игровое действие.

3. Рефлексия

Задача:

- Формировать у детей умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод.

Беседа

Получилось у вас составить рассказ?

(да рассказ получился полный, интересный и большой)

Скажите, какой рассказ вам понравился больше всего. (понравился рассказ «Два друга»)

 Чем он вам понравился? (понравился тем, что Ваня любит Сэма и жалеет его, когда ему больно).

А вам, какой рассказ понравился. ( понравился рассказ «Утёнок и цыплёнок»

Чему, вас научил этот рассказ?( научил помогать друзьям, когда им нужна помощь).

Ребята, а теперь давайте мы с вами запишем рассказы, которые вы составили. И они будут храниться в нашей библиотеке.

Дети высказывают свое мнение на вопросы воспитателя.

Дети проявляют умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок

В статье размещены методические рекомендации, по обучению детей с О.Н.Р....

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок

В статье размещены методические рекомендации, по обучению детей с О.Н.Р....

Конспект НОД "Составление рассказа по серии сюжетных картинок"

составление рассказа по серии сюжетных картинок...

Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".

Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитател...

Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".

Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж"....