Речь-залог успеха будущего первоклассника
консультация по развитию речи (старшая группа)
Основа успешного обучения в школе – это правильная, развитая речь ребенка. Устная речь является основой для письменной речи. Чем лучше у ребёнка развита устная речь, тем легче он овладеет в школе письмом и чтением. А чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Самое незначительное расстройство речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Плохо говорящие дети, довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Они становятся более замкнутыми, застенчивыми, нерешительными, и в результате начинают развиваться комплексы, снижается успеваемость, появляется неуверенность в себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech-zalog_uspeha_budushchego_pervoklassnika.docx | 16.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
«Речь-залог успеха будущего первоклассника»
Подготовка ребенка к успешному обучению в школе — главная задача, стоящая перед педагогами и родителями детей дошкольного возраста.
Основа успешного обучения в школе – это правильная, развитая речь ребенка. Устная речь является основой для письменной речи. Чем лучше у ребёнка развита устная речь, тем легче он овладеет в школе письмом и чтением. А чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Самое незначительное расстройство речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Плохо говорящие дети, довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Они становятся более замкнутыми, застенчивыми, нерешительными, и в результате начинают развиваться комплексы, снижается успеваемость, появляется неуверенность в себе.
Ко времени поступления в школу устная речь дошкольника должна быть сформирована и не отличаться от речи взрослых.
Правильная, красивая речь состоит из пяти взаимосвязанных составляющих. Недоразвитие одной из них делает речь неполноценной.
Первое – произношение. Неправильное произношение затрудняет обучение чтению и письму, особенно если ребёнок в речи заменяет одни звуки на другие.Затруднения в артикулировании звуков проявляются в том, что ребёнок медленно читает, долго читает по слогам, затрудняется в понимании прочитанного.
Второе – это фонематическое восприятие, то есть способность слышать звуки речи, определять количество и последовательность звуков в слове, количество слов в предложении. Фонематическое восприятие – это основа, на которой держится обучение чтению и письму. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся нередко не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в дальнейшем допускают много ошибок на грамматические правила (безударные гласные, удвоенные согласные, разделительный мягкий знак).
Третье – словарь, то есть количество слов, которые ребёнок знает, смысл которых понимает и использует в активной речи. Низкий ограниченный словарный запас в дальнейшем затрудняет и понимание объяснений учителя, подбор проверочных слов, понимание прочитанного и пересказ, заучивание стихотворений. Объём и качество словаря напрямую зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с ребёнком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых ребёнок может порассуждать.
Четвертое – лексико – грамматический строй речи, то есть умение ребёнка правильно, грамотно построить фразу. Несформированность грамматических представлений (трудности словообразования, словоизменения, неправильное употребление предлогов, окончаний) в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью, то есть к аграмматизму.
Пятое – связная речь. Ребёнок должен уметь логично, последовательно пересказать какое-то событие или свои впечатления о чём-либо. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, а на более поздних этапах обучения ученики не владеют навыками написания изложения и сочинения. Речевые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими и поэтому очень важна правильная, красивая, литературная речь взрослого.
А для того, чтобы у ребёнка был красивый , ровный почерк необходимо развивать мелкую моторику рук. У ребёнка 6-7 лет ещё недостаточно развиты мышцы кисти рук, наблюдается низкая координация движений, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев. Поэтому этот возраст является очень благоприятным для развития ручной умелости и графомоторных навыков.
Надо ли ребенка учить читать до школы? Надо. Но учить нужно правильно. Главная ошибка родителей, когда они учат ребёнка читать – это неправильное произношение звуков. Учите детей не буквам, а звукам: М, Н,Л, а не МЭ, ЭЛЬ, ЭН.
В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребёнка к обучению в школе и обратить внимание умеет ли ваш ребёнок внимательно слушать, отвечать на вопросы, подчиняться требованиям старших, всегда ли доброжелательно относится к окружающим.
Задача родителей – не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребёнка. Посещайте вместе с ребёнком различные выставки, музеи, совершайте интересные поездки. Каждому первокласснику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном городе или посёлке, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая интеллектуальная активность, рождается радость познания.
Таким образом, имея такой солидный фундамент, ваш ребенок не растеряется и более легко овладеет навыками чтения и письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Мастер класс для родителей" Речь - залог успеха.
Родители главные помошники, главные учителя для своих детей.В презентации представлены игры - упражнения для развития мелкой моторики и для развития мыщц языка "Научимся говорить правильно"....
Красивая речь - залог успеха
Консультация...
Статья: Успех нашего будущего первоклассника
Современная начальная школа, прежде всего, формирует в каждом ребенке, умение учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения....
консультация "Правильная речь-залог успеха первоклассника"
Подготовка ребенка к успешному обучению в школе — главная задача, стоящая перед педагогами и родителями детей дошкольного возраста....
Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...
Правильная речь - залог успеха первоклассника!
Воспитание правильного звукопроизношения - важная задача для родителей и педагогов....
Информационный стенд для родителей "Правильная речь - залог успеха первоклассника"
Информационный стенд для родителей рассказывает о том, что такое правильная речь, что включает в себя понятие "правильная речь", для чего нужно умение ребенка правильно говорить перед ...