консультация "Правильная речь-залог успеха первоклассника"
консультация (подготовительная группа)

Новикова Оксана Михайловна

Подготовка ребенка к успешному обучению в школе — главная задача, стоящая перед педагогами и родителями детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravilnaya_rech-zalog_uspeha_pervoklassnikov.docx15.44 КБ

Предварительный просмотр:

         МДОУ детский сад №1 п. Вейделевка

Консультация

для родителей

на тему:

«Правильная речь- залог успеха первоклассника»

 

                                                                      Подготовила: Новикова О.М.,  

                                                                        учитель-логопед

  Январь  2022 г.

Все родители мечтают о том, чтобы учился ребёнок легко и с удовольствием. А это во многом зависит от того, как ребёнок подготовлен к школе. Подготовка ребенка к успешному обучению в школе — главная задача, стоящая перед педагогами и родителями детей дошкольного возраста.

             Основа успешного обучения в школе – это правильная, развитая речь ребенка. Устная речь является основой для письменной речи. Чем лучше у ребёнка развита устная речь, тем легче он овладеет в школе письмом и чтением. А чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.  Самое незначительное расстройство речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Плохо говорящие дети,  довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Они становятся более замкнутыми, застенчивыми, нерешительными, и в результате начинают развиваться комплексы, снижается успеваемость, появляется неуверенность в себе. 

Ко времени поступления в школу устная речь дошкольника должна быть сформирована и не отличаться от речи взрослых. 

            Правильная, красивая  речь состоит из пяти взаимосвязанных составляющих. Недоразвитие   одной из них делает речь неполноценной.

            Первое – произношение. Неправильное произношение затрудняет обучение чтению и письму, особенно если ребёнок в речи заменяет одни звуки на другие. А если у ребёнка нарушено произношение нескольких звуков, то это затрудняет процесс общения как со взрослыми, так и с детьми. Особенности артикуляционного аппарата оказывают  влияние на темпо – ритмические характеристики чтения. Затруднения в артикулировании звуков проявляются в том, что ребёнок медленно читает, долго читает по слогам, затрудняется в понимании прочитанного.

            Второе – это фонематическое восприятие, то есть способность слышать звуки речи, определять количество и последовательность звуков в слове, количество слов в предложении. Фонематическое восприятие – это своеобразный кит, на котором держится обучение чтению и письму. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся нередко не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в дальнейшем допускают много ошибок на грамматические правила (безударные гласные, удвоенные согласные, разделительный мягкий знак).

            Третье – словарь, то есть количество слов, которые ребёнок знает, смысл которых понимает и использует в активной речи. Низкий ограниченный словарный запас в дальнейшем затрудняет и понимание объяснений учителя, подбор проверочных слов, понимание прочитанного и пересказ, заучивание стихотворений. Объём и качество словаря напрямую зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с ребёнком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых ребёнок может   порассуждать.

            Четвертое – лексико – грамматический строй речи, то есть умение ребёнка правильно, грамотно построить фразу. Несформированность  грамматических представлений (трудности словообразования, словоизменения, неправильное употребление предлогов, окончаний) в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью, то есть к аграмматизму.

             Пятое – связная речь. Ребёнок должен уметь логично, последовательно пересказать какое-то событие  или свои впечатления о чём-либо. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, а на более поздних этапах обучения ученики не владеют навыками написания изложения и сочинения. Речевые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими и поэтому очень важна правильная, красивая, литературная речь взрослого.

            А для того, чтобы у  ребёнка был красивый , ровный почерк  необходимо развивать мелкую моторику рук. У ребёнка 6-7 лет ещё недостаточно развиты мышцы кисти рук, наблюдается низкая координация движений, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев. Поэтому этот возраст является очень благоприятным для развития ручной умелости и графомоторных навыков.

            Надо ли ребенка учить читать до школы? Надо. Но учить нужно правильно. Главная ошибка родителей, когда они учат ребёнка читать  – это неправильное произношение звуков. Учите детей не буквам, а звукам: М, Н,Л, а не МЭ, ЭЛЬ, ЭН.

            В последний год перед школой  нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки  ребёнка к обучению в школе. Подумайте, умеет ли ваш ребёнок внимательно слушать, отвечать на вопросы, подчиняться требованиям старших, всегда ли доброжелательно относится к окружающим.

            Задача родителей – не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребёнка. Посещайте вместе с ребёнком различные выставки, музеи, совершайте интересные поездки. Каждому первокласснику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном городе или посёлке, о труде взрослых членов семьи, о природе         родного         края. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая интеллектуальная активность, рождается радость познания.

            Таким образом, имея такой солидный фундамент, ваш ребенок не растеряется и более легко овладеет навыками чтения и письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мастер класс для родителей" Речь - залог успеха.

Родители главные помошники, главные учителя для своих детей.В презентации  представлены игры - упражнения для развития мелкой моторики и для развития мыщц языка "Научимся говорить правильно"....

Мастер-класс для педагогов "Красивая речь - залог успеха"

Мастер-класс для педагогов "Красивая речь - залог успеха"...

"Круглый стол" для родителей на тему: " Правильная речь-залог здоровья и успеха дошкольника"

Методическая разработка учителя-логопеда для воспитателей логопедических групп...

Консультация для родителей «Правильная речь — залог успеха»

Родителям на заметку!Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок став взрослым, добился в жизни успехов, состоялся как личность, сделал прекрасную карьеру. Для этого необходимо развив...

Речь-залог успеха будущего первоклассника

 Основа успешного обучения в школе – это правильная, развитая речь ребенка. Устная речь является основой для письменной речи. Чем лучше у ребёнка развита устная речь, тем легче он ов...

Правильная речь - залог успеха первоклассника!

Воспитание правильного звукопроизношения - важная задача для родителей и педагогов....