Конспекты занятий по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Чебыкина Наталья Борисовна

Методические конспекты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_v_starshey_gruppe.docx19.61 КБ
Файл konspekt_ya_i_moya_semya.docx18.93 КБ
Файл konspekt.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в старшей группе «Как дикие животные готовятся к зиме»

Содержательные компоненты образовательных областей«Познавательное развитие» (закрепление знания детей о временах года, понятия «дикие животные»; побуждение детей к установлению связей между сезонными изменениями в природе и поведением животных: с наступлением холодов звери делают запасы, меняют окраску, ложатся спать; воспитание любви к родной природе, «Речевое развитие» (обучение детей внимательно слушать и отвечать на вопросы полными предложениями, согласовывать движения с текстом; активизация словарного запаса; развитие доказательной речи, логического мышления, воображения, слухового внимания).

Виды детской деятельности: Познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая.

Материал: цветные карточки 4 цветов на каждого ребенка, картина пейзажа леса поздней осени, Гномик (игрушка, письмо, динамические модели на тему приспособления диких животных к зиме, шумовые инструменты,маски.

Ход. 1. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Когда это бывает?». Дети садятся за столы. Воспитатель читает загадки о временах года, а дети поднимают цветные карточки, соответствующие этому времени года (белые – зима, зеленые – весна, красные – лето, желтые – осень).

Дел у меня немало,                                                     Солнце печет,

Я белым одеялом                                                        Липа цветет,

Всю землю укрываю,                                                  Рожь колосится,

В лед реки убираю,                                                     Золотится пшеница.

Белю поля, дома                                                           Кто скажет, кто знает,

Зовут меня… (зима)                                                     Когда это бывает? (лето)

Зазвенели ручьи,                                                           Дни стали короче

Прилетели грачи,                                                          Длинней стали ночи

В дом свой – улей пчела                                               Кто скажет, кто знает,

Первый мед принесла.                                                  Когда это бывает? (осень)

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (весна)

Слышится стук в дверь. На занятие приходит Гномик, здоровается с детьми, просит прощение за свое опоздание, рассказывает, что долго не мог найти д/с, т. к. не узнает знакомых мест, все изменилось вокруг, когда Гномик был здесь летом.

Гномик: дети, какое сейчас время года?

Дети: осень.

Гномик: как называются осенние месяцы?

Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь

Гномик: по каким приметам вы узнаете, что наступила осень?

Воспитатель предлагает детям рассказать Гномику, что же бывает осенью, поиграв в игру «Да или нет»

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Урожай весь собирают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем мы сапоги?

Туманы осенью плывут?

Ну, а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Солнце светит очень ярко?

Можно детям загорать?

Ну, а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать!

Гномик рассказывает, что хотел прийти в гости с Зайчиком, но получил от него письмо, стал читать, но начавшийся дождь смыл последние слова и Гномик не знает, что же случилось с другом. Воспитатель успокаивает Гномика, читает письмо Зайчика: «В гости прийти не могу. У нас в лесу все готовятся к …»

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что же могло быть написано в письме?

Воспитатель предлагает детям пойти в гости к Зайчику.

2. Физкультминутка.

В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключения

Нам, ребята, не найти

Друг за другом становитесь

Крепко за руки держитесь

По дорожкам, по тропинкам

По лесу гулять пойдем

А в лесу у нас листочки, их скорей мы соберем! (дети считают количество листьев.

А в лесу:

«Зайка скачет по кусточкам, по болоту и по кочкам» (скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней)

«Белка прыгает по веткам, гриб несет бельчатам-деткам» (прыгают, согнув руки перед грудью)

«Ходит мишка косолапый, у него кривые лапы» (идут вперевалку)

«Без тропинок, без дорожек катится колючий ежик» (двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки) Ребята, у меня есть волшебные ежики. Пальчиковая игра « Катится колючий ежик»

3. Дети вместе с Гномиком, с воспитателем переходят на другую сторону групповой комнаты (выставлена магнитная доска с пейзажем леса поздней осени). Воспитатель говорит детям, что в этом лесу живет много животных.

Воспитатель: как называются эти звери?

ДетиДикие животные.

Воспитатель: у каждого животного свой характер, давайте расскажем об этом Гномику.

Д/упражнение «Кто какой?» (дети стоят полукругом, воспитатель бросает мяч, а дети продолжают предложение, начатое воспитателем)

Злой, как … волк

Трусливый, как … заяц

Косолапый, как … медведь

Зубастый, как … волк

Хитрая, как … лиса

Пушистый, как … заяц

Прыгучая, как … белка

Неуклюжий, как … медведь

Колючий, как … еж

Рыжая, как … лисица.

Д/и «Опиши картину»

Воспитатель: Какое время года изображено на картине?

Дети: Осень

Воспитатель: Какой период осени?

Дети: Поздняя осень

Воспитатель: Почему птицы собираются в стаи?

Дети: Они улетают?

Воспитатель: Почему решили улететь?

Дети: Нет корма

Воспитатель: Чем занята белочка?

Дети: Заготавливает ягоды, грибы, шишки.

Воспитатель: Где прячет белка свои запасы?

Дети: В дупле

Воспитатель: Как еще белочка готовится к зиме?

Дети: У нее шубка становится гуще и бледнее

Воспитатель: Что же делает медведь осенью?

Дети«Нагуливает жир» и ложится спать?

Воспитатель: Как называется домик медведя?

Дети: Берлога

Воспитатель: Кто спрятался в норке?

Дети: Ежик

Воспитатель: Почему ежик ложится спать?

Дети: Он питается мелкими грызунами, змеями, добычу трудно добывать, поэтому еж впадает в спячку.

Воспитатель: Какие изменения происходят у лисы?

Дети: У нее шубка стала гуще и бледнее

Воспитатель: Как называется домик лисы?

Дети: Нора

Воспитатель: Как волк готовится к зимней стуже?

Дети: Волки собираются в стаи.

Воспитатель: Как называется домик волка?

Дети: Логово.

Воспитатель: А кто спрятался за березой?

Дети: Зайчик

Воспитатель: Что же с ним случилось?

Дети: Шубка стала белой и густой

Воспитатель: Почему это произошло?

Дети: Чтобы быть незаметным на снегу и не замерзнуть зимой

Воспитатель: Как называется домик зайца?

Дети: Заросли

Воспитатель: Посмотрите на картину и скажите, что же делают звери?

ДетиГотовятся к зиме

Гномик говорит детям, что теперь он понял, что еще за карточки лежали в письме. Зайчик так рассказал, чем же заняты звери осенью в лесу.

Воспитатель выставляет на доску модели готовности животных к зиме,а дети подводят итог: у зверей произошел «шубообмен», они приготовили себе домазаготовили корм.

4. Воспитатель предлагает рассказать Гномику про его друга сказку-шумелку «Зайчишка-трусишка» (дети садятся за столы, воспитатель читает сказку, а дети выполняют шумовое оформление)

Жил-был зайчишка-трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел он однажды из дома. Не успел и трех шагов сделать, а ежик вдруг как зашуршит в кустах (шуршим пакетом). Испугался заяц и бежать (стучим по барабану, на деревянных ложках). Бежал, бежал заяц, присел отдохнуть, а дятел как застучит (стучим палочкой по деревяшке). Бежал, бежал заяц, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает (натягиваем ткань). Побежал заяц из леса к речке (стучим по барабану, на деревянных ложках). А на берегу лягушки сидели. Увидели они зайца и скок в воду (проводим палочкой по ксилофону).Тут заяц остановился и говорит«А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!» Сказал так и смело поскакал обратно в лес (стучим по барабану, на деревянных ложках).

Гномик благодарит детей за занятие, прощается, уходит.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Моя семья»

Образовательная область: Речевое развитие.

Вид деятельности: непосредственно - образовательная

Возрастная группа : подготовительная

Тема«Моя семья»

Цель: Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Программное содержание

Образовательные задачи:

- Учить отвечать на вопросы; развивать навыки правильного грамматического строя речи, учить рассказывать последовательно, выразительно.

-Обогащать словарный запас воспитанников.

-Учить детей составлять устный рассказ о своей семье.

Развивающие :

Развивать зрительное и слуховое внимание: учить слышать и слушать друг друга и педагога;

Развивать логическое мышление, через установление пар родственных отношений (мама – сын, бабушка – внучка, брат и сестра).

Воспитательные:

- Положительные взаимоотношения в семье.

Предварительная работа:

Словарная работасемья, родственники, родные,

Материалы и оборудованиеИспользованные материалы: картинки для рассказа, фотографии семейные, воздушный шар, видео ролик «Моя - семья», карточки с изображением солнца и тучи (для психогимнастика деятельности).

Ход деятельности.

1. Орг. момент.

Дети становятся в круг.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И гостям мы улыбнёмся.

– Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Ребята, по приветствуем друг друга.

Воспитатель: а сейчас мы присядем, и послушаем стихотворение.

2. Воспитатель читает стих про семью.

«Семья – большое счастье

У каждого на свете

Должны быть папа с мамой -

У тех, кто всех послушней,

И непослушных самых.

У каждого на свете

Должны быть братья, сёстры.

Чтоб жизнь была весёлой,

И от улыбок пёстрой.

У каждого на свете:

Детишек, птиц, зверья,

Должны быть те, кто дорог -

Родимая семья!

У каждого на свете

Должны быть папа с мамой,

Семья- большое счастье

Подарок самый-самый!

Автор стих. Натали Самоний

3. Воспитатель: А кто мне скажет, о чем это стихотворенье?

Дети: ответы детей (о семье, маме, папе и т. д.)

4. Беседа о семье.

Дети сидят за столами.

Воспитатель: Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада?

Ответы детей: домой!

Воспитатель: А почему?

Ответы детей: Потому что нас дома ждут.

Воспитатель: Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят вас, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья.

Хорошо, если семья большая.

5. Воспитатель: А какая у тебя семья (Вика, Денис, Кристина и др.)

Ответы детей; большая, маленькая

Дети рассказывают четверостишие о семье

1. На фотографию смотрю,

И с гордостью вам говорю:

«Знакомьтесь, вот моя семья.

2. Здесь папа, мама, кот и я.

Без них прожить никак нельзя,

Моя семья - мои друзья

Просмотр видео ролика «Моя семья» автор: Алиса Самбурская.

6. Воспитатель: А теперь я вам предлагаю рассказать о своей семье.

- Кто хочет рассказать о своей семье?

Дети по семейным фотографиям рассказывают о своих близких и родных, указывая их род занятий.

Воспитатель: А кто живет в ваших семьях?

Ответы детей(мама, дедушка, папа, бабушка, брат, сестра.)

Воспитатель: А кто скажет? как мы назовём маму, папу, брата, сестру одним словом!

Ответы детейсемья, родители, родственники.

Воспитатель: кто хочет поиграть и назвать хорошие слова о родственниках?

Проводится игра - «Подбери признаки и действия мамы, папы, бабушки дедушки»

Какая мама? Что делает она?

Ответы детей: (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая?

Воспитатель: – А что мама умеет делать?

Ответы детей(шить, готовить, стирать, мыть)

Воспитатель – А папа какой?

Ответы детей(сильный, смелый, трудолюбивый)

Воспитатель – А папа что умеет делать?

Ответы детей(мастерить, пилить, копать, строить)

7. Физминутка «Семейная зарядка».

Осенью, весною, летом и зимою

Мы во двор выходим- дружною семьёй.

Встанем в круг, и по порядку- каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает

Повороты вправо – влево- делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой и качаю головой.

8. Пальчиковая гимнастика (стоя)

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности прогибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья :

Это – мама,

Это – я,

Это – бабушка моя.

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

9. Закрепление изученной темы:

Загадки

1. Кто любовью согревает,

Всё на свете успевает,

Даже поиграть чуток?

Кто тебя всегда утешет,

И умоет, и причешет,

В щёчку поцелует - чмок?

Вот она всегда какая

Моя. родная!

2. Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно, …

3. Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой. (бабушки)

4. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый. (дед)

5. Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой —

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна… (семья)

10. Психогимнастика. «Мамино настроение» (выполняется сидя на стульях)

- Ребята, я знаю, что все вы очень любите своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Но, несмотря на это, иногда их огорчаете. Сейчас я буду вам называть поступки детей. Если вы считаете, что это хороший поступок – поднимите вверх солнышко и улыбнитесь, а если это плохой поступок – поднимите тучку и сделайте грустное лицо.

Сын полил комнатные цветы.

Дочка съела всю кашу.

Мальчик порвал книжку.

- Ребята, а как надо поступить, если вы порвали книжку?

Дети убрали игрушки на место.

Девочка разбила чашку.

- Если вы нечаянно разобьёте посуду, то что надо сделать? (извиниться)

Сын подрался во дворе.

- А как надо играть? (дружно) А если вам, что то не нравится? (надо договариваться или обратиться за помощью к взрослому)

Дочка помыла посуду.

Мальчик вытер пыль.

ВоспитательДавайте вместе повторим такие слова:

Семья-это важно.

Семья-это сложно.

Но счастливо жить одному невозможно!

Воспитатель: А кто скажет, что же такое семья?

Выводсемья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Юные исследователи»

Цель: закреплять знания детей о том, что молоко входит в состав многих продуктов. Формировать исследовательские навыки. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое. Расширять представление о составе молока, о пользе его для человеческого организма.

-Поздоровайтесь, ребята, с нашими гостями!

-А вы знаете, что вы не просто поздоровались, а вы подарили частичку здоровья, потому что сказали:»Здравствуйте!», «Здоровья желаем!»

Недаром русская пословица гласит:»Здороваться не будешь, здоровья не получишь!»

-Уважаемые гости, добро пожаловать в нашу исследовательскую лабораторию «Хочу все знать»

-Коллеги, а какого человека вы считаете здоровым?

(того, кто не болеет и занимается спортом, правильно питается)

- Правильно, и сегодня мы исследуем очень полезный продукт питания. А какой именно, мы сейчас узнаем, когда откроем наш научный сундучок!

-И так, что мы видим, уважаемые коллеги? Пустой лист!

Хотите узнать, что на нем написано? Для этого нужно провести следующий опыт - подержать листок над горячей лампочкой! Что мы видим? Проявляются буквы. (Молоко)

— Вот и тема нашего исследования! Между прочим, это слово написано молоком! При нагревании молоко закипело, потемнело и стало слово видимым. Вот такие «Волшебные чернила»

-Коллеги, а что вы знаете о молоке?

(молоко получают от коровы, это белая жидкость, оно очень полезно для людей, особенно для детей и для стариков.)

-А почему оно полезно?

-В нем содержаться белки, жиры, углеводы и витамины. Что необходимо нашему организму.

-А если уточнить?

(кальций укрепляет кости, устраняет усталость, витамин E не дает нашему организму стареть, витамин A – для роста и зрения.)

-А какие минеральные вещества входят в состав молока и молочных продуктов?

(калий, кальций, фосфор, железо, йод и др.)

-В молоке полезных много

Витаминов и веществ

Пейте молоко почаще,

Чтобы кариес исчез,

Чтобы кости были крепки,

Не болела голова,

Настроение чтоб было

Превеселое всегда!

-Что такое «лактоза»? (это особое вещество, которое есть в молоке - молочный сахар, есть люди, которые не усваивают лактозу и поэтому не могут пить молоко)

-А кто знает, почему молоко белого цвета?

(потому что в его состав входит казеин)

- Какие пословицы есть о молоке?

(«Молоко на губах не обсохло», «В корове молоко не прокиснет», «Есть молоко, да доставать далеко», «Корова на дворе, молоко на столе»,»Хорошо тому коров водить, кто умеет молоко доить», Обжегся на молоке, дуешь на воду», «Сколько с быком не биться – молока от него не добиться!»).

- А сейчас мы будем отгадывать кроссворд, в котором спрятаны слова, означающие продукты, которые приготовлены с помощью молока. Послушайте загадку: «Не снег, а белое всегда. Хоть и течет, а не вода» (молоко).

Дети загадывают друг другу загадки:

- Чтоб стала жизнь прекрасна, вы на хлеб намажьте… масло!

- Не надеясь на прививки, мы употребляем …сливки!

- Ну что вкусней бывает в мире, чем желтые бесчисленные дыры? (сыр)

- Он бывает в шоколаде, дети очень ему рады

Он сытнее, чем хот-дог, глазированный … сырок!

- Все мы любим, без обмана, деревенскую … сметану!

- Она любима тем, кто вкус имеет тонкий, густая, сладкая, вареная сгущенка!

- Она вполне годится для окрошки, оближем пальчики и не оставим вам ни крошки! (простокваша)

- Готовить пищу так легко, коль есть…сухое молоко!

- Очень вкусное печенье, и отличнейший пирог будет, если мы добавим по пропорции…творог!

- Жидко, а не вода, бело, а не снег. Начинается на «К». Наш продукт из молока! (кефир)

- Ягоды в сметане - для Вани и для Мани! (Йогурт)

- Знает каждый молодец, что такое…варенец!

Кроссворд мы с вами угадали правильно, а теперь назовите, какие блюда можем приготовить из молока? (Молочные супы и каши, блинчики со сметаной, сырники со сгущенкой, бутерброд с маслом и сыром, омлет).

Игра с детьми «Три состояния молока».

А теперь уважаемые коллеги-лаборанты будем исследовать молоко на жирность, для этого проведем опыт на жирность.

Опыт №1.

В тарелку с молоком добавляется краска, затем берется ватная палочка, обмакивается в моющее средство для посуды и ставится в середину тарелки.

Получается «Салют в тарелке». В молоке есть молекулы жира, которые ориентируются в водном растворе вместе с молекулами мыла, пытаясь избежать контакта с молекулами воды. При перемешивании, мыло, и жир движутся вместе, отсюда происходят все эти перемены цвета.

Итог: Мыло, расщепляя жиры, вызывает в тарелке настоящую бурю.

Опыт №2.

Пипеткой набираем яблочный сок и добавляем его в блюдце с молоком. Происходит свертывание молока.

Вывод: Людям после употребления молока сразу нельзя пить фруктовые соки и есть фрукты.

Опыт №3.

Рисование молоком.

Дети с помощью кисточки и молока выполняют рисунок. Потом даем высохнуть молоку, и с помощью лампы нагреваем листок и проявляется рисунок.

Бесценный клад в моей руке,

Для жизни все есть в молоке:

Белки, жиры и углеводы

Подарки матушки природы.

А также чудо-витамины,

Все хвори с ними победимы!

Сюрпризный момент.

Заходит бычок Гаврюша: «Я – бычок Гаврюша, я очень рад, что у вас много знаний о молоке! Я от мамы – коровы принес вам привет и угощение!»

Шлет привет вам всем корова

Пейте дети молоко – будете здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...