Программа «Развития речевых и интеллектуальных способностей детей в процессе приобщения ребенка к художественной литературе» для детей среднего и старшего дошкольного возраста
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)
Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир, и самих себя.
(В.Сухомлинский). Ситуация приобщения ребенка к книжной культуре в последние годы меняется не в лучшую сторону. Педагоги и родители отмечают, что дети стали меньше интересоваться книгами. Этому способствует ряд факторов:
- Во-первых, в процессе социализации ребенка усиливается роль средств массовой информации. Развивается культура, которую называют по-разному: «визуальная видео культура», электронная культура». Меняется домашняя среда, в которой растет ребенок, добавляются компьютерная игротека. Посредством Интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме.
- Во-вторых, в СМИ много рекламы, формирующей у ребенка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что все, что нужно человеку – телефон, самой последней модели. Нет ни одного рекламного ролика, призывающего взять КНИГУ, и узнать много интересного из нее.
- В-третьих, взрослые много времени проводят на работе, а именно родители являются для детей образцом для подражания и если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.
- И четвертая причина падения интереса к чтению кроется работе с художественной литературой в детском саду. Многие воспитатели ограничиваются чтением и пересказом художественной литературы.
Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это «потому что задали».
В результате дети лишаются целого мира художественной литературы с ее чувствами, переживаниями, обогащающей словарный запас, формирующей душевный мир, включающей ребёнка в культуру своего народа, где есть образцы и нормы знаний, поведения, мировоззренческих, этических и социальных оценок.
Цель программы – обогатить образовательный процесс в ДОУ системой игровых занимательных упражнений, направленных на приобщение детей к чтению художественной литературы, развитие интеллектуальных и речевых способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsa_razvitiya_rechi_sentyabr.docx | 419.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СОЧИ» УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Программа
«Развития речевых и интеллектуальных способностей детей в процессе приобщения ребенка к художественной литературе» для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Сочи
2023
Содержание:
Пояснительная записка…………………………………………………….. | 1 |
Тематический план работы………………………………………………… | 8 |
Планы работы по развитию речемыслительных способностей дошкольников на материале литературных произведений. Средняя группа….……………………………………………………….. | 10 |
Планы работы по развитию речемыслительных способностей дошкольников на материале литературных произведений. Старшая группа ……………………………………………………………. | 40 |
Планы работы по развитию речемыслительных способностей дошкольников на материале литературных произведений. Подготовительная группа ………………………………………………… | 67 |
Приложение 1. Организация диагностики усвоения программы | |
Список литературы | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Любите книгу, она облегчает вам жизнь,
дружески поможет разобраться в пёстрой
и бурной путанице мыслей, чувств, событий,
она научит вас уважать человека и самих
себя, она окрыляет ум и сердце чувством
любви к миру, к человечеству.
М. Горький
Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир, и самих себя.
(В.Сухомлинский). Ситуация приобщения ребенка к книжной культуре в последние годы меняется не в лучшую сторону. Педагоги и родители отмечают, что дети стали меньше интересоваться книгами. Этому способствует ряд факторов:
- Во-первых, в процессе социализации ребенка усиливается роль средств массовой информации. Развивается культура, которую называют по-разному: «визуальная видео культура», электронная культура». Меняется домашняя среда, в которой растет ребенок, добавляются компьютерная игротека. Посредством Интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме.
- Во-вторых, в СМИ много рекламы, формирующей у ребенка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что все, что нужно человеку – телефон, самой последней модели. Нет ни одного рекламного ролика, призывающего взять КНИГУ, и узнать много интересного из нее.
- В-третьих, взрослые много времени проводят на работе, а именно родители являются для детей образцом для подражания и если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.
- И четвертая причина падения интереса к чтению кроется работе с художественной литературой в детском саду. Многие воспитатели ограничиваются чтением и пересказом художественной литературы.
Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это «потому что задали».
В результате дети лишаются целого мира художественной литературы с ее чувствами, переживаниями, обогащающей словарный запас, формирующей душевный мир, включающей ребёнка в культуру своего народа, где есть образцы и нормы знаний, поведения, мировоззренческих, этических и социальных оценок.
Цель программы – обогатить образовательный процесс в ДОУ системой игровых занимательных упражнений, направленных на приобщение детей к чтению художественной литературы, развитие интеллектуальных и речевых способностей детей.
Главными теоретическими идеями, положенными в содержание программы, являются взгляды Д. Родари, Л.Б. Фесюковой и авторов технологии ТРИЗ на работу с художественными произведениями. Авторы рекомендуют нетрадиционно, оригинально, непривычно, научить ребенка воспринимать содержание, творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один.
Нетрадиционный подход как раз и дает воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать ситуацию, где бы герой исправился, зло было бы наказано, но без жестокости и агрессии. Так как существует много сказок, которые в своем содержании несут негатив: Лиса съела Колобка, зарезали коровушку из сказки «Крошечка-Хаврошечка», сестры и мачеха плохо относилась к Золушке.
«Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребенка».
Работа над художественной литературой строится по схеме, и выглядит следующим образом:
- нравственный урок
- воспитание добрых чувств
- речевая зарядка
- развитие мышления и воображения
- сказка и математика
- сказка и экология
- сказка развивает руки
Нравственный урок.
Его можно выразить пословицей, поговоркой или другим кратким, но ёмким высказыванием. Эти специально подобранные пословицы и фразеологизмы, которые соотносятся с основным смыслом сказки, помогают детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора. Например, нравственный урок сказки «Рукавичка»: «В тесноте, да не в обиде». Это один из вариантов, с которым можно согласиться. Но можно и ввести противоречие: да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то? Всё внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и её обитателям. Но все забыли про деда, который зимой остался без неё. Значит, можно добавить к основному нравственному уроку ещё один: «Не теряй свои вещи». Можно рассмотреть случай с разных сторон: кому хорошо в этой ситуации, а кому плохо? А может и не так страшно это для деда? Баба свяжет ему новые рукавички, и он будет их беречь.
Воспитание добрых чувств.
Раздел вытекает из нравственного урока. Как и за что можно пожалеть дедушку? А обитателей рукавички? Что бы вы придумали, если бы оказались в этой сказке? Чем бы помогли героям?
Речевая зарядка.
Речевая зарядка может быть разная, это и заучивание скороговорок, артикуляционная гимнастика, придумывание нескольких однокоренных слов (лес - лесок, лесовичок); рифмование слов (кузнец - удалец), рифмованная цепочка, составление длинных, распространенных предложений в игре «От каждого - по словечку» - «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зеленой дорожке».
Развитие мышления и воображения.
Развитию мышления и воображения детей способствуют методы и приемы ТРИЗ-технологии. Методы: метод мозгового штурма, метод каталога, метод фокальных объектов, метод обоснования новых идей «Золотая рыбка», метод аналогий, типовые приёмы фантазирования (ТПФ).
Приемы: постановка проблемного вопроса, игры «Хорошо – плохо», «Вред – польза».
Пример 1. Метод аналогий.
Он помогает формировать ассоциативное мышление.
После чтения сказки «Золушка» дети при вашем участии называют таких же добрых, трудолюбивых, красивых героинь из других сказок. Это может быть и Дюймовочка, и Крошечка-Хаврошечка, и сестрица Аленушка и т.д.
Пример 2. «Постановка проблемного вопроса».
Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка? Чем закончилась сказка «Морозко»?). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли).
К примеру: - А если бы людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем? - дети начинают искать свои варианты, то есть решать поставленную проблему.
Кроме методов и приемов ТРИЗ - технологии для развития мышления и воображения детей можно успешно использовать и другие задания.
1. Придумывание паролей.
Для чего это нужно? В сказках нередко присутствует элемент похищения, да и в жизни, к сожалению, эта проблема существует. Раз проблема существует, ее надо решать. Поэтому нужно приобщать детей к придумыванию паролей, которые воспрепятствовали бы всяческим похищениям. Вначале они придумывают пароли петушку и другим героям сказки, которые в этом так нуждаются, а потом можно в игровой форме использовать такой пароль в житейской практике любой семьи.
2. «Волшебная палочка». Вначале мы, взрослые, оперируем ею в различных ситуациях (помогаем Колобку стать невидимкой или, наоборот, великаном и т.д.). А затем, обученный владению «волшебной палочкой», дошкольник сам начинает действовать, вызволяя таким образом героев из беды. Возникает так называемая обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.
3.Объединение двух коротких рассказов или сказок в одну с новым сюжетом (нужно логично вплести новых героев в сюжет первого рассказа и придумать новое содержание). В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка. В этой работе, несомненно, руководителями и организаторами являются взрослые.
4. Метод шифров.
Шифровать название сказок, имена их героев или отдельные слова из произведений - значит развивать смекалку, сообразительность, юмор. А это спутники мышления и воображения. Шифровать можно по-разному: - перевернуть слово слева направо («Путаница» -«Ацинатуп»); - изобразить вверх ногами всего две буквы («Путаница» - «цутаница»); - зашифровать слово или фразу с помощью флажковой грамоты; - зашифровать краткий текст сказки с помощью азбуки Морзе и т.д.
Сказка и математика.
Нужно задавать математические вопросы - «Чем похожи, чем отличаются». Также полезно учить с помощью геометрических фигур шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине. К примеру, модель, состоящая из одного большого и семи маленьких треугольников, напоминает сказку «Волк и семеро козлят», а два заштрихованных кружка - сказку «Два жадных медвежонка».
Значительное место в этой рубрике отводится преобразовательной работе: на основе сказки придумывается задачка или считалка, или задачка с числами, или рифмованная строчка о цифре.
Также важно развивать у дошкольников способность воспринимать время, чувствовать вес, тактильно запоминать и т.д. (Сколько весит булава? За какое время пробежит лиса 10 метров? 12 суток летела булава- это сколько дней? Сколько иголок у ежика? - как можно ответить на эти вопросы?)
Сказка и экология.
Говоря о природе, важно не упустить объяснение эволюции, динамики развития предмета или явления. Возьмем, к примеру, семя яблока и вместе с ребенком проследим его динамику: семя - дерево - цветущее дерево - плоды - варенье и т.д. Не менее важно изучить путь от конечного результата к началу (то есть от варенья в данном случае до семени). Все вокруг нас приспосабливается: заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост помогает заметать следы, длинная шея жирафа помогает ему кормиться и т.д. Это понимание взаимозависимостей желательно перенести в сказки, помогая любимым героям в их бедах (колобку лучше поменять цвет на зеленый, тогда он не будет виден на траве).
Более осознанному пониманию детьми природы, природных явлений и природоохранной деятельности помогает игра «А если бы», которая ставит ребенка в позицию исследователя: если бы не наступила весна? А если бы пропал ветер? А если бы погасло солнце? и т.д. Понятно, что такие сложные, проблемные вопросы решаются сообща со взрослыми.
Природа, как все вокруг нас и в нас самих, противоречива. Вот и приходится нередко ¦ использовать уже знакомую игру «Хорошо - плохо» (аналогия «Вред - польза»). Так, болото- это плохо: можно увязнуть, много комаров, пахнет нехорошо, на вид некрасивое. Но ведь болото- это и хорошо: из него добывают торф, болото питает близлежащие речки, лягушкам хорошо живется в нем и т.д. Вот так, с помощью игр в ходе сказки мы знакомим 'детей с природой во всем ее многообразии.
Сказка развивает руки.
Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов. Приемы, наиболее часто повторяемые:
- объемная аппликация - мнется аппликационная бумага, немного распрямляется, из нее вырезается контур предмета, слегка наклеивается, затем, в случае необходимости, дорисовывается;
- пальцевая живопись - рисунок выполняется с помощью красок пальцами или кулачками; - рисование на мокрой бумаге - смачивается кусок ваты или поролона, затем с их помощью влага ровно наносится на бумагу. Рисуется предмет густой краской;
- волшебный рисунок - вначале рисунок наносится контурно, с помощью восковой свечи, а затем сверху покрывается краской: контуры как бы проявляются;
- монотопия - рисунок наносится кистью и краской на целлофан, затем целлофан переворачивается и прижимается к бумаге;
- «живая» капля - большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится или дорисовывается;
- коллаж - в рисунке используется сразу несколько вышеперечисленных методов плюс открытки, ткани, природные материалы.
Пример работы по данной методике на основе содержания сказки «Колобок».
№ | Раздел работы | Примерное содержание работы по сказке |
1. | Нравственный урок | Хвастовство да непослушание не доведут до добра. Меньше хвались, за родню крепче держись. |
2. | Воспитание добрых чувств | Как вы думаете, расстроились ли дед с бабкой, когда обнаружили исчезновение Колобка? Почему? Как их можно успокоить? За что можно похвалить Колобка, а за, что поругать? |
3. | Сказка и математика | Сосчитать героев сказки. Выложить панно из геометрических фигур (каждая фигура цветом ассоциируется с героем сказки). Понятия (круг-шар, широкий-узкий, высокий-низкий, лево-право). Счёт до 4. |
4. | Речевая зарядка | Спеть песенку Колобка разными голосами и с разной громкостью. |
5. | Сказка и экология | Выяснить из чего делается Колобок? Экспериментирование (замесить тесто из муки и воды, исследование его свойств).Чем полезен хлеб? Где и как выращивают пшеницу, из которой делают муку. |
6. | Физкультминутка | Игра с мячом «Поймай Колобка». Изобразить, как двигаются звери, как катится Колобок. |
7. | Сказка развивает руки | На отдельном листе игровое графическое задание «Помоги Колобку вернуться домой». Мимо нарисованных фигурок зверей пунктирная кривая линия-тропинка, которую надо обвести ровно, не нарушая изгибов.Слепить Колобка из пластилина. |
8. | Развитие мышления и воображения | Придумать песенки для каждого героя. Игры для развития мышления «Чья тень?», «Лабиринты». |
Основными принципами построения программы являются:
Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;
Принцип комплексности - объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими разделами программы, как развитие элементарных математических представлений, развитие речи, экология, социально-нравственное развитие, мир природы, ИЗО-деятельность.
Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком, как результата активного, занимательного, игрового взаимодействия взрослого с ребёнком.
Основными задачами программы являются:
- Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге, как источнику культуры и информации.
- Поддержание и развитие детской эмоциональности.
- Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
- Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.
Срок реализации данной учебной программы – 3 года.
Содержание рассчитано на детей от 4-х до 7-ми лет. Ежемесячно проводится углублённая работа по содержанию четырёх литературных произведений. В январе два произведения в связи со спецификой работы и наличием каникулярного времени. В течении учебного года по данной методике отрабатывается 38 произведений. В зависимости от уровня развития и подготовленности дошкольников, а также в зависимости от сложности и объёма произведения каждое из них может рассматриваться, как на одном, так и на 2-3 занятиях.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
Группа/ месяцы | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Сентябрь | 1. Сорока-ворона, Пальчик-мальчик, Водичка-водичка 2. Курочка ряба 3. Жили у бабуси два веселых гуся, Идет коза рогатая 4. Репка | 1. Смоляной бочок 2. Лиса и кувшин 3. Солнце, мороз и ветер 4. Кукушка | 1. Теплый хлеб 2. Кот в сапогах 3. Осень 4. Лебедь, рак и щука |
Октябрь | Колобок Теремок Кот, Петух и Лиса Волк и семеро козлят | Хаврошечка Кирилло Кожемяка Лиса и рак Заяц-хваста | Семеро храбрецов Василиса Прекрасная Воробей Сказка о рыбаке и рыбке |
Ноябрь | Лисичка со скалочкой Три медведя Коза-дереза Лиса и заяц | Крылатый, мохнатый да масляный Доктор Айболит Баба-Яга Иван – крестьянский сын и чудо-юдо | Сказка о золотом петушке «У лукоморья дуб зеленый…» Ворона и Лисица Ёж |
Декабрь | Кот – серый лоб, козел да баран Рукавичка Зимовье Пых | Морозко Серая шейка Как собака друга искала По щучьему велению | «Зима!.. Крестьянин, торжествуя..» Зимний вечер «Ель растет перед дворцом..» 12 месяцев |
Январь | Кот и лиса Лиса и журавель | Серебряное копытце. Катигорошек. | Снегурочка Мороз Иванович |
Февраль | Лисичка-сестричка и волк Сказка про Ивасика Петушок и бобовое зернышко Лиса и козел | Царевна-лягушка Как лиса училась летать Иван-царевич и серый волк Стойкий оловянный солдатик | Белая уточка Почему кот моется после еды? Кошкин дом Семь Семионов |
Март | Маша и медведь Три поросенка Воробьишки Два жадных медвежонка | Мальчик с пальчик Почему у месяца нет платья Каша из топора Сережки и Алешки | Дюймовочка Горшок каши Мать и дети Три дочери |
Апрель | Мышки Колосок Федорино горе Жихарка | Муравей и голубка Лиса Патрикеевна Пожарные собаки Хотела галка пить | Мудрый совет Веселый старичок Иван Топорышкин Ворона и Лисица |
Май | У страха глаза велики Про Комара Комаровича – длинный нос Кто сказал: «Мяу»? Огниво | Сивка – бурка Сказка про храброго зайца… Что такое хорошо и что такое плохо Золушка | Лягушка – путешествиница Слепая лошадь Айога Цветик-семицветик |
ПЛАНЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Средняя группа
СЕНТЯБРЬ
Потешки «Сорока-ворона; Пальчик-мальчик; Водичка-водичка»
№ | Раздел работы | Примерное содержание работы по сказке |
1. | Нравственный урок | Надо, надо умываться по утрам и вечерам. |
2. | Воспитание добрых чувств | Выбери самую добрую потешку. |
3. | Сказка и математика | Составь задачку в два действия про ваши пальчики. |
4. | Речевая зарядка | Чем похожи и чем отличаются три потешки? Найдите в трёх потешках красивые и ласковые слова. Кто задаст интересный вопрос сороке-вороне, пальчикам и водичке-получит приз. Подходит ли к потешкам пословица «За шутку не сердись, а в обиду не давайся»? |
5. | Сказка и экология | Чем полезна вода, а чем она вредна? |
6. | Физкультминутка | Полетаем, как сорока. |
7. | Сказка развивает руки | Обыграть потешки с помощью жестов и мимики. |
8. | Развитие мышления и воображения | Из трёх потешек составить волшебную сказку. |
Сказка «Курочка Ряба»
№ | Раздел работы | Примерное содержание работы по сказке |
1. | Нравственный урок | Будь осторожен с вещами. Не жалей разбитого, добро можно нажить. |
2. | Воспитание добрых чувств | Как можно пожалеть деда и бабушку? Виновата ли мышка в том, что она задела яичко? |
3. | Сказка и математика | На какую геометрическую фигуру похоже яйцо? Сложить «Колумбово яйцо» или «яйцо» из частей. |
4. | Речевая зарядка | Игра «Кто какой, что-какое?» Подбор определений к существительным: яйцо бывает какое? (простое, золотое, крутое, всмятку, хрупкое, сырое, куриное, голубиное и т.д.); мышка бывает какая? Придумать имена бабушке, дедушке, мышке. |
5. | Сказка и экология | Сравнить скорлупу яйца и металл-золото. Крепость, тяжесть. Может ли на самом деле быть яйцо золотым? |
6. | Физкультминутка | Будем курочками и петушками (шагаем, приседаем, постукиваем пальцами по полу |
7. | Сказка развивает руки | Заштриховать плоскостное изображение яйца. Слепить яйцо из пластилина. |
8. | Развитие мышления и воображения | Придумать новый финал сказки: яйцо разбилось, а дед с бабой давай хохотать! Почему им стало смешно? Золотое яйцо- хорошо или плохо? Почему? |
Народная песенка и потешка «Жили у бабуси два весёлых гуся»; «Идёт коза рогатая»
№ | Раздел работы | Примерное содержание работы по сказке |
1. | Нравственный урок | Делу время-потехе час. |
2. | Воспитание добрых чувств | Какая потешка вам нравится больше и почему? |
3. | Сказка и математика | Из двух потешек составьте одну задачку. |
4. | Речевая зарядка | Этимология слова «потешка». Какая потешка весёлая, а какая…? Какие слова делают одну потешку весёлой, а другую страшноватой? Какое слово лишнее: коза, гуси, петухи, бабуся, курочки? Подходит ли к потешкам пословица «Гуляй, да не загуливайся»? |
5. | Сказка и экология | Почему у гусей длинные шеи? Чем полезна коза? |
6. | Физкультминутка | Попрыгать как коза. |
7. | Сказка развивает руки | С помощью пантомимы показать движения козы и гусей. |
8. | Развитие мышления и воображения | Из двух потешек составить одну сказку. |
Сказка «Репка»
№ | Раздел работы | Примерное содержание работы по сказке |
1. | Нравственный урок | Вместе вдвое дело любое спорится у друзей. |
2. | Воспитание добрых чувств | -Почему деду удалось вырастить репку? -А если бы не мышка, смог бы дед вытащить репку? |
3. | Сказка и математика | Как разделить репку на всех и никого, не обидев? |
4. | Речевая зарядка | Повторим стишок из сказки» Дед за репку» тихо-громко-тихо, быстро-медленно-быстро. Поставим частицу «не» перед словом «репка». Получится, что дед вырастил не репку. Придумайте, что же вырастил дед? |
5. | Сказка и экология | Как удалось деду вырастить большую репу? Чем репа полезна? Какие блюда из неё можно приготовить? Рассматривание фото овощей. |
6. | Физкультминутка | Пантомима изобразить выражение лица деда, когда он не смог вытащить репку, а затем-когда репку вытянули. Логоритмика -ритмичные шаги под декламирование рефрена сказки. Физкультурная разминка -изобразить, как тянут репку. |
7. | Сказка развивает руки | Вылепить репку из пластилина. Нарисовать иллюстрацию к сказке на длинной полосе бумаги (рисуют несколько детей). |
8. | Развитие мышления и воображения | Придумать имена каждому герою. Придумать, что было потом, после окончания сказки, может репка оказаться волшебной, или, возможно возникли споры, как её правильно разделить между всеми. Придумать новый конец сказки, разыграв её с помощью настольного театра. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы на педсовете ДОУ "Художественная литература в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
https://yadi.sk/i/vG0_z42pqa8ue (ссылка на презентацию)...
Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» Тема «Знакомство с художественной литературой В. Осеева «Синие листья» (старший дошкольный возраст)
Итоговая работапо реализации ОО «Речевое развитие»на тему: Знакомство с художественной литературой В. Осеева «Синие листья»(с использо...
Программа по приобщению дошкольников к декоративно-прикладному искусству «Рукотворный мир» ,для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Программа состоит из пяти разделов......
Консультация для педагогов на тему: "Роль художественной литературы для развития речи детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для педагогов на тему: "Роль художественной литературы для развития речи детей старшего дошкольного возраста"Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС ...
Общеразвивающая программа дополнительного образования художественной направленности для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 6 лет) «Веселая палитра»
Программа для детей дошкольного возраста....
Авторская программа «Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Космические дали»
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.Ас...
Технологическая карта социальной акции нравственной (приобщение к чтению художественной литературы) направленности с участием детей старшего дошкольного возраста «Почитай мне».
Акция направлена на привлечение внимания родителей и детей к книгам, приобщение детей к художественной литературе через чтение, развитие устойчивого интереса к чтению детей и родителей, возрождение тр...