Авторская программа «Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Космические дали»
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Астрономия для детей – это область, стоящая на границе реального и сказочного мира. Звёздное небо вызывает у детей огромный интерес, побуждает изучать окружающий мир, космос, искать информацию в различных источниках, развивает у ребенка память и умение мыслить абстрактно.
Знакомство с окружающим миром, с устройством Вселенной расширяет границы мышления ребенка, усиливает тягу к новым учебным дисциплинам и новым открытиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_kosmos.docx | 97.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа
Развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к естественнонаучным представлениям о Солнечной системе
«Космические дали»
Автор :
Камнева Мария Сергеевна
СОДЕРЖАНИЕ:
Авторские сведения | 3 |
Пояснительная записка | 4 - 7 |
Тематическое планирование | |
Результаты апробации программы | |
Материалы для проведения диагностики | |
Методическое обеспечение программы | |
Сведения о материально техническом оснащении, необходимом для реализации программы |
АВТОРСКИЕ СВЕДЕНИЯ:
Ф.И.О. | Камнева Мария Сергеевна |
Должность | Воспитатель |
Название авторской программы | «Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Космические дали» |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
« Когда мы до конца исследуем космос, окажется, что, будучи здесь, на земле, мы уже были в небе. »
Станислав Ежи Лец
Одна из 9 планет, обращающихся вокруг Солнца – наша Земля. Солнце – одна из миллиона звезд нашей галактики. Галактик во вселенной в свою очередь тоже миллионы. Что же может быть примечательного в нашем мире?
Для человечества, вечно стремящегося ввысь и вдаль, великие приключения в Космос только начинаются. На Земле существуют удивительные явления, и есть места исключительной прелести, величественности и живописности, а формы жизни, развивающиеся на ней, могут оказаться просто невообразимыми. Чудеса природного мира этой планеты буквально неиссякаемы; окружающих нас чудес еще так много – великих и крохотных, принадлежащих к животному и растительному миру и миру неживой природы, и каждый день совершаются все новые открытия.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Астрономия для детей – это область, стоящая на границе реального и сказочного мира. Звёздное небо вызывает у детей огромный интерес, побуждает изучать окружающий мир, космос, искать информацию в различных источниках, развивает у ребенка память и умение мыслить абстрактно.
Знакомство с окружающим миром, с устройством Вселенной расширяет границы мышления ребенка, усиливает тягу к новым учебным дисциплинам и новым открытиям.
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Государственный стандарт психолого–педагогических условий обучения и воспитания детей включает в себя создание педагогами условий для развития у детей элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях, земном шаре. Практики испытывают затруднения по реализации данных стандартов. Одна из трудностей состоит в том, что множество наблюдаемых явлений, которые пытаются понять и осмыслить дети, часто превышают тот круг представлений, которые они могут осмыслить. Наблюдения, особенно в природе, заставляют ребят пытаться самостоятельно объяснить их. Они задают вопросы, пытаются понять суть многообразных явлений в окружающем мире. Иногда дети догадываются об этом сами, подбирая не всегда правильные определения. Дети любят что–нибудь придумывать, фантазировать. О непонятных явлениях дети пытаются узнать из контактов со взрослыми. У педагогов нет достаточно знаний, пособий; возникают трудности в диагностировании. Не готовые к этому взрослые вынуждены или отвечать слишком сложно, или отсылаться к школе. Возможным следствием является угасание любознательности детей. Поэтому необходим такой подход, при знакомстве с элементарными естественнонаучными представлениями, который бы позволял развивать любознательность, интерес детей.
В данной программе нам удалось решить следующие проблемы:
- Разработать перспективный план, тематику занятий;
- Разработать наглядные и раздаточные пособия;
- Разработать игры, лабиринты, кроссворды и тд.
Цель программы: развитие естественнонаучных представлений об окружающем мире, космосе детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить детей и родителей с историей развития космонавтики.
- Сформировать и закрепить первые представления о Вселенной, о планетах Солнечной системы, их особенностях, расположении относительно Солнца, о зодиакальных созвездиях.
- Углубить и систематизировать знания детей о летательных аппаратах, животных, покоривших космос.
- Воспитывать уважение к профессии космонавта.
- Воспитывать социально-активную творческую личность.
- Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Ожидаемые результаты:
Дети
- Усвоение детьми знаний, представлений о космосе, о космическом пространстве; эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
- Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете.
- Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности
Родители
- Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
- Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей
- Участие в праздновании российского праздника - День космонавтики
- Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги
- Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности
- Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
- Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Месяц | Вид деятельности | Интеграция образовательных областей | Тема | Выход |
Октябрь | НОД по развитию ФЭМП | Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. | «Полет в космос» | закрепить умение измерять расстояние с помощью условной мерки; активизировать словарь: космос, созвездия, планеты, робот. |
Ноябрь | НОД по природному миру | Познавательное развитие , социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. | «Наша голубая планета» | подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь; - воспитывать стремление беречь Землю. |
Декабрь | НОД по развитию речи | Речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие. | «Первый полет Ю. А. Гагарина в космос» | Ознакомление детей с первым космонавтом, знакомство с историей первой космической ракеты, воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину. |
Январь | НОД по рисованию | Художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие. | «Загадочный космос» | учить изображать космическое пространство – звёзды, планеты и т.д; |
Февраль | НОД по экологическому воспитанию | Познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие. | «Многоликая Луна» | дать представление о том, что Луна с земли выглядит не всегда одинаково; обогатить словарь детей: Луна, месяц, полнолуние. |
Март | НОД по физическому развитию | Физическое развитие, познавательное развитие. | «Космические дали» | Формировать стремление к самостоятельности в поиске способов и средств воплощения двигательного замысла. |
Апрель | НОД по природному миру | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, речевое развитие. | «Солнце – большая звезда» | Дать представление о Солнце, как о звезде; способствовать ознакомлению с понятием света и тени, закреплению знаний детей о роли света в жизни растений |
Май | Итоговое мероприятие. | Речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие. | «Большое космическое путешествие» | способствовать расширению и углублению представлений об окружающем мире Земли. |
(Приложение № 1 )
РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Работа по апробации нашей программы велась в соответствии с перспективным планом и интересами детей. Сколько времени требуется на освоение темы? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Во многом это зависит от уровня обучаемости ребенка, его заинтересованности.
С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в “повадках” неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Вот эту любовь и знание неба мы воспитываем в наших почемучках. Мы разработали цикл занятий о космосе, куда вошло все, что касается мира надземного, все, что существует над землей, над нами. И в первую очередь то, что ребенок может видеть: Солнце, облака, небосвод, звезды, Луну и т. д.
В начале нашей работы мы использовали мультимедийные презентации «Космические дали», «Путешествие в космос», «Далекие и близкие планеты», что позволило сделать нашу деятельность привлекательной и по-настоящему современной, и усилило мотивацию детей. Использование мультимедийных презентаций позволяют нам сделать занятия эмоционально окрашенными, которые вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Знакомство с планетами и Солнечной системой происходит в процессе рассматривания фотографий, иллюстраций, энциклопедий и книг о космосе. А также рассказываем детям об интересных фактах из истории космоса. Для обогащения словарного запаса детей мы разработали картотеки: «Стихи о космосе» (Приложение № 2), «Космические загадки» (Приложение № 3 ).
Вся наша деятельность происходит в процессе игр, без обучающего давления. Все эти игры и игровые приемы способствуют развитию интереса при знакомстве с элементарными естественнонаучными представлениями о Солнечной системе, земном шаре.
В индивидуальной работе используем такие игры и упражнения: «Покажи красную планету – Марс.», «Какая планета тебе нравится? Назови и покажи.», «Что лишнее?», «Найди свою звезду.» и т.д.
Нашу тему можно успешно интегрировать с непосредственно образовательной деятельностью по художественному творчеству, физической культуре. На конструировании, например, можно предложить детям строительство космического корабля; а на лепке – вылепить космонавтов. На рисовании можно запланировать такие темы: «Планета Земля.», «Звездное небо.»… На занятиях по физической культуре используем подвижные игры, такие как «Невесомость», «По планетам» и т.д. «Путешествовать по космическому пространству» можно и с музыкальным сопровождением. Большое значение имеют коллективные работы детей. Они учат их объединяться для общего дела, высказывать свое мнение и в тоже время прислушиваться к другим, находить приемлемое решение. Работа получается более яркой, интересной.
Дети познакомились с Солнцем, самой яркой звездой, Солнечной системой и с ее жительницами - планетами, с наиболее яркими звездами и созвездиями; узнали о посланцах дальних миров - метеорах и метеоритах, о кометах которые можно увидеть на ночном небосводе. Детей познакомили с нашей голубой планетой, как Земля вращается вокруг своей оси, с годовым вращением нашей планеты вокруг Солнца, и почему на Земле происходит смена дня и ночи. Мы познакомили детей с различными летательными аппаратами, одеждой космонавтов, героями космоса, а самое главное - раскрыли перед детьми значение космических полетов для человека. На занятиях о космосе большое внимание уделяем занимательным опытам и экспериментам, которые побуждают детей к творчеству.
Космическая тема оказалась одной из самых популярных у наших детей. Дети очень любят «путешествовать в космос».
У детей появилось осознано – правильное (гуманистическое) отношение к объектам и явлениям живой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Ведь от их отношения зависит жизнь и состояние живых существ. И в конечном итоге состояние нашей планеты.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ.
Представления.
Представление о Солнце и планетах его системы. Представление об отличии планет от звезд.
Представление о земном шаре, об атмосфере; её значении для человека и всего живого на земле.
Представление о мировом океане ( реки, моря, озера, океаны).
Представление о материках, «географичности мира вокруг (макароны из Италии, кофе из Бразилии, кенгуру из Австралии и т.д).
Представление детей о первом космодроме - Байконуре; о конструкторе космических кораблей Королеве и пионерах космоса(космонавтах Гагарине, Леонове).
Обобщенное представление об условиях жизни на планете.
Значение основных правил поведения человека в экосистеме, обеспечивающих её целостности.
Конкретные представления о приспособленности человека для жизни в наземных условиях. Некоторые сведения о приспособлениях, которые человек придумал для недлительного пребывания в космосе; о технике, созданной для этого.
Отношения.
Проявлять любознательность, стремление глубже познать явления природы.
Гуманно относиться ко всему живому.
Стремиться создать благоприятные условия для живых существ, выполнять правила поведения в природе.
Эмоционально откликаться, проявлять эстетические переживания в процессе общения с природой.
Уровни.
Низкий.
Ребенок называет более 4 планет Солнечной системы.
Различает некоторые по внешнему виду/ цвет, очередность удаления от звезды/.
Ребенок называет материки, океаны; затрудняется показать их месторасположения.
Знает своё созвездие, но не может объяснить что это.
Ребенок имеет некоторые представления о профессиях космонавтов, затрудняется назвать первого космонавта.
Проявление гуманного отношения ситуативно.
Познавательное отношение неустойчивое, связано с яркими, привлекающими внимание, событиями.
Средний.
Ребенок называет все планеты, различает по внешнему виду под руководством педагога.
Называет материки, океаны; показывает их месторасположение под руководством взрослого.
Называет некоторые страны, но затрудняется их показать.
Ребенок имеет представления о профессиях космонавтов, знает о Ю.А.Гагарине; космодроме Байконур.
Недостаточно овладел общими понятиями.
Использует известные способы наблюдения для познания закономерности природы.
К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми, чаще пассивен.
Высокий.
Ребенок называет и различает все планеты Солнечной системы.
Называет и показывает все материки и океаны.
Показывает более 3 стран, имеет некоторые сведения об этих странах.
Ребенок имеет представления о космической технике, профессиях космонавтов.
Ребенок умеет применять полученные знания при анализе новых ситуаций.
Познавательное отношение устойчиво.
Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой.
Эмоционально воспринимает природу ,видит её красоту.
Результаты диагностики.
№ п/п | Фамилия , Имя ребенка. | Старшая группа | |
Начало года | Конец года | ||
1 | Батченко Вера | н-с | С |
2 | Буриева Мадина. | н | Н |
3 | Великородная Ева. | н | Н |
4 | Воронченко Стас. | н-с | С |
5 | Гуляева Саша. | н-с | С |
6 | Данилов Вадим. | н | Н |
7 | Дудка Анастасия. | н-с | С |
8 | Емельянова Полина. | с | с-в |
9 | Зверев Данила. | н | н-с |
10 | Зубарева Софья. | н | н-с |
11 | Ивашко Вероника. | н-с | С |
12 | Карманов Дима. | н | Н |
13 | Кужба Саша. | н | н-с |
14 | Мамедов Рустам. | н | Н |
15 | Марулин Максим. | н | Н |
16 | Мухоммадова Зулайхо. | н | Н |
17 | Нагин Кирилл. | н | Н |
18 | Перфилов Слава. | н | н-с |
19 | Попов Степан. | н-с | С |
20 | Родионова Полина. | н-с | С |
21 | Тарасов Влад. | с | с-в |
22 | Толочек Лера. | н | Н |
23 | Федорова Полина. | н-с | С |
24 | Фомиченко Сережа. | н | Н |
25 | Шипилова Алёна. | н-с | С |
26 | Якубов Рамиль. | н | н-с |
Результаты диагностики.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Анализируя полученные результаты исследования, мы составили перспективный план работы с октября по май, который был утвержден на педсовете.
На основе разработанного плана стали подбирать наиболее приемлемые формы работы. Знакомство с новым материалом происходит в процессе НОД, которые проводятся 1 раз в месяц. Для поддержания интереса детей включали в НОД сюрпризные моменты, игровые приемы, обыгрывание некоторых ситуаций. Чтобы дети имели более четкие визуальные представления, разработали и изготовили наглядный и дидактический материал, который необходим на занятиях.
Закрепление материала идет в совместной деятельности педагога с детьми (на прогулке, во время приема детей, в раздевалке и тд.), индивидуальной работе с применением игр, лабиринтов, опытно-экспериментальной деятельности (Приложение № 4 ).
Подготовили рекомендации для родителей (Приложение № 5 ), чтобы привлечь их к единому образовательному пространству по данной проблеме.
СВЕДЕНИЯ О МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОМ ОСНОЩЕНИИ, НЕОБХОДИМОМ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Вначале работы по материально техническому оснащению поставили для себя цель – создание развивающей среды, создание поисковых ситуаций для развития интереса у детей.
В группе выделили место для создания мини-музея «Космические дали» (Приложение № 6 ). Свою работу по его созданию мы начали с ознакомления методической литературы, познание истории создания музея, следующим этапом стало подборка оборудования.
Все оборудование музея подобрано в соответствии с ФГОС; санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; отвечает гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Подбор оборудования осуществлялся исходя из того, что при реализации программы «Детство» основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью является игра.
Для поддержания детского интереса разработали дидактические игры, такие как «Созвездие», «В космосе», «Пусть тебе улыбнется задача», «Собери планету» и др. А также нами были разработаны лабиринты и кроссворды. Создали у детей интерес для совместного создания альбома «Земля - наш общий дом». Поделки, выполненные совместно с воспитанниками и их родителями, послужили атрибутами для сюжетно-ролевых и подвижных игр на космическую тематику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста. ...
ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»
Программа «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС...
Авторская программа «Развитие образной речи, обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологизмами»
Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста...
Краткосрочный познавательный проект Для детей старшего дошкольного возраста "Космические дали"
АннотацияВ данной методической разработке представлено знакомство с нашей планетой Земля, с космическим пространством, солнечной системой, освоением космоса, работой космонавтов. Реализация методическ...
Развитие познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста при работе с фетром
В условиях ФГОС ДО особенную значимость приобретает развитие творческих способностей и творческих качеств у наших воспитанников. Творить вместе с детьми, уважать решения детей - вот главная задача пед...
Музейная педагогика как средство развития познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Музей – это смесь искусства и истории, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.Ф. ДзериМузейная педагогика… Сег...
Методическая разработка «Организация мини-музея «Космические дали» В предметно-развивающей среде группы с целью развития познавательных и интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Углубить и систематизировать знания детей о космосе...