Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему "Мебель"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по развитию речи
Тема: Беседа «Мебель»
Программное содержание:
- познакомить детей с историей развития мебели.
- продолжать формировать обобщающее понятие «мебель».
- закрепить классификацию мебели и ее назначение.
- упражняемся в составлении описательного рассказа.
- продолжать развивать воображение, мышление, фантазию.
- воспитывать бережное отношение к предметам мебели.
Предварительная работа:
- Чтение сказки-пьесы «Кошкин дом» и стихотворения «Откуда стол пришел?» С.Маршака
- Чтение сказки «Три медведя»
- Чтение отрывков сказки «Приключения Буратино» А.Толстого
- Знакомство со свойствами дерева, стекла и пластмассы.
- Дидактические игры
- Подвижная игра «Встаньте в круг»
- Пальчиковая гимнастика «Мебель»
Словарная работа: столяр и столярное ремесло, мебель, интерьер, письменный, журнальный, кухонный, книжный, компьютерный, кожаный, стеклянный, деревянный, металлический, пластмассовый
Материал: иллюстрации на тему «Мебель» и «Интерьер», три игрушки, бубен, брусок из натурального дерева и из стружки, листы бумаги и цветные карандаши.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура».
Организационный компонент
Воспитатель: Ребята, отгадайте из какой сказки отрывок…
Пьеса С.Маршака «Кошкин дом» Здесь у меня столовая. Вся мебель в ней дубовая. Вот это стул - На нем сидят. Вот это стол - За ним едят… … Направо - шкаф, мои друзья, Я вешаю в нем платья. Налево - спаленка моя С лежанкой и кроватью. | Русская народная сказка «Три медведя» В домике было две комнаты: одна — столовая, другая — спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой… Девочка захотела сесть и видит у стола три стула… Она пошла в другую горницу. Там стояли три кровати… | А.Толстой «Приключения Буратино» Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, |
Подумайте, о чём рассказывает каждый отрывок? (Об обстановки комнаты, о мебели)
Воспитатель демонстрирует картинки с изображением различного интерьера (русская изба, дворец, современная квартира).
История мебели берет свое начало еще с древних времен. Человек всячески искал пути облегчения ведения быта. Возникла необходимость где-то хранить вещи, на чем-то сидеть, на что-то ставить приготовленную пищу... Так и началась история мебели.
Русская изба. Особенность нашей страны - суровый климат, и жилые помещения, обогреваемые печью, были небольшими, а семьи, проживающие в них, могли состоять из нескольких поколений. Поэтому мебель выполняла несколько функций. Изобретение русского интерьера - лавки - это широкие и длинные скамьи без спинок. Днем на ней сидели несколько человек, а ночью она служила кому-то постелью.
Подвижная игра «Встаньте в круг» Ставится три стула в разных местах комнаты. На стульях разные игрушки. Дети образуют три хоровода. После начала музыки дети разбегаются по залу, когда музыка заканчивается дети собираются в круг возле стула со своей игрушкой (пока дети бегают воспитатель меняет игрушки местами).
Итак. Раньше всех появились табуреты, столы и кровати. Сундуки и лари заменяли…(шкафы)
- Что появилось раньше стол или шкаф? (стол)
- Из чего делали мебель? (из дерева)
- Мебель из дерева (какая?) – (деревянная).
- Кто делает деревянную мебель? (столяр в столярной мастерской)
Шкаф можно назвать родителем буфета, серванта и книжного шкафа.
- Посмотрите, чем отличается шкаф от буфета или от книжного шкафа? (у буфета стеклянные полки и дверцы)
- Чем они похожи? (прямоугольной формы, с дверцами и полками)
- Как вы думаете, почему в буфете стеклянные полки, а в книжном шкафу – деревянные? (книги тяжёлые и стекло может треснуть под их тяжестью)
С развитием столярного ремесла появлялись различные столы.
- Какие столы вы знаете? (книжный, письменный, кухонный, обеденный, журнальный)
Упражнение на словообразование. Закончи предложение:
Стол, за которым пишут, называется ... (письменным)
Стол, за которым обедают, называется ...
Стол для компьютера, называется ...
Стол для журналов и газет, называется …
Я хочу вас познакомить с новым для вас предметом мебели – бюро или секретер.
- Как вы думаете, каких два предмета мебели объединило в себе бюро? (стол и шкаф)
Первая мягкая мебель появилась во дворцах Франции.
- Какую мебель мы называем мягкой? (диваны, кресла, пуфы – набитые чем-то мягким и обтянутые тканью)
- Как вы думаете, зачем придумали мягкую мебель? (чтобы было удобно сидеть и отдыхать, для уюта и красоты)
Шло время, интерьер менялся. Сегодня у нас есть разная мебель. Её делают на мебельной фабрики. А в каком магазине продают? (мебельном) Каждый может выбрать себе интерьер по средствам и вкусу. Есть дорогая мебель из натуральных материалов – дерева, кожи, шерсть, шёлк и лён. Есть попроще, из синтетических материалов, пластмассы, прессованной древесной стружки. Дети рассматривают брусок из натурального дерева и стружки. Где мы используем мебель из пластмассы? (на даче, на природе) Почему? (она лёгкая для передвижения, за ней легко ухаживать – мыть и сушить, дешёвая)
Игра «Четвёртый лишний, почему?»
Диван, кресло, пуф, стул
Сервант, буфет, бюро, шкаф
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики на обеих руках, начиная с большого пальца)
Много мебели в квартире. (сжимать и разжимать кулачки)
Мы в буфет поставим чашку,
В шкаф повесим мы рубашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.(загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире! (Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками)
Дети рисуют свою комнату. Рассказы детей «Какая мебель у меня в комнате».
Выставка рисунков.
Загадки:
1. Под крышей — четыре ножки, А на крыше — суп да ложки. Стол 2. Днем спит на ней покрывало и подушка, А по ночам там спит – Андрюшка. Кровать 3. Я на стол чуть-чуть похожа, Есть на кухне, и в прихожей, В спальне я бываю редко, А зовусь я … Табуретка | 4. На него садятся, но не стул. С подлокотниками, но не диван. С подушками, но не кровать. (Кресло) 5. Есть спина, а не лежит никогда. Есть четыре ноги, а не ходит. Сам всегда стоит, а другим сидеть велит. (Стул) 6. У него спина большая, И на ней он разрешает И писать, и рисовать, И лепить, и вырезать. (Письменный стол) | 7. Хорошо, когда он есть, На него и лечь, и сесть. Он для отдыха нам дан, Мягкий плюшевый (диван) . 8. Он стоит в углу у стенки. Ох, огромный он на вид, Но он вовсе не наказан. Мама вещи в нём хранит. (Шкаф) |
Во второй половине дня проводится игра «Угадай, что это?». Ребёнок рассказывает о предмете мебели , изображённый на картинке , не называя его и не показывая. Дети должны назвать его и дополнить рассказ, если возможно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи в подготовительной группе "Боевая слава нашего народа"
Игра - викторина, посвященнаая Дню Победы...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Поляна сказок»
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Поляна сказок»...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе Лексическая тема: «Праздник Новый год» (логопедическая группа)
Конспектпо развитию речи в подготовительной группеЛексическая тема: «Праздник Новый год»(логопедическая группа)...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе Лексическая теми: “Насекомые” (логопедическая группа)
Конспектпо развитию речи в подготовительной группеЛексическая теми: “Насекомые”(логопедическая группа)...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие.Цель: Обогащать словарный запа...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»
laquo;Путешествие в страну Красивой речи»...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе по теме «Путешествие в страну красивой и правильной речи».
Данное занятие расширит словарный запас через участие в словесно-речевых играх, закрепит навыки правильного произношения звуков в словах и фразах, умение детей делить слова на ...