Использование пейзажной живописи в развитии связной монологической речи у детей с ОНР
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Рассматривая пейзажную картину ребенок дошкольного возраста способен воспринимать как образы, изображенные на картине, так и средства художественной выразительности, при этом, обращая внимание на окружающую красоту природы. Художественный пейзаж помогает развивать воображение, эстетический вкус, ассоциативное и образное мышление, что является немаловажным в развитии дошкольников с общим недоразвитием речи. Пейзажная живопись вполне доступна для детского восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peyzhazhnaya_kartina_kak_sredstvo_razvitiya_monologicheskoy_rechi.docx | 15.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование пейзажной живописи в развитии связной монологической речи у детей с ОНР
Рассматривая пейзажную картину ребенок дошкольного возраста способен воспринимать как образы, изображенные на картине, так и средства художественной выразительности, при этом, обращая внимание на окружающую красоту природы. Художественный пейзаж помогает развивать воображение, эстетический вкус, ассоциативное и образное мышление, что является немаловажным в развитии дошкольников с общим недоразвитием речи. Пейзажная живопись вполне доступна для детского восприятия. Главное место в картине занимает первый план, помогающий распознать основную идею произведения, которую хотел передать художник. В свою очередь, большую роль играет цветовое и объективное соотношение. Так как именно пейзаж является самым ярким, по сравнению с другими жанрами живописи, он способен передать те чувства, эмоции, то настроение, ощущаемое автором произведения. Предлагая детям к рассматриванию пейзажную картину, педагог ставит основную задачу: пробудить у детей интерес к пейзажной живописи, расширяя при этом их представления о природе в целом, и обогащая тем самым словарь детей.
Использовать необходимо особый вид высказывания — рассказы - описания. Рассказы-описания сложны для детей, так как на пейзажных картинах отсутствуют живые объекты, или же они играют не первостепенную роль. Основными элементами таких рассказов выступают объекты природы. Рассмотрев и проанализировав различные подходы по использованию пейзажной живописи в развитии связной монологической речи, необходимо определить основные требования к выбору соответствующего жанра произведений.
1.Картина обязательно должна быть высокохудожественной;
2.Картина должна быть доступной для детского взгляда по изображению и содержанию;
3. Картина должна быть интересной, понятной и предполагающей воспитательное значение;
4. Картина должна отображать положительное, сочувственное отношение ко всему живому и неживому в окружающем мире.
Существует основная методика рассматривания и описания репродукций художественной живописи, разработанная Н. М. Зубаревой. Согласно данной методике дети должны не просто увидеть всю прелесть изображенного, но и активизировать свой словарь для передачи своих впечатлений, мыслей. Н.М.Зубарева считает, что при рассматривании пейзажной картины, необходимо выполнять следующие условия:
- сочетание с наблюдениями в природе,
- восприятие художественной литературы, которая богата своим познавательным материалом, описывающим природу.
Например: рассказы В.Бианки, М. М. Пришвина, Е. Чарушина, служащие речевым образцом. В работе с дошкольниками по формированию умений составлять описательные рассказы, могут быть использованы такие репродукции картин, как: «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Аленушка» В. Васнецова, «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес» И. Шишкина, «Золотая осень», «Март» И. Левитана и многие другие интересные композиции.
Н. М. Зубаревой предложен оригинальный прием рассматривания картины, заключающийся в повышении эмоционального восприятия в сопровождении музыки. В этом случае предполагается прослушивание не только высокохудожественных произведений, но и простых по содержанию мелодий. Например, различные звуки природы. Еще одним действующим приемом является рассматривание не одной картины, а двух, причем разных художников, но на одну и ту же тему. Это позволяет и помогает дошкольнику увидеть различные приемы выражения замысла разных авторов.
В методике развития связной монологической речи прописывается большое количество приемов по использованию пейзажных репродукций: вопросы, образец, речевые творческие задания, пояснения, игровые приемы, беседа, обобщение и многое другое. Именно от того, какими методами и приемами будет пользоваться педагог, зависит действенность работы с пейзажной живописью.
Таким образом, можно сделать вывод, что пейзажная картина является эффективным средством развития связной монологической речи, так как живопись раскрывает перед детьми всю красоту, все тонкости окружающего мира, природы. Благодаря этому, ребенок дошкольного возраста способен научиться составлять связный последовательный описательный рассказ с опорой на свои впечатления и ощущения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по использованию пейзажной картины для развития связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте
Методическое пособие для воспитателей. План работы с детьми по развитию связной монологической речи посредством пейзажной картины у детей старшего дошкольного возраста согласно требованиям ФГТ и основ...
Перспективное планирование по использованию пейзажной картины для развития связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте
Методическое пособие для воспитателей. План работы с детьми по развитию связной монологической речи посредством пейзажной картины у детей старшего дошкольного возраста согласно требованиям ФГТ и основ...
«Использование АМО в развитие связной монологической речи у детей с ОНР по технологии Ткаченко Т.А.»
Изучение допущенных детьми аграмматизмов в различных видах рассказа показало наличие большого числа ошибок на употребление предлогов и предложно-падежных конструкций, т.е. при передаче простран...
Проект.Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитие речи дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей.
Целью данного проекта является развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей. В проектной ...
ПЕЙЗАЖНАЯ КАРТИНА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Успешность обучения в школе зависит от многих факторов. Важнейшим из них является задача развития связной речи детей, которую современная дошкольная педагогика и методика развития речи относ...
Проект «Развитие связной монологической речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей»
Цель проекта – внедрение метода развития связной речи у детей-дошкольников с ОНР III уровня с помощью составления описательных рассказов на основе визуальных схем-моделей...
Консультация Сообщение из опыта работы «Использование художественной литературы в развитии связной монологической речи детей»
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры: обогащение активн...