Конспект занятия в подготовительной группе по произведению В. Бианки "Купание медвежат".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Корнева Кристина Валерьевна

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе по произведению В. Бианки «Купание медвежат» (пересказ)

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»

с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие»,

«Социально – коммуникативное развитие».

Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»».

Возраст детей: 6-7 года.

Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умение детей пересказывать текс без помощи воспитателя;
  • Упражнять в составлении простых предложений с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;
  • Отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.

Развивающие:

  • развивать мышление, внимание, память, зрительное восприятие.

Воспитательные:

-воспитывать дружеские взаимоотношения (закреплять умение работать в коллективе);

  • воспитывать интерес к прочитанному тексту.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных. Отгадывание загадок о медведе. Беседы о медведях, чтение сказок, стихов о медведях. Дидактические игры: «Дикие животные», «Чей детёныш»

Словарная работа: шиворот, окунать, пестун, шлепок.

Материалы и оборудование: Иллюстрация «Купание медвежат» Мнемосхемы:

Фланелеграф (образ леса) Портрет В. Бианки

Герой рассказа (плюшевый медведь), сидящий на стуле.

Ход занятия

  1. Организационный момент (Дети стоят вокруг воспитателя) Друг на друга посмотрели, Крепко за руки взялись,

Влево - вправо повернулись,

И друг другу улыбнулись

(Рассаживаемся полукругом на стульчиках) Воспитатель: Ребята, послушайте, о ком эта загадка? В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть, В путь за мёдом и малиной Отправляется……(медведь)

Воспитатель: А посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости? (На стуле в углу сидит медведь)

Воспитатель: Ребята мишка не просто так пришёл, он хочет позвать нас к себе в гости – в настоящий лес, показать, как живёт настоящий медведь.

Вы бы хотели побывать у мишки в гостях?

Воспитатель:        Ребята,        закройте        глаза,        а        теперь        с        нами        произойдёт волшебство. Теперь откройте.

Посмотрите – мы с вами попали в настоящий лес. Как тут всё красиво!

  1. Основная часть

Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем мишке, что мы уже о нём знаем.

  • Ответы детей.
  • Воспитатель: Ребята, почему же медведи живут в лесу?
  • Дети: Потому что медведь дикое животное.
  • В: А почему называю именно «диким животным»?

-Д: Сами делают себе жилище, добывают пищу.

  • В: А чем питается медведь?

-Д: Мёдом, рыбой, лесными ягодами, кореньями.

-В: Ребята, а какие вы знаете сказки, где встречается медведь?

  • Д: («Маша и медведь», «Три медведя») и т.д.
  • В: А скажите ребята, в сказке «Три медведя», почему их трое? Кто они друг другу?

-Д: Медвежья семья

  • В: Кто, может назвать медвежью семью?
  • Д: Медведь, медведица, медвежата.
  • В: А я вас с этой семьёй сейчас познакомлю (выставить картину)
  • В: Ребята, скажите, пожалуйста, медведица какая?
  • Д: Большая, умная, заботливая.
  • В: А какие медвежата?
  • Д: маленькие, несмышленые, забавные
  • В: Ребята, подумайте и скажите, какие у медведя шубки?
  • Д: Густые, мохнатые, тёплые.
  • В: Ребята, как выдумаете, как чувствуют себя медведи в жаркие летние

дни?


  • Д: Им жарко, неуютно, некомфортно.
  • В:  Ребята,  а  мы  в        жаркие дни, любим купаться! А я знаю такую

историю, как один охотник стал свидетелем купания медвежат, эту историю написал В. Бианки (показ портрета). Рассказ называется «Купание медвежат»

(Первичное чтение)

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун — её годовалый сын, медвежья нянька.

Медведица села.

Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом — в воду, как первого.

Полоскал, полоскал его да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

-В: Ребята, какие новые слова вы услышали?

-В: Пестун – это медвежонок старше одного года, оставшийся жить при матери. Он нянчит младших медвежат.

-В: Шиворот – взять за воротник или за загривок.

-В: Окунать – погружать или опускать на некоторое время в воду.

-В: Надавал шлепков – ударять чем - нибудь мягким (ударять не сильно)

Вопросы для обсуждения

-В: Как вы считаешь, рассказ В. Бианки смешной или грустный?

-В: О ком говорится в этом рассказе?

-В: Сколько было медведей?

-В: Зачем медведи пришли к реке?

-В: Кто купал медвежат?

-В: Расскажи, как медведь-пестун купал медвежат.

-В: Что случилось, когда пестун уронил медвежонка в реку?

-В: Какие остались медвежата после купания? Физкультминутка

Воспитатель: Я вижу, что вы устали, давайте немного отдохнём и поиграем.

Физкультминутка:

«Ходит по лесу медведь (ходят по группе)

Хочет сесть и посидеть (рука ко лбу, высматривает место)

Где такое место есть? (развести руки в стороны)

Чтобы мог медведь присесть. То высок пенек! (показать высоту)

То торчит сучок! (жест Окэй)

То мокрый мох! (развести руки перед собой)

То мох пересох! (сжимать кулачки)

ОХ! (вытереть пот со лба.)

То низкий пень (нагнуться показать рукой)

То густая тень (ладошки растопырены, руки к голове)

То узкий ров (руки параллельно перед собой) То гнездо муравьев (полукруг перед собой) То кричит сорока (прыжки вправо-влево)

То колючки сбоку (руки на пояс, пальцы рук растопырены)

То кустарники (присесть, руки с растопыренными пальцами в стороны)

То речка (волнообразные движения руками)

Нет свободного местечка (качать головой)

Это сказка о ком, о медведе большом (потянуться на носочках) (Повторное чтение)

-В: А сейчас, я прочитаю рассказ еще раз, после чего мы попробуем пересказать рассказ, в этом нам помогут схемы (показ схемы). Чтение рассказа педагогом с опорой на мнемосхему.

-В: Ребята пересказывать такой большой рассказ одному сложно. А если разделить текст на части, его можно рассказать вдвоём. Сначала надо рассказать, кто шёл берегом леса, затем как медведи пришли на речку, потом как медведица полоскала первого малыша. Как убежал медвежонок в лес, как купали второго медвежонка и завершить рассказ (выкупанные медвежата остались довольны)

-В: Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схеме? (двое детей рассказывают по цепочке)

Воспитатель: Ребята, нам с Мишкой очень понравились ваши пересказы. Предлагаю эту удивительную историю рассказать ещё и вашим родителям. Я думаю им она очень понравиться.

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, пришло время нам прощаться с нашим Мишкой давайте на последок поиграем в игру и узнаем, что мы узнали в гостях у

Мишки.

Мы будем подбирать слова – родственники к слову лес. Где живет медведица со своими медвежатами? (в лесу) Как называется маленький лес? (лесок, лесочек)

Как можно сказать про тропинку в лесу? Какая она? (лесная)

Как называется человек, который охраняет лес? (лесник, лесничий.)

-В: Во всех этих словах слышится одинаковая часть – лес, все они по смыслу связаны с лесом.

В: Вам понравилось в гостях у Мишки? Давайте поблагодарим мишку за такое приглашение и попрощаемся с ним. А теперь, закройте глазки и  откройте. И вот мы снова в нашей группе.

Итог:

-В: Ребята, вам понравилось занятие?

- В: С каким рассказом мы сегодня познакомились? (Купание медвежат)

- В: Кто его написал? (Виталий Бианки)

- В: Какие новые слова вы сегодня узнали? (пестун, окунать, шиворот, шлепать)

- В: Я очень довольна сегодняшней вашей работой на занятии!

-В: Я благодарю вас за вашу помощь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект занятия в подготовительной группе Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Конспект занятия в подготовительной группе Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»...

Конспект занятия в подготовительной группе по произведению "Воробьишко"

Технологическая карта занятия в подготовительной группе по произведению "Воробьишко"...

Конспект занятия в средней группе. Драматизация произведения С. Маршака «Где обедал воробей».

Расширять словарный запас детей; учить драматизировать произведение. Учить образовывать форму ед. числа имен существительных; Развивать моторику, умение передавать поведение персонажей мимикой, жестам...

Конспект занятия в подготовительной группе по произведению "Бабушкин садик"

Конспект занятия в подготовительной группе по произведению "Бабушкин садик"...

Конспект занятия в подготовительной группе Чтение художественной литературы. Чтение произведения С. Михалкова. Беседа о профессиях

Конспект занятия в подготовительной группеЧтение художественной литературы.Чтение произведения С. Михалкова. Беседа о профессияхЦель:- познакомить детей с произведением С. Михалкова «А что у вас...