Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе «Путешествие муравьишки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Дементьева Ольга Анатольевна

Предложенное занятие учит детей связно, развёрнуто, непрерывно высказываться; продолжать учить составлять предложения по схеме, правильно проговаривать предлоги, закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи, употреблять существительные в родительном падеже, умение пересказывать с помощью схемы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе «Путешествие муравьишки»

Задачи: продолжать учить связно, развёрнуто, непрерывно высказываться; продолжать учить составлять предложения по схеме, правильно проговаривать предлоги, закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи, употребление существительных в родительном падеже, умение пересказывать с помощью схемы; активизировать словарь по теме «Насекомые»; развивать память, внимание, развивать умение употреблять существительные в форме множественного числа, умения анализировать; воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых.

Оборудование: картинка Муравьишки, мяч, мнемотаблицы для составления предложения с предлогами, игра «Назови лишнее», схема для пересказа рассказа, изображения улыбки, смайлики без улыбки, цветные карандаши.

Словарная работа: полезная – вредная, порхает, барахтался, пустился бежать.

Ход занятия:

1.Организованный момент.

В. Ребята, отгадайте загадку и узнаете, кто пришёл к нам за помощью:

Ловко тащит он травинку

в мире нет его сильней

на полянке домик строит

Работяга… (Муравей)

В. Правильно, ребята. Вот какую историю рассказал мне Муравьишка.

2. Посвящение в тему занятия.

На опушке леса стоял большой муравейник. В нём жило много лесных муравьёв и наш маленький любопытный Муравьишка. В один из весенних дней он сидел на листочке, как вдруг подул ветер и сорвал листочек вместе с ним, улетел он далеко от муравейника. Солнце стало опускаться, а муравьишки надо было успеть до темна, добраться домой, пошёл он, а навстречу ему кузнечик. Муравьишка попросил его довести до дома. Кузнечик ответил: «Выполни моё задание, тогда я помогу тебе».

Пригорюнился муравей, ведь трудное задание задал ему кузнечик. А он такой маленький, несмышлёный и не может сделать сам. Поможем?

3. Игра «Скажи наоборот» (педагог бросает ребенку мяч, тот возвращает мяч обратно – всё это производится одновременно со словесным подбором слов-антонимов):

                   Комар злой, а бабочка, наоборот, - добрая.

                   Шмель большой, а божья коровка… маленькая.

                   Пчела полезная, а муха… вредная.

                   Оса живет на улице, а таракан… дома.

                   Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.

                   Жук жужжит, а паук… молчит.

                   Стрекоза летает быстро, а комар… медленно.

В. Молодцы, ребята, помогли Муравьишке. Кузнечик перевез его через речку на полянку и ускакал. А наш муравей увидел на поляне много насекомых, но они все чем-то заняты.

4. В. Что делали насекомые, давайте разберёмся? Игра «Что делает насекомое» (мнемотаблицы, составление предложений с предлогами).

• Муравей бежит по… (стеблю цветка),

• Божья коровка ползёт по… (листу),

• Пчела спряталась под… (лепестком цветка),

• Гусеница сидит на… (цветке),

• Бабочка порхает над… (цветком),

• Жук сидит под… (цветком),

• Стрекоза летает около… (цветка).

В. Навстречу Муравью летит жук.

Попросил муравей его довезти до муравейника. Жук согласился, но после того как муравей назовёт лишнее слово. Задумался муравей, ведь он многого ещё не знает, а домой к маме и папе очень хочется.

5. В. Ребята, поможем ему, чтобы он успел добраться до дома до захода солнца?

Игра «Назови лишнее» (работа в парах, на карточке зачеркнуть лишний предмет и объяснить, почему)

- жук, пчела, муравей, кошка;

- слон, бабочка, шмель, гусеница;

- божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;

- ёлка, таракан, муха, кузнечик;

- паук, бабочка, комар, кровать;

- бабочка, кузнечик, муравей, жук;

- оса, божья коровка, муха, пчела;

В. Ой, ребята кто к нам прилетел?

6. Физкультминутка:

«Полосатая пчела»

Прилетела к нам вчера (частые взмахи руками)

Полосатая пчела,

А за нею шмель-шмелек (взмахи более редкие)

И веселый мотылек (взмахи руками от плеча)

Два жука и стрекоза (руки в одну сторону, затем в другую)

Как фонарики, глаза.

Пожужжали, полетали (жужжат и делают взмахи)

От усталости упали (сели на корточки)

7. В. Пока Пчёлки отдыхают, поможем Муравьишке выполнить их задание?

Игра «Один-много» (в кругу)

Муха – много мух

Бабочка – много бабочек

Комар – много комаров

Оса- много ос

Кузнечик – много кузнечиков

Пчела – много пчел

Стрекоза – много стрекоз и т. д.

Муравей – много муравьёв.

8. В. А вот и муравейник, только зайти он туда не может, пока не перескажет рассказ солдату-муравью, который уже почти закрыл все двери в муравейнике. Муравей дал в помощь вот такую схему. (Пересказ рассказа по схеме)

Шел Саша по дороге. И увидел на дороге жука, который лежал на спине, барахтался ножками и никак не мог перевернуться. Саша вначале испугался, но потом нашёл прутик и осторожно перевернул жука. Жук замер на месте, а потом счастливый пустился бежать под дерево.

9. Итог занятия.

Какие мы с вами молодцы, помогли Муравьишке. Он теперь добрался до своего дома и скоро увидит папу и маму, поэтому у него появилась вот такая улыбка.

-А что мы сделали, чтобы Муравьишка добрался до дома?

-Какие задания мы выполняли чтобы помочь Муравьишке?

-Какие задания вам больше понравились?

-Молодцы! Дорисуйте себе улыбку, если вам понравилось оказывать помощь муравьишке.

PS: игра «Нелепицы»

Муравей живёт в улье.

Бабочка стрекочет.

Комар ловит птиц.

Паук собирает нектар с цветов.

Муха плетёт паутину.

Шмели строят муравейник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Путешествуем по сказкам вместе с Красной Шапочкой"

Развитие речи и творческого воображения детей старшей группы с использованием приемов Д.Родари и кругов Луллия....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Путешествие в страну «Грамотейка»

-Воспитывать интерес к образовательной деятельности; доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.-Формировать умение обобщать, классифицировать , расширять словарный запас через участие в ...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе. Тема: Путешествие по русским народным сказкам

НОД поможет детям уточнить и обогатить знания о русских народных сказках, поможет в воспитании интереса к устному народному творчеству....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Цветик-семицветик» в рамках педсовета на тему: «Общность усилий специалистов и воспитателей ДОУ в речевом развитии детей".

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.Цель: Вос...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Путешествие в город загадок»

Конспектнепосредственно образовательнойдеятельности  по развитию речи в старшей группе«Путешествие в город загадок»...