Развитие речи детей в условиях ФГОС дошкольного образования
методическая разработка по развитию речи
Успешность школьного обучения закладывается в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_tihonova_tn.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Успешность школьного обучения закладывается в дошкольном возрасте.
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельности детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Отсюда возникает проблема: недостаточное развитие речи у детей дошкольного возраста.
Значимость познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста заключается в том, что в настоящее время все больше детей-дошкольников имеют проблемы в развитии речевой активности.
Данные проблемы обусловлены следующими негативными факторами:
- ухудшение физического и психического здоровья детей;
- значительное снижение «живого» общения детей со сверстниками и взрослыми, в том числе и с родителями;
- существенное снижение уровня речевой культуры в современном обществе;
- недостаточное внимание со стороны взрослых (родителей, воспитателей) к речевому развитию детей.
Одним из важнейших направлений познавательно-речевого развития является своевременное и успешное овладение ребенком родным языком. Это связано с тем, что родная речь помогает ребенку познавать окружающий мир, получать необходимые умения и навыки, овладевать опытом практической деятельности.
Кроме того, развитие речи ребенка во многом связано с познанием окружающего мира, развития собственного познания и личности, понимания своего «Я» и его положения в этом мире. Существование ребенка в социуме способствует формированию речи, так как только через общение ребенок может продуктивно взаимодействовать с окружающими людьми.
Речь является ярким показателем развития ребенка. В том случае, если речь слабо развита, то она содержит ряд характерных погрешностей, таких как бедный словарный запас, не правильное построение предложений, неспособность логично связывать слова для выражения своих мыслей, дефекты в произношении, сбивчивый ритм речи и т.п. Чем лучше развита у ребенка дошкольного возраста речь, тем успешнее будет обучение в школьные годы. Однако, не всегда речь ребенка в дошкольный период развита достаточно хорошо. Во многом это связано с тем, что были выбраны не эффективные методы и способы ее развития.
Ведущими целями практики по реализации познавательно-речевого развития являются:
- своевременное и всестороннее развитие личности ребенка;
- приобщение ребенка к общечеловеческим и культурным ценностям;
- формирование и развитие любознательности и творческого воображения, как основы познавательной активности ребенка.
Задачи практики по реализации познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста:
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Основная идея образовательной практики.
Важный принцип дошкольного образования – формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относят любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
Средства для реализации реализуется образовательная практики.
В настоящее время доказано, что успеху развития речи ребенка дошкольника способствует организация одновременного познавательного развития с речевым. Достигается это посредством разнообразных видов деятельности: игровой, трудовой, учебно-познавательной, коммуникативной и т.д. Важным является и то, что в процессе деятельности ребенок должен активно выражать свои мысли, чувства, ощущения и т.д.
Речь, которая сопровождается познавательной деятельностью, делает ее более осознанной и целенаправленной. Задача воспитателя помочь ребенку достичь к концу дошкольного детства необходимой коммуникативной компетентности. Достигается это через правильно организованное познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста во всех возрастных группах.
Важным условием является соблюдение следующих составляющих:
- грамотная и правильная речь воспитателя;
- формирование у детей представлений об окружающем мире и жизни в нем;
- развитие у детей любознательности, активности и инициативности;
- сенсорное воспитание;
- разнообразная и богатая игровая деятельность.
Основной и наиболее эффективной формой познавательно-речевого развития ребенка дошкольного возраста являются не столько специально организованные занятия, сколько естественное общение со сверстниками (в группе ДОУ, на игровой площадке и т.д.).
Эффективными формами познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста являются:
1) Общение двух видов: подготовленное и неподготовленное.
2) Разнообразные игры и игровая деятельность (сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические и т.д.)
3) Организация различных учебно-игровых ситуаций, которые возникают по инициативы взрослого (родителя, воспитателя), в рамках данных ситуаций ребенок может в полной мере проявить свою речевую активность.
4) Речевое развитие посредством использования СМИ (телевизор, радио, детская периодическая печать и т.п.).
5) Использование стихотворений и рифмования (чтение стихотворных произведений, потешек, четверостиший и т.д.).
6) Совместное осуществление речевых и трудовых действий.
7) Организация досуговой деятельности, которая является благоприятной сферой для развития речи ребенка.
Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:
наглядные – наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций;
практические – упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательско-поисковая деятельность;
словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Большое внимание в ДОУ должно уделяться методическому обеспечению познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. В группах ДОУ воспитателями оформляются специальные игротеки, настольные театры, уголки по познавательному развитию и т.д., а также оформляются перспективные рабочие планы по интеграции образовательных областей, разрабатывается система авторских конспектов, которые учитывают индивидуальные особенности и потребности детей группы.
Ожидаемые результаты, которые обеспечивает представляемая образовательная практика.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста должно способствовать достижению следующего целевого ориентира на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
Условие, которое способствует развитию познавательной активности воспитанников, – создание благоприятного психологического микроклимата в детском коллективе, доверительные отношения между всеми участниками образовательного процесса.
Проблемы, трудности в реализации практики и пути их решения.
Принцип содержательной насыщенности выражается в обеспечении образовательной средой всех образовательных областей, обеспечения физической активности, эмоционального комфорта, возможности самовыражения детей. Воспитательная и образовательная среда не должна быть сборником разрозненных ресурсов, собранных, как правило, на основании вкусовых предпочтений педагогов и направленных на тренинг отдельных знаний, умений и навыков. Необходим развивающий образовательный контент, позволяющий комплексно решать задачи ФГОС ДО, достигая планируемых результатов, в том числе личностных, развивая у детей компетенции XXI века.
Оценка качества познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста осуществляется воспитателями в начале и конце учебного года, посредством мониторинга. Для этого разрабатывается специальная программа мониторинга, подбираются методики для составления диагностик по каждой образовательной задаче программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разработка мероприятия для детей дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования» Педагогический проект на тему «В мире безопасности»
Данный проект может быть использован в практической деятельности педагогами дошкольного образования при знакомстве детей с лексической темой "В мире безопасности"...
«Социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования."
Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризиров аны многие стороны жизн...
Реализация образовательной области «Физическое развитие» в условиях ФГОС дошкольного образования у детей с нарушением зрения.
Реализация образовательной области "Физическое развитие" в условиях ФГОС....
«Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем в условиях ФГОС дошкольного образования»
Условия для развития патриотического воспитания детей в дОУ....
Развитие игровой деятельности детей в условиях ФГОС дошкольного образования
Развитие игровой деятельности детей в условиях ФГОС дошкольного образования...
План по самообразованию на тему: "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредствои игровой деятельности в условиях ФГОС дошкольного образования"
Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в ДОУ. Основным методом развития дошкольника является проблемно-поисковый, основной формой его о...
Социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования
Социальное развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения...