Картотека игр ТРИЗ для подготовительной группы
картотека по развитию речи (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_triz_po_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр ТРИЗ для подготовительной группы
Игра «Фантазия»
Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.
Ход: Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).
- все учебники
- все спички
- ручки
- ластики.
Игра «Числовая да-нет ка»
Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.
Ход:
- На доске чертим горизонтальную ось с цифрами.
- Ведущий говорит: Я задумала число до 10 (20), а вы должны отгадать его.
- Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет».
Но детей сначала надо научить задавать вопросы.
Дети должны делить числовую ось всегда пополам, т.е. находить цифру и спрашивать: - Это число больше 5? Меньше 5?
Затем дети делят следующую половину пополам и спрашивают:
- Это больше 3? Меньше3?
Снова делят часть:
- Это крайняя цифра? Первая? В середине?
Игра «Кто (что) это такое может быть?»
Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета.
Ход: Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические пары.
Например: - Что может быть и горячим и холодным (одновременно).
(утюг, чайник, плита, человек, самовар…)
- и легким и тяжелым;
- и длинным и коротким;
- и гибким и твердым;
- и гладким и шероховатым;
- и мягким и твердым;
- и острым и тупым.
Игра «Что можно сказать о предмете, если там есть…?»
Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части и давать характеристику объекту по одной части.
Ход: Ведущий называет какую-либо составляющую, а ребенок должен дать характеристику объекту.
Например: - Что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью? (птица, животное или насекомое, днем спит, а днем добывает себе пищу).
- Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова?
(это может быть добрый человек, книга со стихами, открытка).
- Что можно сказать об объекте, в котором есть сор?
(это неубранный дом, улица, специальный бак для мусора).
Игра «Бином фантазии»
Цель: учить комбинировать слова. Устанавливать связи, составлять предложения.
Ход: Выбираются два объекта, отдаленные друг от друга смысловым значением. Используя предлоги, падежи и союзы нужно установить отношения между этими двумя объектами. Предлоги (в, над, через, около, у …).
Например: Подушка и крокодил.
- подушка под крокодилом;
- крокодил, прыгающий
через подушку;
- крокодил в подушке;
- подушка, прыгающая через крокодила;
Вопрос: Как это случилось? (Дети придумывают ситуацию, рассказ).
Игра «маятник» (Хорошо-плохо)
Цель: учить детей выделять противоречия в предметах.
Ход: Ведущий называет предмет или явление и поднимает руку, согнутую в локте вертикально.
Если ведущий наклонил руку вправо и сказал (+), то дети называют положительные свойства объекта или явления. Если влево – то отрицательные свойства.
Например:
Дождь
Растут растения
Пьют воду
Моются водой
Пыль сбрызгивает
Красиво
холодит
Промокнешь
Лужи появляются
Гулять нельзя
Белье намокло
Игра «Почему так произошло?»
Цель: учить устанавливать причинные связи между событиями.
Ход: Ведущий называет 2 события, на первый взгляд, не связанные между собой и задает вопрос: «Объясни, почему так произошло?»
Например: 1.Белка сидела на дереве и упустила шишку.
2.Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
Ответ: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
Варианты:
1.Собака погналась за курицей.
2.Школьники не смогли поехать на экскурсию.
1.Молоко выкипело.
2.Самолет совершил вынужденную посадку.
1.Папа раскрыл книгу.
2. Комната наполнилась дымом.
1.Котенок подошел к блюдечку.
2.Мальчик не выучил урок.
1.Дворник взял метлу.
2.Мама вдела нитку в иголку.
Игра «Соедини нас»
Цель: учить устанавливать ситуативные связи между предметами.
Ход: Ведущий предлагает детям 2 слова, не связанных смысловым значением. Дети должны придумать как можно больше вопросов, соединяя два предмета.
Например: газета – верблюд.
- Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?
- Что написано в газете про верблюдов?
- Почему, читая газету, ты сутулишься как верблюд?
Варианты:
Банка – река
Ножницы – дорога
Линейка – книга
Огонь раковина
Карандаш – замок
Шляпа – мост
Солома – телевизор
Утюг – трамвай.
Игра «Путаница»
Игра «Кто? С кем? Где? Когда?»
Цель: учить по условной схеме составлять смешные истории.
Ход: Детям предлагается объединиться в группы по 4 человека. У каждого маленький листочек бумаги и ручка.
На каждый вопрос из схемы дети пишут на листке одно слово – ответ. Заворачивают верхний край листа «от себя» так, чтобы написанное не было видно, и передают лист другому ребенку.
Ведущий называет следующий вопрос. Опять дети отвечают, загибают край листа и передают другому.
Вопросы:
-Кто?
-С кем?
-Где?
-Когда?
-Что делали?
-Кто пришел?
-Что сказал?
По окончании игры воспитатель собирает все листы, разворачивает и зачитывает полученные рассказы.
Например: Крокодил с бабой Ягой на крыше ночью танцевали. Пришел милиционер и сказал: «Здравствуйте!»
Игра «Перевирание сказки»
Цель: учить детей заменять сюжет сказки, что позволит по-новому взглянуть на привычные сюжеты; разрушить стереотипы.
Ход: Воспитатель рассказывает детям знакомую сказку правильно, а дети по ходу ее «перевирают».
Например: Сказка «Царевна-лягушка».
-Было у отца 3 сына. (не 3, а 20)
-Однажды собрал их царь и говорит: «Пора вам жениться!» (В лес по грибы идти.)
-Сыновья отвечают: «А где нам жен искать?» (грибы искать)
-Возьмите по стреле, выйдите в чисто поле. Куда стрела упадет, там и судьба ваша. (не по стреле, а по валенку)
-У старшего сына упала стрела на боярский двор. (на елку, по шишке)
-У среднего сына – на купеческий двор. Подняла его купеческая дочь.
(в магазин, попала в бутылку молока)
-У младшего сына в болото, к лягушке. (в цирк, попала в укротителя тигров)
Примечание: Всю сказку рассказывать не надо.
Сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект занятия по конструированию с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе на тему «Мой дом».
Обучать системному анализу (прошлое, настоящее, будущее). Расширять представления детей о понятиях: схема, чертеж, модель, дом. Закреплять у детей умение узнавать изображённую на рисунке проекцию пре...
Конспект образовательной деятельности по экологии с использованием проблемного обучения и технологии ТРИЗ в подготовительной группе "Давайте с природой дружить!"
Дать представление о неразрывной связи человека с природой (человек- часть природы) .Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих, ...
Комплексное занятие с элементами ТРИЗ в подготовительной группе
Очень интересное и динамичное, занятие будет полезно при закреплении пройденного по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром....
Конспект открытой НОД с использованием методов ТРИЗ в подготовительной группе «Путешествие в прошлое телефона»
Использование на занятиях с дошкольниками методов и приемов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) и РТВ (развития творческого воображения) позволяет: активизировать познавательные и исследовате...
Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад № 1159 Конспект занятия по ИЗО с элементами ТРИЗа в подготовительной группе : «Натюрморт», «Ознакомление с искусством» Провела: воспитатель Карпушкина Татьяна Юрьевна
Конспект занятия по ИЗО с элементами ТРИЗа в подготовительной группе : «Натюрморт», «Ознакомление с искусством» для детей старшего дошкольного возраста.Главная цель: вызвать у детей активный инт...
Картотека Триз в подготовительной группе
КАРТОТЕКА ТРИЗ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕЧто умеет делать?» Правила игры: Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки.Дети должны определить, что умеет делать объект или что...