Дидактическая игра
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Саратовская область г.Хвалынск
Мастер – класс
«Дидактический портфель»
Подготовила: Горбунова Н.С.
Цель: Развивать интерес к художественной литературе, обогащать словарный запас, формировать культуру речи. Продолжать знакомить детей с произведениями Л.Н. Толстого.
Задачи:
1.Уточнять и активизировать в речи детей названия различных предметов, развивать связанную речь детей.
2.Формулировать представления об окружающем мире.
3.Объяснять назначения предметов отгадок. Развивать логическое и ассоциативное мышление, слуховое внимание.
4.Учить рассуждать, сравнивать, анализировать.
Оборудование: Портфель, схематические рисунки отгадок и их взаимосвязи, конверт для схем, портрет Л.Н. Толстого, книги и т. д.
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые коллеги! Здравствуйте! Приветствую вас! Рада видеть вас! Желаю здравствовать!
И это всего лишь несколько приветствий из богатого и могучего русского языка! Однако с каждым годом беднеет речь детей, наблюдаются нарушение звуковой культуры речи, неумение вести диалогическую речь, составлять рассказы. Поэтому перед педагогами детских садов развитие речи дошкольников – очень актуальная проблема. И дидактические игры – одни из эффективных методов развития речи детей.
В своей работе я часто использую «Дидактический портфель», наполняемость портфеля зависит от того, какие цели и задачи по дидактическим играм я ставлю перед собой и детьми.
Что же сегодня в моём портфеле?
Показываю портрет Л.Н. Толстого. Кто это? И рассказываю о том, что он писал произведения разных жанров: рассказы, сказки, стихи, басни. И … загадки. И объясняю детям, что сегодня мы познакомимся с его загадками. Загадка - это описание предмета в виде вопроса. Состоит из двух частей: вопрос (загадка) и ответ (отгадка).
Загадки обогащают речь детей, способствуют развитию логического мышления.
Итак, начинаем серию дидактических игр с загадками Л.Н.Толстого.
Содержание игры:
Использую 1. Игровой прием «Отгадай загадку».
Загадываю загадки, дети находят предметы отгадки в портфеле, забирают его и объясняют, почему выбрали именно этот предмет.
Загадки: — Маленек, удаленек, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл. (Гриб)
— Маленький Ерофейка, подпоясан коротенько, по полу скок-скок, по лавкам скок-скок, и сел в уголок. (Веник)
— Два конца, два кольца, — а в середине гвоздик (Ножницы)
— Без ног, без рук, рубашки просит (Подушка)
— Кланяется, кланяется, придет домой— растянется (Топор)
— Летит — воет, сядет — землю роет (Жук)
— Семьдесят одежек, все без застёжек (Капуста)
— Всякому мальчику по чуланчику (Перчатка)
2.Игровой прием «Объясни отгадку».
Например:
- У гриба есть красная шапочка, он растет из земли.
- Веником подметают пол, он сделан из связанных прутиков.
- У ножниц есть два острых края и ручки-колечки.
- Подушка — это зашитый со всех сторон мешок, набитый мягким материалом (Вата, перья и т. д.)
- Когда работают топором, наклоняются вниз.
- Жук жужжит, когда летит и может зарываться в землю.
- У капусты много листьев, они похожи на одежду.
- У перчатки каждый пальчик прячется «в свой домик».
3.Игровой прием «Для чего нужны эти предметы»
Например:
- Гриб — им питаются люди, насекомые, звери. Некоторые грибы животные используют, как лекарство…
- Капуста— это овощ. Из него можно приготовить щи, солянку, квашеную капусту. В ней много витаминов.
- Жук — это насекомое. Он опыляет цветы, им питаются птицы.
- Веник нужен для уборки в доме.
- Ножницы — это инструмент для резанья бумаги и ткани. Ножницы нужны портнихе, парикмахеру и всем людям.
- Подушка — это постельная принадлежность. Она нужна для сна и отдыха. Без неё неудобно спать.
- Топор. Это столярный инструмент. Он нужен для рубки дров и для строительства домов.
Перчатки— это предмет одежды для рук. Они нужны, чтобы не мерзли руки, когда холодно. И не пачкаться, когда работаешь.
4.Игровой прием «Найди пару»
Раскладываю картинки по кругу изображением вниз. Дети берут картинки и ищут пару ассоциацию.
Например,
- Веник — совок
- Гриб — лукошко
- Ножницы — платье
- Подушка — наволочка
- Топор — дом
- Жук — птица
— Капуста — кастрюля
— Перчатка — рука
Отыскав пару ассоциацию, задаю вопрос. Почему ты выбрал ту или иную картинку? Дети дают ответ. Развивая речь детей, добиваюсь от них полного ответа.
5.Игровой прием «Если б не было…» (решение проблемы)
Озвучиваю проблему: Представьте, что было бы, если бы этих предметов не было.
Например,
- Если бы не было ножниц, мы не смогли бы раскроить одежду. Мы не смогли бы делать красивую аппликацию…
- Если бы не было веника, мы бы не смогли убираться в доме. Было бы очень грязно.
- Если бы не было грибов, мы не смогли бы сварить вкусный грибной суп. Обитателям леса было бы нечем лечиться.
- Если бы не было подушки, нам было бы неудобно спать.
- Если бы не было капусты, мы бы не смогли сварить щи.
- Если бы не было жуков, птицам, нечего было бы есть.
- Если бы не было перчаток, у нас бы мерзли руки на морозе, и мы не могли бы защищать руки во время работы.
- Если бы не было топора, люди не смогли бы строить красивые, деревянные дома…
6. Игровой прием «Продолжи….»
Объясняю детям, я начну предложение, а вы продолжите.
Например: У меня в руках капуста, из неё можно сварить вкусные щи.
У меня в руках топор ……………..
У меня в руках веник …………….
У меня в руках ножницы …..
У меня в руках гриб ………
У меня в руках жук ……..
У меня в руках подушка ……
У меня в руках перчатки …….
И эти все дидактические игры мы проводим по загадкам Л.Н.Толстого
Задаю вопрос : Напомните мне, кто автор этих загадок?
Дети отвечают: Л.Н.Толстой
А вот загадка от меня:
Загадать - радость,
Отгадать - сладость!
Что это?
Я считаю, что при использовании дидактических игр, дети быстро придумывают предложения, самостоятельно составляют рассказы, могут объяснить проблемные ситуации, уверенно отвечают на вопросы воспитателя.
Я рекомендую применять дидактические игры по всем направлениям.
А почему я взяла именно портфель, а не корзинку, коробку или конверт. Применяя дидактический портфель, дети становятся более серьезнее, дисциплинированней и появляется любопытство, интересуются, что же сегодня в нашем дидактическом портфеле.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...