Дидактическая игра
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Горбунова Наталья Станиславовна

Мастер - класс Дидактический портфель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igra.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Саратовская область г.Хвалынск

Мастер – класс

 «Дидактический портфель»

                                                                               Подготовила: Горбунова Н.С.

Цель: Развивать интерес к художественной литературе, обогащать словарный запас, формировать культуру речи. Продолжать знакомить детей с произведениями Л.Н. Толстого.

Задачи:

1.Уточнять и активизировать в речи детей названия различных предметов, развивать связанную речь детей.

2.Формулировать представления об окружающем мире.

3.Объяснять назначения предметов отгадок. Развивать логическое и ассоциативное мышление,   слуховое внимание.

 4.Учить  рассуждать, сравнивать, анализировать.

 Оборудование: Портфель, схематические рисунки отгадок и их взаимосвязи, конверт для схем, портрет Л.Н. Толстого, книги и т. д.

Ход мастер-класса:

  Добрый день, уважаемые коллеги! Здравствуйте! Приветствую вас!   Рада видеть вас! Желаю здравствовать!

  И это всего лишь несколько приветствий из богатого и могучего  русского языка! Однако с каждым годом беднеет речь детей, наблюдаются нарушение звуковой культуры речи, неумение вести диалогическую речь, составлять рассказы. Поэтому перед педагогами детских садов развитие речи дошкольников – очень актуальная проблема. И дидактические игры – одни из эффективных методов развития речи детей.

  В своей работе я часто использую «Дидактический портфель»,  наполняемость портфеля зависит от того, какие цели и задачи  по дидактическим играм я ставлю перед собой и детьми.

   Что же сегодня в моём портфеле?

   Показываю портрет Л.Н. Толстого. Кто это? И рассказываю  о том, что он писал произведения разных жанров: рассказы, сказки, стихи, басни. И … загадки. И объясняю детям, что сегодня мы познакомимся с его загадками. Загадка - это описание предмета в виде вопроса. Состоит из двух частей: вопрос (загадка) и ответ (отгадка).

   Загадки обогащают речь детей, способствуют развитию логического мышления.

   Итак, начинаем серию дидактических игр с загадками Л.Н.Толстого.

Содержание игры: 

 Использую  1. Игровой  прием  «Отгадай загадку».

  Загадываю загадки, дети находят предметы отгадки в портфеле, забирают его и объясняют, почему выбрали именно этот предмет.

Загадки: — Маленек, удаленек, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл. (Гриб)

 — Маленький Ерофейка, подпоясан коротенько, по полу скок-скок, по лавкам скок-скок, и сел в уголок. (Веник)

— Два конца, два кольца, — а в середине гвоздик (Ножницы)

— Без ног, без рук, рубашки просит (Подушка)

— Кланяется, кланяется, придет домой— растянется (Топор)

 — Летит — воет, сядет — землю роет (Жук)

— Семьдесят одежек, все без застёжек (Капуста)

— Всякому мальчику по чуланчику (Перчатка)

2.Игровой прием  «Объясни отгадку».

Например:

 - У гриба есть красная шапочка, он растет из земли.

- Веником подметают пол, он сделан из связанных прутиков.

- У ножниц есть два острых края и ручки-колечки.

- Подушка — это зашитый со всех сторон мешок, набитый мягким материалом (Вата, перья и т. д.)

- Когда работают топором, наклоняются вниз.

- Жук жужжит, когда летит и может зарываться в землю.

- У капусты много листьев, они похожи на одежду.

- У перчатки каждый пальчик прячется «в свой домик».

3.Игровой прием «Для чего нужны эти предметы»

Например: 

- Гриб — им питаются люди, насекомые, звери. Некоторые грибы животные используют, как лекарство…

- Капуста— это овощ. Из него можно приготовить щи, солянку, квашеную капусту. В ней много витаминов.

- Жук — это насекомое. Он опыляет цветы, им питаются птицы.

- Веник нужен для уборки в доме.

- Ножницы — это инструмент для резанья бумаги и ткани. Ножницы нужны портнихе, парикмахеру и всем людям.

- Подушка — это постельная принадлежность. Она нужна для сна и отдыха. Без неё неудобно спать.

 - Топор. Это столярный инструмент. Он нужен для рубки дров и для строительства домов.

Перчатки— это предмет одежды для рук. Они нужны, чтобы не мерзли руки, когда холодно. И не пачкаться, когда работаешь.

4.Игровой прием  «Найди пару» 

 Раскладываю картинки по кругу изображением вниз. Дети берут картинки и ищут пару ассоциацию.

Например,

-  Веник — совок  

-  Гриб — лукошко

-  Ножницы — платье

-  Подушка — наволочка

- Топор — дом

- Жук — птица

— Капуста — кастрюля

— Перчатка — рука

 Отыскав пару ассоциацию, задаю вопрос. Почему ты выбрал ту или иную картинку? Дети дают ответ. Развивая речь детей, добиваюсь от них полного ответа.

5.Игровой прием  «Если б не было…» (решение проблемы)

 Озвучиваю проблему: Представьте, что было бы, если бы этих предметов не было.

Например,

- Если бы не было ножниц, мы не смогли бы раскроить одежду. Мы не смогли бы делать красивую аппликацию…

- Если бы не было веника, мы бы не смогли убираться в доме. Было бы очень грязно.

- Если бы не было грибов, мы не смогли бы сварить вкусный грибной суп. Обитателям леса было бы нечем лечиться.

- Если бы не было подушки, нам было бы неудобно спать.

- Если бы не было капусты, мы бы не смогли сварить щи.

- Если бы не было жуков, птицам, нечего было бы есть.

- Если бы не было перчаток, у нас бы мерзли руки на морозе, и мы не могли бы защищать руки во время работы.

- Если бы не было топора, люди не смогли бы строить красивые, деревянные дома…

6. Игровой прием «Продолжи….»

 Объясняю детям, я начну предложение, а вы продолжите.

Например: У меня в руках капуста,  из неё  можно сварить вкусные щи.

У меня в руках топор ……………..

У меня в руках веник  …………….

У меня в руках ножницы …..  

У меня в руках гриб ………

У меня в руках жук ……..

У меня в руках подушка ……

У меня в руках  перчатки …….

 И эти все дидактические игры мы проводим по загадкам Л.Н.Толстого

   Задаю вопрос : Напомните мне, кто автор этих загадок? 

  Дети отвечают: Л.Н.Толстой

А вот загадка от меня:

Загадать - радость,

Отгадать - сладость!

Что это?

 Я считаю, что при использовании дидактических  игр, дети быстро придумывают предложения, самостоятельно составляют рассказы, могут объяснить проблемные ситуации, уверенно отвечают на вопросы воспитателя.

  Я рекомендую применять дидактические игры по всем направлениям.

   А почему я взяла именно портфель, а не корзинку, коробку или конверт. Применяя дидактический портфель, дети становятся более серьезнее, дисциплинированней и появляется любопытство, интересуются, что же сегодня в нашем дидактическом портфеле.

         Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...