Дидактическая игра
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Саратовская область г.Хвалынск
Мастер – класс
«Дидактический портфель»
Подготовила: Горбунова Н.С.
Цель: Развивать интерес к художественной литературе, обогащать словарный запас, формировать культуру речи. Продолжать знакомить детей с произведениями Л.Н. Толстого.
Задачи:
1.Уточнять и активизировать в речи детей названия различных предметов, развивать связанную речь детей.
2.Формулировать представления об окружающем мире.
3.Объяснять назначения предметов отгадок. Развивать логическое и ассоциативное мышление, слуховое внимание.
4.Учить рассуждать, сравнивать, анализировать.
Оборудование: Портфель, схематические рисунки отгадок и их взаимосвязи, конверт для схем, портрет Л.Н. Толстого, книги и т. д.
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые коллеги! Здравствуйте! Приветствую вас! Рада видеть вас! Желаю здравствовать!
И это всего лишь несколько приветствий из богатого и могучего русского языка! Однако с каждым годом беднеет речь детей, наблюдаются нарушение звуковой культуры речи, неумение вести диалогическую речь, составлять рассказы. Поэтому перед педагогами детских садов развитие речи дошкольников – очень актуальная проблема. И дидактические игры – одни из эффективных методов развития речи детей.
В своей работе я часто использую «Дидактический портфель», наполняемость портфеля зависит от того, какие цели и задачи по дидактическим играм я ставлю перед собой и детьми.
Что же сегодня в моём портфеле?
Показываю портрет Л.Н. Толстого. Кто это? И рассказываю о том, что он писал произведения разных жанров: рассказы, сказки, стихи, басни. И … загадки. И объясняю детям, что сегодня мы познакомимся с его загадками. Загадка - это описание предмета в виде вопроса. Состоит из двух частей: вопрос (загадка) и ответ (отгадка).
Загадки обогащают речь детей, способствуют развитию логического мышления.
Итак, начинаем серию дидактических игр с загадками Л.Н.Толстого.
Содержание игры:
Использую 1. Игровой прием «Отгадай загадку».
Загадываю загадки, дети находят предметы отгадки в портфеле, забирают его и объясняют, почему выбрали именно этот предмет.
Загадки: — Маленек, удаленек, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл. (Гриб)
— Маленький Ерофейка, подпоясан коротенько, по полу скок-скок, по лавкам скок-скок, и сел в уголок. (Веник)
— Два конца, два кольца, — а в середине гвоздик (Ножницы)
— Без ног, без рук, рубашки просит (Подушка)
— Кланяется, кланяется, придет домой— растянется (Топор)
— Летит — воет, сядет — землю роет (Жук)
— Семьдесят одежек, все без застёжек (Капуста)
— Всякому мальчику по чуланчику (Перчатка)
2.Игровой прием «Объясни отгадку».
Например:
- У гриба есть красная шапочка, он растет из земли.
- Веником подметают пол, он сделан из связанных прутиков.
- У ножниц есть два острых края и ручки-колечки.
- Подушка — это зашитый со всех сторон мешок, набитый мягким материалом (Вата, перья и т. д.)
- Когда работают топором, наклоняются вниз.
- Жук жужжит, когда летит и может зарываться в землю.
- У капусты много листьев, они похожи на одежду.
- У перчатки каждый пальчик прячется «в свой домик».
3.Игровой прием «Для чего нужны эти предметы»
Например:
- Гриб — им питаются люди, насекомые, звери. Некоторые грибы животные используют, как лекарство…
- Капуста— это овощ. Из него можно приготовить щи, солянку, квашеную капусту. В ней много витаминов.
- Жук — это насекомое. Он опыляет цветы, им питаются птицы.
- Веник нужен для уборки в доме.
- Ножницы — это инструмент для резанья бумаги и ткани. Ножницы нужны портнихе, парикмахеру и всем людям.
- Подушка — это постельная принадлежность. Она нужна для сна и отдыха. Без неё неудобно спать.
- Топор. Это столярный инструмент. Он нужен для рубки дров и для строительства домов.
Перчатки— это предмет одежды для рук. Они нужны, чтобы не мерзли руки, когда холодно. И не пачкаться, когда работаешь.
4.Игровой прием «Найди пару»
Раскладываю картинки по кругу изображением вниз. Дети берут картинки и ищут пару ассоциацию.
Например,
- Веник — совок
- Гриб — лукошко
- Ножницы — платье
- Подушка — наволочка
- Топор — дом
- Жук — птица
— Капуста — кастрюля
— Перчатка — рука
Отыскав пару ассоциацию, задаю вопрос. Почему ты выбрал ту или иную картинку? Дети дают ответ. Развивая речь детей, добиваюсь от них полного ответа.
5.Игровой прием «Если б не было…» (решение проблемы)
Озвучиваю проблему: Представьте, что было бы, если бы этих предметов не было.
Например,
- Если бы не было ножниц, мы не смогли бы раскроить одежду. Мы не смогли бы делать красивую аппликацию…
- Если бы не было веника, мы бы не смогли убираться в доме. Было бы очень грязно.
- Если бы не было грибов, мы не смогли бы сварить вкусный грибной суп. Обитателям леса было бы нечем лечиться.
- Если бы не было подушки, нам было бы неудобно спать.
- Если бы не было капусты, мы бы не смогли сварить щи.
- Если бы не было жуков, птицам, нечего было бы есть.
- Если бы не было перчаток, у нас бы мерзли руки на морозе, и мы не могли бы защищать руки во время работы.
- Если бы не было топора, люди не смогли бы строить красивые, деревянные дома…
6. Игровой прием «Продолжи….»
Объясняю детям, я начну предложение, а вы продолжите.
Например: У меня в руках капуста, из неё можно сварить вкусные щи.
У меня в руках топор ……………..
У меня в руках веник …………….
У меня в руках ножницы …..
У меня в руках гриб ………
У меня в руках жук ……..
У меня в руках подушка ……
У меня в руках перчатки …….
И эти все дидактические игры мы проводим по загадкам Л.Н.Толстого
Задаю вопрос : Напомните мне, кто автор этих загадок?
Дети отвечают: Л.Н.Толстой
А вот загадка от меня:
Загадать - радость,
Отгадать - сладость!
Что это?
Я считаю, что при использовании дидактических игр, дети быстро придумывают предложения, самостоятельно составляют рассказы, могут объяснить проблемные ситуации, уверенно отвечают на вопросы воспитателя.
Я рекомендую применять дидактические игры по всем направлениям.
А почему я взяла именно портфель, а не корзинку, коробку или конверт. Применяя дидактический портфель, дети становятся более серьезнее, дисциплинированней и появляется любопытство, интересуются, что же сегодня в нашем дидактическом портфеле.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/07/picture-51769-1454873738.jpg)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/06/picture-98704.jpg)
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-564339-1421238536.jpg)
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/17/picture-487167-1434522657.jpg)
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/06/picture-968701-1509967656.jpg)
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...