Методическая разработка Развивающая игра «Умники и умницы»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Весь педагогический процесс в условиях дошкольного учреждения строится на игровой деятельности. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников -способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное, физическое, нравственно-патриотическое развитие дошкольника в целом.  Для детей с ОНР особенно это очень важно

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnitsy.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Калейдоскоп»

Методическая разработка

Развивающая игра

«Умники и умницы»

Автор: Скопина Ю.В.

старший воспитатель

Квалификационная категория: I первая

г. Чусовой 2022

Актуальность методической разработки

     Качественно новые социальные требования к системе образования в целом предполагают, что «… развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные… люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора… способные к сотрудничеству… » Как известно, фундамент мировоззрения, характера, привычек закладывается у человека с раннего возраста. Поэтому сегодня «развивающееся общество» особенное внимание уделяет системе образования в целом и дошкольному образованию в частности.

Весь педагогический процесс в условиях дошкольного учреждения строится на игровой деятельности. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников– способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное, физическое, нравственно-патриотическое развитие дошкольника в целом.  Для детей с ОНР особенно это очень важно.

Значение игры для ребенка дошкольного возраста с ОНР.

Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.

Игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения,

С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе знания.

Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками и взрослым. Это значительно расширяет его умения общения. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.  Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

Дети, с которыми я работаю, чаще всего испытывают трудности при запоминании материала, им требуется многократное повторение инструкции при выполнении заданий, красочный раздаточный и наглядный материал, который сопровождает почти каждое действие, также необходима частая смена деятельности, многократное повторение речевого материала, как за взрослым, так и самостоятельно.  В связи с этим мной было принято решение, создать игру, которую можно использовать как для повторения, так и для закрепления материала при индивидуальной, подгрупповой коррекционной работе.  Игра создана по четырем лексическим темам: «Профессии», «Времена года», «Мебель» и «Посуда». Использовать игру можно для закрепления материала, после пройденной темы, либо как игру-викторину по двум, трём и четырём темам.

Содержание

        Цель игры: расширить знания детей, развить их способности, формировать у детей навыки самостоятельности, инициативности, находчивости. Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу. Совершенствовать коммуникативные навыки, как со сверстниками, так и с взрослыми.

         Задачи игры:

  1. Расширение активного словаря по темам «Посуда», «Профессии»,

«Времена года», «Мебель».

  1. Совершенствовать грамматический строй речи и развивать связную речь.
  2. Формировать у детей зрительное и слуховое внимание. Развивать навыки языкового анализа и синтеза.
  3. Развивать у детей мыслительные операции, логически устанавливая причинно следственные связи, выделяя существенные признаки.
  4. Развивать у детей общие речевые навыки, мелкую моторику.
  5. Развитие движений речевых органов.

Развивающая игра

«Умники и умницы»

   Это игра 4 в 1. Она включает в себя игровое поле, разделенное на шесть секторов, а также красочные карточки с интересными и увлекательными заданиям по лексическим темам «Посуда», «Профессии», «Мебель»,

«Времена года», большинство из которых были взяты из рабочих тетрадей «Взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателем группы компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР», карточки-бонусы, медали. В игровой, занимательной форме дети смогут усвоить пройденный материал или наоборот открыть, что-то новое для себя. В игру могут играть дети дошкольного возраста 5-7 лет. Эти задания, задаваемые детям в игровой форме, им будут более интересны и привлекательны. Игру можно использовать для интересного досуга или на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях в детском саду.

Правила игры:

Вариант №1

«Выбираем одну тему из четырех»

Количество игроков: 2-8 и ведущий

Цель игры: закрепления материала, после пройденной темы. Возьмите для игры игровое поле, карточки с заданиями по той теме, знания по которой хотите закрепить (например, «Посуда»), карточки-бонусы, карточки с динамическими паузами. Поле разделено на 6 секторов. Каждый сектор имеет серию заданий по теме. Игроки по очереди вращают стрелку на игровом поле. Если стрелка на игровом поле указала на какой-либо сектор поля, ведущий читает команде задание. Обдумав ответ, участник отвечает. За каждый правильный ответ ведущий дает смайлик. Если стрелка указала на значок «клоун» между двумя секторами, то все игроки выполняют динамическую паузу, а затем участник, которому выпал «клоун» снова крутит стрелку на барабане. В конце игры ведущий подсчитывает количество бонусов и объявляет победителя. Победитель получает медаль «Умника» или «Умницы».

Вариант № 2

«Играем индивидуально с одним ребенком»

Количество игроков: 1 и ведущий

Цель игры: усвоение материала по определенной теме одним ребенком. Для игры выбираются карточки с заданиями по какой-то одной теме (например, «Профессии»). Далее в игру играть аналогично первому варианту, только в этом случае стрелку всегда вращает ребенок, с кем индивидуально играет воспитатель. В начале игры воспитатель предлагает ребенку набрать определенное количество бонусов-смайликов, чтобы получить медаль «Умника» или «Умницы».

Вариант № 3

 Викторина «Умникам и умницам»

Количество игроков: 2-8 и ведущий

Цель игры: победить в викторине, набрав как можно больше бонусов.

Для игры понадобиться игровое поле, карточки с заданиями по всем четырем лексическим темам «Посуда», «Профессии», «Мебель», «Времена года», карточки – бонусы, медали. Передвигаться по полю можно в направлении стрелки по кругу несколько раз, пока не закончатся карты викторины. Игроки по очереди вращают стрелку на игровом поле. Если стрелка на игровом поле указала на одно из четырех условных обозначений, какого-либо сектора поля, ведущий читает команде задание по этой теме, а участник, обдумав ответ, отвечает. За каждый правильный ответ ведущий дает бонус -  смайлик. Если стрелка указала на значок «клоун» между двумя секторами, то все игроки выполняют динамическую паузу, а затем участник, которому выпал «клоун» снова вращает стрелку на игровом поле. В конце игры ведущий подсчитывает количество бонусов и объявляет победителя. Победитель получает медаль «Умника» или «Умницы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка -"Развивающие игры математического содержания "

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение : игра для них - учеба , игра для них - труд , игра для них - серьезная форма воспитания ....

Методические разработки. Развивающие игры по сказкам А. С. Пушкина "Карусель".

В этом мини-сборнике "Карусель" собраны развивающие игры, помогающие детям лучше понять и запомнить сказки великого русского поэта А.С. Пушкина.Эти игры способствуют приобщению детей к русской культур...

Методическая разработка "Развивающие игры" во 2-й младшей группе

Методическая разработка "Развивающие игры" во 2-й младшей группе-Поэтапное освоение игр-Использование современных игр-Разнообразные задания с хорошо известными играми-Обогащение игровой среды...

Методическая разработка. Развивающие игры для детей от 3 до 5 лет.

Интересные развивающие игры для детей от 3 до 5 лет. Все игры сопровождаются подробным описанием. Игры для улицы и для игры в помещении....

методическая разработка "Развивающие игры в младшем дошкольном возрасте"

В разработки представлены этапы,цели,задачи организации развивающих игр,представлена подборка последовательных развивающих игровых заданий...

Методическая разработка. Интеллектуальная викторина"Умники и умницы"

Интеллектуальная викторина «Умники и умницы» ГБДОУ детский сад № 68г. Санкт-ПетербургВоспитатель: Бакиева Зульфия РасимовнаЦель: способствовать развитию познавательной активности...

Методическая разработка «Авторская игра «Умники и умницы»

Дошкольники изучают окружающий их мир в процессе игры. Поэтому любая воспитательно - образовательная деятельность в ДОУ не проходит без развивающих пособий. Современная педагогическая и...