Занятие по развитию речи творческое рассказывание по картине «Весна»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Продолжать учить составлять рассказ по картине, опираясь на предметные картинки, схемы. Расширять словарь по теме "Весна";
Совершенствовать грамматический строй речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческое рассказывание по картине «Весна»
Задачи:
Продолжать учить составлять рассказ по картине, опираясь на предметные картинки, схемы;
Расширять и обобщать имеющиеся у детей знания о временах года;
Уточнять и расширять словарь по теме "Весна";
Совершенствовать грамматический строй речи;
Материал: картина «Ранняя весна», предметные картинки с признаками весны, эмблемы с изображением солнышка.
Продолжать учить составлять повествовательные рассказы по картине;
упражнять детей в составлении распространенных предложений по картине;
Развивать умение связно, последовательно и выразительно рассказывать рассказ, используя образные слова и выражения;
Ход занятия:
Доброе утро мы скажем, друг другу,
С улыбкой посмотрим в глаза.
От этих улыбок глаза засияют,
И добрыми станут сердца.
Воспитатель показывает сундучок. Давайте скажем волшебные слова и узнаем, что в сундучке:
- Чик, Чук, чак, чок – открывайся сундучок.
Дети поизносят слова и садятся на места.
Воспитатель заглядывает в сундучок, достаёт из него загадку о весне:
Она раскрывает почки в зеленые листочки,
Деревья одевает, посевы поливает,
Движением полна, зовут её …. (Весна)
- О каком времени года мы сегодня будем говорить?
- Правильно, это весна.
Организационно – поисковый:
- Назовите весенние месяцы? (Март, Апрель, Май)
- И мы сейчас с вами вспомним приметы весны.
- А теперь давайте разделимся на подгруппы и составим пазлы с признаками весны. (Дети собирают картинки, из сундучка достаются картинки с признаками весны и вешаются на доску).
Составление предложений о весне по картинкам.
Дети собрав картинки, рассматривают их, и рассказывают о тех признаках весны, которые изображены на них.
(Наступила теплая весна. Ярко светит и греет солнышко. Начали таять снег и сосульки. На дорогах появились ручьи. На деревьях набухли почки. Из теплых стран прилетели птицы. Они стали вить гнезда) .
- А теперь подумайте, какая примета самая главная, самая первая? (Ярко светит и греет солнышко.) Что происходит потом?
Постройте картинки так, как всё происходит в природе.
– Посмотрите, какая красивая весенняя картинка получилась!
Физ. минутка (Выходим на середину комнаты).
Ручеёк.
Бежит весёлый ручеёк
У самых моих ног.
Я перепрыгну ручеёк
Вперёд – назад – вперёд.
Скажу «привет» я ручейку,
Помою в нём ладошки.
Потом воды в них наберу,
Побрызгаю немножко.
- Посмотрите на доске висит еще одна картина.
(Показ сюжетной картины «Ранняя весна »).
- Какое время года изображено на картине? (весна)
- Давайте внимательно рассмотрим её.
- Что Вы видите на ней?
- Почему девочка удивленно смотрит на снежную бабу?
- Почему она тает?
- А как одета девочка?
- Что появилось на вербе?
- Как описана погода, природа у художника?
- Какое время года изображено?
- Как можно назвать эту картину?
- Подумайте и составьте рассказ по данной картине?
- А теперь давайте расскажем про то, что делала героиня картины до того, как увидела снеговика. Например, чем была занята девочка дома. Это будет у нас начало рассказа.
А теперь давайте придумаем, чем девочка будет заниматься, после того, как вернется с прогулки. Куда она пойдет, кого встретит, что интересного сделает. Это будет конец рассказа. (Дети придумывают своё начало и конец сюжетного отрывка.)
- Кто из ребят самый внимательный? Кто из вас сможет повторить большой рассказ, который у нас получился, ничего не забыв.
Игра с мячом
- Приглашаю детей встать со своих мест.
Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».
Например, день — весенний день; погода — весенняя погода, солнце — весеннее солнце.
Слова: настроение, проталины, гроза, месяцы, лес, трава, небо, цветы и т. д.
- Молодцы!
- Предлагаю Вам отгадать весенние загадки:
- что весной голубое, высокое, чистое? (небо)
- что весной легкое, белое, пушистое? (облака)
- что весной бежит, журчит? (ручей)
- что весной капает и звенит? (капель)
- что весной греет, светит, припекает? (солнышко)
Рефлексивно – корригирующий:
А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии. (Говорили о приметах весны; рассматривали говорящую картину, составляли рассказы про героев картины; играли с мячом.)
Молодцы! Вы все хорошо рассказывали, придумывали, порадовали вы меня.
А весна приготовила вам подарки. (Эмблемы, маленькие солнышки, но они грустные, подумайте, что нужно сделать, чтобы их развеселить (нарисовать улыбку). Теперь наше занятие закончено.
Воспитатель: У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да.)
В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.
Игра «Какой? Какая? Какие?»
Давайте поиграем со словом «весенний»: например, месяц (какой?) весенний, день -…, солнце…, лучи-…, небо-…, ручьи-…, погода-…, дождь-…, цветы-…
Следующая станция «Детский сад».
Усаживайтесь на стульчики. Давайте расскажем о том, как все изменилось весной в городе.
Беседа по картине «Ранняя весна».
Какое время года изображено на картине? Как вы догадались?
Что вы можете рассказать о деревьях, птицах?
Кого вы видите на картине? Куда пришли дети, чем они занимаются?
Какое настроение у детей?
Какое у вас вызывает настроение эта картина?
« Рыхлый снег на крыше тает
Ветерок в ветвях играет
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла весна»
- Какое сейчас время года и что лежит кругом?
- Что вы можете сказать о солнце?
- Что происходит с водоёмами, реками и озёрами?
- Чем покрыта земля?
Светит яркое, ласковое солнышко. Дует теплый ветерок. По голубому небу плывут облака. Под теплыми лучами солнца распушилась верба. Снег сползает с крыши дома, капают сосульки. Нина пришла из школы. И решила навестить своего друга снеговика. Увидев, снеговика Нине стало его жалко. Белая шубка его потемнела, а голова его вот- вот упадет.
Дети подходят к картине, рассматривают её, а затем воспитатель задаёт вопросы.
Воспитатель: Какое время года изобразил на картине художник?
Дети: Весна
Воспитатель: Какая это весна?
Дети: Это ранняя весна
Воспитатель: Как вы догадались, что это ранняя весна?
Дети: Снег еще не весь растаял, деревья без листочков, солнышко слабо греет.
Воспитатель: Обратите внимание на небо, посмотрите на землю. Какие слова можно подобрать для описания неба
Дети: Серое, хмурое, затянутое тёмными тучами.
Воспитатель: Какая земля?
Дети: Мокрая, тёмная, покрыта грязным снегом, появились чёрные проталины.
Воспитатель: Какой месяц изображён на картине?
Дети: Март
Воспитатель: Как называют его в народе?
Дети: Протальник
Воспитатель: А за мартом, какие идут весенние месяцы
Дети: Апрель - снегогон, май – травень.
Воспитатель: игра «Узнай по описанию».
Воспитатель: Перелётная птица с чёрным оперением металлически-фиолетового отлива
Дети: Грач.
Воспитатель: Буро-серая птичка из отряда воробьиных, отличающаяся красивым пением
Дети: Соловей.
Воспитатель: У этого красивого дерева белый ствол с чёрными пятнами.
Дети: Береза
Воспитатель: Расскажите о березах, которые находятся на переднем плане. Какие они?
Дети: Старые, изогнутые
Воспитатель: Что творится на берёзах?
Дети: Грачи устраивают гнёзда.
Воспитатель: игра «Кто больше назовёт действий? »
Воспитатель: Что делают грачи?
Дети: Кричат, летают, вьют гнёзда, клюют, ловят жуков, возвращаются, шумят.
Дети подходят к картине, рассматривают её, а затем воспитатель задаёт вопросы.
Воспитатель: Какое время года изобразил на картине художник?
Дети: Весна
Воспитатель: Какая это весна?
Дети: Это ранняя весна
Воспитатель: Как вы догадались, что это ранняя весна?
Дети: Снег еще не весь растаял, деревья без листочков, солнышко слабо греет.
Воспитатель: Обратите внимание на небо, посмотрите на землю. Какие слова можно подобрать для описания неба
Дети: Серое, хмурое, затянутое тёмными тучами.
Воспитатель: Какая земля?
Дети: Мокрая, тёмная, покрыта грязным снегом, появились чёрные проталины.
Воспитатель: Какой месяц изображён на картине?
Дети: Март
Воспитатель: Как называют его в народе?
Дети: Протальник
Воспитатель: А за мартом, какие идут весенние месяцы
Дети: Апрель - снегогон, май – травень.
Воспитатель: игра «Узнай по описанию».
Воспитатель: Перелётная птица с чёрным оперением металлически-фиолетового отлива
Дети: Грач.
Воспитатель: Буро-серая птичка из отряда воробьиных, отличающаяся красивым пением
Дети: Соловей.
Воспитатель: У этого красивого дерева белый ствол с чёрными пятнами.
Дети: Береза
Воспитатель: Расскажите о березах, которые находятся на переднем плане. Какие они?
Дети: Старые, изогнутые
Воспитатель: Что творится на берёзах?
Дети: Грачи устраивают гнёзда.
Воспитатель: игра «Кто больше назовёт действий? »
Воспитатель: Что делают грачи?
Дети: Кричат, летают, вьют гнёзда, клюют, ловят жуков, возвращаются, шумят.
Физминутка. (Выходим на середину комнаты).
Ручеёк.
Бежит весёлый ручеёк
У самых моих ног.
Я перепрыгну ручеёк
Вперёд – назад – вперёд.
Скажу «привет» я ручейку,
Помою в нём ладошки.
Потом воды в них наберу,
Побрызгаю немножко.
Март – первый месяц весны. На земле ещё лежит снег, да и мороз иной раз ударит. Но посмотрите, как ослепительно светит солнце. Его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо, руки. И небо синее – синее, и по нему раскинулись пушистые облака. Начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины. В полях журчат ещё очень маленькие ручейки. Ручьи, проталины, первые кучерявые облака – это и есть самое начало весны.
Воспитатель: О чём этот рассказ? (Этот рассказ о весне, достаю мнемотаблицу. Эта таблица нам поможет пересказать рассказ.
Воспитатель: С чего он начинается? Вспомните первое предложение. (Март – первый месяц весны).
Воспитатель: Чем март похож на зиму? (На земле ещё лежит снег)
Воспитатель: А как вы понимаете выражение: мороз иной раз ударит? (В марте иногда бывают морозы).
Воспитатель: Что сказано о солнце в рассказе? (Солнце светит ослепительно. Его свет золотистый. Лучи солнца греют лицо и руки).
Воспитатель: Что значит, светит ослепительно? (Светит ярко, слепит) .
Воспитатель: Что сказано о небе и облаках? (Небо синее – синее, а облака пушистые).
Воспитатель: Пушистые? А как сказать по другому? (Пышные, кудрявые, кучерявые).
Воспитатель: Что начинается в марте? Что появляется на буграх? (В марте начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины) .
Воспитатель: Что журчит в полях? (В полях журчат маленькие ручейки) А как по другому можно сказать журчат? (Звенят, поют).
Воспитатель: Что мы считаем самым началом весны? (Ручейки, проталины, первые кучерявые облака – это и есть самое начало весны).
Воспитатель: Отлично! Посмотрите ещё раз на таблицу с картинками. Подумайте и начинайте рассказ.
Составление и разбор схемы слова март.
Итог занятия.
Воспитатель: Чем мы сегодня занимались?
Воспитатель: Какие весенние месяца вы знаете?
Воспитатель: Какие приметы ранней весны вы знаете?
Подготовила: Кузовлева О.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/08/picture-166023-1386529655.jpg)
Конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассказывание по картине «Прогулка в лесу».
Конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассказывание по картине «Прогулка в лесу»....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/10/picture-939868-1505060620.jpg)
Конспект НОД по развитию речи-Творческое рассказывание по картине
Конспект НОД по развитию речи в старше-подготовительной группе.Творческое рассказывание по картине «Детские забавы весной» (придумывание начала и конца рассказа).Задачи:У...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/07/picture-334996-1386420537.jpg)
Конспект занятия по развитию речи "Творческое рассказывание по картине с использованием технологии ТРИЗ" (подготовительная группа)
Формирование у детей умения составлять творческий рассказ по мотивам содержания картины, используя технологии ТРИЗ: игры: "Сыщики", "Из чего сделаны", "Такого же цвета", ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/20/picture-1306643-1611119335.jpg)
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...
Конспект занятия по развитию речи Тема: рассказывание по картине «Собака со щенятами»
Тема: рассказывание по картине «Собака со щенятами»Возрастная группа: средняя группаДлительность: 20 мин.Цель: учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть кар...
Конспект занятия по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»
развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картинеучить рассказывать о содержании сюжетной картины; стимулировать творческую активность детей, ф...
Итоговое занятие по развитию речи "Обучение рассказыванию по картине "Саша и снеговик"
Итоговое занятие по развитию речи "Обучение рассказыванию по картине "Саша и снеговик". Цель: развитие связной монологической речи....