Проект "Речевой ручеек". Средняя группа
проект по развитию речи (средняя группа)
Проект по развитию речи детей дошкольного возраста с использованием технологии мнемотехники в средней группе
«Речевой ручеёк»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya._plan_proekta_po_mnemotehnike.docx | 43.15 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 435"
Проект по развитию речи детей дошкольного возраста с использованием технологии мнемотехники в средней группе
«Речевой ручеёк»
Структурный компонент | Содержание |
Тип проекта | познавательный. |
По продолжительности | долгосрочный. |
Период выполнения | |
Вид проекта | групповой |
Возраст детей | дети средней группы. |
Участники проекта | дети, родители, воспитатель. |
Автор проекта | Воспитатель, Макеева Елена Петровна |
Актуальность | В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы в речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией (компьютер, телевидение), а живого человеческого общения получают недостаточно - развитие речи затормаживается. Отсюда у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей является хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. При работе с детьми педагогами замечено, что дети без радости включаются в развивающую деятельность. У детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ. Взяв за основу мнение великих педагогов, мы решили использовать в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники. |
Цель | Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами мнемотехники. |
Задачи: | Изучить учебную, справочную, научно – методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники; · Повышение уровня речевой активности детей. · Развитие связной монологической речи. · Обогащение словарного запаса детей. · Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний. · Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки. · Формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц. · Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков. · Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды). |
Этапы реализации проекта | 1 этап. Организационный (подготовительный) 1. Накопление информации. 2. Изучение методической литературы по теме «Мнемотехника для детей». 3. Разработка проекта по теме «Нетрадиционные подходы развития речи: мнемотаблицы». 2 этап. Практический 1. Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов. 2. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме проекта. 3. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц. 4. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п. 5. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх. 6. Изготовление игр, наглядных пособий для детей. 7. Составление перспективного плана работы «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами мнемотехники». 3 этап. Заключительный |
Предполагаемый результат | Дети: 1. Совершенствование связной речи. 2. Пополнение и активизация словарного запаса детей словами-определениями. 3. Умение договариваться и работать слажено. 4. Умение обратиться к взрослому с вопросом. 5. Умение ребенка отвечать на вопросы полным распространенным предложением. Родители: 1. Повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности с опорой на мнемотаблицы. 2. Активное включение родителей в образовательный процесс. Воспитатель: 1. Создание презентации. 2. Театрализованное представление по сказке "Курочка Ряба". |
Перспективный план работы с детьми средней группы по реализации проекта «Речевой ручеёк»
Дата | Работа с детьми | Задачи |
Сентябрь | Рассматривание игрушки (ежика) | Формировать умение подбирать к игрушке мнемоквадраты с описанием внешнего вида. |
Октябрь | ОД с мнемотаблицей по теме «Осень» | Обобщать представления о признаках осени, её характерных особенностях. Формировать умение рассказывать по мнемотаблицам, составлять мнемодорожки. Расширять и активизировать словарь по теме «Осень». Упражнять в составлении распространённых предложений по картинкам. |
Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень» (с привлечением родителей) | Обучать отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц. Закреплять представления о признаках осени, её характерных особенностях. | |
Описание и сравнение игрушек по мнемосхеме | Продолжать учить составлять рассказ-описание об игрушке с опорой на схему, активизировать словарь по теме «Игрушки», развивать слуховое и зрительное восприятие. | |
Ноябрь | Составление предложений об осени по мнемодорожкам
| Продолжать формировать умение работать с мнемотаблицами, продолжать развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями, подбирая слова-признаки и передавая содержание текста полно и последовательно. |
Отгадывание загадки, зашифрованной в мнемодорожке | Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов. Способствовать развитию наглядно – образного мышления, активизация словаря. | |
Заучивание стихотворения «Белка – шалунишка» | Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц , закреплять и уточнять знания детей о повадках белки. | |
Декабрь | Работа с мнемотаблицей по теме «Зима» | Учить детей подбирать однородные определения к словам, составлять пересказ о зиме с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, используя для описания зимы образные слова и выражения. Составлять предложения, опираясь на картинки. |
ОД с мнемотаблицей «Мы снежинки»
| Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц , закреплять и уточнять знания детей о характерных признаках зимы. | |
Заучивание стихотворения «Дед Мороз» | Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, закреплять и уточнять знания детей о традиционном празднике - Новый год. | |
Январь | Знакомство детей с профессиями. Составление предложений о профессиях | Составлять предложения, опираясь на картинки. Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов и уточнять знания детей о признаках профессий. |
Заучивание стихотворения «Повар» | Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, закреплять и уточнять знания детей о признаках повара. | |
Февраль | Заучивание стихотворения «Знаю много я игрушек» | Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц , закреплять и уточнять знания детей о признаках предметов и игрушек. |
Проговаривание скороговорок с помощью мнемодорожки | Продолжать упражнять в чётком произношении чистоговорок. | |
Март | Описание и сравнение птиц по мнемосхеме. | . Продолжать развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, зрительное и слуховое внимание. |
Конспект занятия по мнемотаблице по сказке "Курочка Ряба» с театрализованным представлением | Учить детей самостоятельно пересказывать сказку с помощью наглядных моделей, отвечать на ответ полным предложением. Развивать диалогическую речь в процессе ответов на поисковые вопросы по содержанию прочитанной сказки. |
План вовлечения родителей воспитанников по реализации проекта «Речевой ручеёк»
№ п/п | Мероприятие |
Анкетирование на тему проекта. Обработка результатов анкетирования. | |
Родительское собрание в форме мастер-класса «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» | |
Стендовый материал. Консультация для родителей «Мнемотехника – искусство запоминания» | |
Методическая разработка для родителей «Развиваем память,связную речь детей при помощи мнемотаблиц» | |
Вовлечение родителей в мероприятия согласно разработанного проектного плана деятельности. |
Приложение
Анкета для родителей. Определение уровня компетенции по осведомленности и реализации технологии «Мнемотехника».
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
1. Знаете ли Вы, что такое мнемотехника. (Да, нет.) Как понимаете значение этого слова.
2. Для чего используется мнемотехника?
3. Приведите пример использования мнемотехнических приёмов.
4. Хотели бы Вы узнать больше о мнемотехнике, освоить приёмы работы?
5. Каким способом Вы хотели бы получить более подробную информацию (открытое занятие, консультация, информация на стенде, информационная папка, другое)
6. Как Вы считаете, необходимо ли проводить такую работу с детьми в дошкольном учреждении (да, нет), дома (да, нет). Объясните свой ответ.
7. Хотели бы Вы, чтобы с вашим ребенком проводилась такая работа. (Да, считаю необходимой, нет, не знаю.)
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия для средней группы "Весенний ручеек"
Учить детей видеть и понимать красоту природы в разное время года. Способствовать процессу устранения имеющихся у детей речевых дефектов; развивать память и внимание дошкольника. Побуждать интер...
Методическая разработка совместной деятельности с детьми "Лесной ручеек" (средняя группа)
Актуальность: привлечение внимания общества к охране леса и его обитателей. Цель: формировать навыки сотрудничества между детьми и способствовать развитию заботливого отношения к природе....
Спортивный досуг «Веселый ручеек» (средняя группа)
Способствовать формированию осознанной потребности в здоровье....
Проект по развитию речи в средней группе детского сада "Речевой ручеек"
Материал предназначен для воспитателей детских садов. Реализация данного проекта осуществляется через цикл речевых занятий с детьми, создание условий для речевой деятельности детей. Занятия предполага...
Информационно-творческий проект в средней группе "Загадочный космос" Детский сад "Ручеек"
Информационно-творческий краткосрочный проект " Загадочный космос". Участники проекта: дети средней группы 4-5 лет, воспитатель, родители. Цель проекта: формирование представ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Средней группы «Ручеек» (от 4 до 5 лет) на 2018 – 2019 учебный год
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативн...
Конспект НОД "Весенний ручеек" средняя группа
Конспект НОД "Весенний ручеек" средняя группа...