Проект "Слово на ладошке"
проект по обучению грамоте (подготовительная группа)

Таранова Любовь Борисовна

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к занятиям по обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_slovo_na_ladoshke_.docx170.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Проект

«Слово на ладошке»C:\Users\User\Desktop\1676526268_gas-kvas-com-p-detskie-risunki-detskie-ladoshki-39.jpg

Подготовила  проект:

Воспитатель Таранова Л.Б.

 

г.Покачи

Вид проекта: практико-ориентированный.

Срок реализации: сентябрь – декабрь.

Возраст детей: старшая группа

1.Введение. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, вступившим в силу с 1 января 2014 года, заложено пять основных направлений образовательной деятельности. Одно из них – речевое развитие детей дошкольного возраста. Принимая во внимание постоянный рост количества детей, имеющих нарушения речи, встает вопрос профилактики речевых нарушений, как наиболее значимый и приоритетный.  Несформированность речевых навыков и нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой вторичные проблемы: трудности в формировании письменной речи и словесно-логического мышления, невозможность полноценного использования речи как средства общения. В 6 лет у детей накоплено много сведений о большом мире. Взрослые должны направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (причинно-следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру.

Важный момент, влияющий на развитие речевых способностей - наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации.

Естественно, что познавательное развитие тесно связано  с развитием речи дошкольника. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно. Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития ребенка. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями.

2.  Проблема: В современном мире большое значение уделяется речевому развитию детей, так как это главная проблема при подготовке детей к школе. Основы обучения грамоте закладываются в детском саду. Именно поэтому я решила реализовать проект «Слово на ладошке».

3.  Актуальность: Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Задача дошкольного учреждения воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

4.  Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к занятиям по обучению грамоте.

5.  Задачи проекта:

- Закрепить знания детей о звуках, слогах.

- Развивать фонематический слух.

- Совершенствовать навык звукового анализа слов.

- Упражнять в умении подбирать слово рифму.

- Упражнять в отгадывании загадок.

- Продолжать формировать умение слушать художественные произведения и отвечать на вопросы по услышанному.

- Обогащение активного словаря;

- Развитие речевого творчества;

- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

5.  Методы и формы организации проекта:

Словесные приемы (речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос);

Наглядные приемы (показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению);

Игровые приемы (игровое сюжетно-событийное развертывание, игровые проблемно - практические ситуации, игра - драматизация с акцентом на эмоциональное переживание, ролевые обучающие игры, дидактические игры.

Беседы.

НОД.

Дидактические, речевые игры.

Самостоятельная деятельность детей.

Рисование и раскрашивание.

Подбор информации по теме проекта.

Чтение художественной литературы.

Отгадывание загадок.

Викторина «Слово на ладошке».

Консультации для родителей.

6.  Ожидаемые результаты.

У воспитанников сформируются первоначальные представления, что такое «слово». По окончании проекта «Слово на ладошке» деятельность в выбранном направлении будет продолжена в режимных моментах и в организации самостоятельной деятельности детей, а так же в работе с родителями, так как данная тема является актуальной.

I этап подготовительный:

Определение целей и задач.

Изучение методической литературы.

Подбор литературы по теме проекта.

Выбор форм работы с детьми и родителями.

Составление плана работы.

II этап основной (практический):

Проведение бесед.

Дидактические и речевые игры

Выставка детских рисунков.

Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.

Чтение художественной литературы.

Отгадывание загадок.

Разгадывание ребусов

Консультации для родителей.

III этап заключительный:

Обработка результатов по реализации проекта.

Викторина «Слово на ладошке».                                              

Заключение

       

         В семье заложены уникальные возможности для развития связной речи ребенка. Родители и другие члены семьи – самые желаемые его собеседники. Это люди, чья речь и речевое поведение оставляют неизгладимый след в развитии ребенка. Поэтому родителям следует ввести в семью традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время бесед с ребенком необходимо демонстрировать культуру поведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т.д.

  Взаимодействие воспитателей  с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка группы.

Приложение 1.

Дидактические игры по развитию речи.

Назови одним словом.

Цель: развитие словаря детей.

Ход игры: Ведущий спрашивает у детей: "Как одним словом можно назвать аиста, воробья, утку и галку?" (птицы)

Астру, мак и розу? (цветы)

Лису и ослика? (животные)

Иву и дуб?  (деревья) и другие варианты.

Впоследствии ведущими становятся сами дети.

Назови три слова.

Цель: активизация словаря детей.

Ход игры: дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

Что можно варить?

Что можно читать?

Чем можно рисовать?

Что может летать?

Что может плавать? И т.д.

                 Закончи предложение.

Цель: употребление сложноподчиненных предложений.

Ход игры: воспитатель предлагает детям закончить предложение:

Мама положила хлеб… куда? В хлебницу.

Мама насыпала сахар… куда? В сахарницу.

Бабушка сделала вкусный салат и положила его … куда? В салатницу.

Папа принес конфеты и положил их…куда? В конфетницу.

Марина не пошла сегодня в школу… почему? Потому что заболела.

Мы включили обогреватели… почему? Потому что стало холодно.

Я не хочу спать… почему? Потому что еще рано.

Мы поедем завтра в лес.. Если будет хорошая погода.

Мама пошла на рынок… для чего? Чтобы купить продукты.

Кошка забралась на дерево… для чего? Чтобы спастись от собаки.

Чудесный мешочек.

Цель: развивать тактильные ощущения, словарь признаков.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям мешок с игрушками, сделанных из разных материалов. Ребенок вытаскивает из мешочка игрушку и называет признак предмета (из чего он сделан).

Предлагаемые признаки: деревянный, пластмассовый, меховой, ватный, резиновый, металлический, стеклянный, глиняный и т.д.

Лишнее слово.

Цель: развитие слухового внимания детей, обогащение словаря и уточнение значений слов.

Ход игры: Воспитатель объясняет ребенку, что будет произносить слова, а он должен назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.

Лексический материал (например):

шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки.

зима, весна, ноябрь, лето, осень.

белка, заяц, медведь, синица, еж.

шуба, шарф, панама, варежки. И т.д.

Назови как можно больше предметов.

Цель: активизация словаря детей, развитие внимания.

Ход игры: Дети становятся в ряд и им по очереди предлагается называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносит слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех. Игра может носить тематический характер.

Кому угощение.

Цель: учить детей употреблять в речи трудные формы существительных.

Ход игры: Воспитатель вносит в группу корзинку и говорит о том, что в корзинке подарки для зверей, но он боится перепутать, кому что. И просит детей помочь ему. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мед?   Кому зерно? Кому мясо?  Кому фрукты?

Назови ласково.

Цель: учить детей образовывать слова при помощи суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: Воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

ПРИМЕРНЫЙ ЛЕКСИЧЕСКИЙ  МАТЕРИАЛ:

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

                      Подбери слово.

Цель: учить детей подбирать к существительным прилагательные.

 Ход игры: Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, "собака" — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

Подумай и измени.

Цель: учить детей употреблять имена существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в винительном и творительном падежах.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку закончить фразу, изменив единственное число на множественное.

Я купил елку - я купил елки

Я кормлю белочку - я кормлю белочек

Я повесил на елку фонарик - …фонарики

Я иду за клюшкой -…клюшками

Я чищу шапку - …шапки

Я вижу зайца - …зайцев

Я сыплю синичке крошки - Я сыплю синичкам крошки

и так далее.

Слова.

Цель: учить детей согласовывать имена существительные с прилагательными.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку отвечать на вопросы, употребляя и правильно изменяя слово "белый" (например).

Куртка какая?  Белая

Сапоги какие? Белые

Поле какое? Белое

Снеговик какой? Белый

Аналогично другое прилагательное:

Снег какой? Серебристый

Дорога какая? Серебристая

Ветки какие? Серебристые

Озеро какое? Серебристое и так далее

Я  знаю много названий.

Цель: закреплять обобщенное значение слов.

Ход игры: Воспитатель  начинает, а дети продолжают. «Я знаю много названий зверей: заяц, медведь…цветов: мак, роза…овощей: морковь, репа… насекомых: комар, оса… и т.д.

Приложение 2.

Консультация для родителей                                                                                       «Обучаемся играя».

 Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во - первых, выражает свое отношение к окружающему, во — вторых, организует деятельность ребенка с предметами окружающей обстановки, дает образец правильной речи. В общении с взрослыми обогащается словарь ребенка. Дошкольник учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Нельзя уклониться от вопросов задаваемых ребенком, хотя порой не всегда на них можно сразу ответить. В таких случаях можно обещать ему, рассказать в другой раз, когда он, скажем, поспит (погуляет и т. п.); взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу. При этом ребенок не только получит соответствующую точную информацию по заданному вопросу, но увидит в лице взрослого, интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Как бы ни были заняты родители, необходимо все же выслушать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге и т. п. В семье необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно, строить предложения, правильно и четко произносить звуки в словах.

Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно-психическим развитием. Расширение круга представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, взрослые, тем самым, не только расширяют кругозор, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью. Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний мир, отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают. Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень общения дошкольника. Поиграйте с ребёнком. Это принесёт малышу пользу, а вам радость от общения с ним.                                                                                                По дороге из детского сада (в детский сад).                                                                  - «Я заметил».                                                                                                                 «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.                   - «Волшебные очки». Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»                                  - «Давай искать на кухне слова».  Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.                                                           - «Угощаю». Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.                                                                                                                      - «Приготовим сок». Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.»      - «Доскажи словечко». Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:                                                                                                                                        - Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п. ; - Медведь осенью засыпает, а весной… - Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…  - Мокрое бельё развешивают, а сухое… - Вечером солнце заходит, а утром…                                                                                                              - «Отгадай, кто это»? Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:                                                                                - Прыгает, грызёт, прячется? (заяц).                                                                           - Бодается, мычит, пасётся?                                                                                          - Крадётся, царапается, мяукает?                                                                                - Шипит, извивается, ползает?  Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.                                                                                           - «Отгадай предмет по его частям».                                                                           - Четыре ножки, спинка, сиденье.                                                                                     - Корень ствол, ветки, листья.                                                                                    - Носик, крышка, ручка, донышко.                                                                                 - Корень, стебель, листья, лепестки.                                                                           - «Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.                              - «Исправь ошибку».  Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.                                                                                                   Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.                          - «Перепутанница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-со-ка (собака), ло-во-сы (волосы), ле-ко-со (колесо), по-са-ги (сапоги) и пр.)».

Приложение 3.

Консультация для родителей   «Обучение грамоте дошколят в домашних условиях.                                                                                                                        Выполняем звуковой анализ слов». Мы продолжаем говорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.

Напомню, что письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка.

Каждый из нас улыбнется, вспомнив «народное» правило русского языка: «как слышится, так и пишется». Действительно, если ребенок не произносит звук правильно, вряд ли стоит рассчитывать на то, что он правильно напишет его в тетрадке в недалеком будущем.                                                                Необходимо обращать внимание не только на правильную артикуляцию звука, но и на умение ребенка выделять, т. е. слышать звуки в слове.            Это навык вырабатывается в ходе систематической работы как педагогов в детском саду, так и родителей дома в таких играх, как: «Назови первый звук в слове», «Подбери словечко», «Поймай звук», «Определи позицию звука в слове», «Найди место картинке» и др.                                                             Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в слове: выделять данную последовательность нужно при помощи неоднократного произнесения слова с интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова «ЖУК» ребёнок должен произнести его три раза: «ЖЖук», «жУУк», «жуК».                                                            Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено. Давайте нарисуем схему звукового состава слова: в слове «дом» три звука - нарисуем три клеточки. И дадим ребенку эту карточку: на ней нарисован дом, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать, а под домом - схема этого слова: ребёнок уже знает, что слова состоят из звуков.  Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. "Сколько клеточек?" - "Три". - "А сколько звуков в слове?" - "Тоже три". - "Давай будем эти звуки искать. Произнеси слово дом так, чтобы я услышала в нем первый звук". Это наш ребенок уже умеет - научился на первом этапе обучения. "д-дом", -старательно произносит малыш. - "Какой первый звук?" - "Д". - "Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет какой звук?" - "Д".  В качестве фишек можно использовать любой материал: нарежьте из белого картона квадратики или возьмите старую мозаику и выберите из нее белые или желтые элементы. Не берите красные, синие, зеленые - они еще понадобятся.                                                                                                           Итак, перед ребенком схема звукового состава слова «дом», в которой первая клеточка уже закрыта. Можно двигаться дальше.  "Давай теперь произнесем слово «дом» так, чтобы услышать в нем второй звук, первый д - мы уже знаем". Помогите ребенку для первого раза, скажите вместе с ним «до-о-ом». Здесь нам очень поможет схема звукового состава слова: нужно произносить слово и одновременно вести пальцем по схеме и надолго остановить его на второй клеточке. Палец держим на второй клеточке схемы, а вы вместе с ребенком долго тянете «до-о-ом». "Какой же второй звук в этом слове?" - "О!" - "Отлично! Давай обозначим и этот звук фишкой!" Ребенок берет точно такую же, как первая, фишку и ставит ее на вторую клеточку.                         "Видишь, - продолжаете вы, - мы уже знаем два звука в слове «дом». Давай найдем последний звук в этом слове. Произнеси слово «дом» так, чтобы слышался последний звук".                                                                                       И снова вы ведете пальцем по уже почти заполненной схеме слова и произносите: "дом-м-м". "Какой последний звук в слове дом-м-м?" - "М-м", - отвечает ребенок и ставит на схему последнюю, третью фишку.                          Вот и проведен впервые звуковой анализ слова, который называется Позиционный анализ.                                                                                  Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они слышатся в слове. Особенно важным этот вид работы со звуками является для детей с нарушениями речи. Если вы видите, что со звуковым анализом слова ребёнок не справляется, то возвращайтесь к играм по развитию фонематического слуха.                                                                                                  В процессе анализа  звуковых слов напомните ребёнку о наличии в языке гласных и согласных звуков. Сначала предложите ему найти в слове гласный звук и заменить нейтральную фишку на красную. Затем вспомните о том, что согласные звуки бывают мягкие и твёрдые: твёрдые звуки обозначаем синими фишками, а мягкие – зелёными. Таким образом, теперь при составлении схем слов ребёнок будет пользоваться фишками трёх цветов. Все характеристики звуков даются УСТНО (записывать не надо). Если ребёнок захочет, модель слова оформите в виде аппликации, чтобы потом показать ее еще кому-то (попросить бабушку или дедушку «отгадать», что это за «таинственные квадраты»). Мудреная наука, верно! Смею вас заверить, что к концу учебного года все ребята ее освоят. Однако без вашего активного участия, уважаемые родители, этот и так, в общем-то, непростой процесс рискует затянуться.

Приложение 4.

Карточка №1.  «Закончи слово». Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.  Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за).

Карточка №2. «Угадай слово».  Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.  Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

Карточка №3.  «Сплетем венок из предложений».  Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.  Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

Карточка №4.  «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)». Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.  Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.

Карточка №5.  «Волшебные кубики». Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.  Материал: Кубики на каждой грани, которых изображены знакомые детям предметы.  Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово, например, «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].

Карточка № 6. «Прятки». Цель: Упражнять в использовании пространственных предлогов.  Ход. Дети закрывают глаза. Воспитатель расставляет картинки с животными в разных местах группы. Дети находят их и говорят, кто и где прятался. В ответах используются пространственные предлоги (в, на, за, под). «Мышонок спрятался под стул». «Кошка спряталась за тумбу» и т. д. Дети собирают картинки. Воспитатель просит ответить на вопрос: кто и откуда слезал и вылезал? В ответах используются предлоги с (со, из-за, из-под. «Мышка вылезла из-под стула». «Кошка вылезла из-за тумбы» и т. д.

Карточка №7.  «Новоселье».  Цель: Учить составлять предложения с предлогами на, над. Развивать зрительную память.  Ход: У жителей леса сегодня большой праздник — новоселье. Они построили большой дом. Сегодня вселяются новые жильцы. Давайте поможем новоселам.  «Лягушка будет жить на третьем этаже в квартире справа». «Воробей будет жить на втором этаже в квартире справа». «Козлёнок будет жить на первом этаже в квартире слева». «Заяц живёт над козлёнком». «Мышка живёт над зайцем». «Над козлёнком и бельчонком живут заяц и воробей».

Карточка №8. «Подарки для новоселов»                                                                                                         - Давайте, ребята, выберем подарки для наших новосёлов (можно на определённый звук).                                                                                                                                 Педагог выставляет картинки с изображением разных предметов: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, нитки, лапша, зонт, замок.  Дети выбирают предмет и дарят его новосёлу.  «Я подарю мячик мышонку, который живёт на третьем этаже в квартире слева». «Я подарю торт зайчонку, который живёт на втором этаже слева».                                                                                     3 вариант, педагог переворачивает картинки, изображением вниз. Задаёт детям вопрос «Кто живёт на первом этаже?» или «Кто живёт на втором этаже слева?»  Ответ: «На первом этаже живут козлёнок и бельчонок» или «На втором этаже слева живёт зайчонок».                                                                                     4вариант, педагог прячет картинки с подарками под картинки с животными. «Что мы подарили мышонку?» «Мы подарили мышонку мяч».                                   Карточка №9 . «Измени слово».  Цель: упражнять детей в умении изменять слова с помощью суффикса -ищ.  Щенок Щеня очень любит играть со словами. Если мы скажем слово правильно, Щеня будет молчать, если ошибёмся, громко залает. Воспитатель выставляет три картинки: клещи, щётку, плащ.  - Я ищу клещи, тащу щетку, чищу плащ.  - Ты ищешь …; - Он ищет…; - Мы ищем… - Вы ищете…; -Они ищут… Прошёл год. Щеня вырос т стал большой собакой. Раньше у него была маленькая голова, а теперь не голова, а головища, не лапы, а …. (лапищи, не глаза, а, не зубы, а, не нос, а, не усы, а …., не когти, а …., не хвост, а ….                                                     Карточка №10.  «Ласточки и люди». Цель: упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных.  Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них. У ласточек есть перья, а у людей нет …. перьев.  У ласточек есть крылья, а у людей нет ….крыльев.  У ласточек есть лапы, а у людей нет …. лап.  У ласточек есть клювы, а у людей нет …. клювов.  У ласточек есть хвосты, а у людей нет …. хвостов.  У ласточек есть птенцы, а у людей нет …. птенцов. У ласточек есть гнёзда, а у людей нет ….гнёзд.

Приложение  5.

Викторина «Слово на ладошке».

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей  группе.

Цель: Учить детей выделять и называть предлоги в разных предложениях по зрительным символам, обогащение словаря детей. Учить составлять предложения и рассказ по картинкам. Развивать внимание, речевую память, логику мышления.

Ход деятельности:

Вос-ль: - Дети, сейчас мы свами поиграем в игру «Слово на ладошке».

Я найду слова везде

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Вос-ль: - Какие же слова можно найти на ладошке? Удивительно, конечно, но слова и вправду можно найти везде.

-Давайте с вами проведём эксперимент. Как вы думаете, в нашей группе можно найти такой предмет, который никак не называется?

Дети: нет.                                                                                            

Вос-ль: Всему название дано:                                                                                                                                   И зверю, и предмету.                                                                                                                                       Вещей вокруг полным-полно,                                                                                                                           А безымянных нету.                                                                                                                                             Вос-ль: -А сейчас помогите мне назвать разные слова.

Есть сладкое слово – конфета.                                                                                                               Есть быстрое слово – ракета.                                                                                                                    Есть кислое слово – лимон.                                                                                                                                        Есть слово промокшее – дождик.                                                                                                                                Есть слово колючее – ёжик.                                                                                                                    Есть слово пушистое – снег.                                                                                                                     Есть слово весёлое – смех.

Вос-ль: -А сейчас я прошу вас закрыть глаза, и у нас появится предмет, которого сейчас в группе нет. (Дети открывают глаза, появляется воздушный шарик)

-Он какой? (воздушный, голубой, лёгкий, невесомый, прозрачный, весёлый).

Вос-ль: -Как вы думаете, какие слова могут прыгать? (кузнечик, заяц, лягушка, кенгуру, мячик);

- светить? (луч, солнце, лампочка, фонарь);                                                                                                   - летать? (самолёт, птица, бабочка, ракета).                                                                                                           - Наш шарик тоже может летать.

Шар воздушный, шаловливый,                                                                                                    Непослушный и строптивый                                                                                                                 Вместе с ветром убежал,                                                                                                                                А куда нам не сказал.

Вос-ль: - Вот он полетел и опустился на шкаф, на стол, под стол. Чтобы нашему шарику не было скучно давайте надуем ему много шаров.                                                                          Дыхательное упражнение «Надуваем шары».

Надуваем шарик быстро,

Он становится большой.

Вос-ль: - Дети, давайте вспомним, куда опустился наш шарик? Где он был?

Дети: на шкафу, на стульчиках, под столом.

- Сегодня мы будем повторять маленькие слова на и под. Посмотрите и  отыщите, где спряталось маленькое слово на, а где слово под.

Вос-ль: - Маленькое слово на, появляется тогда, когда предмет находится наверху.                        - Маленькое слово под, появляется тогда, когда предмет находится внизу. Я сейчас вам буду читать предложения с короткими словами на и под, а если вы услышите слово на, то поднимите руки вверх, а когда слово под, то опустите руки вниз.

1. На сосне много шишек.

2. Ёжик вырыл норку под деревом.

3. Птичка села на ветку

4. Щенок залез под диван.

5. Кошка сидит на окошке.

Игра с мячом «Назови ласково имя своего соседа».

Условия игры: дети стоят в кругу, а педагог - в центре с мячом в руках.                                              Правила игры: педагог бросает мяч любому ребенку, тот ловит и называет ласково своего соседа по кругу. Усложнение игры: назвать соседа, который находится справа (или слева) от тебя.

Пальчиковая гимнастика.                                                                                                                        «Мизинчик».

Наш мизинчик утром встал,                                                                                                                                    Безымянного поднял.                                                                                                                                Средний пальчик потянулся,                                                                                                             Указательный проснулся.                                                                                                                    Должен и большой вставать –                                                                                                                  Братьев в садик провожать.                                                                                                                                    (Кисти руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга).

 Игра «Подскажи словечко».

- Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, А однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит - Это доктор ... (Айболит).

- На лучинке, в бумажке,                                                                                                                                    В шоколадной рубашке,                                                                                                                                                   В руки просится само,                                                                                                                                               Что же это...? (Эскимо).

- Летом в огороде - свежие и зеленые,                                                                                                          А зимою в бочке - желтые, соленые,                                                                                                                    Отгадайте, молодцы,                                                                                                                                                               Как зовут нас....? (Огурцы).

- Он плывет по простыне,                                                                                                                                   Как кораблик на волне,                                                                                                                                               Он хозяйкам добрый друг                                                                                                                           -Электрический... (утюг).

Игра «Отгадай моё слово».

- Ребята, я задумала слово (малина), которое начинается со слога «МА». Попробуйте отгадать моё слово. А отгадка на картинке. Она лежит у меня на столе. Я вам покажу её в конце игры.  (Игра продолжается до тех пор, пока дети не назовут 10-12 слов, даже если кто-либо отгадает слово в начале игры.)                                                                                                      В конце игры: - Ребята, я загадала слово – название ягоды. Какое это слово? – «Малина». – Кто отгадал моё слово?          

 – Молодец, …….., ты сегодня победитель!

Игра «Кто внимательный?»

- Ребята, я сейчас прочитаю отрывок из стихотворения С.Я. Маршака, слегка выделяя голосом какой-то звук в словах.

Спит спокойно                                                                                                                                                 Старый слон.                                                                                                                                                 Стоя спать                                                                                                                                                                                                             Умеет он.

Вос-ль: - Какой звук вы часто слышали в этом стихотворении? (звук «С»).                                                 - Назовите пожалуйста эти слова.

Игра «Какое слово лишнее?»

Лиса, роза, курица, сова.

Корова, сорока, роза, собака.

Игра «Волшебники».

Вос-ль: - Нужно превратить короткое слово - в длинное. А чтобы это сделать, надо назвать мое слово «ласково».

Лес - ….(лесок).        Кот - ….(котик).                                                                                                     Дом - ….(домик).     Стол - ….(столик).                                                                                                                           Куст - (кустик).        Флаг - ….(флажок).                                                                                                                   Дуб - …. (дубок).      Гриб - …. (грибок).                                                                                                      Нос - …. (носик).       Угол - ….(уголок).                                                                                                                                  Шар - ….(шарик).      Круг - ….(кружок).

Вос-ль: - Какая игра понравилась больше всего?                                                                                       – С кем дома будете играть эти игры?

Используемая литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.htm
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.
  3. Примерная программа от рождения до школы по ФГОС Под ред. М.А. Васильевой, Н.Е Веракса, Т.С. Комаровой - М.: Мозаика-Синтез, 2014 - С. 130 - 132.
  4. Шадрина, Л.Г. Особенности развития связной образной речи детей старшего дошкольного возраста и пути ее формирования [Электронное издание] / Л.Г. Шадрина, Е.Н. Судакова // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 3. – С. 220-228. Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Еlibrary». – Режим доступа: http://elibrary.ru
  5. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс] / В.И. Турченко. – Электрон.текстовые дан. – М. : ФЛИНТА. – 2013. – 256 с. – Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Лань». – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=13068
  6. Развитие  речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
  7. Ушакова О. С. Развитие связной речи // Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду / под ред. Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой. — М., 1987. — С. 23^24.
  8. Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. – Мн.: Аверсвэв, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»

Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....

Интегрированная НОД с применением рисования ладошками «Я веселый осьминожка, я живу в твоей ладошке» в младшей группе

Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество (рисование) .Цель: познакомить детей с обителями подводного мира, превратить рисование в веселую игру и зарядить детей поло...

Педагогический проект "Ладошка в ладошке"

Девиз работы:- чтобы родители помогали детскому саду, их надо впустить в детский сад.Цель проекта:Помочь родителям увидеть в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании и...

Музыкальное развивающее занятие с мамами и папами в студии "Ладошка в ладошке"

Данное занятие было опубликовано в журнале "Музыкальный руководитель" 2012 - 3....

Праздники с родителями. День 8 Марта "Ладушки - ладошки" Конспект развлечения «Ладушки - ладошки» к международному женскому дню 8 Марта» для младшей группы

Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, любви и нежного отношения к матери; поддерживать стремление детей к импровизации. Показать значимый для ребенка образ мамы....

Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»

Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»"Мастер - класс "Волшебные ладошкиЗадачи.1. Привлечь внимание родителей к важности развития изобразительног...

Для детей. Раз ладошка, два ладошка

Презентация состоит из 4 частей. Рисование с помощью ладошек, пальчиков и ножек очень понравиться вашим малышам, а яркие картинки вам помогут....