Педагогические наработки из опыта работы с детьми
статья по развитию речи

Поспелова Ирина Александровна

Основная цель моей деятельности:

В каждом ребенке видеть личность, при этом, помогать - ребёнку устанавливать связи с окружающим, определять и регулировать нормы поведения в обществе; формировать устную речь и навыки речевого общения с окружающими: взрослыми и сверстниками, на основе овладения литературным языком своего народа, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл из опыта работы318.88 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические наработки из опыта работы с детьми


Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

В. А. Сухомлинский






Основная цель моей деятельности:

В каждом ребенке видеть личность, при этом, помогать - ребёнку устанавливать связи с окружающим, определять и регулировать нормы поведения в обществе; формировать устную речь и навыки речевого общения с окружающими: взрослыми и сверстниками, на основе овладения литературным языком своего народа, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Задачи:

  • способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность;
  • обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми;
  • формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;
  • создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии;
  • поддерживать условия для развития познавательно-речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности;
  • взаимодействие родителей с детьми в исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности.






Схема 1. Развитие речи и виды.

Система работы по развитию речи детей

Начиная работу с детьми, я изучила общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Для того чтобы достичь определённых результатов в группе создана развивающая среда,

Я считаю, что организация развивающей среды в группе должна быть направлена на то, чтобы дать возможность развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, уровня активности, интересов и желаний. Необходимо обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Речевая развивающая среда – это окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие речи каждого ребенка.

Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

При организации речевой среды необходимо соблюдать следующие требования:

  • Дидактическое оснащение должно соответствовать их индивидуальным и возрастным особенностям.
  • Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме.
  • Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
  • Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей.
  • Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
  • Не следует перегружать уголок оборудованием.
  • Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы.

Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является грамотная речь педагога. И это не случайно, поскольку именно педагог закладывает основы культуры детской речи детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи (схема 2).

hello_html_m5ca82cc2.png

Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении:

  1. Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только на занятии, но и в самостоятельной деятельности.
  2. Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей.
  3. Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыки в естественной обстановке живой разговорной речи.

Развитие речи дошкольников посредством игры

Игра — это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

представлений, понятий об окружающем мире.

Игра — это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.

Речь – важнейшая творческая психическая функция человека. Область проявления присущая людям, которые способны к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и с взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью.

Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра.

И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.

Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. А все детские игры можно разделить на две большие группы:

  • сюжетно-ролевые творческие игры;
  • игры с правилами.

Сюжетно-ролевые творческие игры включают в себя:

  • игры на бытовые темы;
  • с производственной тематикой;
  • с общественно-политической тематикой;
  • театрализованные игры;
  • игры-забавы и развлечения.

К играм с правилами относятся:

  • дидактические игры с предметами и  игрушками, словесные, настольно-печатные, музыкально-дидактические.
  • подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, с элементами спортивных игр.

Концепция дошкольного воспитания определяет игру как самоценную деятельность, дающую дошкольнику свободу выбора, возможность реализовать себя, достичь состояния эмоционального комфорта, причастности к детскому обществу, получить опыт взаимодействия. Именно в игре происходит становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности.









Особое место в педагогическом процессе занимают дидактические игры.

Прежде чем начать работу, я изучила ряд методической литературы- пособие под редакцией С. Л. Новоселовой «Дидактические игры и занятия с детьми дошкольного возраста», пособие «Развитие речи в детском саду» В.В Гербовой пособие « Игры и игровые упражнения для развития речи детей» Г. С. Швайко, пособие А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», пособие Е.И.Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников». Узнала больше о дидактической игре – ее структуре, видах, принципах, функциях, методике проведения, я пришла к выводу, что необходимо использовать дидактическую игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни. Это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепление полученных ими знаний, дети на практике самостоятельно применяют полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие и конечно же на речь.

А так как игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, то я поставила перед собой цель: развивать речь детей через разнообразные виды дидактических игр.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

  • увеличения объема накопленных знаний об окружающем мире;
  • количественно обогатить словарь ребенка;
  • активизировать и научить.

Мной была составлена картотека дидактических игр, направленных на обогащение словарного запаса, усвоение грамматических норм языка, формирование звуковой культуры речи, развитие связной речи и фонематического слуха, подготовку к обучению грамоте. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Так как я работаю с детьми среднего возраста, то картотека игр составлена для двух возрастных категорий дошкольников (младшего и среднего возраста), что является несомненным подспорьем в планировании и организации работы по развитию речи.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста особое внимание уделяла на развитие звуковой культуре речи и обогащению словаря, т.к. произносительная сторона речи у детей этого возраста еще недостаточно сформирована. А отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов.

В среднем дошкольном возрасте особое внимание уделяю играм по формированию грамматического строя речи. У детей этого возраста наблюдается рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры, что часто является одной из причин увеличения количества грамматических ошибок. Составленную картотеку игр я постоянно пополняю новыми играми.

Виды игр:

  • игры – путешествия - « Кто живет в лесу?»,
  • игры – поручения - « Найди предметы красного цвета»,
  • игры предположения - «Зачем нужны игрушки?»,
  • игры – загадки - « Овощи в загадках»,
  • игры – беседы - « Я начну, а вы продолжите», «Расскажи про весну», «Подбери слово», использую разные дидактические пособия.

К каждому ребёнку осуществляю индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляют недостаточную речевую активность; чаще обращаюсь к ним в ходе занятия и в процессе игр.

Каждое утро я занимаюсь с детьми разнообразными дидактическими играми: игры с дидактическими игрушками, дидактическими пособиями настольно-печатными играми, играми-путешествиями, играми загадками, «лото», «конструктор», «домино», различными мозаиками, рассматриваем вместе с детьми красочные альбомы по теме: «Овощи на грядках» – закрепляются названия овощей, «Домашние животные» – дети знакомятся и запоминают домашних животных, «Ягоды и фрукты рассматриваем книжки-малышки, детям они очень нравятся, и они конечно сами того не замечая, овладевают различными знаниями; обогащается и развивается их словарный запас.

Учу детей использовать в речи обобщающие слова например – одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, цветы, птицы, животные; группировать знакомые предметы и классифицировать их посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя и зимняя – все эти знания незаметно для детей в игровой форме запоминаются и закрепляются в дидактических играх.

В средней группе начинается работа по обучению детей монологической речи. После 4 лет 6 месяцев дети начинают стремительно "взрослеть". Обучение их рассказыванию становится более успешным.

Начинать обучение рассказыванию я предлагаю с описания игрушек. Успех занятия подчас зависит от выбора игрушки. Она должна привлекать детей своей необычностью, образностью (неваляшка; утенок в смешном наряде; печальный зайчик и т.д.). Я заранее составляю рассказ-описание игрушки, выделив в нем основные предложения (их обычно три), которые помогут детям описать игрушку, рассказать о чем-то конкретном, например, сначала о том, как красива кукла. Наша кукла очень красивая. У нее большие синие глаза, румяные щечки, затем – какая она нарядная, а позже о том, что кукла – игрушка музыкальная. На первых занятиях по обучению рассказыванию предлагаю короткие (продолжительностью 3–4 минуты) игры-инсценировки.

Например, утенок прячется, и дети зовут его: «Желтый пушистенький Кряк, выходи!», или сообщают зайцу: «Видим, видим твои длинные белые уши».

Они угадывают, какого цвета у персонажа глаза, соглашаются или опровергают его мнение по поводу собственной внешности, размышляют, отчего грустен заяц и как следует поступить, чтобы помочь ему.

Знания, полученные на занятиях, прогулках, во время разнообразной деятельности детей уточняются, конкретизируются, закрепляются потом в дидактических играх.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.


















Развитие речи детей через сюжетно-ролевую игру

Вам никогда не удастся создать мудрецов,

если будете убивать в детях шалунов.

Ж. Ж. Руссо

Как уже было сказано в предыдущей главе, речь детей дошкольного возраста лучше всего развивается посредством игры. Игра – это та форма деятельности, которой ребёнок живет и дышит, а потому наиболее ему понятна. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.

Значение сюжетно-ролевой игры:

  1. В игре придумывается сюжет – значит, развивается фантазия.
  2. В игре ведутся диалоги между детьми – значит, развивается речь.
  3. Используются заместители предметов – развивается воображение.
  4. Придумываются атрибутик игре – дети проявляют творчество.
  5. В игре познается окружающий мир.
  6. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых.
  7. Развивается самооценка.

Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.

С чего я начала свою работу? При организации игр старалась создавать необходимые условия для повышения речевой активности детей с учетом их возможностей. Игры проводила в основном во второй половине дня, на прогулке. В ходе работы стала обогащать предметно-игровую среду, так как это является важным условием для саморазвития и проявления творчества детей. При проектировании предметно-развивающей среды я опирались на особенности детей, учитывала проявления их интересов.

На начальном этапе предлагала детям сюжетные игрушки бытового назначения: посуду, одежду, мебель, овощи, фрукты, так как с этими предметами они знакомились на непрерывно-образовательной деятельности.

Вначале принимала непосредственное участие в играх, выполняя главные, а затем второстепенные роли. К одному и тому же сюжету, возвращались несколько раз. Это выдавало возможность закрепить обобщающие понятия (посуда, мебель и др.), научить детей самостоятельно развивать сюжет.

Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, в них ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения между людьми, события. Для детей своей группы мною была разработана примерная тематика сюжетно-ролевых игр на год: бытовые («Семья», «В гости к бабушке», «Новогодний праздник», «День рождения» и др.), производственные, отражающие профессиональную деятельность взрослых («Больница», «Повар», «Парикмахерская», «Магазин», «Юный строитель» и др.), игры по сказкам.

Для каждой темы игры были определены цели и содержание. Например, цель игры «Юный строитель»: отображать в игре знания об окружающей жизни, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. А содержанием этой игры будут: выбор объекта строительства, строительного материала, способов его доставки на строительную площадку, строительство. Была спланирована предметно-игровая среда и спроектирована перспектива ее развития.

Так же большое внимание уделяла организации предметно-игровой среды для новых и современных тематик игр, а именно «Супермаркет».

Игры, развернутые детьми, оставались на определенный период времени, до тех пор, пока к ним сохранялся интерес. Затруднения, а иногда и конфликтные ситуации, использовались для того, чтобы учить детей разрешать их сначала с моей помощью, а затем самостоятельно.

При этом после окончания каждого игрового процесса, я вместе с детьми в непринужденной обстановке проводила анализ характера их игрового взаимодействия: выявлялись свои минусы и плюсы, обсуждались проблемные ситуации, возникшие у детей в игре, и совместно принимались их правильные решения.

Постепенно стало заметно, как повышался уровень проявления самостоятельности детей в играх: знание правил; умение организовывать обстановку для игры; умение распределять роли и выполнять их; умение подчиняться установленным правилам; умение разрешать конфликтные ситуации; умение согласовывать свои действия друг с другом; развивалась монологическая и диалогическая речь детей.

И мною сделан вывод, что правильно организованная сюжетная игра помогает успешно решать задачи по развитию речи детей.

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Я заметила следующую закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов: от рук, точнее от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

При организации своей работы я придерживаюсь неоспоримого фактора: учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Организовываю деятельность детей с учетом того, чтобы она приносила детям только положительные эмоции.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Считаю, что игры и упражнения, пальчиковые разминки - проводимые систематически мною в детском саду развивают мелкую моторику рук и рекомендую родителям проводить их дома, во дворе, во время выездов на природу; игровые упражнения, которые помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из пластилина, мастерить подарки своим близким, приносят им и себе радость.

Так как я считаю, что важно развивать мелкую моторику в различных видах деятельности, тем самым способствовать развитию речи детей дошкольного возраста-то перед собой поставила цель: становление красивой и грамотной речи детей дошкольного возраста в процессе формирования мелкой моторики рук.

В соответствии с целью сформулировала основные задачи:

  1. Подбор наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих развитию мелкой моторики рук.
  2. Развитие устойчивого интереса.
  3. Создание условий, стимулирующих развитие речевого творчества и выразительности речи.
  4. Развитие памяти, внимания, воображения.

Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приёмы работы, занялась подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя игротеку, куда вошли:

  • игры с пальчиками;
  • пальчиковые игры с палочками и спичками;
  • пальчиковые игры со скороговорками;
  • пальчиковые игры со стихами;
  • физкультминутки, пальчиковая гимнастика.

Также в своей работе я использую разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:

  • массажных мячиков;
  • платочков;
  • крупных бигуди;
  • прищепок;
  • счетных палочек;
  • зубных щеток;
  • бус;
  • резинок для волос;
  • грецких орехов.

Почти все игры с использованием нестандартного оборудования, я сопровождаю стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.

Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет мне достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

В пальчиковых играх содержание стихотворения изображаю с помощью движений рук и пальцев. Во время игр с различными предметами так же мною задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Игры с нестандартным оборудованием, требующие тонких движений пальцев, которые я использую в своей профессиональной деятельности, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, память, мышление.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою детей, повышает общий тонус, снижает эмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Основной целью игр, используемых мною в работе с детьми, является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов, для развития речи детей.





Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира

детей…”

Б. М. Теплов

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).

Чтобы реализовать цель работы, развивать речь детей через театрализованную деятельность и решить поставленные задачи:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
  2. Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.
  3. Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
  4. Познакомить детей с разными видами театров.
  5. Обеспечить взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности.
  6. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых подобрала игры на развитие слуха, звукоподражание, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Подобрала консультации для родителей по темам: «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет», «Театр наш друг и помощник», «Развитие речи у детей дошкольного возраста».

Собрала, ряд пословиц и поговорок, скороговорок, подборку сказок.

В своей группе использую:

  1. Чтение и совместный анализ сказокСначала я провожу беседу, направленную на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделяю героев с различными чертами характера и предлагаю идентифицировать себя с одним из персонажей.
  2. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характерас параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.
  3. Режиссерскую игру (со строительным и дидактическим материалом).
  4. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
  5. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.
  6. Разучивание загадок, считалок, скороговорок.

В процессе работы над ролью использую следующие приемы:

  • составление словесного портрета героя;
  • фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
  • сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;
  • анализ придуманных поступков;
  • работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий.

На занятиях мы не только знакомились с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребёнка.

При чтении или рассказывании произведения пыталась выразить искренность и неподдельность своих чувств, о прочитанном или рассказанном. Но ни в коем случае не пыталась навязывать свои оценки, отношения. Наоборот, предоставляла детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, старалась не подавить робкого ребёнка, превратив его только в зрителя. Старалась не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы ребёнок боялся выйти на «сцену». Поэтому, предлагая ребёнку «сыграть» или «показать» что-либо, я исходила из реальных возможностей конкретных детей.

Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений.

Для снятия мышечного напряжения я использовала следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»; игры: «Капуста», «Перестройся по росту».

Пальчиковые игры: («Утречко», «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы – мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания») и т. д. – помогают развивать мелкую моторику.

Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту», «Жало змеи», «Ставим уколы», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл»; предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: («возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…».

Для развития дикции я использовала скороговорки, игры «Подскажи словечко».

С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории» например:

  1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя – новость» Какая новость может быть у мамы?
  2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?
  3. О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?

Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительностью, пластикой и мимикой.

Для развития пластической выразительности я предлагала детям:

  1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
  2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
  3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.

При выполнении этих упражнений детьми, я следила за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной мимики:

  1. Солёный чай.
  2. Ем лимон.
  3. Сердитый дедушка.
  4. Лампочка потухла, зажглась.
  5. Грязная бумажка.
  6. Тепло – холодно.
  7. Рассердились на драчуна.
  8. Обиделись.
  9. Мне грустно.
  10. Показать, как кошка выпрашивает колбасу.

А так же я предлагала детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался медведя.

Развитию творческой активности детей способствовали не только занятия по театрализованной деятельности, но и индивидуальная работа с каждым ребёнком.

Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовала разнообразные приёмы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам;

- проигрывание ролей в парах.

Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из её героев, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.



hello_html_m310b4a61.jpg

Схема 3. Театрализованная деятельность.



Детское чтение играет крупную роль в жизни ребят, гораздо более крупную, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие детей. Из книг, которые ребята читают, они черпают определенное миропонимание, книги вырабатывают у них определенные нормы поведения.

Н.К.Крупская









Схема 4. Художественная литература.



Схема 5. Использование художественной литературы в различных видах.

Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, и др.)

Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем. Мы начинаем приобщать детей к книге: читая им сказки, стихотворения, рассказы. Но, что бы речь детей стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения недостаточно. Ребенок дошкольного возраста обладает удивительными способностями в овладении речевыми навыками и умениями.

Работа  по развитию речи включает в себя: (схема4 )

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образы русского литературного языка. Эти образы различны по своему воздействию: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, по этому, владение им навыками выразительного  чтения приобретает особое значение.

Передо мной стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей, как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить ребят эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.  В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно постоянная речь.

В средней группе продолжаю знакомить детей с художественной литературой. Стараюсь фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения), учу детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки.

При чтении стихотворений стараюсь выделить ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивая у детей умение замечать красоту и богатство русского языка.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы: пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. В работу по развитию речи детей включаю использование пальчиковых игр, игр с ладошками, разработанные на фольклорном материале, т.е. с использованием художественного слова. Они  максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника, содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нём.

Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни. Дети очень любят пальчиковые игры. При помощи пальцев мы инсценируем рифмованные истории, потешки. В пальчиковых играх-драматизациях слово связано с действием персонажей. Из произведений детской литературы подбираю тексты, имеющие воспитательные ценности, отличающиеся динамизмом, глагольной лексикой, четкой последовательностью событий, действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы. Ребята участвуют в хоровой драматизации, затем переходят к индивидуальному проговариванию роли с помощью взрослого и самостоятельно.

Загадки с использованием фразеологизмов учит ориентироваться в словах, устойчивых выражениях, понимать смысл фразеологизмов. Например, в ситуации общения «Зубастый гребешок» ребятам предлагаю отгадать загадку:

Хожу, брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей (гребешок)

Отгадка одна – гребешок, то есть то, чем ребята расчёсываются. А какой гребешок ещё знают они. У петуха, у горы, у волны. Тем самым продолжается знакомство с многозначными словами.

Загадки с рифмами учат подбирать рифмованное слово-разгадку, самостоятельно рифмовать слова.  

Верещунья, белобока,

А зовут её…. (сорока)

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться непосредственно образовательной деятельности. В ходе работы, чтение и рассказывание книг организую во всех моментах жизни детей в детском саду, его связываю с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.  

Использование литературных произведений в образовательной деятельности и вне её, даёт воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умения чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов, воспитание художественного вкуса.

Развитие речи детей, через ознакомление дошкольников с природой

Мы речь свою ведем о том,
Что вся земля – наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом
Мы все с рожденья в нем живем,
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь,
Давай докажем, что не зря -
На нас надеется Земля.
Бузина С.Н.

Великий педагог В. Сухомлинский справедливо подчеркивал необходимость введения  детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый их шаг был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы».

Именно природа – это богатейшая кладовая для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Я. А. Каменский писал, что обучение следует начинать не со словесного толкования, а с реального наблюдения над окружающим миром, а Песталоцци исходным моментом познания считал чувственное восприятие и настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения, которая поможет накопить конкретные сведения, а затем приведет к развитию способностей и речи.

Работая с детьми по развитию речи, через ознакомление с природой, перед собой поставила следующие задачи:

  • обогащение словарного запаса детей за счет последовательного формирования знаний об особенностях окружающего мира;
  • подбор методов и способов развития речи;
  • использование разнообразных форм организации.

Мой опыт работы в детском саду показывает, что ни один дидактический материал не сравнится с естественной природой, поэтому с самых ранних этапов развития ребёнка, стараюсь вводить малышей во всё многообразие окружающего мира. Ведь непосредственное наблюдение окружающего способствует развитию логической речи, пониманию грамматических законов. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира.

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс. При этом процесс познания окружающего, во всём его многообразии, способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действие, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

Педагогические задачи успешно решаются при правильном выборе методовприёмов.

Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление широко использую в своей работе

  • наглядно – выставочный материал, игрушки, картины, натуральные предметы;
  • специально – организованные ситуации;
  • игры, которые способствуют повышению внимания, интереса к занятию и к речевой активности.

Для обогащения и активизации словарного запаса я использую речевые игры и упражнения, например: «Назови одним словом», «Кому нужны эти предметы». Для речевого развития также полезны игры, в ходе которых ребёнок может больше подобрать признаки к предмету, например, «Из чего сделан», «Угадай на вкус». Другие словесные игры, например: «Съедобное – несъедобное», «Кто как кричит?», «Что лишнее?», развивают у детей внимание, воображение, речь, повышают знания об окружающем мире, они требуют от детей знания закономерностей, о которых дети узнают при ознакомлении с природой.

Строительные игры с песком (в летнее время), водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют ребят думать, сопоставлять и делать выводы. Этот вид игр можно отнести к экспериментированию, так как дети при непосредственном взаимодействии с предметами учатся получать результат, делать выводы и умозаключения.

При построении образовательного процесса я использую дидактические  игры: «С какого дерева листик», «Помоги найти маму», «Где, чей домик?»,   которые  помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы, а возникающие в ходе игр детские вопросы, дают «зеленый свет» дальнейшим поискам, развивают интерес к познанию.  

Мой опыт работы показывает, что хороводные игры, игры малой подвижности, игры драматизации, использованные при ознакомлении с природой, также способствуют развитию речи. В процессе игры вопросы, задаваемые ребёнку, побуждают его к фантазии и творчеству, самостоятельному открытию окружающего мира и его закономерностей.

Работая в данном направлении, я пришла к выводу, что развитие речи в процессе ознакомления с природой происходит как на занятиях, так и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности, происходит совершенствование формы выражения мыслей, обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи.

Воспитывать любовь к природе помогает уголок природы в группе, в котором содержатся комнатные растения. Ухаживая за ними, дети получают представление о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать, овладевают способностью к сравнительному анализу. А это в свою очередь способствует накоплению словаря, его активизации и развитию речевой деятельности детей.

Большое значение отвожу роли родителей воспитанников. Поэтому на родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях, в беседах рекомендую поощрять поисковую активность детей; объясняю, что знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным для малыша.

Благодаря целенаправленной работе совершенствовалась речь детей и навыки практической деятельности, увеличился кругозор и повысился познавательный интерес, речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение.

Ознакомление с природой расширило и активизировало словарный запас моих воспитанников, способствовало формированию грамматического строя речи и развитию связной речи.

.














Развитие связной речи посредством опытно-экспериментальной работы с детьми

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметам.

Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний.

Главное достоинство применения этого метода заключается в том, что в процессе эксперимента:

  1. Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  2. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
  3. Развивается речь.
  4. Формируется самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Задачи:

  1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
  2. Развитие у детей представления о химических свойствах веществ.
  3. Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях.
  4. Развитие элементарных математических представлений.
  5. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
  6. Развитие у детей умственных способностей.
  7. Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.
  8. Формирование способов познания путём сенсорного анализа.
  9. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
  10. Развитие у детей умственных способностей.

Для реализации поставленных задач необходимо:

  • создание условий для экспериментирования: разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки т.д.;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • сотрудничество и целенаправленная работа, педагогического коллектива с родителями.

Организуя детское экспериментирование, наблюдая за воспитанниками, я пришла к выводу о необходимости составления перспективного плана с учетом возраста детей и их способностей.

Процесс экспериментальной деятельности проходит в течение всего дня. В свободной деятельности дети используют игры с песком (в летний период), карты-схемы, вертушки для игры с ветром, рассматривание альбомов с объектами неживой и живой природы.

На прогулке, во время наблюдения знакомлю детей со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла, камней, например: дети, замечают, что снег лежит и не тает, а стоит взять его в руки – превращается в воду. Почему? Пришли в группу начали искать ответы. Сделали вывод, что снег в тепле превращается в воду.
В игровой деятельности закрепляем с детьми знания о песке: учатся выкладывать формы из влажного песка («День рожденья куклы Маши») самостоятельно определять качества песка: сухой, влажный. («В гости к мышке»), получают знания о свойствах воды: окрашивается («Разноцветная водичка»), превращаться в лёд («Какая разная вода»).

Выступая как партнер, в непосредственно образовательной деятельности, вместе с детьми решаем проблемные ситуации: «Кто разбудил китёнка?», «Как надуть самый большой пузырь?». Затем совместно с детьми делаем выводы.
С помощью художественной литературы, например, А. Барто «Наша Таня громко плачет», ставлю для детей проблемную ситуацию: Утонет ли резиновый мячик? После просмотра мультфильма про Буратино нам захотелось узнать: как спрятать в воде золотой ключик? А из мультфильма «Зимняя сказка», мы сделали вывод: почему нельзя есть снег?

Чтобы работа с дошкольниками была эффективной, необходимо повысить педагогическую грамотность родителей, для этого я провела консультации: «Экспериментируем дома», «Игры на кухне», «Как правильно ответить на детские «почему?»

Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе. Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители делятся своими впечатлениями, обмениваются опытом и активно участвуют в жизни группы и детского сада.

Таким образом, я пришла к выводу, экспериментально игровая деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
Расширяется кругозор : в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.); о применении их человеком в своей деятельности. У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

Изобразительная деятельность, как средство развития речи детей

Дети – прирождённые художники, учёные,

изобретатели – видят мир во всей его

свежести и первозданности; каждый день

они заново придумывают свою жизнь.

Они любят экспериментировать, и смотрят

на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом.

П. Вайнцвайг

Речь формируется в деятельности. Наряду с игровой деятельностью большое значение в развитии речи имеет изодеятельность. Занятия по рисованию, лепке, аппликации в детском саду объединяются под названием «Изобразительная деятельность» или продуктивная деятельность, так как результатом их является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепки. Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи.

Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение номинативной (назывательной) функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает название. Для того чтобы слово-название перешло в слово-понятие, необходимо освоить многочисленные условные связи, в том числе и двигательные. Чему успешно способствуют все виды изобразительной деятельности

Наряду с решением основных задач на занятиях изобразительной деятельности успешно осуществляется и развитие речи: усвоение цветов, их оттенков, пространственных обозначений; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями при обследовании предметов, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Так, дидактические игры “Что в руке”, “Подбери предмет”, “Найди такой же” перед рисованием овощей и фруктов помогают научить ребенка различать предметы по форме и по цвету; а с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов у детей формируется навык согласования прилагательных с существительными разных родов: “У меня огурец – зеленый, овальный. У меня капуста – зеленая, круглая”

На занятиях по изобразительной деятельности применяю и придаю большое значение – наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты: овощи, фрукты, цветы, игрушки. Разнообразный наглядный материал, который периодически меняю, помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков. А поэтому дети приучаются вслушиваться в короткую фразу, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняют их лексические, фонетические, грамматические оттенки.

Для развития детского изобразительного творчества я также использую художественное слово, которое усиливает чувства детей, речевую мыслительную деятельность. Чтение стихотворений, потешек, песенок на занятиях рисованием повышает эмоциональное отношение детей, способствует формированию образного представления об изображаемом объекте. Использую произведения мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой. Изобразительность и выразительность в поэзии тесно связаны между собой. Выразительность в рисунке создается при помощи звучных слов, передающих характер образа игрушки, дерева, животного и пр. Выразительные средства языка повышают эмоциональное настроение маленького рисовальщика. Прежде чем дети возьмут в руки кисти и краски, читаю строчки стихотворения по теме предстоящего занятия.

Занятия по изодеятельности, посвященные сезонному изображению природы, можно начать с подбора слов, подчеркивающих очарование времени года. Для этого использую д. игру «Слово на ладошке»: – «Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю». С помощью этого приема у детей обогащается описательный словарь. Так, во время обучения по лексической теме «Осень», на занятии по изодеятельности перед тем как рисовать дерево, дети «сложили» на ладошку «красивые слова об осенних листьях»: багряные, золотые, легкие, воздушные, лапчатые, разноцветные,

На занятиях по изодеятельности применяю различные приемы работы с детьми:

  • обследование предметов (резиновых, пластмассовых, стеклянных бумажных, деревянных);
  • комментирование действий (берем карандаш в правую руку, ставим карандаш в левый верхний угол и т.д.);
  • воспроизведение движений в воздухе (“рисование” предметов на заданную тему);
  • подробные вопросы к детям по форме и цвету;
  • предварительные упражнения для развития мелкой моторики.

Также я использую и прием «незавершенный рисунок», который незаменим для развития творческих способностей и в рисовании, и в развитии речи. Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: в космический корабль, горы, растения, обитателей планеты, космонавтов и т.д.

В процессе выполнения практических действий, обыгрывания сюжета веду непрерывный разговор с детьми (обозначаем словом все, что происходит на бумаге). Такие комментарии позволяют уточнить значение слов производимых действий, уже известных ребенку, а также познакомить с новыми словами и их значениями, обогащая пассивный и активный словарь детей.

Считаю необходимостью поддерживать любую попытку ребенка прокомментировать свои действия, проговорить их, например : дети на занятии рисовали акварелью зайца, а перед занятием провела предварительную работа по плану (ребята придумывали рассказ) кого ты нарисовал?; Как его зовут?; Какая у него мордочка, шерстка, лапки, глаза, нос, ушки?; Какой у него « характер»?;Чем он любит заниматься?; Чем, он тебе нравится?; Придумай о нем загадку. Рассказы, как и рисунки, получились самые разные, дети были в восторге от собственных работ и рассказов, которые мы оформили на стенде.

Дети очень любят свои рисунки, гордятся ими, узнают свои «произведения искусства».

Очень большую роль в развитии ребенка играет включение в работу нетрадиционных техник рисования, которые позволяют развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка, развитие наглядно-образного мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей: чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?

Я применяю несколько нетрадиционных техник рисования на занятиях с детьми:

  1. Рисование ладошкой – нанесение краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание для получения отпечатка. Краску можно наносить несколькими способами. Наносить кисточкой, опускать ладошку в блюдце с краской или на поролоновую подушечку пропитанную краской. Прикладывая ладошку к листу можно сжать или растопырить пальчики, расположить руку вертикально, горизонтально или под углом в зависимости от заданной темы, можно дополнить отпечаток необходимыми линиями, мазками опять же в зависимости от выбранного объекта изображения
  2. Рисование пальцами – нанесение краски на бумагу при помощи пальцев. При соприкосновении пальчиков с бумагой остаются цветные круглые пятнышки, а при проведении им по бумаге получаются линии. Краски разводятся до густоты сметаны, наливаются в блюдца, при смене цвета, пальчики моют в баночке с водой и вытирают салфетками. Работу в такой технике можно выполнить целиком, а можно использовать, как часть рисунка (веточка изображается кистью, ягоды - пальцами).
  3. Рисование штампом – нанесение краски на поверхность специальной формы (штампа), прикладывание штампа красочным слоем к бумаге получение цветного оттиска. При помощи этого способа можно получать как одинаковые оттиски, так и разные по форе, размеру, сочетать их между собой. В качестве штампов можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного набора, вырезать шаблоны из овощей, поролоновых губок, а возможно сделать штамп, таким способом: на деревянную палочку или карандаш накрутить тонкий поролон и закрепить его нитью, вот такой интересный художественный «инструмент» можно использовать в работе, при этом руки остаются чистыми.
  4. Работа с природным материалом: дети собирают листочки, камушки, веточки и.д., раскрашивают их в зависимости от поставленной цели и создают из них разнообразные композиции, или же наносят на них краску и делают красивые отпечатки на листе, которые можно дорисовать кистью или карандашом.
  5. Рисование свечой и акварельными красками: нанесение свечой рисунка на бумагу, а при помощи кисти и акварельных красок раскрасить рисунок.
  6. Монотипия предметная – сложить листок пополам, развернуть и в центре нанести цветовое пятно, листок сложить, развернуть получится изображение. Детям следует увидеть образ в этом пятне и по необходимости дорисовать его недостающими деталями.
  7. Скатывание бумаги – ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) к большому (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу, возможно, раскрасить цветом получившуюся работу.

Дети могут применять несколько различных техник в создании одной работы, ведь каждая из этих техник – маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Из выше сказанного, я делаю вывод: в изобразительной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности

Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни

Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.

Я стремиться развивать детскую речевую активность, тактично исправляю ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку), подсказываю слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль, поправляю ребёнка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.

Повседневное общение даёт мне как воспитателю возможность обогащать словарь детей. Например, во время ежедневного одевания и раздевания с детьми разговариваю о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита, а также о других внешних признаках: мягкая, пушистая, полосатая, длинная, тёплая, новая и т.д.

Например: дети, одеваются на прогулку, а я рассказываю о предметах одежды, которые они одевают. Сначала дети надевают брюки (они отличаются друг от друга). У Саши брюки зелёные, у Никиты – синие, у Маши – коричневые. У Жени ботинки со шнурками, а у Ани – с ремешками ,а у Кати – сапоги,...».

Развивая внимание к речи, в процессе самообслуживания, даю указания к работе и обязательно слежу за правильностью их выполнения.

Во время умывания уточняю с детьми, что они моют: (лицо, руки); чем моют: (водой, мылом); какая вода (горячая, холодная, теплая); какое мыло (душистое, ароматное, белое и т.д.); чем вытирают лицо и руки (полотенцем),какое полотенце( белое, чистое, с полосками и т.д.).

Во время дежурства по столовой привлекаю внимание детей к посуде, рассказываю о посуде, о том, как её расставлять на столы. В рассказах употребляю названия, демонстрирую форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, её свойства (бьётся), количество и место разных предметов посуды на столе.

С появлением активной речи задаю вопросы детям по усвоенному материалу.

Чем младше были дети, тем чаще сопровождала словами свои действия и задавала детям вопросы: Что ты делаешь? Во что играешь? Что строишь? Что надеваешь? Чем ты моешь руки? и т.д.

В средней группе к концу года дети должны научиться пользоваться активной речью, рассказывая о выполненном трудовом процессе или, отвечая на вопросы, называть предстоящую деятельность словосочетаниями: будем одеваться, кормить рыбок и т.д.

Для этого пользуюсь таким приёмом: поручаю кому-нибудь из детей объяснить ребёнку, где в группе можно взять игрушки, карандаши, книги, настольные игры, и рассказать о правилах пользования ими.

Важно правильно организовать наблюдение за трудом взрослых на прогулке и экскурсиях, чтобы максимально использовать наблюдаемые объекты для развития различных сторон речи.

Развитию речи способствуют и игры. Так, сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Но не все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других – меньше. Поэтому ввожу в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются диалогами.

Для полноценного речевого развития ребёнка играет – семья

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей

Важной социальной задачей, стоящей перед детским садом  является оказание помощи семье в воспитании ребенка. В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.

Для повышения уровня речевого развития детей в работе с семьей я использую формы и методы:

  • групповые собрания;
  • индивидуальные беседы;
  • консультации;
  • анкетирование;
  • наглядная агитация (папки-передвижки, памятки, методическая литература);
  • открытые занятия с детьми;
  • приглашение родителей на речевые театрализованные праздники.

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. А для этого рекомендую основные принципы построения общения с детьми:

  • эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста;
  • общение ребёнка со сверстниками;
  • речь взрослых (как образец для детей);
  • развития мелкой моторики;
  • чтения детям художественной литературы игры ребёнка с взрослыми и сверстниками.

Учитывая большую загруженность родителей домашними делами и накопленную к концу дня усталость, я предлагаю «Игры на кухне».

Игровые упражнения для развития мелкой моторики. «Золушка». Вы готовите обед. Предложите ребёнку перебрать горох, рис, гречу. «Волшебные палочки». Дать ребёнку зубочистки. Ребёнок должен выложить простые геометрические фигуры, предметы, узоры.

Игры на обогащение словаря. «Волшебные слова». Какие слова можно «вынуть» из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? «Угадай-ка». Давайте вспомним вкусные (сладкие, кислые, солёные, горькие) слова и угостим ими друг друга. Ребёнок называет вкусное слово и «кладёт» вам в ладошку. Затем вы ему. «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок её заканчивает: – Ворона каркает, а воробей.

Игры на развитие грамматического строя. «Поварята». Приготовим сок из яблок – яблочный, пирог из рыбы - рыбный, варенье из малины –малиновое и т. д. «Упрямые слова». В русском языке есть упрямые слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, пианино, какао, пальто, метро…). Задавайте ребёнку вопросы и следите, чтобы он не изменял слово.

Игры на развитие слоговой структуры. «Путаница». Жили-были слова. Однажды они веселились, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги и т. д.).

Подвижные игры.

«Игры с мячом». – Я называю слова и бросаю тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. И так, начинаем (жаба, стул, ежик, жук, книга ) «Лягушка» – выделение гласного звука, из ряда гласных: (а, о, у, и, е, э, ю, я, ы). «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

Такие игры не отнимут у родителей много времени и не требуют специальной подготовки. А ежедневное их применение будет неоценимо для развития речи ребёнка, и покажут ребёнку заинтересованность родителей его проблемами и ещё больше укрепит их взаимоотношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Важней всего погода в ДОУ» (нетрадиционные формы работы педагога –психолога ДОУ с педагогическим коллективом) из опыта работы

Деятельность, направленная на сохранение и укрепление  психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому что, в настоящее время работа педагого...

«Мой педагогический опыт» из опыта работы воспитателя Неустроевой Альбины Ивановны по проекту дополнительного образования «Веселая петелька» к улусному конкурсу молодых педагогов «Педагогическая звезда - 2018»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Баягинский детский сад «Ньургуьун» муниципального района «Таттинский улус» Республики Саха (Якутия) «УТ...

из опыта работы с детьми с нарушением интеллекта "Музыкально-игровая деятельность с детьми с ОВЗ"

В работе с детьми с нарушением интеллекта создаётся особым образом организованное сопровождение отличающееся от детей с традиционным развитием. В статье описаны особенности взаимодействия и приёмы раб...

Компетенции собственного педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в рамках темы самообразования

Компетенции собственного педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в рамках темы самообразования...

«Коррекционно-развивающая работа, используемая в воспитательном процессе для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ. Подготовила: Ахтямова О.А.

laquo;Коррекционно-развивающая работа,используемая в воспитательном процессе для детейс умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями)» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.Подготовила: Ахтямо...